Перспективы монополии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

исследование явления естественной монополии в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА,
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………………………….5
1.1.Понятие естественной монополии………………………………………………….5
1.2. Влияние естественных монополий на национальную экономику……………….7
1.3.Основные методы государственного регулирования деятельности естественных
монополий в России……………………………………………………………………...8
Глава 2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ И ИХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………………………………15
2.2 Анализ естественных монополий в России, их вклад в развитие экономики
России……………………………………………………………………………………15
2.2 Анализ государственного регулирования естественных монополий в России...24
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

КУРС. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ.docx

— 177.47 Кб (Скачать)

2) Методы нормативно-ориентирующего  воздействия. Наряду с законодательным  антимонопольным регулированием  в странах с рыночной экономикой  применяются и методы нормативно-ориентирующего  воздействия. К ним относятся:  правительственные заказы; налоги; проценты; государственные субсидии. Используя эти рычаги, государство  имеет возможность влиять на  интенсивность конкуренции в  разных секторах и сегментах  рынка. Основная черта нормативно-ориентируещего регулирования конкуренции – стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие.

Осуществляя нормативно-ориентирующее  регулирование деловых отношений, правительство выступает прежде всего как инструмент государственной поддержки бизнеса, содействующий через активизацию конкуренции развитию рыночной экономики.5

3) Антимонопольный контроль. К антимонопольному регулированию  можно отнести и такой контроль. Для предупреждения и пресечения  монополистической деятельности  ведется Государственный реестр  объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. В него включаются хозяйствующие  субъекты, доля которых превышает  определенный процент на соответствующем  рынке и которые нарушают антимонопольное  законодательство. Включение в Реестр  означает, что предприятие автоматически  попадает под контроль за деятельностью со стороны органов по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства. Предприятия-монополисты обязаны принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд. На них распространяется ряд ограничений в процессе приватизации и т. д.

Закон РФ о регулировании  естественных монополий

1.Сущность закона.

Настоящий закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий  в РФ и направлен на достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и  эффективного функционирования субъектов  естественных монополий.

Данный Федеральный закон  распространяется на отношения, которые  возникают на товарных рынках РФ и  в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Определение основных понятий:

1)естественная монополия  - состояние товарного рынка, при  котором удовлетворение спроса  на этом рынке эффективнее  в отсутствии конкуренции в  силу технологических особенностей  производства, а товары, производимые  субъектами естественных монополий,  не могут быть заменены в  потреблении другими товарами, в  связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

2)субъект естественных  монополий - хозяйственный субъект  (юридическое лицо), занятый производством  товаров в условиях естественной  монополии;

3)потребитель - физическое  или юридическое лицо, приобретающее  товар, производимый субъектами  естественных монополий;

4)руководитель субъекта  естественной монополии - лицо, уполномоченное  выступать от имени субъекта  естественной монополии.

Сферы деятельности данного  закона:6

транспортировка нефти и  нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

услуги по передачи электрической  и тепловой энергии;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественной монополии образуются федеральные  органы исполнительной власти по регулированию  естественных монополий в порядке, установленном для федеральных  органов исполнительной власти.

Методы регулирования  субъектов естественных монополий:

1)ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения  цен или их предельного уровня.

Государственное регулирование  деятельности естественных монополистов имеет целью достижение баланса  интересов потребителей и субъектов  естественных монополий и учет социальных факторов при установлении или изменении  тарифов. Согласно ст. 424 ГК РФ оно применяется  только в случаях, установленных  законом. Исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеют органы регулирования естественных монополий (в настоящее время  это Федеральная служба по тарифам).

Единая политика цен на услуги субъектов естественных монополий  остается прерогативой Правительства  РФ. Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность  в инвестициях, стоимость основных производственных средств. Важно понимать, что тарифы должны устанавливаться  индивидуально для каждого конкретного  субъекта, а не для определенного  вида деятельности.

2)определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального  уровня их обеспечения в случае  невозможности удовлетворения в  полном объеме потребностей в  товаре, производимом субъектом  естественной монополии.

Органы регулирования  естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые осуществляются с участием или в отношении  субъектов естественных монополий  и которые могут иметь своим  результатом ущемление интересов  потребителей товара, в отношении  которого применяется регулирование  в соответствии с настоящим Федеральным  законом.

Субъекты естественных монополий  обязаны предоставлять соответствующему органу регулирования естественных монополий:

1)текущие отчеты о своей  деятельности в порядке и сроки,  которые установлены органами  регулирования естественных монополий;

2)проекты планов капитальных  вложений.

Ответственность за нарушение  настоящего Федерального закона.

Субъекты естественных монополий  несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:

1)завышение цен, установленных  органом регулирования естественных  монополий, - в размере до 15 тысяч  минимальных размеров оплаты труда;

2)неисполнение решения,  выданного органом регулирования  естественных монополий в соответствии  со статьей 11 настоящего Федерального  закона, - в размере до 10 тысяч  минимальных размеров оплаты труда;

3)предоставление органам  регулирования естественных монополий  недостоверных сведений - в размере  1000 минимальных окладов труда;

4)непредставление органу  регулирования естественных монополий  уведомления, предусмотренное в  п.4 статьи 7 настоящего Федерального  закона, - в размере до 600 минимальных  окладов труда;

5)непредставления в срок  по требованию органа регулирования  естественных монополий документов  или иной информации, необходимой  для осуществления его деятельности, - в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Если действиями (бездействиями) субъекта естественных монополий, нарушающими  настоящий Федеральный закон, причинены  убытки, в том числе от завышения  цены, другому хозяйственному субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом  естественной монополии в соответствии с гражданским законодательством.

В случае если органом регулирования  естественных монополий принято  решение с нарушением настоящего Федерального закона, в том числе  об определении цен без достаточного экономического обоснования, и в  результате этого субъекту причинены  убытки, он вправе требовать возмещение этих убытков в порядке, предусмотренном  гражданским законодательством.

Решения о введении, об изменении  или о прекращении урегулирования, либо об отказе по внесенному предложению  принимаются правлением соответствующего органа регулирования естественных монополий непозднее шести месяцев со дня поступления предложения. При этом отказ или частичный отказ от принятия внесенного предложения должен быть мотивирован.

Органы регулирования  естественных монополий в пределах своей компетенции вправе рассматривать  дела о нарушениях настоящего Федерального закона и принимать по ним решение.

Основанием для рассмотрения дел служат заявления хозяйствующих  субъектов, потребителей, общественных организаций потребителей и других организаций.

Органы регулирования  естественных монополий вправе рассматривать  дела по собственной инициативе на основании сообщений средств  массовой информации и иных, имеющихся  в их распоряжении материалов, свидетельствующих  о нарушении настоящего Федерального закона

2. Пример по России.

В нашей стране по многим видам перевозок железные дороги относятся к естественной монополии. Поэтому их деятельность должна находиться под контролем государства. Вместе с тем в значительной части  этого производственно- хозяйственного комплекса, не осуществляющей непосредственно  транспортный процесс и обеспечение  безопасности движения поездов, не только возможно, но и необходимо развивать  конкуренцию. Однако до настоящего времени  отраслевая "Программа демонополизации  в сфере федерального железнодорожного транспорта" остается неотработанной и неутвержденной. Достаточно медленно идет процесс применения и внедрения  на железнодорожном транспорте новых  форм собственности, а если это и  осуществляется, но только в областях, не связанных непосредственно с  перевозочной деятельностью. При этом первостепенное внимание уделяется  доходности железных дорог за счет повышения тарифов на перевозки. Вопросу же сокращения расходов уделяется  недостаточное внимание. Вместе с  тем добиться снижения расходов предприятий  отрасли в рыночных условиях можно, лишь создав конкурентную среду на транспортном рынке. Но в настоящее  время состояние автомобильных  дорог, речного и других видов  транспорта пока оставляет желать лучшего. Однако высокие тарифы на железнодорожные  перевозки могут заставить часть  клиентов обратиться к услугам других перевозчиков.7

Следует отметить, что особая роль железнодорожного транспорта в  сфере транспортных услуг, отсутствие отработанной нормативно- правовой базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог с грузоотправителями и  предприятиями, в том числе осуществляющими  перевозки другими видами транспорта, несовершенство правовой базы создают  определенные предпосылки для нарушения  предприятиями железнодорожного транспорта антимонопольного законодательства. И  в первую очередь это проявляется  в виде необоснованного увеличения затрат и тарифов на перевозку  грузов и оказание других услуг.

Как известно, в соответствии с Законом РФ "О конкуренции  и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках" во многих районах  страны созданы территориальные антимонополистические органы (более 80), которые подведомственны Государственному комитету РФ по антимонополистической политике и поддержке новых экономических структур. Их силами и проводятся различные проверки, в том числе периодически осуществляется контроль за формированием и применением железнодорожных тарифов, расчетами провозных платежей за перевозки грузов и другие услуги. Результаты проводимых проверок свидетельствуют о том, что предприятиями железнодорожного транспорта продолжаются нарушения антимонопольного законодательства, в том числе в части ценообразования, взимание платы за невыполненные работы или оказания услуг, которое должно производиться без дополнительной оплаты, навязывание клиентам невыгодных договорных или различных дискриминирующих условий.

Комитетом были подготовлены предложения по вопросу совершенствования  ценообразования на железнодорожном  транспорте и направлены в Комиссию правительства по совершенствованию  платежей и расчетов. Создана межведомственная Комиссия по контролю за ценообразованием на железнодорожном транспорте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

2.2 Анализ естественных  монополий в России, их вклад в развитие экономики России

 

Естественные монополии  продолжают оставаться значимым сегментом  в экономике России. Их влияние  на экономику страны очень велико в связи с тем, что естественные монополии - это «затратообразующие» отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции. Естественные монополии являются и бюджетообразующими. На долю крупнейших компаний (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД») по оценкам института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП, в федеральный бюджет только нефтегазовый комплекс направляет 45% всей его доходной части;8

Информация о работе Перспективы монополии в России