Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:16, практическая работа
В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не
существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной
экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция
была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за
исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость
1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны
с Наполеоном в начале XIX в.. Франции - в период Французской революции 1789
- 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после
первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении
достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в
триллион раз.
преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно
прожить некоторое время.
Недавний рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны
среднегодовой прирост цен достигала 33000%.
Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в
Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил
829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США
обменивался на 3*1022 форинтов.[2]
Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь
может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков:
автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение
внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного
хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои
теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на
бартерных и клиринговых операциях.
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия --
соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени
сбалансированности их роста:
а) сбалансированная инфляция;
б) несбалансированная
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны
относительно друг
друга, а при несбалансированной--
постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных
пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь
периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы
соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери
доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в
цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции,
основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их
продукцию отражает
всю сумму повышения цен
рискуют задержать сбыт сверх дорогой продукции конечному потребителю.
Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не
приобретать.
В России и
СНГ преобладает
опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего
компонента превышает цену всего сложного прибора и т. п. Например, завод
«Русский дизель» (Санкт- Петербург) выпускает промышленные насосы. На
насосах устанавливается манометр. Несбалансированная инфляция привела к
тому, что цена манометра (внешняя поставка) чуть ли не дороже самого
насоса. Если же просто включить возросшую цену манометра в цену изделия, то
насосы будет трудно продать. Варианты выхода из ситуации: производить
манометры самостоятельно, переходить на другой вид продукции или ждать
очередного витка дефицитной инфляции, когда товар все же удастся
реализовать.
Несбалансированность инфляции - большая беда для экономики. Но еще
страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что
товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через
неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения
капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.
Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное
возрождение России нереально. Возможны лишь короткие спекулятивно-
посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными
скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном
аспектах.
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость
инфляции) выделяют:
а) ожидаемую;
б) неожидаемую.
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с
достаточной степенью надежности; неожидаемая - возникает стихийно,
спорадически, прогноз невозможен.
Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния
инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население
знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем в 100 раз, то
в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на
заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия
и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки,
оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не
пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости,
неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему
определению) может произойти существенное снижение доходности
соответствующих предприятий.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит
экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна,
чревата большими издержками адаптационного плана.
Различные виды
инфляции схематически можно
изобразить следующим образом:
| |Ожидаемая |Неожидаемая |
|Сбалансированная |№1 |№2 |
|Несбалансированная
|№3
|№4
|
Комбинация №1 в схеме (ожидаемая + сбалансированная инфляция) наименее
опасна. Комбинация № 2 более опасна (неожидаемая, но сбалансированная).
Комбинация №
3 означает нарастание
вашего бизнеса. И, наконец, комбинация №4 (несбалансированная +
неожидаемая) - наихудшая из всех. Нарастание номера комбинации означает
нарастание трудностей адаптации к ней. К этому добавим, что чем быстрее
растут цены (вспомним критерий темпов роста), тем сильнее негативные
последствия любой из четырех комбинаций.
Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация №1 в
сочетании с умеренным ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное
инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены
и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов
продукции, ибо от денег надо побыстрее переходить к производственным
вложениям.
Несбалансированность
и непредсказуемость
психологическую устойчивость людей, которые все менее надеются на
торможение роста цен. Большинство развитых стран тяготеет к умеренной
инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к
гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика
в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более
ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь
мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации
промышленников, мощное
промышленное лобби в парламентах.
Помимо основных существуют также альтернативные концепции инфляции. К ним
относят инфляцию спроса и инфляцию издержек. В рамках этих концепций
рассматривают различные причины инфляции.
Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:
1. Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника
становится все менее приспособной для использования в гражданских отраслях,
в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике,
превращается в фактор, излишний для обращения.
2. Дефицит
государственного бюджета и
дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке
или при помощи эмиссии
неразменных банкнот
года РФ перешла от второго способа к первому. и началось покрытие дефицита
госбюджета РФ за счет размещения на рынке государственных краткосрочных
обязательств (ГКД).
3. Кредитная экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июля 1994 года
объем кредитов, предоставленных Банком России правительству, составил 27665
млрд.руб. или 38,9% его сводного баланса.
4. Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх
потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с
активным платежным балансом.
5. Чрезмерные
инвестиции в тяжелую
постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в
оборот поступает дополнительные денежный эквивалент.
Инфляций издержек характеризуется воздействие следующих неденежных
факторов на процессы ценообразования.
1. Лидерство в ценах. Оно наблюдалось с середины 60-х годов до 1973
года, когда крупные компании отраслей при формировании и изменении цен
ориентировались на цены, установленные крупными производителями в отрасли
или в рамках локально-территориального рынка.
2.Снижение роста производительности труда и падение производства.
Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Например, если в
экономике США среднегодовой темп производительности труда в 1961-1973 г.г.
составлял 2,3%, то в 1974-1980 г.г.- 0,2%, а в промышленности
соответственно 3,5 и 0,1%. Аналогичные процессы были и для других
промышленно развитых стран. решающую роль в замедлении роста
производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства,
вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.
3.Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной
стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с
отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом
заработной платы
в общих издержках