Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:19, курсовая работа
области социального страхования в условиях развития экономики.
Целью данной работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- описать структуру, и состояние пенсионного фонда РФ;
- проследить динамику и перспективы развития пенсионного фонда России;
- ознакомиться с сущностью и результатами пенсионной реформы;
Однако во внимание не принимается и исключается из трудового стажа:
- обучение в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, а также другие формы подготовки к профессиональной деятельности, перечисленные в статье 91 Закона о пенсиях;
- уход за членами семьи – инвалидами 1 группы, детьми-инвалидами, престарелыми;
- уход неработающих матерей за детьми, не достигшими трехлетнего возраста;
- проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в местностях, где они не могли трудиться по специальности;
- проживание за границей жен (мужей) работников российских учреждений и международных организаций.
Пенсия должна удовлетворять хотя бы минимальные потребности в старости. Это требует осуществления широкого круга дополнительных мер:
- предоставления минимальных пенсий;
- гарантии сохранения покупательной способности этих пенсий, то есть защиты их от инфляции;
- защиты от потери инвестированного капитала в частные пенсионные системы, то есть защиты их от инфляции;
- повышения размеров частных пенсий.
Государственная система перераспределения доходов в рамках социально-компенсационных пособий требует социально-политических решений, которые могут иметь как краткосрочные, так и долгосрочные финансовые последствия. При этом могут возникнуть определенные сложности, поскольку между обещаниями выплачивать пособия, их выплатами и финансированием проходит много времени. Необходимо иметь в виду возможность ограничений уровня пенсионного обеспечения в случае, если сокращение рождаемости и рост ожидаемой продолжительности жизни ведут к нарушению количественных пропорций между поколениями и увеличению соотношения между численностью пожилых и численностью трудоспособных.
С течением времени цели, стоящие перед государственными пенсионными системами, подверглись многим изменениям. При создании пенсионной системы, главной целью было предотвращение бедности пожилых граждан. Во многих странах по мере развития пенсионных систем их целью стало обеспечение адекватных стандартов жизни лиц пожилого возраста. В последние годы в результате изменений экономических условий, которые влияют на уровень пенсионного обеспечения в старости, вопрос зависимости взносов и размеров пенсий приобретает исключительно важное политическое значение. [4]
2. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации
Госдума сейчас рассматривает пакет законопроектов, корректирующих и развивающих пенсионную систему. В результате их принятия она станет более простой, логичной, справедливой и, самое главное – сбалансированной. Она станет более совершенной, но, как известно, совершенству нет предела.
Новые законы укрепят страховые принципы пенсионной системы, создадут серьезные предпосылки для ее долгосрочной сбалансированности.
Сегодня в условиях ЕСН часть пенсии (базовая) уравнительно финансируется из бюджета РФ всем пенсионерам, работающим и неработающим. К этому же привязана и социальная пенсия. В этом случае любое движение по повышению базовой части пенсии автоматически означает увеличение бюджетных расходов. При сохранении действующей системы, зависимость Пенсионного фонда от федерального бюджета составила бы к 2020 году более 80%, а к 2030 году – более 90% и в этом случае уже невозможно бы было говорить о какой-то сбалансированности системы. Поэтому одно из предлагаемых нововведений - объединить воедино базовую и страховую часть пенсии и финансировать их за счет страховых взносов, поступающих от работодателей в бюджет ПФР.
Для того чтобы увеличить пенсию и одновременно не разбалансировать пенсионную систему, принято решение перейти на страховые взносы с 2010 года, отменив ЕСН с его регрессивной шкалой, которая не пересматривалась последние пять лет. [7]
Вместо ЕСН работодатели будут уплачивать страховой взнос, который будет распределяться между внебюджетными социальными фондами. В 2010 году взнос останется на уровне нынешнего ЕСН – 26% от фонда оплаты труда, из которых 20% будет идти в Пенсионный фонд, остальное распределится между Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования. В 2011 году страховой взнос планируется увеличить до 34% от фонда оплаты труда, из них – 26% в пенсионную систему. Администрировать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование будет Пенсионный фонд Российской Федерации.
При установлении страхового тарифа, который, кстати, существенно облегчает расчеты и планирование в пенсионной системе, исходя из необходимости повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, а также из того, что в первую очередь доступ к системе обязательного пенсионного страхования смогут получить все, даже не самые богатые люди. Поэтому установлена планка годового заработка в 415 тысяч рублей, с которого будут взиматься страховые взносы. Во всем мире есть подобные ограничения на участие в государственной системе пенсионного страхования. Если гражданин хочет, чтобы его пенсионный капитал пополнялся сверх этого, он должен самостоятельно участвовать в добровольных пенсионных программах.
Результатом введения новых законов станет повышение пенсий до более высоких уровней, переоценка пенсионного капитала, заработанного в советское время, обеспечение минимальной пенсии на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП). Переход на страховой взнос дает возможность более оперативно и точно учитывать пенсионные права людей.
Ориентирование ведется на международные нормы - 40% от заработка человека, с которого уплачивались взносы на пенсионное страхование, при общем стаже не менее 30 лет. На такой уровень пенсионного обеспечения могут рассчитывать те, кто начал трудовую деятельность после 2002 года.
В России несколько миллионов пенсионеров, имеющих советский стаж и незначительно участвовавших в страховой системе. Оценивать их пенсионный капитал, ориентируясь только на страховые взносы, невозможно. Для них установлен отдельный показатель – прожиточный минимум пенсионера. С каждым годом соотношение пенсии с прожиточным минимумом растет. Например, в 2008 году средняя трудовая пенсия в стране была 1,22 ПМП, к концу 2009 года должна достигнуть 1,33 ПМП, а к 2020 году – составить не менее 2,5 прожиточных минимумов пенсионера.
Чтобы достичь этого уровня, в 2010 году будет проведена так называемая валоризация - денежная переоценка пенсионных прав наших граждан, приобретенных к 1 января 2002 года. Она представляет собой единовременное повышение расчетного пенсионного капитала на 10% плюс один процентный пункт за каждый год трудового стажа, выработанного до 1 января 1991 года. Все последующие индексации будут применяться уже к этому новому «телу» пенсии.
Валоризация позволит в первую очередь поднять уровень пенсии наиболее возрастным пенсионерам, особенно тем, кто имеет 40 и более лет «советского» трудового стажа.
Молодые люди должны уже сейчас думать о будущей пенсии. В развитых странах это считается хорошим тоном.
Первое условие – «белая» зарплата и страховые взносы от работодателя в полном объеме. При наличии 30 лет страхового стажа нынешние молодые люди на пенсии смогут получать до 40% от своего годового заработка, с которого уплачивались страховые взносы. У наших работающих сограждан должно быть желание увеличить пенсионный капитал. Для этого надо участвовать и в добровольных пенсионных программах. Сейчас, кстати, многие предприятия имеют свои программы пенсионного страхования, в рамках которых отчисляют за работника определенные взносы в негосударственный пенсионный фонд. Распространены корпоративные пенсионные программы, где часть взносов платит сам работник. Это второе и третье. Если есть возможность, в таких программах надо обязательно участвовать, это надо принимать во внимание при выборе места работы.
И, конечно же, есть программа государственного софинансирования, которая предоставляет всем хорошую возможность удвоить свой взнос в будущую пенсию за счет государства. Человек независимо от возраста может добровольно отчислять в счет будущей пенсии от 2 до 12 тысяч рублей в год, а государство будет добавлять столько же, но не более 12 тысяч рублей в год. Этот механизм будет действовать 10 лет с момента первого взноса, подать заявление можно до 2013 года. К примеру, в Германии, государственное софинансирование будущей пенсии считается большой льготой и не всех в эту систему допускают, да и сумма доплат государства скромнее – менее 100 евро в год. Программа позволяет не только удвоить свой взнос за счет государства, но и утроить его за счет работодателя. Предприятие тоже может вносить на пенсионный счет работника 12 тысяч рублей в год, получая освобождение от ЕСН на сумму софинансирования. Сейчас все больше компаний включают софинансирование пенсии работников в свой социальный пакет, это привлекает сотрудников.
И пятый способ – это управление накопительной частью своей будущей пенсии. Ее можно перевести в частные управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды, или оставить под управлением ГУК – Внешэкономбанка.
Расчитываеться в течение первого года привлечь порядка 1,5 миллиона человек, но уже сейчас, за первые пять месяцев в нее вступило более 1,3 миллиона россиян. Объем взносов от участников превысил 400 миллионов рублей.
У правительства сейчас нет планов поднимать пенсионный возраст. Вообще, увеличение пенсионного возраста имеет двойственный эффект. На определенном этапе это дает некоторую экономию бюджетных средств. Но при этом увеличивается пенсия тем, кто вышел на заслуженный отдых позднее, потому что выплаты рассчитываются на меньший срок. Чем человек дольше работает, тем выше его пенсионный капитал, и уже через несколько лет потребуется увеличить нагрузку на работодателей, чтобы выплачивать эти повышенные пенсии. [6]
Как правило, страна идет на увеличение пенсионного возраста после анализа существующего положения дел, оценки, сколько людей продолжают после достижения пенсионного возраста работать. Если их доля значительна, то проводятся определенные расчеты и принимается такое решение.
Правительство приняло решение идти по другому пути - стимулировать добровольный, более поздний выход на пенсию. Если по достижении пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) и при наличии 30 лет стажа человек не станет обращаться за назначением ему пенсии, а будет продолжать работать, то его пенсионный капитал будет дополнительно увеличиваться на 6% каждый год. И наоборот, «недобор» страхового стажа до 30 лет приведет к уменьшению пенсионного капитала на 3% за каждый год.
Эти меры также содержатся в законопроектах, которые сейчас рассматривает Госдума.
Большинство людей достаточно четко понимают ситуацию, связанную с пенсией. Во-первых, то, что они «молчат», как раз может означать, что они хотят хранить деньги в государственной управляющей компании - Внешэкономбанке. Во-вторых, пенсионные системы никогда не были направлены на зарабатывание денег, это консервативные системы. Если взять 15-20-летний период и систему сложных процентов, легко посчитать, что в конце доходность все равно будет достаточно приличная. Поэтому большая часть «молчунов» - это, скорее, демонстрация некоторого консервативного подхода, а не безучастие. Кстати, ГУК в прошлом году показала почти нулевую доходность при падении рынка на 80%. При этом 10% граждан решились на более рискованные вложения, выбрали частные управляющие компании или НПФы. Кроме того, считаю, что такое соотношение говорит также о степени развитости нашего финансового рынка. И здесь как никогда актуальны решения правительства, направленные на создание в России международного финансового центра.
В России 235 НПФов, имеющих лицензии, в обязательном пенсионном страховании участвует 117, и в них реально размещены деньги накопительной части пенсии граждан, которые эти фонды выбрали. Негосударственные пенсионные фонды должны быть большими и сильными. И если регулятор принимает решения в этом направлении, то они оправданы. Установление с 1 июля 2009 года новых порогов для участия НПФов в обязательном пенсионном страховании в 50 миллионов рублей собственного капитала для тех фондов, у которых истекла лицензия, и 100 миллионов рублей для новичков на этом рынке, правильным вектором движения.
По данным ФСФР, 22 НПФа из числа имеющих лицензии, не соответствуют новым требования, при этом только два из них работают с пенсионными деньгами по обязательному страхованию. В данном случае влияние на обязательное пенсионное страхование будет минимальным.
За всю историю ПФР не было случаев, чтобы средства накопительной части пенсии переводились бы в НПФ без заявления гражданина. Другой вопрос – как агенты эти заявления получают, а НПФы их проверяют. Компетентные органы также проведут свое расследование, по результатам которого будут сделаны выводы, в том числе, если потребуется, о необходимости изменения законодательства. Ситуация неприятная, она подрывает доверие к НПФам и сами фонды должны в первую очередь позаботиться о том, чтобы защитить свою репутацию. Всем, кто незаслуженно пострадал, предоставлена возможность «вернуться на обслуживание» в ПФР уже с начала 2010 года.
Порядком 10% выплат, которые осуществляет ПФР, не связаны с пенсиями – это социальные выплаты, материнский капитал и так далее. Это увеличивает нагрузку на фонд. Но с другой стороны - это рациональное стремление государства использовать действующую систему, имеющую технологию персонифицированного учета, опытные кадры и разветвленную сеть отделений по всей стране. Фактически в ПФР есть уникальная учетная база, к которой можно подключить и другие внебюджетные фонды и органы соцзащиты субъектов РФ. Это позволит в конечном итоге более справедливо и адресно распределять и контролировать социальные льготы, а значит, и повысить эффективность социальной политики.