Перспективы международной специализации России в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом, национальной специализацией и международной интеграцией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОССИЯ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ 5
1.1.Понятие мирового хозяйства 5
1.2. Внешняя торговля России 9
1.3. Внешнеторговая политика России 12
ГЛАВА II. ОЦЕНКА РОЛИ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ 15
2.1. Место России в мировой экономике 15
2.2. Обострившиеся проблемы и возможные пути их решения 22
2.3. Ближайшие и долгосрочные перспективы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

перспективы международной специализации россии в мировом хозяйстве.rtf

— 580.63 Кб (Скачать)

Условиями расширения участия России в мировой торговле являются:

  1. конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке;
  2. развитие структуры внешней торговли;
  3. динамичное развитие национальной экономики.

Географическая структура торговли России характеризуется двумя основными направлениями: страны СНГ и дальнее зарубежье.

В десятку основных торговых партнеров России входят Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Турция, Польша, Швейцария, Великобритания, США и Финляндия. На ЕС (Европейский союз) приходится 52,1% российского товарооборота, на страны СНГ -- 15,3%, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона -- 16,1% (рис. 1).

 

 

Экспорт

 

Импорт

 

Франция

 

Финляндия

 

Украина

 

США

 

(Великобритания)

 

Польша

 

Нидерланды

 

Китай

 

Казахстан

 

Италия

 

Германия

 

Беларусь

процентов

процентов


Рис. 1. Распределения экспорта и импорта РФ по некоторым зарубежным странам

 

Основным торговым партнером России является Германия. Ее доля во внешней торговле России превышает 10%. Россия во внешнеторговом обороте Германии занимает 14-е место (2%) [5, c.112].

В десятку основных торговых партнеров России входят также Италия, Китай, Турция, Польша, Великобритания, США, Нидерланды, Финляндия и Швейцария.

Основными торговыми партнерами России из стран СНГ остаются Республика Беларусь, Украина и Казахстан, формирующие вместе с Россией единое экономическое пространство.

Последнее десятилетие характеризуется негативными тенденциями в развитии внешней торговли -- сокращением российского присутствия на многих региональных и мировых товарных рынках, в странах -- бывших членах СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) и в регионе СНГ. Отечественные товары на внутреннем рынке России потеснены иностранными конкурентами.

    1. Внешнеторговая политика России

Внешнеторговая политика -- это система мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка, стимулирование роста объема внешней торговли, оптимизацию ее структуры и направлений товарных потоков.

Современную внешнеторговую политику отличает ослабление ограничений внешнеторгового обмена, стремление к устранению препятствий на его пути, т. е. либерализация торговли. (Либерализация торговли явилась одной из основных причин необычайного экономического роста, отмеченного во всех странах после окончания Второй мировой войны.)

Условия присоединения России к ВТО (Всемирная торговая организация) -- это создание режима свободной конкуренции товаров и услуг на ее территории, т. е. снижение таможенных тарифов, отказ от субсидирования производства и экспорта продукции по демпинговым ценам. Данные условия оказались для России трудновыполнимыми. В связи с этим ВТО рекомендовало России навести порядок в вопросах субсидирования производства, особенно сельхозпродукции, применения антидемпинговых мер статистической отчетности и т. д.

В соответствии с общеэкономическими задачами и требованиями ВТО в России проводится регулирование внешнеэкономической деятельности: лицензионное регулирование внешнеторговых операций, таможенно-тарифное регулирование и переход к тендерной (конкурсной) основе заключения внешнеторговых контрактов.

В России действует система стимулирования экспорта, которая соответствует требованиям ВТО и порядку оказания государственной поддержки экспорта. Такая поддержка национальных экспортеров включает систему финансовых льгот, к которым относятся:

1) предоставление Правительством РФ в лице Министерства финансов РФ гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, привлекаемых российскими коммерческими банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных организаций;

  1. гарантированное страхование экспортных кредитов от долгосрочных коммерческих рисков;
  2. прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков;
  3. выдача на льготных условиях экспортных кредитов и т. д. Государство берет на себя значительную часть расходов по подготовке кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечивает необходимые политические условия для их деятельности на внешнем рынке.

Внешнеторговая политика России по развитию экспорта имеет целью формирование эффективной модели участия России в МРТ (Международное разделение труда). Ее основные направления предусматривают не столько расширение экспорта, сколько поддержание его устойчиво высоких объемов на основе оптимального использования имеющихся конкурентных преимуществ и мировой конъюнктуры. Обязательна диверсификация российского экспорта, в том числе за счет широкого вывоза на внешние рынки готовой продукции, в первую очередь наукоемкой, высокотехнологичной.

Существующие ограничения делятся на следующие категории:

  1. ограничение круга экспортеров, которым разрешено вывозить данный товар;
  2. квотирование вывозимого товара; соблюдение условий, исключающих возможность нанесения ущерба национальным интересам в результате экспорта.

Количественные ограничения экспорта вводятся для предотвращения опустошения внутреннего рынка и исключения избыточного предложения данного товара на мировых рынках.

Статья 18 данного Закона допускает возможность введения количественных ограничений в целях защиты внутреннего рынка.

Соглашения о взаимном признании сертификатов, удостоверяющих безопасность товаров, заключены Россией с Германией, Францией, Китаем, Сингапуром. Действие соглашения, заключенного с Китаем, распространяется на Тайвань [9, c.127].

 

2. Оценка роли России в современном мировом хозяйстве

    1. Место России в мировой экономике

Начиная с 1968 г. ООН осуществляет Проект международных сопоставлений (ПМС), по которому сравниваются объемы ВВП разных стран мира по паритетам покупательной способности (ППС) валют. Советский Союз в течение долгих лет отказывался принимать участие в этой программе, не признавая «буржуазные показатели» ВВП и ВНП и ведя собственные завышенные международные сопоставимые оценки национального дохода и ряда других показателей. Лишь в 1990 г. СССР принял участие в этой программе, но вскоре развалился.

Российская Федерация была включена в ПМС ООН за 1993 г. и впоследствии стала постоянной участницей этой программы, предоставляя все необходимые базовые данные. Для расчета ППС за 1999 г. в рамках ОЭСР - Евростат Россия предоставила данные о ценах почти 3000 товаров и услуг, сформировав тем самым «корзину» для сравнения своего ВВП в долларах. Подобные же расчеты были произведены за 1996 г.

Эти расчеты показывают, что Россия по общему объему своего ВВП в конце XX в. занимала 10-е место в мире, отставая от США примерно в 10 раз, от ЕС - в 9,8, от Китая - в 5, от Японии - примерно в 3,6, от Индии - в 2,7, от Франции - в 1,6, Великобритании и Италии - в 1,6, от Бразилии - в 1,3 раза. По ВВП в расчете на душу населения Россия отставала от США в 1999 г. в 5,5 раза, от ЕС - в 3,8, от Японии - более чем в 4, от Германии - в 4, от Великобритании, Франции и Италии - примерно в 3,8 раза, от Бразилии - на 10%. Зато опережала Китай в 1,6 раза и Индию - в 2,6 раза. Данные, конечно, неутешительные, но объективные.

Согласно данным исследования за прошлый год Великобритания произвела промышленной продукции на 227 млрд долларов, опередив в рейтинге Южную Корею (214 млрд долларов), Россию (207 млрд долларов) и Бразилию (205 млрд долларов). Однако Франция по объему промышленного производства в прошлом году опередила Британию на 26 млрд, что позволило французам обогнать британцев с итоговым результатом в 253 млрд долларов.

В минувшем году на долю Британии приходилось 2,6% мирового промышленного производства. Три года назад это показатель составлял 3,6%, а в 1980 - 5,4%.

«В последние десятилетия экономика Британии в значительный степени опиралась на сектор финансовых услуг, однако сегодня эта сфера переживает не лучшие времена, - отмечает главный аналитик финансового рынка IHS Global Insight Марк Киллион. - Это означает, что сейчас необходимо уделить внимание производственному сектору».

Первую пятерку рейтинга крупнейших мировых промышленных производителей составляют США, Китай, Япония, Германия и Италия.

Что касается России, то, согласно последним данным Росстата, рост промышленного производства в стране в мае 2010 года относительно мая 2009 года составил 12,6%.

В январе-мае 2010 года по сравнению с январем-маем 2009 года рост промпроизводства составил 10,3%, в мае по сравнению с апрелем 2010 года -1,2%.

Рост промышленного производства в апреле составил 10,4% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года.

В начале XXI в. ситуация в соотношении сил между Россией и другими крупными в экономическом отношении странами мира по показателю ВВП стала меняться в пользу России. Так, по примерным оценкам, в 2006 г. ВВП России составил 1160,5 млрд. долл. против 10 800 млрд. долл. в США, т.е. почти 11% уровня США, или в 9 раз меньше.

Приведенные в табл. 2 данные свидетельствуют о том, что с 1999 по 2006 г. Россия укрепила свои позиции в мировой экономике. Ее ВВП приблизился к уровню США, т.е. отставание сократилось. Теперь ВВП России вплотную приблизился к уровню Бразилии, и не исключено, что в ближайшие годы мы превзойдем эту страну по объему производимого ВВП. Но главное - Россия по объему своего ВВП заметно приблизилась к уровню Франции, Великобритании и Италии, отставая от них в пределах всего лишь 30%.

Обращает на себя внимание усиление позиций Китая и ослабление позиций Японии. ВВП Китая подходит к уровню 60% ВВП США, а ВВП Японии снизился по отношению к уровню США почти на 4 процентных пункта. Ослабли позиции и Западной Европы по отношению к уровню США. Обратимся теперь к данным о промышленном производстве (к сожалению, Госкомстат РФ не дает в своих публикациях международных сопоставлений по промышленному производству в долларах). Наиболее надежным источником для этого служат разработки по ППС Института мировой экономики и международных отношений РАН на базе всей последней международной статистики и мировой экономической литературы (автор этих разработок - Б.М. Болотин). Основные результаты таких сопоставлений представлены в. Данные в ней свидетельствуют, что место России в мире по объему промышленного производства заметно выше, чем по показателю ВВП. По объему промышленного производства мы занимаем 6-е место в мире и составляем немногим более 20% уровня США. При этом следует обратить внимание на то, что в Европе Россия занимает 2-е место после Германии, превосходя по этому показателю Францию, Великобританию и Италию. Сказывается наличие у нас мощной добывающей промышленности и ВПК.

Канаду Россия превосходит по объему промышленного производства практически вдвое.

Международные сопоставления по уровню производительности труда в народном хозяйстве и оценки места России в мировой экономике по этому важнейшему показателю эффективности производства, также проведены ИМЭМО РАН.

Эти данные показывают, что Россия отстает от США по производительности труда в народном хозяйстве практически в 5 раз, от Канады - в 4, от Западной Европы - в 3,5 раза, но вдвое превосходит Китай, в 4 раза - Индию, на 16% - Бразилию и отстает от Мексики на 18%. От главных стран Западной Европы и Японии мы отстаем по народно-хозяйственной производительности труда примерно в 3,5 раза.

В течение ряда лет в Институте Европы РАН проводились весьма детальные, а главное, прямые двусторонние сопоставления уровней производительности труда в промышленности России, США, Германии, Франции и Великобритании за 1992 и 1998 гг.

В результате спада производства в России в 1998 г. соотношение ее уровней производительности труда в промышленности и соответствующих уровней главных капиталистических стран заметно ухудшилось. Лишь после 1999 г. начался процесс улучшения этих соотношений. За 1998-2006 гг. производительность труда в промышленности Российской Федерации увеличилась практически более чем на треть.

Такова статистика, чисто количественная характеристика места России в мировой экономике в конце XX - начале XXI в. Она, естественно, не включает анализа качественных сторон состояния российской экономики и общества. Последнее представляет собой особую проблему, которая рассматривается нами лишь в аспекте сравнения этого состояния с основными ведущими тенденциями в мировой экономике.

Нынешняя Россия в сравнении с США по своей экономической мощи и уровню экономического развития представляет собой удивительный парадокс: отставая от США по размерам ВВП примерно в 13 раз, мы имеем равную с ними численность вооруженных сил (1,7 млн. чел.), равную численность научных сотрудников (1 млн. чел.). При этом в расчете на душу населения наш ВВП и личное потребление населения сегодня находятся в таком же примерно соотношении с США, как и в 1913 г.

После финансового дефолта, случившегося в августе 1998 г., и резкой девальвации рубля в России начался рост производства. Этот рост связан, несомненно, с исчерпанием, так сказать, ресурса долговременного падения производства в России, которое фактически, как уже говорилось, продолжалось примерно 20 лет - с конца 70-х - начала 80-х годов XX в. Когда говорят, что падение производства началось в России в 1992 г., с началом рыночных реформ и трансформацией всей российской экономики по схеме МВФ, - это абсолютная неправда.

Информация о работе Перспективы международной специализации России в мировом хозяйстве