Переходная экономика: особенности функционирования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Содержание

Введение 3

1 Понятие переходной экономики и ее основные черты 5

3 Мировые тенденции и развитие переходной экономики 11

4 Специфика функционирования переходной экономики в Республике
Беларусь 18

Заключение 25

Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

2Основная часть.docx

— 79.59 Кб (Скачать)

В контракте, подписанном 31 декабря 2006 года на период до 1 января 2012 года, в формуле цены зафиксировано, что в 2011 году льготные коэффициенты при расчёте цены применяться не должны. Беларусы получают газ в нынешнем году по средней цене в 270 долларов.

В июне 2011 года Россия отсрочила прекращение  поставок электроэнергии Беларуси, из-за несоблюдения графика оплаты ранее  возникшей задолженности «Белэнерго». Общая сумма задолженности «Белэнерго» до начала погашения составляла около полутора миллиардов рублей за поставки в марте-мае 2011 года.

"Газпром" сообщил 25 ноября 2011 года, что в 2012 году средняя  цена газа для Беларуси составит 165,6 доллара за тысячу кубометров. Именно такая цена прописана  в новом контракте на поставки  российского газа в Беларусь  и транспортировку "голубого  топлива" по белорусской территории  на 2012-2014 годы.

На протяжении последнего десятилетия  Беларусь переживала беспрецедентный  период роста. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста  является глобальный финансовый и экономический  кризис 2008-2009 года и относительный  рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки ПИИ были традиционно очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения общей политики и изменчивая политика по отношению к развитию частного сектора [12, с 101-125].

В целом, 2009 год характеризовался следующими макроэкономическими показателями:

    • Валовой внутренний продукт 136,8 трлн. руб. 
    • Продукция промышленности 123,2 трлн. руб. 
    • Продукция сельского хозяйства 56,2 трлн. руб. 
    • Инвестиции в основной капитал 43,1 трлн. руб.  
    • Численность безработных (отношение к числу занятых) 40,3 тыс. чел.
    • Среднемесячная заработная плата одного работника 989,8 тыс. руб

В 2010 году в Беларуси наблюдалось  поступательное восстановление экономики  и рост инвестиций. Темп роста валового внутреннего продукта в 2010 году составил 107,6 к уровню 2009 года при прогнозе на год 111-113%. Прирост обусловлен более высокими темпами роста в январе-декабре базовых отраслей: промышленности (111,3% против 110,6% в январе-ноябре), строительства (объем строительно-монтажных работ - 119,3% и 117,2%), а также сохранением активности на потребительском рынке республики.

Удельный вес в ВВП добавленной  стоимости промышленности в 2010 году составил 26,8%, сельского хозяйства - 7,5%, строительства - 11%, транспорта и  связи - 9,5%, торговли и общественного  питания - 11,1%. По итогам 2010 года индекс физического объема производства продукции  промышленности по набору товаров-представителей к 2009 году составил 111,3%.

Производство потребительских  товаров в 2010 году к уровню 2009 года возросло на 13,1% при прогнозе на год  на 14-15%. Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства в 2010 году составил в целом по республике 19,5%.

Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий  в прошлом году увеличился к уровню 2009 года на 2% при прогнозе роста на 2010 год на 10-11%.

В январе-ноябре 2010 года положительное  сальдо внешней торговли услугами возросло по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на $243,6 млн и составило $1531,8 млн. Темп роста экспорта услуг составил 128,7%, импорта - 135,5%.

Реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-ноябре 2010 года по сравнению с соответствующим  периодом 2009-го увеличились на 13,7%.

Среднемесячная заработная плата работников республики в январе-ноябре 2010 года составила Br1205,6 тыс., в том числе в ноябре - Br1428,3 тыс. и увеличилась по сравнению с октябрем 2010 года на 7,5%, или на Br100,1 тыс.

Уровень зарегистрированной безработицы  на конец декабря 2010 года составил 0,7% от экономически активного населения (на конец декабря 2009 года - 0,9%).

Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года  № 136 была утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и  улучшение условий жизни населения  на основе совершенствования социально-экономических  отношений, инновационного развития и  повышения конкурентоспособности  национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет  осуществляться через реализацию следующих  приоритетных направлений:

    1. развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
    2. радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;
    3. стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
    4. рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
    5. развитие импортозамещающих производств;
    6. устойчивое развитие регионов;
    7. строительство качественного и доступного жилья;
    8. повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Основными задачами социальной политики государства  являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий  для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности  функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов  деятельности, относящихся к сфере  услуг[13, с 3-7].

В 2011 году наступил финансовый кризис, вызванный многолетним отрицательным  сальдо торгового баланса и повышением цен на энергоресурсы, обострением  спроса на иностранную валюту и повышения  заработной платы перед президентскими выборами 2010 года.

По состоянию на 1 января 2011 года государственный долг Беларуси составил более 12,7 млрд долларов (в национальном эквиваленте — более 38,3 трлн рублей). За январь-октябрь 2011 года ВВП Беларуси вырос на 7 % в годовом исчислении. Дефицит торгового баланса на 1 октября 2011 года составил 4 416,6 млн. долларов.

Валовый внешний долг Беларуси на 1 октября 2011 года составил $32515.7 млн., снизившись на 1,8% в третьем квартале после  роста на 4,7% во втором квартале и  на 11,3% в первом квартале текущего года. За девять месяцев текущего года валовый внешний долг вырос на 14,5% (4114.60 млн.). На 1 октябре 2011 года он составил 54,8% против 52% на начало года, сообщает Национальный банк.

Прирост экономики в первом квартале 2011 г. обеспечен в условиях роста  производительности труда на 10,6 %. Индекс потребительских цен за 10 месяцев 2011 г. сложился на уровне 188,7% к декабрю 2010 г. Рост индекса обусловлен преимущественно ростом цен на продовольственные товары (111,3 % к декабрю 2010 года).

В 2011 г. ухудшилась ситуация во внешней торговле товарами и услугами. Опережающие темпы роста импорта по сравнению с экспортом товаров и услуг привели к дальнейшему увеличению дефицита внешней торговли. По сравнению с 2010 годом внешнеторговое сальдо ухудшилось за счет роста отрицательного сальдо торговли нефтью, газа, прочих промежуточных товаров и легковых автомобилей. Положительное сальдо в торговле нефтепродуктами  увеличилось на 530 млн долларов по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.

На 1 октября 2011 г. внешняя кредиторская задолженность превысила внешнюю дебиторскую задолженность на 1414,12 млрд рублей. Таким образом, на указанную сумму в экономику были привлечены дополнительные источники финансирования. По сравнению с январём-мартом 2010 года внешняя просроченная дебиторская задолженность возросла на 31,5 %. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в республике в III квартале 2011 г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 63,4 % и составила 2036500 тыс. рублей.

Важнейшей проблемой в Республике Беларусь остается сдерживание темпов инфляции. За 2011 год инфляция в Беларуси выросла до 104 процентов. В то время  как к концу 2010 года составляла 9,9 процентов.

Динамика инфляции в 2011 году представлена в таблице 1.

Месяц

Уровень инфляции, %

Январь

1,4

Февраль

4,2

Март

6,1

Апрель

10,9

Май

26,4

Июнь

36,2

Июль

41

Август

58,6

Сентябрь

74,6

Октябрь

87,1

Ноябрь

104


 

Таблица 1 – Динамика инфляции за 2011 год в Республике Беларусь

 

Продолжается тенденция превышения темпов роста реальной заработной платы  над темпами роста производительности труда. За январь-март 2011 г. темп роста  производительности труда сложился ниже роста реальной заработной платы. С 1 января 2012 года минимальная заработная плата повышается на 8% с 925,52 тыс. белорусских рублей – до 1 млн. белорусских рублей.

Существенно изменилась ставка рефинансирования, динамика представлена в таблице 2[14].

 

Дата начала

действия 

 

Размер базовой ставки рефинансирования (учетной ставки), % годовых

12.12.2011

11.11.2011

14.10.2011

14.09.2011

01.09.2011

17.08.2011

13.07.2011

22.06.2011

01.06.2011

18.05.2011

20.04.2011

16.03.2011

45

40

35

30

27

22

20

18

16

14

13

12


 

Таблица 2 – Динамика ставка рефинансирования в 2011 году

 

Из-за нехватки валюты частично или  полностью парализована работа импортёров. Отсутствие единых курсов иностранных валют вынудило предприятия сферы торговли формировать цену товаров с учётом рисков девальвации и дальнейшего ухудшения финансовой ситуации. Из-за недостаточных величин уставного фонда и собственного капитала, что было вызвано кризисом, три банка находятся под угрозой закрытия, а ещё одиннадцать — под угрозой отзыва лицензии на работу с вкладами физических лиц, в то время как всего в Беларуси насчитывается 31 банк. Просроченная дебиторская задолженность предприятий за первые месяцы 2011 года увеличилась более чем на 20 % до 8,9 трлн рублей ($1,78 млрд.)

Ряд компаний в сфере услуг, которые  имели большие валютные обязательства, потерпели огромные убытки. Мобильные операторы Velcom и life:) по итогам второго квартала заявили о потерях в 37 и 150—200 миллионов долларов. ОАО «Лидское пиво» заявило о снижении операционной прибыли в исчислении в евро на 56,6 % несмотря на значительный рост продаж. О потерях, вызванных кризисом, сообщили также IT-компании.

Почти сразу же после объявления о девальвации «Белнефтехим», монополист в поставке бензина на внутренний рынок, повысил цены на отпускаемую продукцию в среднем на 20 %. По словам руководителя концерна, поставки топлива на внутренний рынок продолжают оставаться убыточными. С начала года произошло уже одиннадцать подорожаний моторного топлива.

11 июня были установлены ограничения  для физических лиц на вывоз  бензина и ряда товаров белорусского  производства, а товары из специального  списка было запрещено вывозить  вовсе. В список товаров, запрещённых  к вывозу физическими лицами, попали холодильники, газовые плиты,  цемент, синтетические моющие средства, крупы и макароны.

За 2011 год в 2,6 раза выросло количество неплательщиков по кредитам, что связывается  именно с ухудшением экономической  обстановки и невозможностью их выплаты  вследствие падения уровня жизни. К  ноябрю ставки по потребительским кредитам выросли до 120 %.

Актуальной остается проблема кадрового  обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

В начале ноября 2011 года Министерством  экономики и другими участниками  правительства был разработан ряд  предложений по изменению курса  социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие предложения:

    1. выход на положительное сальдо внешней торговли;
    2. сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм (ориентировочно в три раза) и проведение жёсткой налоговой и кредитно-денежной политики;
    3. активизация привлечения иностранных инвестиций (план — $4 миллиарда);
    4. приватизация малоэффективных предприятий;
    5. отказ от регулирования курса белорусского рубля за исключением резких скачков;
    6. рост золотовалютных резервов на $5 миллиардов, то есть вдвое;
    7. отказ от приоритета роста ВВП перед остальными макроэкономическими показателями;
    8. удерживание инфляции на уровне 19 %

Информация о работе Переходная экономика: особенности функционирования в РБ