Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:20, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее изучение экономического роста.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- учение типов и моделей экономического роста;
- рассмотрение современной теории макроэкономического роста;
- исследование тенденций и перспектив экономического роста в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………......3
1 ЦЕЛЬ, ТИПЫ, МОДЕЛИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.5
1.1 Цель экономического роста……………………………………………………5
1.2 Экстенсивный и интенсивный рост…………………………………………...6
1.3 Модели экономического роста………………………………………….........11
1.4 Показатели экономического роста…………………………………………...14
2 СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА……….16
3 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ………...........22
3.1 Факторы экономического роста, используемые в современной России…..22
3.2 Тенденции развития экономики в современной России................................24
3.3 Перспективы экономического роста в России………………………............38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………......43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..........45
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................46
Приложение А Основные результаты инерционного прогноза на 2010-2013 гг..........................................................................................................................................46
Проблема состоит в том, что в соответствии с инерционным прогнозом в 2012-2013 гг. темпы роста российской экономики не превысят 2.5%. Такая динамика может стать следствием того, что механизм экономического роста, функционирующий в предыдущее десятилетие и основанный, в том числе на внешнем финансировании, в значительной степени, в том числе и под влиянием мирового кризиса, себя исчерпал.
Существенное торможение экономического роста после восстановления экономики представляет серьезную проблему в среднесрочной перспективе, а, кроме того ставит вопрос о поиске механизмов, которые могут ускорить экономическую динамику в перспективе долгосрочной. Очевидно, что основное различие долгосрочного прогноза от среднесрочного состоит в возможности реализации и обоснования мер экономической политики, позволяющих не только изменить инерционный тренд, но и изменить качественные характеристики развития экономики.
4) Требования к экономической динамике в долгосрочной перспективе
Возможны различные
подходы к обоснованию
Таким образом, задача состоит в обосновании возможностей экономического роста в России на ближайшие 15-20 лет темпами не ниже 6% в год.
Можно отметить, что и долгосрочный прогноз развития российской экономики, разработанный МЭР в рамках КДР [9] (концепции долгосрочного развития) и прогноз ИНП РАН 2007 г. исходили из необходимости и возможности обеспечения в долгосрочной перспективе экономической динамики на уровне 6.0-8.0% в год.
Тем не менее, последние разработки МЭР свидетельствуют о существенно более умеренных оценках перспективной динамики. Так в наиболее оптимистичном варианте прогноза МЭР на периоде до 2030 г. (учитывающий влияние произошедшего кризиса) среднегодовые темпы прироста ВВП РФ не превышают 5%.
В этой связи можно отметить, что учитывая ресурсные и иные ограничения на динамику развития ТЭК, металлургии, некоторых видов сферы услуг, такого рода оценка выглядит существенно более реалистичной.
В то же время при такой экономической динамике мы будем вынуждены отказаться от реализации масштабной жилищной программы, уровень инфраструктурного обеспечения российской экономики и через 20 лет останется достаточно низким, примерно двукратное преимущество России перед Китаем по уровню душевого ВВП по ППС будет полностью утрачено.
Разумеется, такое развитие событий нас утраивать не может, так как не только не решаются ключевые задачи, стоящие перед страной, но и происходит ухудшение пропорций обмена с внешним миром, консервируются основные структурные разрывы и диспропорции в российской экономике.
Таким образом, требуется обоснование сценария ускорения экономической динамики.
5) Возможности и ограничения ускоренного роста
Как было сформулировано в долгосрочном прогнозе ИНП РАН 2007 г. - «Основной инструмент решения долгосрочных проблем развития – это инвестиции. Только с помощью инвестиций можно разорвать путы ресурсных, структурных и технологических ограничений».
В этом смысле ограничения по мощностям, ресурсам инфраструктурным объекта и т.д. – не являются ограничениями, поскольку рано или поздно они преодолеваются инвестициями и экономическим ростом.
Главное ограничение роста, на наш взгляд, это сужение пространства развития, когда некуда расти, или некому. Пространство развития сужается тогда, когда исчезают ориентиры и мотивы для роста. Это происходит, с одной стороны, в обществах с насыщенными потребностями, как, например, в США или в других наиболее развитых странах, с другой, в обществах с запредельными разрывами в уровне социально-экономического и технологического развития, как, например, в странах Центральной Африки.
Россию нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе стран. Однако фактом является то, что уровень разрывов в технологическом развитии различных секторов экономики, в уровне доходов различных социальных групп, а также в уровне социально-экономического развития регионов России чрезвычайно велик. Именно эти разрывы, на наш взгляд, могут стать основным тормозом экономического развития в долгосрочной перспективе.
В этой связи, мы полагаем, что важнейшим условием динамичного развития экономики России в будущем становится однородность экономического пространства, снижение технологических и экономических разрывов, снижение экономического неравенства.
В заключении можно сформулировать следующие основные положения сценария ускоренного развития:
1) создание механизма финансирования роста за счет внутренних источников;
2) повышение нормы накопления в российской экономике до 30-35%;
3) повышение общей однородности экономического и технологического пространства России;
4) обеспечение опережающего по сравнению с общим ростом доходов населения, роста оплаты труда в производственном секторе экономики;
5) замещение импорта товаров импортом капитала и распространение опыта промышленной сборки, реализованного в автомобилестроении, на другие отрасли обрабатывающей промышленности;
6) ускорение жилищного и инфраструктурного строительства;
7) стимулирование несырьевого экспорта;
8) увеличение государственных расходов.
В этом случае можно рассчитывать на достижение российской экономикой в долгосрочной перспективе среднегодовых темпов роста на уровне не ниже 7%.
3.3 Перспективы экономического роста в России
В связи с необходимостью
обеспечения устойчивого
М. Ершов в своей статье отмечает, что «речь идет уже не просто об экономическом росте как таковом, а о повышении его качества с целью создания конкурентных основ в экономике»[5].
С. Глазьев пишет, что «выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, стимулирования трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей»[6].
Объем образующихся и накопленных в российской экономике сбережений вполне достаточен, чтобы обеспечить трехкратное увеличение капитальных вложений, необходимое для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики. Но данное увеличение капитальных вложений будет возможно при правильной экономической политике, ориентированной на решение следующих задач.
В технологической области
стоит задача создания производственно-
В институциональной области необходимо сформировать
хозяйственный механизм, который способствовал
бы перераспределению ресурсов из устаревших
и бесперспективных производств, а также
сверхприбылей от экспорта природных
ресурсов в производственно-
Те же цели должны определять
политику в области совершенствования
организационно-
Для перевода начавшегося оживления экономики в режим устойчивого экономического роста требуются соответствующие макроэкономические условия. Они включают: нормализацию системы денежного обращения и формирование механизмов кредитования производственной деятельности, снижение процентных ставок и развертывание институтов долгосрочного финансирования инвестиций в развитии производственной сферы, снижение налогообложения производственной и инвестиционной деятельности, исправление ценовых диспропорций, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.
Так же выход на траекторию устойчивого экономического роста предполагает формирование механизмов расширенного воспроизводства, связывающих процессы роста производства, увеличения доходов населения, расширение конечного спроса, накопления сбережений и подъема инвестиций. В условиях глубокой дезинтеграции экономики это требует применения инструментов государственного регулирования для устранения диспоритета цен, оздоровления конкурентной среды, активизации конечного спроса.
В сфере ценообразования необходимо устранить завышение цен на продукцию монополизированных отраслей экономики. Формы государственного контроля над ценообразованием должны определяться условиями конкуренции: от прямого регулирования тарифов на услуги естественных монополий до мониторинга цен на продукцию, производимую и поставляемую на рынок в конкурентных условиях. При этом государство не должно подменять рыночное ценообразование бюрократическим произволом.
В антимонопольной политике
важнейшие задач и —
Для активизации конечного спроса в целях стимулирования производства должна быть внедрена система регулирования инвестиций и закупок в государственном секторе, предусматривающая: увеличение государственных закупок передового отечественного оборудования для обеспечения общественных нужд; повышение эффективности государственного контроля над использованием амортизационных отчислений и фондов накопления на предприятиях контролируемых государством (включая естественные монополии) для размещения заказов среди производителей отечественного оборудования, прекращение использования средств государственного бюджета всех уровней на цели импорта, за исключением ограниченного перечня критически необходимых товаров, не производимых в стране.
В регулировании внешнеэкономической деятельности важнейшими задачами являются: повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа, создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства, ограничение вывоза капитала за рубеж и предотвращения атак спекулятивного капитала с целью дестабилизации рубля, а так же расширения сферы использования последнего в международных расчетах.
Реализация стратегии экономического развития России будет способствовать выходу нашей страны на траекторию быстрого и устойчивого роста. Тогда российская экономика сумеет выйти на инновационный путь развития, по которому идут передовые страны.
С. Глазьев в своей статье «О стратегии экономического развития России» отмечает, что «согласно прогнозу развития российской экономики, разработанному ИНП РАН, различия в темпах прироста ВВП между инновационным и инерционным путями развития достигают трехкратной величины. С учетом нарастающего технического отставания российской экономики от стран-лидеров время выбора инновационного пути развития ограничено ближайшими двумя-тремя годами. Если возможности ее структурной перестройки на основе нового технологического уклада будут упущены, дальнейшее развитие будет протекать по инерционному сценарию и Россия останется сырьевой периферией мировой экономики»[6].
Формирование государственной экономической политики должно осуществляться на научной основе с использованием институтов социального партнерства. Цели экономического развития страны и приоритеты экономической политики нужно определять исходя из понимания объективных закономерностей современного экономического роста, состояния и конкурентных преимуществ российской экономики. Правительство и другие органы исполнительной власти должны отвечать за достижение сформированных общенациональных целей экономической политики.
Информация о работе Перспективы экономического роста в современной России