Перспективы макроэкономического развития Украины на основе инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:09, доклад

Описание работы

На настоящем этапе развития экономики на фоне изменяющихся условий хозяйствования и усложнения экономических процессов инновации играют определяющую роль в обеспечении прогрессивного экономического развития. Современный мир уже сейчас использует ресурсов больше, чем может быть восполнено в будущем. Это позволяет критически оценивать существующие ориентиры развития: расчеты показывают, что для обеспечения в развивающихся странах такого же уровня потребления, как в развитых, необходимы ресурсы пяти планет Земля [1, с.7]. Отсюда возникает необходимость инновационных путей развития, которые касаются техники, технологии, социальной жизни.

Работа содержит 1 файл

Перспективы макроэкономического развития Украины на основе инноваций.doc

— 34.50 Кб (Скачать)

Бурда Егор Дмитриевич

Студент группы УПЭТ 10-а

факультета менеджмента

ДонНТУ

Научный руководитель:

к.э.н. Оленцевич Наталья Владимировна

 

Перспективы макроэкономического развития Украины на основе инноваций

 

На настоящем этапе развития экономики на фоне изменяющихся условий хозяйствования и усложнения экономических процессов инновации играют определяющую роль в обеспечении прогрессивного экономического развития. Современный мир уже сейчас использует ресурсов больше, чем может быть восполнено в будущем. Это позволяет критически оценивать существующие ориентиры развития: расчеты показывают, что для обеспечения в развивающихся странах такого же уровня потребления, как в развитых, необходимы ресурсы пяти планет Земля [1, с.7]. Отсюда возникает необходимость инновационных путей развития, которые касаются техники, технологии, социальной жизни.

Развитие мирового хозяйства и экономический рост сегодня в большей степени определяется научно-техническим прогрессом и интеллектуализацией основных факторов производства, что позволяет достигать конкурентоспособности национальных экономик. К примеру, в развитых странах на долю новых знаний, воплощаемых в новых технологиях приходится от 70% до 85% прироста ВВП. Прибыль, получаемая от реализации наукоемкой продукции значительна: США - 700 млрд. долл. в год, Германия - 530 млрд. долл. в год, Япония - 400 млрд. долл. в год [8, с.114-115].

Для Украины объективность  осуществления инновационной деятельности обусловлена целым рядом факторов: кризисная ситуация в экономике (падение уровня производства, рост цен, инфляция, безработица).

Сложившаяся ситуация кажется  парадоксальной: при наличии в  стране фундаментальных основ для  осуществления инновационных преобразований (сильный научно-исследовательский  потенциал, производственные мощности, почвенно-климатические условия), прогресс не наблюдается. Виной этих проблем является нерациональная государственная политика, в том числе, в области инноваций.

Государство не оказывает  содействия развитию инноваций: для  финансирования научных исследований (что является основой любых нововведений) в Украине выделяется 0,4% ВВП (согласно законодательству, норма составляет 1,7%). Расходы в Украине на 1 ученого в 70 раз меньше, чем в США (Табл. 1).

 

 

 

Таблица 1 Объем и структура  научно-исследовательской деятельности в разных странах мира

Страна

Объем, млн. долл. США

Валовые внутренние расходы на науку, % ВВП

Государственные расходы на науку, % ВВП

США

311210

2,79

1,18

Великобритания

32308

1,85

0,7

Франция

36828

2,21

0,74

Украина

1124

0,82

0,34


 

Для оживления ситуации в  стране необходима комплексная политика, которая будет включать в себя ряд функций:

  • пересмотр научно-исследовательской политики (к примеру, внедрение системы грантов будет способствовать увеличению количества проектов в различных областях науки) с государственным финансированием. Существующее в Украине целевое финансирование через НИИ и Национальное агентство по вопросам науки доказало свою недееспособность (за 2010-2011 год: 48 проектов с общим бюджетом в 35 млн. грн. В США через Национальные лаборатории проходит 20% университетских исследований. Бюджет - 6,8 млрд. долл).
  • корректировка существующей нормативной базы с целью улучшения условий для хозяйствующих агентов, привлечения иностранных инвестиций.
  • создание благоприятной инновационной среды: снижение налога на доход от инновационной деятельности, снижение пошлин на ввоз средств производства, предназначенных для осуществления инновационной деятельности, льготное кредитование (увеличение числа организаций на подобие ДИФКУ), дотации предприятиям на осуществлений инновационной деятельности.
  • рационализация существующей государственной инновационной инфраструктуры (ликвидация убыточных подразделений, передача их [подразделений] полномочий на внешний аудит)

Таким образом, для улучшения сложившейся ситуации необходима принципиально новая государственная система, благодаря которой будет возможно выйти за рамки укоренившихся реалий и создать качественно новое, более благоприятное образование в рамках целого государства.


Информация о работе Перспективы макроэкономического развития Украины на основе инноваций