Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:48, реферат
Оперативное планирование производства, его основная задача. Понятие партии и методы определения размеров партий деталей. Роль и значение размеров партии деталей. Упрощенный метод размера партии детали.
Введение
Оперативное планирование
производства заключается в разработке
важнейших объемных и календарных
показателей производственно-
Понятие
партии и методы определения размеров
партий становятся крайне важными при
календарном планировании и управлении
исполнением плана в производстве. Размер
партии оказывает влияние на уровень незавершенного
производства и запасов, на пропускную
способность рабочих центров, а в итоге
– на уровень производственных затрат
и эффективность всей логистической системы.
1.Роль
и значение размеров партии
деталей
Важнейшее
организационно-экономическое
Правильное определение оптимального размера партии деталей является сложной технико-экономической задачей, так как надо учесть влияние многих факторов, условий производства, а именно: трудоемкость изготовления, громоздкость и материалоемкость деталей, наличие производственной площади для хранения незавершенного производства, достижение высокого уровня нагрузки на дорогостоящее, уникальное оборудование. Если эти и другие факторы учтены, будут созданы предпосылки для достижения высоких технико-экономических показателей работы предприятия, цеха1.
Важным фактором, влияющим на размер партии деталей, а следовательно, на повышение эффективности производства, является трудоемкость изготовления деталей. Зависимость здесь такая: чем выше трудоемкость, тем меньше должен быть размер партии деталей, запускаемой в производство, так как крупная партия значительно увеличивает продолжительность производственного цикла, размер незавершенного производства, а следовательно, «омертвляются» значительные материальные, финансовые ресурсы предприятия. Размер партии должен учитывать громоздкость и материалоемкость деталей, так как эффективность производства в значительной мере зависит от наличного состава транспортных средств на предприятии, их грузоподъемности. Для большой партии крупногабаритных деталей требуется больше производственных площадей для их складирования. Высокая материалоемкость деталей приводит к отвлечению значительных финансовых средств предприятия, а следовательно, к замедлению оборачиваемости оборотных средств, что в условиях рыночной экономики означает постепенное разорение предприятия. Размер партии деталей должен быть увязан с имеющейся в цехе производственной площадью. При этом чем меньше производственной площади в цехе, тем меньше должен быть размер партии деталей, запускаемой в производство. Отсутствие требуемой площади для хранения незавершенного производства приводит к снижению качества изготавливаемых деталей, росту брака, организационным потерям деталей на производстве. Большие встречные грузопотоки при небольшой производственной площади будут затруднять передачу крупной партии деталей с операции на операцию, с участка на участок, ухудшать условия труда, технику безопасности на производстве.
Технологический процесс изготовления ряда деталей предусматривает выполнение одной-двух операций на очень дорогостоящем, сверхточном оборудовании, переналадка которого требует огромных затрат времени и средств. В этом случае снижение общих затрат на производство возможно лишь при высоком коэффициенте загрузки такого оборудования, что возможно, если увеличивается размер партии деталей, запускаемой в производство. Однако при этом возрастут расходы по ряду других статей затрат, например, увеличиваются расходы на хранение незавершенного производства. Дорогостоящее оборудование экономически выгодно использовать при высокой и интенсивной загрузке.
На оптимальный размер партии деталей могут оказывать определенное влияние еще ряд условий производства, характерных для конкретного цеха. Так, на оптимальный размер партии деталей в механическом цехе может влиять количество деталей, одновременно обрабатываемых на рабочем месте; в термическом цехе - количество деталей, одновременно загружаемых в печь; в литейном - количество одновременно формуемых моделей; в штамповочном цехе - стойкость штампа2.
Таким
образом, можно отметить, что партионный
метод организации производства
характеризуется изготовлением
разной номенклатуры продукции в количествах,
определяемых партиями их запуска-выпуска.
Размер партии деталей оказывает решающее
влияние на эффективность производства.
Мелкие партии деталей снижают загрузку
оборудования, крупные партии деталей
увеличивают остатки незавершенного производства,
удлиняют производственный цикл, требуют
больших производственных площадей для
хранения незавершенного производства.
Поэтому надо запускать в производство
не минимальный и не максимальный размеры
партии деталей, а оптимальный размер.
2 Упрощенный
метод размера партии детали
Размер партии является первым объемно-плановым нормативом.
Под
партией деталей на предприятиях
понимается количество одинаковых деталей,
обрабатываемых на взаимосвязанных
рабочих местах с однократной
затратой подготовительно-
Размер
оптимальной партии запуска-выпуска
деталей, как видно из графика, определяется
в основном соотношением издержек предприятия
на хранение обрабатываемых заготовок
и наладку технологического оборудования.
Нормативная величина партии деталей
рассчитывается по формуле
,
где nн
– нормативная величина партии деталей,
шт.; Nr – годовой объем выпуска
продукции, шт.; Зн – затраты на наладку
технологического оборудования; Сн –
себестоимость одной детали, руб./шт.;
Зх – затраты на хранение деталей в процентах
от стоимости запасов, равные примерно
10–25 %.
Рисунок
1 – Зависимость затрат от объёма
выпуска
Расчет
оптимальной партии заготовок предусматривает
использование точных исходных экономических
показателей, представляющих некоторые
практические сложности при их установлении
в конкретных производственных условиях.
Поэтому на наших предприятиях более широко
распространен упрощенный метод расчета
минимальной партии деталей:
,
где nmin
– минимальный размер партии деталей;
Тп-з – подготовительно-заключительное
время; Тшт – штучное время на одну деталь;
α – коэффициент допустимых потерь времени
на переналадку оборудования, равный 0,05–0,1.
Величина партии деталей определяется по так называемой ведущей операции или наиболее загруженному станку. Полученное минимальное значение партии запуска деталей корректируется в сторону увеличения с учетом необходимости обеспечения требуемой загрузки рабочих мест, объема и срока поставки продукции на рынок, пропускной способности производственного участка и иных факторов.
Размер партии деталей является основным календарно-плановым нормативом в серийном производстве. Ее величина предопределяет все остальные оперативно-производственные и планово-экономические показатели предприятия, в частности, периодичность или ритмичность производства, длительность производственного цикла, сроки поставки товаров и услуг на рынок и т.д.
Расчет партии деталей, запускаемых в производство, условно дифференцируется на три типовых способа.
Первый способ заключается в нахождении такого количества деталей в партии, при которой общая сумма затрат на одну деталь принимает минимальное значение. При этом определяют расходы на переналадку, абсолютная величина которых не зависит от размера партии. Затем определяют потери от связывания оборотных средств в незавершенном производстве и затраты на хранение деталей на складах. Эти потери определяют исходя из предполагаемого размера партии, себестоимости одной детали и процента затрат на хранение (по отношению к стоимости запаса). В результате находят такое количество деталей в партии, при котором общая сумма затрат на одну деталь принимает минимальное значение. Основным недостатком первого способа расчета партии деталей является неучтенность степени загрузки оборудования и продолжительности производственного цикла3.
Второй
способ расчета партии деталей исходит
из условия наиболее полного использования
оборудования. В основу расчетов здесь
положено предельно допустимое соотношение
между подготовительно-заключительным
временем (ТПЭВ) и штучным временем
(ТШТВ) ведущей операции. Размер
партии, рассчитанный по ведущей операции
детали, является обязательным для всех
других операций. Ведущей при этом считается
операция с самым длительным подготовительно-заключительным
временем. Расчет партии деталей (П) ведется
по формуле:
П
= ТПЭВ / ТШТВ х КН,(1)
где КН - коэффициент наладки оборудования.
Коэффициент наладки оборудования характеризует максимально допустимое отношение времени наладки к штучному времени. Можно рассчитать размер партии деталей по суммарному подготовительному времени (МТПЗ) и суммарной трудоемкости выполнения всех операций при изготовлении детали (МТШТ) по формуле:
П
= МТПЗ / МТШТ
х КН (2).
Расчет размера партии целесообразно производить при больших потерях времени на наладку.
Третий
способ расчета партии деталей исходит
из условия, что время обработки
данной партии деталей на любом рабочем
месте не должно быть продолжительностью
менее смены. Это условие объясняется
стремлением не допустить переналадки
оборудования для обработки других деталей
в течение одной смены. В этом случае за
основу расчета берется минимальное штучное
время операции (ТШТМ), затрачиваемое
при изготовлении детали в данном цехе.
Таким образом, при определении размера
партии деталей по третьему методу учитывается
только один фактор – производительность
труда. Расчет партии деталей ведется
по формуле:
П
= ФСМ / ТШТМ
х КН,(3)
где ФСМ – сменный фонд времени работы оборудования, ч.
Расчет размера партии целесообразно производить при отсутствии или незначительном времени переналадки техники4.
Результат
расчета размера партии деталей
при любом способе должен рассматриваться
как предварительный. Его надо конкретизировать,
учитывая требования организационно-