Отношения МВФ и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:21, реферат

Описание работы

Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и Всемирном банке. Вступление в эти организации открывает доступ к важному источнику валютных кредитов.

Работа содержит 1 файл

Отношения МВФ и России.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

      Помимо  кредитов МВФ, Всемирный банк  согласился предоставить во втором полугодии 1998 г. с учетом ранее согласованных  объемов 1,7 млрд. дол.,  а в 1998 (вторая половина)  - 1999 гг. в общей сложности – 6,0 млрд. дол. Наконец, правительство  Японии пообещало предоставить России заем на сумму 1,5 млрд. дол. в виде дополнения к займам МБРР.

      Договоренность  о кредитном пакете МВФ предусматривала, что вся сумма, включая неиспользованные средства кредита 1996-1999 гг., будет представлена России четырьмя траншами – 20 июля,  15 сентября, 15 декабря 1998 г. и 15 февраля 1999 г.

      Жизнь показала, что предоставленный в  срочном порядке кредит МВФ уже не смог спасти  положения ни на рынке государственных ценных бумаг, ни на валютном рынке. В результате 17 август 1998 г. российские власти вынуждены были принять решения о фактическом объявлении дефолта по внутреннему государственному долгу (в части, касающейся ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г.), установлении 90-дневного моратория на платежи по иностранным финансовым обязательствам коммерческих банков и осуществлении мероприятий в валютной области, которые в конечном счете привели к четырехкратной девальвации рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам.

      События, связанные со срывом российской антикризисной  программы 1998 г. и правительственным  решениям 17 августа 1998 г., явились чувствительным ударом по престижу МВФ. Политика МВФ по отношению к России оказалась под огнем критики, в особенности в кругах республиканской партии и ее сторонников  в США.

      В общем итоге, как следует из табл. 2 на период 1992-1999 гг. МВФ одобрил  семь договоренностей о предоставлении валютных кредитов России (кредитный пакет, одобренный 20 июля 1998 г., рассматривается как единая договоренность) на    общую сумму 25,8 млрд. СДР, или 36,6 млрд. дол. Однако в связи с тем, что после 17 августа 1998 г. предоставление средств в рамках договоренностей о расширенном кредите 1996 г.  и кредитном пакете 1998 г. было прекращено, а сами эти договоренности утратили силу, фактически по сентябрь 1999 г., т.е. с учетом июльского 1999 г. транша в размере 640 млн. дол., из этой суммы были использованы лишь 22,0 млрд. дол. Кроме того, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере примерно 1,4 млрд. долларов.

      Со  временем выяснилось, что реструктуризация российского внешнего долга, осуществленная в 1996 г. не привела к кардинальному разрешению долговой проблемы. График платежей по государственной внешней задолженности с учетом этой реструктуризации предусматривал необходимость платежей в 1999г. в размере 16,74 млрд. дол., в 2000г. – 15,52 млрд. дол., в 2001г. – 14,35 млрд. дол., в 2002г. – 13,69 млрд. дол., и в 2003 – 19,48 млрд. дол. Россия не в состоянии обеспечивать выплату таких средств. Достижение договоренности с МВФ о кредите «стэнд-бай» в июле 1999 г. предоставило возможность осуществить новую реструктуризацию долга.

      1 августа 1999г., т.е. спустя несколько  дней после одобрения Исполнительным  советом МВФ кредита России, было  достигнуто соглашение с парижским  клубом, задолженность которому  на 1 января 1999 г. составила 41,3млрд.дол.  Это соглашение  предусматривает  приостановку платежей на сумму 8 млрд. дол., т.е. оформление рассрочки до 2020 г.

      Использование внешних финансовых ресурсов было бы оправдано в том случае, если бы оно послужило толчком для  запуска механизма экономического роста, технологической перестройки  экономики. Однако этого-то, к сожалению не происходило. Кредиты МВФ, по сути дела, попросту проедались, т.е. направлялись на затыкание бюджетных дыр, обслуживание все возрастающего государственного долга, финансирование импорта предметов потребления.  Определенный «вклад»  в формирование такой ситуации внесли и некоторые требования, которыми МВФ обуславливало предоставление своих кредитов России.   

Условия кредитов 

      Кредиты МВФ России и другим странам бывшего  СССР обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержаться в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической  стабилизации и структурных преобразований.  При этом МВФ добивается неукоснительной и последовательной реализации  согласованных условий.

      Требования, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих  кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешнеэкономической деятельности.

      Исходя  и монетаристской модели макроэкономического  равновесия национальной экономики, основной источник нарушения этого равновесия МВФ традиционно видит в дефиците государственного бюджета.  Следовательно, в России  главным стержнем всех стабилизационных программ было устранение этого дефицита.  Однако в условиях глубоко экономического кризиса власти не смогли выполнить этого требования.

      Вторым  постоянным направлением требований МВФ  к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике, а именно:

  • всемерное поощрение частного сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;
  • усилие роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;
  • полное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, на первых порах, нескольких естественных монополий;  
  • радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;
  • укрепление банковского сектора – усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны Центрального банка, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы;
  • формирование и развитие финансовых рынков;
  • обеспечение для иностранных инвесторов равных с национальными предпринимателями возможностей участия в приватизации собственности.

      Третья  группа условий кредитов, предоставляемых  МВФ России – либерализация внешнеэкономической  деятельности. В результате введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования внешнеторговых операций стал инструментарий собственно торговой политики: лицензирование, количественные ограничения (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные тарифы. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ установок на либерализацию внешнеэкономической деятельности механизм государственного регулирования этой деятельности был в значительной мере демонтирован.

      Результаты  взаимоотношений России с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов различаются в зависимости от идеологических установок и методических позиций отдельных общественно-политических сил.  Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию обращаться к Фонду за кредитами.  Однако при этом  нужно отдать отчет в том, что до тех пор, пока Россия находится в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором  формирования  ее макроэкономической, структурной и социальной политики.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Отношения МВФ и России