Особенности взимания акцизов в РФ в условиях переходной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:37, реферат

Описание работы

Переходная экономика выигрывает от рациональной организации акцизных схем, поскольку акциз может выступать значительным источником налоговых поступлений -- особенно на ранних этапах переходного периода. Организация системы акцизов относительно проста и может способствовать получению необходимого опыта сотрудниками налогового ведомства, который позволит затем применять более сложные методы аудита и контроля, необходимые для работы с НДС и подоходным налогом.

Работа содержит 1 файл

Особенности взимания акцизов в РФ в условиях переходной экономики.docx

— 16.97 Кб (Скачать)

Особенности взимания акцизов в  РФ в условиях переходной экономики

Переходная экономика  выигрывает от рациональной организации  акцизных схем, поскольку акциз может  выступать значительным источником налоговых поступлений -- особенно на ранних этапах переходного периода. Организация системы акцизов относительно проста и может способствовать получению необходимого опыта сотрудниками налогового ведомства, который позволит затем применять более сложные методы аудита и контроля, необходимые для работы с НДС и подоходным налогом.

Впервые в России акцизы были введены в 1992 году (Законом „Об акцизах“ от 06.12.1991 г. №1993-1) с началом новой налоговой реформы. В 1992 г. доля всех акцизов в доходах федерального бюджета составляла около 3%.

Вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС) они  заменили налог с оборота на отдельные  виды товаров. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную  практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота. Главными критериями для  отнесения тех или иных групп  товаров к подакцизным, были сравнительно высокие ставки налога с оборота в предыдущие годы.

Поэтому к числу подакцизных, помимо традиционных товаров, были отнесены: ковры и хрусталь, икра и рыбные деликатесы, шоколад и автомобильные  шины, меховые изделия, одежда из натуральной  кожи (ст.1 указанного Закона). Достаточно быстро такой подход показал свою нецелесообразность и в последующие годы список подакцизных товаров менялся только в сторону сокращения. С 1993 г. из перечня подакцизных товаров исключены икра, шоколад, изделия из фарфора, но введены акцизы на импортные товары. В 1994 г. введены акцизы на бензин, спирт этиловый, покрышки и камеры для шин к легковым автомобилям, ружья охотничьи, яхты и катера (кроме специального назначения).

В первые годы после введения акцизов ввиду высокого темпа роста цен было признано целесообразным применять исключительно адвалорные ставки. Поскольку налоговая составляющая в цене алкогольной продукции была и остается очень высокой, эти ставки должны были применяться к отпускной цене подакцизной продукции, включающей в себя акцизы. Так, согласно приложению №3 к Инструкции Государственной налоговой службы «О порядке исчисления и уплаты акцизов» от 9 декабря 1991 г. №2, отпускная цена на подакцизный товар должна была рассчитываться по следующей формуле (на примере спирта, ставка акциза по которому составляла 90%):

 

1. Оптовая цена, включающая  издержки производства и прибыль,  в рублях 6000 

2. Ставка акциза в процентах  к отпускной цена 90 

3. Отпускная цена в рублях (стр. 1 х 100) / (100 -- стр. 2) 60000 

4. Сумма акциза в рублях (стр. 3 -- стр.1) или (стр. 3 х стр. 2): 100% 54000 

Несмотря на очевидное  неудобство подобной методики расчета, она была выбрана из психологических  соображений. Из приведенного примера  видно, что если бы ставка акциза исчислялась  в процентах от оптовой цены, не включающей акциз, она составляла бы не 90%, а 900% (54000 Ч 100% / 6000). Очевидно, что  такой закон не имел бы шансов на прохождение в парламенте. При реализованном же подходе утвержденные ставки не превосходили 70 -- 90% при тех же абсолютных значениях акцизов.

Однако такое решение  породило другие проблемы:

Во-первых, возник очевидный  дисбаланс в акцизном налогообложении  отечественной подакцизной продукции  и аналогичной продукции, ввозимой в Россию из-за рубежа, поскольку  при тех же налоговых ставках  в отношении импортируемых товаров  налоговая база определялась как  их таможенная стоимость, не включающая акцизов (см. п.9 Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации  от 30 января 1993 г. №49 «О применении налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе с ее территории»).

Даже при достаточно высоких  таможенных пошлинах и более высокой  стоимости производителя товары иностранного производства -- главным  образом алкогольные и табачные -- в России получали лучшие конкурентные условия по сравнению с российскими. При утрате государственной монополии на эти товары и полной открытости российского рынка произошло резкое увеличение их поставок в Россию, что нанесло огромный ущерб российскому производству. Достаточно сказать, что легальное производство ликероводочных изделий в течение нескольких лет сократилось в 3-4 раза (по данным Госкомстата), что привело и к большим бюджетным потерям.[10]

Конечно, такие катастрофические последствия обусловила не только акцизная политика. В значительно большей  степени сказались такие факторы  как:

- слабый таможенный контроль  и возможность контрабандного  ввоза в Россию подакцизных  товаров в промышленных объемах;

- использование схемы  фиктивного экспорта для освобождения  от НДС и акцизов (в соответствии  с п.2 ст.3 Закона об акцизах,  Приказа Государственного Таможенного  Комитета Российской Федерации  от 30 января 1993 г. №49 при экспорте  товаров непосредственно предприятиями  -- изготовителями такие товары  освобождаются от уплаты НДС  и акцизов, а при экспорте  товаров другими предприятиями  сумма уплаченных НДС и акцизов  возвращается налоговыми органами по подтверждению таможенных органов);

- открытость границы с  государствами СНГ, особенно в  условиях проведения отдельными  государствами СНГ протекционистской  политики в отношении экспорта (в том числе в Россию) и отказа  от ранее согласованных общих  на территории СНГ правил косвенного  налогообложения;

- слабый контроль над  легальностью и качеством предлагаемой  на рынке подакцизной продукции;

- наконец, предоставление  в 1993 году Указом Президента  РФ эксклюзивных налоговых льгот  отдельным организациям, выразившееся  в их полном освобождении от  всех налогов, сборов и пошлин. В результате этого решения  НФС, общественные организации  инвалидов и даже русская православная  церковь (а также многие другие  структуры, получившие «крышу»  от этих организаций) стали  крупнейшими в России импортерами  алкогольной продукции и сигарет.  Эти льготы удалось отменить  с огромным трудом, а потери  федерального бюджета за счет  неполученных при ввозе таможенных  пошлин, НДС и акцизов составили  несколько миллиардов долларов.

Во-вторых, в течение ряда лет отдельные государства СНГ  не проводили согласованной политики в отношении акцизов. Разные государства  СНГ в отношении одних и  тех же товаров применяли не только существенно отличающиеся друг от друга  ставки акцизов, но и использовали разные правила определения налоговой  базы.

В-третьих, адвалорные ставки акцизов, с одной стороны, позволяли  использовать весьма эффективные в  условиях России способы ухода от налогообложения, и, с другой стороны, создавали дополнительные трудности  для производителей подакцизной  продукции в плане ее улучшения  и совершенствования.

Федеральным законом от 7 марта 1996 г. N 23-ФЗ в Закон „Об акцизах“ были внесены значительные изменения. Законом было определено, что вводятся акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции). [3]

Акцизами облагались следующие  группы товары (продукция): алкогольная  продукция, табачные изделия, ювелирные  изделия, нефть, включая стабилизированный  газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные  виды минерального сырья.

 

Многие из перечисленных  проблем отпали при замене адвалорных ставок акцизов специфическими в начале 1997 года. В результате удалось перевести на единый режим налогообложение импорта и внутреннего производства аналогичных подакцизных товаров. Была ликвидирована возможность ухода от акцизного налогообложения при помощи трансфертного ценообразования.

У производителей появились  дополнительные возможности для  улучшения своей продукции, ее дизайна  и продвижения ее на рынок. Теперь дополнительные расходы на подобные улучшения и рекламу не приводят автоматически к росту акцизов, хотя могут привести к увеличению себестоимости и отпускной цены товаров. Это позволяет производить  более качественную и, соответственно, более дорогую продукцию при  неизменных акцизах. Таким образом, доля акцизов в более качественной продукции снижается, что можно  рассматривать как одно из проявлений налоговой политики, направленной на поощрение роста качества и потребительских  свойств товаров.

Основательность государственной  политики в акцизном налогообложении  характеризуется таким примером. В ходе составления проекта бюджета-2000 при росте цен на 19% ставка акцизов  на алкогольную продукцию была увеличена  на 40% (до этого ставка не индексировалась 3 года). Столь резкое увеличение привело  к снижению объемов легального производства на 9%, и намечавшийся фискальный эффект не был достигнут. Поступление акцизов  в бюджеты всех уровней возросло только на 7 млрд. руб., а доходы теневого сектора экономики в этой сфере - на 18 млрд. руб., соответственно снизились  доходы бюджета, и выросла смертность от отравлений.

 Акциз по подакцизным  товарам уплачивается по месту  производства таких товаров, а  по алкогольной продукции, кроме  того, уплачивается по месту ее  реализации с акцизных складов,  за исключением реализации на  акцизные склады других организаций.  Акцизы не уплачиваются при  вывозе подакцизных товаров в  таможенном режиме экспорта за  пределы территории РФ непосредственно  налогоплательщиком - производителем  этих товаров. При этом налогоплательщик  обязан представить в налоговый  орган поручительства банка или  банковской гарантии. Этот порядок  установлен для того, чтобы не  допустить лжеэкспорта.


Информация о работе Особенности взимания акцизов в РФ в условиях переходной экономики