Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа
Цель работы: изучение основных современных тенденций в развитии отраслевой структуры мировой экономики и выявление перспективных направлений специализации экономики Беларуси в процессе ее интеграции в мировое хозяйство. Методы исследования: сравнительный, метод статистического анализа, синтеза, логический, системно-структурный. Исследования и разработки: изучены основные тенденции в развитии отраслевой структуры мировой экономики, проанализировано состояние отраслей экономики Беларуси на современном этапе и их соответствие мировым тенденциям, выявлены приоритетные направления специализации национальной экономики Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ОПИСАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭТАПОВ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ 6
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 12
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИя 31
Основной вклад в мировой прирост выплавки стали в последнее десятилетие внесли страны Азии (Япония, Китай, Индия, Корея, Тайвань), а бесспорным лидером является Китай, где производство стали достигло 345 млн.т при среднегодовом росте около 10%. Ведущими мировыми производителями и экспортерами черных металлов являются Япония, США и страны Евросоюза.
Значительная
часть производственных мощностей
современной цветной
Темпы развития на транспорте к началу ХХI в. значительно высоки. Еще в XX в. возникли, начали практически функционировать и стали важнейшими компонентами всей мировой экономики новые транспортные отрасли. Речь идет об автомобильном, авиационном и трубопроводном транспорте. В силу более благоприятного сочетания различных факторов к началу XXI столетия в сфере транспорта лидируют США, ЕС и Япония (к последней по ряду показателей приблизились Китай и Южная Корея).
Колоссальную трансформацию претерпел основной традиционный вид транспорта - морской, на который приходится наибольшая часть грузооборота, особенно в международных перевозках. Железнодорожный транспорт сосредоточивается на грузоперевозках на дальние расстояния, тогда как грузопотоки на короткие и частично на средние расстояния составляют сферу работы автомобильного транспорта. В пассажирских перевозках произошли изменения: удельный вес легковых автомобилей - более 60%; автобусов - 15%; авиации - 7%; остальных видов транспорта - несколько более 15%. Значительным моментом является появление нового вида транспорта – трубопроводного для перевозки сырой нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа, что объясняется стремительным ростом потребностей мировой экономики в этих ресурсах. Наибольшей трубопроводной сетью обладают США (общая протяженность 290 тыс. км), Россия и следующая за ними с большим отрывом Европа (Франция, Италия, Великобритания, Испания) [15, c. 350-435].
Описав основные тенденции в развитии современной отраслевой структуры, можно сделать вывод, что география распределения отраслей мирового хозяйства весьма разнообразна и неравномерна вследствие неоднородности в размещении природных ресурсов, в различии исторического развития и экономического уровня стран и регионов. Роль отдельных стран и регионов в развитии отраслевой структуры мировой экономики имеет существенное отличие. Основываясь на приведенные выше статистические данные, лидерами в мировой экономике можно назвать страны Северной Америки (США и Канада), страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Италия и Франция), государства Восточной Азии во главе с Японией. За ними идут достаточно динамично развивающиеся новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань, Сингапур и т.д.). Все еще позади остаются развивающиеся страны Восточной Европы и бывшего СССР.
Последние годы были отмечены значительным продвижением Беларуси по пути интеграции в международное экономическое сообщество. Увеличилось значение внешнеэкономических связей в хозяйственном развитии страны. Возросла открытость ее экономики, расширяются формы ее участия в международном разделении труда. Республика Беларусь выбрала путь интеграции в мировую рыночную систему через участие в процессах региональной экономической интеграции в рамках Содружества Независимых Государств, Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, Евразийского экономического сообщества.
По уровню экономического развития Республика Беларусь занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. В мировую экономику ей приходится интегрироваться в условиях, когда структурная перестройка экономики идет медленно и сопряжена с огромными социальными издержками. Преобладающей формой международных связей РБ остается внешняя торговля при незначительном участии страны в международном движении прямых инвестиций. Сама торговля основана в значительной мере на межотраслевом, а не внутриотраслевом разделении труда и еще меньше — на международном производстве, международной специализации и кооперировании.
Перед Беларусью на данном этапе стоит срочная задача по преодолению текущего экономического кризиса и более долгосрочная проблема возобновления быстрого экономического роста. Это объясняется наличием отрицательного сальдо внешней торговли (902,6 млн $ США), плавающего курса национальной валюты, нерентабельностью предприятий, недостатка прямых иностранных инвестиций. В связи с этим появилась необходимость в пересмотре основных направлений специализации экономики Беларуси для улучшения основных макроэкономических показателей. Для этого рассмотрим, что собой представляет отраслевая структура экономики Республики Беларусь и определим, какие отрасли представляются перспективными.
В последние годы в экономике
страны произошли структурные
Для характеристики состояния экономики РБ представлена динамика основных макроэкономических показателей Республики Беларусь в 2009 – 2010 годах (рисунок Г.1).
В структуре ВВП Беларуси производство товаров составило 43,6% , в том числе доля промышленности - 26,7%, сельского хозяйства - 7,4% , а производство услуг - 40,9% [12].
Стоимостный объем экспорта республики по сравнению с январем 2010г. из расчета в текущих ценах уменьшился на 13,1%, или на 236 млн. долларов, импорта – увеличился на 36,7%, или на 663,9 млн. долларов. Данные о товарном составе экспорта и импорта приведены на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - Товарный состав экспорта и импорта в январе 2011 г.
(в % к итогу, из расчета в долларах США)
Примечание - Источник: собственная разработка [6 ].
В январе – феврале 2011 г.
объем промышленного
Приоритетной отраслью является автомобилестроение как наиболее экспортоориентированная, которая объединяет предприятия и организации, выпускающие автомобили и автопоезда для международных перевозок, самосвалы и лесовозы, грузовые прицепы и полуприцепы, комплектующие и запчасти к автомобильной технике и т.п. Один из лидеров белорусского автомобилестроения - Минский автомобильный завод, выпускающий более ста модификаций грузовых автомобилей.
Значительную долю в объеме
промышленного производства - 34,7 процента
- составляет продукция топливной
и химической/нефтехимической
Характеризуя энергетическую систему республики, можно отметить, что по электроэнергии потребности Беларуси обеспечиваются полностью, а по тепловой энергии - на 50%. В настоящее время ведутся работы по строительству атомной электростанции, эффективно стимулируются энергосберегающие мероприятия и внедрение разработок, обеспечивающих снижение энергоемкости ВВП. В этом комплексе основной особенностью является большая доля импортируемой продукции: нефть, нефтепродукты, природный газ, электроэнергия, черные металлы.
Металлургический комплекс Беларуси включает четыре завода: РУП «Белорусский металлургический завод» (обеспечивает более 85% экспорта товарной продукции), РУП «Речицкий метизный завод», ОАО «Могилевский металлургический завод» и РУП «Гомельский литейный завод "Центролит"». Металлопродукция завода поставляется более чем в 50 стран мира и ее торговая марка широко известна на международном товарном рынке металлов.
В агропромышленный комплекс Республики Беларусь приоритетными направлениями являются животноводческое, льняное, зерновое, свеклосахарное и маслорастительное. В Беларуси сосредоточено около 16% мировых посевов льна, или более 20% его посевов на Европейском континенте. Традиционным для Беларуси является развитие картофелеводства. Основными потребителями белорусского картофеля за рубежом остаются регионы России - Москва, Санкт-Петербург, районы Крайнего Севера. На втором месте по объему производимой продукции в структуре АПК Республики Беларусь - перерабатывающая промышленность, которая в товарном экспорте страны занимает более 5% продукции. В январе-феврале 2011 г. в хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства в текущих ценах составило 3,1трлн. рублей и увеличилось по сравнению с январем-февралем 2010 г. в сопоставимых ценах на 5,6%. В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, объем производства продукции за этот период увеличился на 7,2%.
Промышленность строительных материалов в РБ представляют более 1400 предприятий и производств различной формы собственности. Эти предприятия производят свыше 72% товарной продукции отрасли. Беларусь развивает экспорт строительных материалов и услуг. В страны ближнего и дальнего зарубежья экспортируются цемент, стеновые, кровельные, облицовочные, нерудные стройматериалы и т.д. [14, c. 520-786]
С развитием рыночной экономики, ее структурными преобразованиями интенсивно развивается сфера услуг (транспорт, связь, торговля и общественное питание, туризм, страхование, информационно-вычислительное обслуживание и др.), о чем свидетельствует рост ее доли в производстве ВВП, что характерно для всех стран мирового сообщества.
Транспортный сектор, удельный вес которого в ВВП составил около 7%, играет важную роль в экономике Беларуси как инфраструктурного звена для развития производства, других видов услуг и результативного вхождения в международное сотрудничество. Сектор обеспечивает значительные поступления в доходную часть бюджета за счет транзитных услуг, способствует развитию внутренней и внешней торговли и вносит вклад в платежный баланс страны. Основные валютные поступления обеспечивает трубопроводный транспорт (1,2 млрд.$ США), автомобильный и железнодорожный транспорт также являются значимыми чистыми экспортерами. Большинство поступлений в секторе автомобильных дорог обеспечивается за счет транзитных транспортных перевозок в третьи страны и из них. Объем перевозок пассажиров автобусами автотранспортных компаний за пределы Беларуси весьма незначителен, принимая во внимание размеры страны, что свидетельствует об очень низком уровне международных перевозок как в Беларусь, так и за пределы республики. На Рисунке 1 показана динамика транспортных услуг в РБ в 2003-2008 годах.
Рисунок 3.2 - Торговля транспортными услугами в Республике Беларусь в 2003-2008 годах: экспорт (млн. долларов США)
Примечание - Источник: Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и база данных агентств ООН по торговым операциям [ 8].
Авиаперевозки Республики Беларусь соответствуют международным стандартам, в частности Национальный аэропорт Минск может принять любой тип воздушного судна. Доминирующее положение на рынке грузовых авиаперевозок республики занимает авиакомпания «Трансавиаэкспорт».
Перспективным является и развитие водного транспорта, поскольку по территории республики проходит водный путь, включенный в состав Европейских внутренних водных путей, - система Буг - Днепро-Бугский канал - Припять - Днепр, с выходом в Черное море.
Магистральными трубопроводами транспортируется более 160 млн т газа, нефти и нефтепродуктов. Через территорию Беларуси осуществляются поставки российского газа в Польшу, Германию, Украину, Чехию, Словакию, Венгрию, Латвию, Литву, а также российскую Калининградскую область [8, c.11-13].
Развитие систем связи
и информатизации стало одним
из важнейших приоритетов научно-
Возрастает роль и значение в национальной экономике Беларуси комплекс социально-культурных отраслей. Доля в структуре ВВП увеличилась с 4,9 до 9,0 %.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Республика Беларусь обладает значительным природно-ресурсным и экономическим потенциалом. Для того чтобы найти свое место в глобальной экономике, она должна использовать сильные стороны своего экономического, производственного, научно-технического и интеллектуального капитала. Беларусь занимает стратегическое географическое положение в Центре Европы, что обеспечивает стране ряд преимуществ. Подводя итоги, среди перспективных направлений специализации экономики нашей страны можно назвать сельское хозяйство, машиностроение, нефтеперерабатывающая промышленность, транспорт (трубопроводный и железнодорожный), логистика, строительство, в сфере услуг - туризм, банковский сектор. Все это в сочетании с высококвалифицированным персоналом при грамотном менеджменте приведет к повышению привлекательности Беларуси для инвесторов, чьи средства необходимо направлять на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Согласно программе социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы планируется радикальная модернизация экономики. Приоритетами являются стимулирование предпринимательства и деловой инициативы, рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли, развитие импортозамещающих производств. Программа нацелена на устойчивое развитие регионов, строительство качественного и доступного жилья, повышение эффективности агропромышленного комплекса [7]. Активизация сотрудничества с такими международными финансовыми и экономическими организациями, как Международный валютный фонд, Всемирный банк будет способствовать дополнительному привлечению кредитных ресурсов и технической помощи для развития национальной экономик.