Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
исследование явления естественной монополии в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА,
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………………………….5
1.1.Понятие естественной монополии………………………………………………….5
1.2. Влияние естественных монополий на национальную экономику……………….7
1.3.Основные методы государственного регулирования деятельности естественных
монополий в России……………………………………………………………………...8
Глава 2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ И ИХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………………………………15
2.2 Анализ естественных монополий в России, их вклад в развитие экономики
России……………………………………………………………………………………15
2.2 Анализ государственного регулирования естественных монополий в России...24
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...35
2) Методы нормативно-
Осуществляя нормативно-ориентирующее
регулирование деловых
3) Антимонопольный контроль.
К антимонопольному
Закон РФ о регулировании естественных монополий
1.Сущность закона.
Настоящий закон определяет
правовые основы федеральной политики
в отношении естественных монополий
в РФ и направлен на достижения
баланса интересов потребителей
и субъектов естественных монополий,
обеспечивающего доступность
Данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках РФ и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Определение основных понятий:
1)естественная монополия
- состояние товарного рынка,
2)субъект естественных
монополий - хозяйственный субъект
(юридическое лицо), занятый производством
товаров в условиях
3)потребитель - физическое
или юридическое лицо, приобретающее
товар, производимый
4)руководитель субъекта естественной монополии - лицо, уполномоченное выступать от имени субъекта естественной монополии.
Сферы деятельности данного закона:6
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
услуги по передачи электрической и тепловой энергии;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественной монополии образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
Методы регулирования субъектов естественных монополий:
1)ценовое регулирование,
осуществляемое посредством
Государственное регулирование деятельности естественных монополистов имеет целью достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий и учет социальных факторов при установлении или изменении тарифов. Согласно ст. 424 ГК РФ оно применяется только в случаях, установленных законом. Исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеют органы регулирования естественных монополий (в настоящее время это Федеральная служба по тарифам).
Единая политика цен на
услуги субъектов естественных монополий
остается прерогативой Правительства
РФ. Тарифы устанавливаются исходя
из обоснованности затрат естественных
монополистов на производство товаров
(услуг). При этом учитываются издержки
реализации услуг, налоги, потребность
в инвестициях, стоимость основных
производственных средств. Важно понимать,
что тарифы должны устанавливаться
индивидуально для каждого
2)определение потребителей,
подлежащих обязательному
Органы регулирования
естественных монополий осуществляют
контроль за действиями, которые осуществляются
с участием или в отношении
субъектов естественных монополий
и которые могут иметь своим
результатом ущемление
Субъекты естественных монополий
обязаны предоставлять
1)текущие отчеты о своей
деятельности в порядке и
2)проекты планов капитальных вложений.
Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.
Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:
1)завышение цен,
2)неисполнение решения,
выданного органом
3)предоставление органам
регулирования естественных
4)непредставление органу
регулирования естественных
5)непредставления в срок
по требованию органа
Если действиями (бездействиями)
субъекта естественных монополий, нарушающими
настоящий Федеральный закон, причинены
убытки, в том числе от завышения
цены, другому хозяйственному субъекту,
эти убытки подлежат возмещению субъектом
естественной монополии в соответствии
с гражданским
В случае если органом регулирования
естественных монополий принято
решение с нарушением настоящего
Федерального закона, в том числе
об определении цен без
Решения о введении, об изменении
или о прекращении
Органы регулирования естественных монополий в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела о нарушениях настоящего Федерального закона и принимать по ним решение.
Основанием для рассмотрения дел служат заявления хозяйствующих субъектов, потребителей, общественных организаций потребителей и других организаций.
Органы регулирования естественных монополий вправе рассматривать дела по собственной инициативе на основании сообщений средств массовой информации и иных, имеющихся в их распоряжении материалов, свидетельствующих о нарушении настоящего Федерального закона
2. Пример по России.
В нашей стране по многим
видам перевозок железные дороги
относятся к естественной монополии.
Поэтому их деятельность должна находиться
под контролем государства. Вместе
с тем в значительной части
этого производственно- хозяйственного
комплекса, не осуществляющей непосредственно
транспортный процесс и обеспечение
безопасности движения поездов, не только
возможно, но и необходимо развивать
конкуренцию. Однако до настоящего времени
отраслевая "Программа демонополизации
в сфере федерального железнодорожного
транспорта" остается неотработанной
и неутвержденной. Достаточно медленно
идет процесс применения и внедрения
на железнодорожном транспорте новых
форм собственности, а если это и
осуществляется, но только в областях,
не связанных непосредственно с
перевозочной деятельностью. При этом
первостепенное внимание уделяется
доходности железных дорог за счет
повышения тарифов на перевозки.
Вопросу же сокращения расходов уделяется
недостаточное внимание. Вместе с
тем добиться снижения расходов предприятий
отрасли в рыночных условиях можно,
лишь создав конкурентную среду на
транспортном рынке. Но в настоящее
время состояние автомобильных
дорог, речного и других видов
транспорта пока оставляет желать лучшего.
Однако высокие тарифы на железнодорожные
перевозки могут заставить
Следует отметить, что особая роль железнодорожного транспорта в сфере транспортных услуг, отсутствие отработанной нормативно- правовой базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог с грузоотправителями и предприятиями, в том числе осуществляющими перевозки другими видами транспорта, несовершенство правовой базы создают определенные предпосылки для нарушения предприятиями железнодорожного транспорта антимонопольного законодательства. И в первую очередь это проявляется в виде необоснованного увеличения затрат и тарифов на перевозку грузов и оказание других услуг.
Как известно, в соответствии
с Законом РФ "О конкуренции
и ограничении монопольной
Комитетом были подготовлены предложения по вопросу совершенствования ценообразования на железнодорожном транспорте и направлены в Комиссию правительства по совершенствованию платежей и расчетов. Создана межведомственная Комиссия по контролю за ценообразованием на железнодорожном транспорте.
Глава 2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
2.2 Анализ естественных монополий в России, их вклад в развитие экономики России
Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. Их влияние на экономику страны очень велико в связи с тем, что естественные монополии - это «затратообразующие» отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции. Естественные монополии являются и бюджетообразующими. На долю крупнейших компаний (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД») по оценкам института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП, в федеральный бюджет только нефтегазовый комплекс направляет 45% всей его доходной части;8