Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 00:17, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
определить сущность, основные черты переходной экономики в Беларуси;
изучить отличительные особенности в структуре переходной экономики РБ;
раскрыть актуальные задачи развития экономики РБ на пути перехода к социально-ориентированной модели рыночной экономики;
определить проблемы и пути решения переходной экономики в Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3
I ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: КРИТЕРИИ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 6
1.1 Понятие переходной экономики и ее основные критерии: 6
1.2 Особенности функционирования переходной экономики 10
1.3 Главные цели и задачи переходного периода и пути их решения: 12
1.4 Тенденции развития национальной экономики в переходный период 16
II ВАРИАНТЫ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 20
III РАЗВИТИЕ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
В
настоящее время все они
4. Деградация экономического потенциала страны, проявляющаяся главным образом в старении основного капитала. По свидетельству мировой практики, если третья часть ВВП не идет через сбережения в инвестиции, то обеспечение устойчивых темпов экономического роста в стране недостижимо. В Беларуси фактические инвестиции в основной капитал составляли в 1996 г. — 16,2 % ВВП; в 1997 г. -19,2; в 1998 г. - 23,9; в 1999 г. - 21,6; в 2000 г. - 17 % ВВП, что практически вдвое ниже указанного уровня. Прямые иностранные инвестиции составили лишь 6—7 % вместо запланированных 46 %.
Если в постсоциалистических Польше и Словакии инвестиции составляют 50 долл. на человека, в Чехии и Эстонии — порядка 100 дол. на человека, то в нашей республике — лишь 1 долл. на человека. При такой скудости объемов инвестирования в последние 10 лет в Беларуси не происходило даже простого воспроизводства основных производственных фондов. Капитальные вложения в промышленности меньше амортизации на 13—15 %, в сельском хозяйстве — на 60—65 %. Согласно экспертным оценкам, в целом по народному хозяйству на начало 1999 г. выбытие основных фондов в 11 раз превышало их обновление. В результате сложившейся инвестиционной ситуации средний уровень изношенности активной части основных фондов в республике составляет порядка 75—80 %, что превышает критический уровень и свидетельствует о "проедании" накопленного в советский период потенциала.
5. Переходный характер отношений собственности, выражающийся в их высокой подвижности и изменчивости. Движение от общественной к частной собственности происходит многократно и разнонаправлено в разных сферах и в разные периоды времени. К примеру, при теоретическом осознании оправданности существования двух форм собственности — частной и государственной — в действующем законодательстве республики вновь фиксируется наличие в Беларуси устоявшихся трех.
Сам характер присвоения, отчуждения и распоряжения в республике находится в процессе трансформации. Складывается ситуация, в которой не только с формально-правовой, но и с экономической точки зрения неизвестно, какими правами обладает собственник, за что, какую и перед кем он несет ответственность.
Характеристикой темпов трансформации собственности в республике служит факт, что доля государственной собственности в настоящее время составляет порядка 85 %, в то время как согласно мировому опыту критическим уровнем сосредоточения собственности в руках государства расценивается уровень 20—25 %. На сегодняшний день Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран с переходной экономикой оценки степени завершенности малой приватизации, приватизации крупных предприятий, банковской реформы, либерализации (как внутренней, так и внешней).
6. Падение жизненного уровня населения при декларировании социальной ориентированности реформ. Рост доходов населения страны нестабилен и характеризуется противоречивыми тенденциями, усиливающимися высоким уровнем инфляции.
Доминирующими в структуре доходов населения республики остаются продукты питания (порядка 80 %). Что же касается предметов культурно-спортивного назначения, то их доля крайне незначительна. Такие пропорции приближают структуру доходов населения Беларуси к структуре доходов населения слаборазвитых стран.
Падает
средняя продолжительность
7. Наличие противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Поскольку определенная часть экономики республики является уже рыночной, то экономическая эффективность в ней сводится к максимизации доходов и прибыли. Что же касается социальной справедливости, то ее реализация осуществляется главным образом благодаря перераспределительным механизмам. Эти механизмы используются государством и рядом общественных организаций посредством вычетов из доходов одних групп населения и добавок к доходам других. Однако такой подход является внутренним барьером, серьезным препятствием для развития рыночной экономики в стране.
8. Значительные масштабы государственного регулирования переходного процесса. Цены на основные продукты питания и другие товары первой необходимости регулируются государством. Подавляющее большинство промышленных предприятий находится в государственной собственности. Это позволило избежать развала промышленности и сдержать темпы роста безработицы [3, c. 100-106].
Ситуацию в экономике осложняют крупные расходы на социальные нужды, в том числе на чернобыльскую программу. Правительство, стремясь решить одну из наиболее острых проблем — жилищную, выделяет крупные кредиты на индивидуальное и кооперативное строительство.
Также огромную роль в переходе к рыночным отношениям в нашей республике сыграли следующие факторы:
Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Он возникший как результат краха командно-административной системы.
Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными чертами:
1)
наиболее заметной чертой
2)
углубляющаяся структурная
3)
сохраняются высокие темпы
4)
значительный дефицит
5) снижение инвестиционной активности, переходящее в инвестиционный кризис;
6) продолжается падение курса белорусского рубля;
7) остается относительно низким жизненный уровень населения при усиливающейся дифференциации его по уровню доходов;
8)
значительных масштабов
Кризис поразил и внешнеторговые отношения. Так, снизился экспорт продукции белорусских предприятий на российский рынок из-за разницы в ценах. Постоянное удорожание энергоносителей, поставляемых из России, привело к растущему дефициту в торговле с этой страной. При отсутствии в стране достаточного количества валюты, расчеты за энергоносители осуществляются посредством бартерных поставок продукции ведущих машиностроительных предприятий Беларуси. В результате республика теряет часть своего национального продукта. Кроме того, предприятия, работающие на импортируемом сырье и энергии, вынуждены повышать цены на свою продукцию, что снижает ее конкурентоспособность на внешних рынках [1, c. 21-22].
Республика оказалась среди наиболее пострадавших от развала Советского Союза в силу своей роли "сборочного цеха" и ориентации на Россию как главного рынка сбыта своей продукции.
Способы, применяемые в республике для разрешения обозначенных выше противоречий, в основной своей массе неэффективны, что предопределяет высокие трансформационные издержки и медленные темпы перехода к рынку.
На сегодня в Беларуси более 80% активов в городе и деревне являются государственной и кооперативной собственностью. Здесь нет олигархов и крупных частных состояний. Но государственные предприятия и колхозы, а также совхозы работают лучше, чем в советские годы. В обществе сохранились в основном советские формы хозяйствования, хотя здесь нет правящей партии, а две маловлиятельные компартии находятся в оппозиции.
В стране сохраняются очень низкие цены на основные потребительские товары и услуги ЖКХ - благодаря дотациям из бюджета. Частная инициатива развивается главным образом в сфере мелкого и среднего производства и сфере услуг. По уровню преступности и коррупции Белоруссия самое благополучное государство в СНГ. Средняя зарплата в 2005 году была выше, чем в России, средние размеры пенсий поднялись до 83 долл. Безработицы в Беларуси фактически нет, и в поисках работы сюда приезжает немало людей из соседней Украины.
Товарооборот с Россией превысил 16 млрд. долл. в годовом исчислении. Белорусские тракторы, самосвалы, телевизоры, продукцию химической промышленности покупают в 66 странах мира. В СНГ хорошо продаются холодильники и морозильные устройства. По структуре экспорта и импорта РБ - промышленно развитая страна, а не сырьевой придаток России или стран Запада.
Беларусь - единственная страна в СНГ, где фактически не уменьшилась площадь сельскохозяйственных угодий (на Украине - в 2 раза), а урожайность основных культур возросла по сравнению с советским периодом.
По существующим критериям Беларусь можно определить как социалистическое государство, но устроенное более разумно, чем СССР[6, c. 64-65].
По темпам прироста ВВП за первое полугодие наша страна по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уступает лишь Азербайджану и Армении.
По
темпам роста промышленного
В течение полугодия сохранялась общая тенденция к росту промышленного производства. Наиболее существенными факторами роста промышленного производства являлись:
Для
обеспечения устойчивого
В целом Республика Беларусь по повышению уровня жизни населения, росту ВВП и промышленного производства находится в числе лидеров среди стран СНГ.
Выводы: Современное состояние экономики Республики Беларусь свидетельствует о незавершенности трансформационных процессов ( сложился рынок с серьезными деформациями, утвердилась квазирыночная система хозяйствования). Сегодняшнюю экономику Беларуси еще пока нельзя назвать «рыночной». Для решения проблем переходной экономики необходимо в первую очередь точно определить состав и очередность действий. Их последовательное выполнение позволит продвигаться по пути реформ более уверенно и с меньшим количеством остановок на исправление допущенных ошибок. Если бы реформы последнего десятилетия в налогово-бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной сферах изначально опирались на набравшую достаточный ход реформу на уровне предприятий, включая формирование необходимой правовой среды, подготовку эффективных собственников и много другого, то и результаты могли бы быть лучше.
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Переходная
экономика имеет ряд
Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:
Информация о работе Переходная экономика: критерии, особенности функционирования