Особливості економічного розвитку Білорусії в 2000-2010

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является – характеристика особенностей развития экономики Республики Беларусь.
Задачами исследования является анализ основных макроэкономических показателей Белоруссии, анализ отраслей экономики страны, анализ данной литературы и определение места Белоруссии в международных рейтингах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1 ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………………5
1.1 Место страны в международных рейтингах конкурентоспособности, развития человеческого капитала, легкости ведения бизнеса в 2000-2010 гг….........................5
1.2 Динамика основных макроэкономических показателей в 2000-2010 гг…...…….8
РАЗДЕЛ 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………………….…12
2.1 Развитие сферы услуг……………………………………………………………….12
2.2 Основные отрасли промышленности…………………………………………..…..14
2.3 Особенности сельского хозяйства……………………………………………….…17
РАЗДЕЛ 3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СТРАНЫ И УЧАСТИЕ В ДВИЖЕНИИ КАПИЛА…………………………………………………………………………….…..19
3.1 Характеристика экспорта и импорта…………………………………………….....20
3.2 Иностранный капитал в стране и роль страны как экспортера капитала……………………………………………………………………………….….21
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….……….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…………...25

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_Belorusia_final.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Авиаперевозки Республики Беларусь соответствуют международным стандартам, в частности Национальный аэропорт Минск допущен до обеспечения  полетов по І и ІІ категориям  ИКАО и может принять любой тип воздушного судна. Доминирующее положение на рынке грузовых авиаперевозок республики занимает авиакомпания Трансавиаэкспорт, которая владеет воздушными судами типа ИЛ-76ТД (10 единиц), предназначенными для перевозок крупногабаритных грузов, общей массой до 45 тонн и объемом до 190 м3.

Перспективным является также  и развитие водного транспорта, поскольку  по территории республики проходит водный путь, включенный в состав в состав Европейских внутренних водных путей: – система Буг – Днепро-Бужский канал – Припять – Днепр – с выходом в Черное море. По этой водной артерии Белоруссия экспортирует калийные удобрения. Речные порты Гомель, Бобруйск, Мозыр имеют железнодорожные подъездные колеи; порты приспособлены для обработки грузов, которые плывут в смешанном сообщении.  Портовое хозяйство снабжено высокопродуктивными плавающими и портальными кранами, грузовыми механизированными линиями скоростной обработки судов.

Магистральными  трубопроводами транспортируется около 165 миллионов тонн газа, нефти и нефтепродуктов. Через территорию Белоруссии совершаются поставки российского газа в Польшу, Германию,  Украину, Чехию,  Словакию, Венгрию, Латвию, Литву, а также российскую Калининградскую область. Через республику проходит участок магистрального газопровода «Ямал – Европа». Он принадлежит «Газпрому», однако находится в оперативном управлении «Белтрансгаза» [10,стр. 366-368].

 

2.2 Основные  отрасли промышленности

 

Структура промышленного  комплекса Белоруссии в течение  многих десятилетий складывалась без надлежащего учета нужд страны. После развала СССР промышленность, как отрасль, наиболее интегрированная в когда-то единый народно-хозяйственный комплекс, поддалась наиболее серьезной структурной перестройке.

Машиностроение и металлообработка – ведущие отрасли промышленности страны. Традиционно в рамках этой отрасли сложились три группы: машиностроение, промышленность металлических конструкций и изделий, ремонт машин и оборудования. Ведущими секторами машиностроения являются автомобильная промышленность,  приборостроение и электротехническая промышленность, радиоэлектроника, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение.

Доля машиностроения и  металлообработки в общем объеме промышленного производства до начала 1990 года достигла 34%, а сейчас (по итогам 2005 года) несмотря на спад производства, который произошел, составляет 22,4%. На эти процессы повлияло значительное сокращение поставок в республику материально-сырьевых и энергетических ресурсов, которые комплектуют изделия и полуфабрикаты, а также трудности со сбытом готовой продукции, обусловлены потерей платежеспособных потребителей ну внутреннем и внешнем рынках (в странах, которые традиционно потребляют продукцию отрасли, - России и других государств СНГ). Тенденции последних лет характеризуются техническим перевооружением производства, реструктурированием машиностроительных предприятий (в том числе с привлечением иностранных инвесторов) с целью обеспечения их конкурентоспособности на внешних рынках по ценовой и качественной составляющим.

Целесообразно уделить внимание автомобилестроению как наиболее экспортоориентированной  отрасли экономики, которая объединяет 35 предприятий и организаций, которые  выпускают автомобили и автопоезда для международных перевозок, самосвалы и лесовозы, полноприводные автомобили повышенной проходимости, сверхтяжелые карьерные самосвалы и самосвальные автоприцепы, погрузчики, самоходные скреперы,  грузовые прицепы и полуприцепы, прицепы-дачи для легковых автомобилей, велосипеды, мотоциклы и комплектующие запчасти для автомобильной техники. Один из лидеров белорусского автомобилестроения – Минский автомобильный завод, который выпускает больше ста модификаций грузовых автомобилей, в том числе магистральных автопоездов и седельных тягачей, которые отвечают требованиям евростандартов, что способствует их использованию для международных перевозок. Автомобили высокой грузоподъемности (до 220 тонн) производит Белорусский  автомобильный завод в городе Жодино, который выпускает уникальные тяжелые и сверхтяжелые карьерные самосвалы, грузовые, грузопассажирские и санитарные автомобили малой грузоподъемности.

Химический  и нефтехимический комплекс также  является одним из самых больших  в национальном хозяйстве Республики Беларусь. После временного спада  производства с 1995 года отрасль достигла устойчивого роста, среднегодовое значение которого составляет 106,5% за 2001-2005 года.

Отраслевая  структура химической и нефтехимической  промышленности характеризуется большим  разнообразием, в частности производством  химических волокон и нитей, горнохимическим  направлением (калийные удобрения), нефтехимическим производством. В рамках концерна «Белнефтехим» выпускается 11% всего объема промышленной продукции Белоруссии, очень высокая доля его участия в общереспубликанском экспорте. Основными видами деятельности концерна является  добывание, транспортировка, переработка нефти и продажа нефтепродуктов, производство минеральных удобрений, выпуск химических волокон и нитей, шинная индустрия, выпуск продукции из стекловолокна, производство лаков и красок, пластмассовых изделий.

Часть потребностей внутреннего рынка Белоруссии в нейти покрывается за счет собственных источников ее добычи. Объединением «Белоруснефть» добывается 1,8 миллионов тонн нефти ежегодно. В состав концерна входят 2 нефтеперерабатывающих завода, а также 2 предприятия по транспортировке нефти (Гомельское и Новополоцкое предприятия нефтепровода «Дружба»), которые перекачивают в страны Европы нефть российского происхождения. Производительные возможности Мозырского и Новополоцкого нефтеперерабатывающих заводов были частично модернизированы с учетом требований европейского рынка. Одновременно постепенно увеличивались объемы нефтепереработки (с 12 миллионов в 2001 году до 20 миллионов в 2006 году) и соответствующий рост экспорта нефтепродуктов (почти в 5 раз с 2002 по 2006 год, когда он составил 7,5 миллиардов долларов). Эти организации выпускают автомобильный бензин, дизельное топливо, ароматические углеводные, топливо для реактивных самолетов, смазывающие материалы и так далее.

Химическая  промышленность представлено в Республике Беларусь самыми большими экспортоориентированными предприятиями. Могилевское производственное объединение «Химволокно» - самый большой в Европе комплекс по выпуску полиэфирных волокон и нитей, а Светлогорское производственное объединение «Химволокно» специализируется на производстве вискозных технических и текстильных нитей, кордной ткани, углеволокнистых материалов и композитов нетканого полипропиленового материала «спанбонд». Полоцкое производственное объединение «Стекловолокно» выпускает стекловолокна и изделия на его основе: стеклонити, стеклоровинги, стеклоткани, стеклосетки, стеклополотна. Эта продукция используется в таких отраслях как электроника, электротехника, транспорт, авиакосмический комплекс,  производство химического оборудования, судостроительство, строительство, производство товаров для спорта и отдыха.

По электроэнергии потребности Беларуси обеспечиваются целиком, а по тепловой энергии –  на 50%. Установленная мощность электростанций составляет 7,8 тыс. МВт, длина электросетей – 256 тысяч километров, длина теплосетей – 4,99 тысяч километров. Разрабатываются вопросы касательно строительства атомной электростанции, эффективно стимулируются энергосберегающие мероприятие и внедрение разработок, которые обеспечивают понижение энергоемкости ВВП.

Металлургический комплекс Белоруссии включает в себя 4 завода: РУП «Белорусский металлургический завод», РУП «Речицкий метизный завод», ОАО «Могилевский металлургический завод» и РУП «Гомельский ливарный завод Центролит». Кроме этого в составе самых больших заводов функционирует более 100 ливарных цехов и участков. Особое место  в отрасли занимает экспортоориентированное предприятие, внесенное в государственный реестр предприятий республики с высокотехнологичным производством, Белорусский металлургический завод, экспорт товарной продукции которого превышает 85%. Металлопродукция завода поставляется более чем в 50 стран мира; ее торговая марка широко известна на международном товаром рынке металлов [10,стр. 362-366].

 

2.3 Особенности  сельского хозяйства

 

Агропромышленный комплекс Республики Беларусь включает в себя: сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность (пищевую, мукомольно-круповую, комбикормовую, первичную обработку льна), сферу обслуживания (производственно-технический, мелиоративный, землеустроительный, научный, агрохимический, ветеринарный строительный, торговый и другие виды обслуживания).Приоритетный направления: животноводство, льноводство, зерновое, свеклосахарное и масличные производства.

В государственной  собственности находится 81,8% от общей площади сельскохозяйственных угодий Беларуси. Основная масса сельскохозяйственной продукции производится сельскохозяйственными организациями, в частности, по итогам 2005 года, 90% зерновых и зернобобовых культур, 99 – льноволокна, 98 – сахарных буряков, 78 – скотины и птицы в забойном весе, 73 – молока, 62% яиц. Фермерские и личные подсобные хозяйства являются основными производителями картошки (93%) и овощей (89%).

Среди стран  СНГ Белоруссия занимает третье место  после России и Украины, по производству льна. В благоприятные годы производилось 26% общего объема льноволокна бывшего СССР, и 11% мирового производства. Экспорт льноволокна составляет 9-12% объема производства.

Традиционным  для Белоруссии является развитие картофелеводства. Основными потребителями Белорусской картошки за рубежом являются регионы России – Москва, Санкт-Петербург, районы Крайнего Севера.

На втором месте  по объему произведенной продукции  в структуре АПК (агропромышленного  комплекса) Республики Беларусь – перерабатывающая промышленность, на которую в товарном экспорте страны приходится 8% продукции (2004-2005 года) [10,стр. 366],

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СТРАНЫ И ЕЕ УЧАСТИЕ В  ДВИЖЕНИИ КАПИТАЛА

 

Внешнюю торговлю Республики Беларусь сложно назвать эффективной, поскольку в течение длительного периода в ее развитии наблюдается отрицательное сальдо платежного баланса. Но в то же время сальдо услуг традиционно положительное (в 2005 году составило 823,7 миллионов долларов), в формировании которого определяющую роль играют транспортные услуги. В 2005 году впервые было достигнуто положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 296,4 миллиона долларов, что повлияло на счет текущих операций платежного баланса, который был положительным в размере 496,1 миллиона долларов. Большим аспектом в улучшении результативности внешней торговли является переход в товарообмене между Белоруссией и Россией на новый принцип стягивания налога на добавленную стоимость по стране предназначения. Кроме этого благоприятное влияние оказала благоприятная коньюктура на мировом нефтяном рынке и рынках сырьевых ресурсов [10,стр. 373].

В 90-х годах  смена модели социально-экономического развития, существенное изменение отношений  собственности, решительный поворот  к формированию рыночных основ экономики обусловили кардинальную трансформацию внешнеэкономической политики страны. Главной особенностью являлись отказ от государственной монополии на внешнеэкономические связи, демонтаж планово-административной, жестоко централизованной системы управления внешнеэкономической деятельностью. Также произошел переход от планово-административных форм протекционизма к либерализации внешнеэкономической деятельности [7,стр. 419, 420][8,стр. 608, 609].

 

 

3.1 Характеристика экспорта  и импорта

 

Наиболее актуальным заданием для Беларуси является наращивание экспорта товаров. Со странами вне СНГ, в том числе со странами Европейского сообщества, наблюдается достаточно высокая эффективность внешней торговли, что подтверждается значительным превышением товарного экспорта над импортом.

Из европейских стран, помимо СНГ, основными партнерами, импортирующими белорусскую продукцию, являются Нидерланды, Великая Британия, Германия и Польша, среди азиатских стран – Китай, на американских континентах – США  и Бразилия, а на африканском – Египет. В свою очередь Беларусь импортирует основную массу продукции из Германии, Польши, Италии, Китая и США.

Белоруссия в основном сохранила хозяйственные связи  с российскими предприятиями  и значительный промышленный экспорт  в Россию. В Россию, в частности, поступает 60-70 % всего экспорта средств транспорта, машин и оборудования из Белоруссии. В 2005 г. на Россию пришлось $5,7 млрд. из $15,9 млрд. белорусского экспорта.

Белоруссия экспортирует минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, черные металлы, грузовые автомобили (МАЗ, БелАЗ), трактора (Беларус), дорожно-строительную и коммунальную технику (Амкодор), телевизоры (Горизонт, Витязь), холодильники (Атлант), химические волокна и нити (Полимир), калийные удобрения (Беларуськалий), продукцию текстильной и легкой промышленности. Основой белорусского экспорта в страны Евросоюза являются энергетические товары, такие как нефть, нефтепродукты, сжиженный газ. Также в ЕС экспортируются удобрения, черные металлы и древесина.

Белоруссия импортирует  минеральное топливо, продукцию химпрома, черные металлы, пластмассы и изделия из них, транспортные средства, машины и оборудование. Большую часть нефти, природного газа и нефтепродуктов Белоруссия закупает в России.

В 2005 году товарооборот увеличился на 8 %, в том числе экспорт — на 16 %, импорт — на 1,3 %.

По данным таможенных органов Белоруссии, импортировав в 2005 из России 19,3 млн. т нефти за $4,2 млрд., Белоруссия экспортировала 13,5 млн. т нефтепродуктов на $4,9 млрд.

В 2006 году товарооборот увеличился по сравнению с 2005 на 28,7 % и составил $42 млрд. В том числе экспорт вырос на 23,5 % до $19,7 млрд., импорт вырос на 33,6 % до $22,3 млрд. Сальдо внешней торговли сложилось отрицательным в размере $2,5 млрд.

В 2008 экспорт из Белоруссии составил 33 млрд. долл. Основные покупатели — Россия 32,2 %, Нидерланды 16,9 %, Украина 8,5 %. Импорт в Белоруссию составил в 2008 году 39,2 млрд. долл. Основные поставщики — Россия 59,8 %, Германия 7,1 %, Украина 5,4 %.

Информация о работе Особливості економічного розвитку Білорусії в 2000-2010