Особенности валютных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:24, доклад

Описание работы

Важнейшей задачей валютного законодательства является защита российского рубля в условиях параллельного обращения свободно конвертируемых иностранных валют. В отличие от порядка, действовавшего в СССР, когда рубль был абсолютно закрытой валютой, и государство имело исключительную монополию на инвалютные ресурсы, ныне действующий порядок предполагает возможность для всех дееспособных на территории РФ лиц осуществлять операции как с национальной, так и с иностранной валютой исходя из собственных интересов в пределах действующего законодательства.

Работа содержит 1 файл

Особенности валютных операций на территории Российской Федерации.docx

— 26.85 Кб (Скачать)

 

Статья 10. Валютные операции между нерезидентами 

 

 

    1. Нерезиденты вправе без ограничений  осуществлять между собой переводы  иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами  территории Российской Федерации  на банковские счета (в банковские  вклады) в уполномоченных банках  или банковских счетов (банковских  вкладов) в уполномоченных банках  на счета (во вклады) в банках  за пределами территории Российской  Федерации или в уполномоченных  банках.

    1.1. Нерезиденты вправе без ограничений  осуществлять между собой на  территории Российской Федерации  переводы иностранной валюты  и валюты Российской Федерации  без открытия банковских счетов, а также осуществлять переводы  иностранной валюты и валюты  Российской Федерации без открытия  банковских счетов с территории  Российской Федерации и получать  на территории Российской Федерации  переводы иностранной валюты  и валюты Российской Федерации  без открытия банковских счетов.

    (в ред. Федерального закона  от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

    2. Нерезиденты вправе осуществлять  между собой валютные операции  с внутренними ценными бумагами  на территории Российской Федерации  с учетом требований, установленных  антимонопольным законодательством  Российской Федерации и законодательством  Российской Федерации о рынке  ценных бумаг. 

    (в ред. Федерального закона  от 26.07.2006 N 131-Ф3)

    3. Валютные операции между нерезидентами  на территории Российской Федерации  в валюте Российской Федерации  осуществляются через банковские  счета (банковские вклады), открытые  на территории Российской Федерации  в порядке, предусмотренном статьей  13 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных частью 1.1 настоящей статьи.

    (в ред. Федерального закона  от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 13. Счета (вклады) нерезидентов, открываемые  на территории Российской Федерации 

 

 

    1. Нерезиденты на территории Российской  Федерации вправе открывать банковские  счета (банковские вклады) в иностранной  валюте и валюте Российской  Федерации только в уполномоченных  банках.

    2. Порядок открытия и ведения  банковских счетов (банковских вкладов)  нерезидентов, открываемых на территории  Российской Федерации, в том  числе специальных счетов, устанавливает  Центральный банк Российской  Федерации, если иное не предусмотрено  настоящим Федеральным законом. 

    3. Нерезиденты имеют право без  ограничений перечислять иностранную  валюту и валюту Российской  Федерации со своих банковских  счетов (с банковских вкладов)  в банках за пределами территории  Российской Федерации на свои  банковские счета (в банковские  вклады) в уполномоченных банках.

    4. Нерезиденты имеют право без  ограничений перечислять иностранную  валюту со своих банковских  счетов (с банковских вкладов)  в уполномоченных банках на  свои счета (во вклады) в банках  за пределами территории Российской  Федерации.

Статья 24. Права и обязанности резидентов и нерезидентов

 

 

    1. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие  в Российской Федерации валютные  операции, имеют право: 

    1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами  валютного контроля;

    2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов  валютного контроля и их должностных  лиц в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации; 

    3) на возмещение в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке реального ущерба, причиненного  неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного  контроля и их должностных  лиц. 

    2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие  в Российской Федерации валютные  операции, обязаны: 

    1) представлять органам и агентам  валютного контроля документы  и информацию, которые предусмотрены  статьей 23 настоящего Федерального  закона;

    2) вести в установленном порядке  учет и составлять отчетность  по проводимым ими валютным  операциям, обеспечивая сохранность  соответствующих документов и  материалов в течение не менее  трех лет со дня совершения  соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения  договора;

    3) выполнять предписания органов  валютного контроля об устранении  выявленных нарушений актов валютного  законодательства Российской Федерации  и актов органов валютного  регулирования.

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

 

 

    1. Валютный контроль в Российской  Федерации осуществляется Правительством  Российской Федерации, органами  и агентами валютного контроля  в соответствии с настоящим  Федеральным законом и иными  федеральными законами.

    2. Органами валютного контроля  в Российской Федерации являются  Центральный банк Российской  Федерации, федеральный орган  (федеральные органы) исполнительной  власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. 

    3. Агентами валютного контроля  являются уполномоченные банки,  подотчетные Центральному банку  Российской Федерации, государственная  корпорация "Банк развития и  внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не  являющиеся уполномоченными банками  профессиональные участники рынка  ценных бумаг, в том числе  держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу  исполнительной власти по рынку  ценных бумаг, таможенные органы  и налоговые органы.

    (в ред. Федерального закона  от 17.05.2007 N 83-ФЗ)

    4. Контроль за осуществлением  валютных операций кредитными  организациями, а также валютными  биржами осуществляет Центральный  банк Российской Федерации. 

    5. Контроль за осуществлением  валютных операций резидентами  и нерезидентами, не являющимися  кредитными организациями или  валютными биржами, осуществляют  в пределах своей компетенции  федеральные органы исполнительной  власти, являющиеся органами валютного  контроля, и агенты валютного  контроля.

    6. Правительство Российской Федерации  обеспечивает координацию деятельности  в области валютного контроля  федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации  обеспечивает взаимодействие не  являющихся уполномоченными банками  профессиональных участников рынка  ценных бумаг, таможенных и  налоговых органов как агентов  валютного контроля с Центральным  банком Российской Федерации. 

    (в ред. Федерального закона  от 18.07.2005 N 90-ФЗ)

    Центральный банк Российской  Федерации осуществляет взаимодействие  с другими органами валютного  контроля, а также осуществляет  координацию взаимодействия уполномоченных  банков как агентов валютного  контроля с органами валютного  контроля и другими агентами  валютного контроля при обмене  информацией в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона  от 15.11.2010 N 294-ФЗ)

    Уполномоченные банки как агенты  валютного контроля передают  таможенным и налоговым органам  для выполнения ими функций  агентов валютного контроля информацию  в объеме и порядке, установленных  Центральным банком Российской  Федерации, за исключением случаев,  установленных частью 13 статьи 23 настоящего  Федерального закона.

    (в ред. Федеральных законов  от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 15.11.2010 N 294-ФЗ)

 

 Валютное знаконодательство 

 

 

Основными нормативными документами, определяющими  специфику валютного законодательства Российской Федерации, являются: Закон  РФ от 9.10.1992 "О валютном регулировании  и валютном контроле"; Инструкция ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. № 7 "О порядке  обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части  валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации"; Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 19 (1993 г.) "О порядке осуществления  валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров"; Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г.) "О порядке осуществления  валютного контроля за обоснованностью  платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"; постановление  Правительства РФ от 26.12.95 г. № 1267 "О  введении единой системы обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортных товаров"; Закон  РФ от 18.08.96 г. "О государственном  регулировании внешнеторговых бартерных  сделок".

 

Основой регулирования валютных отношений  в РФ выступает Закон РФ "О  валютном регулировании и валютном контроле". Объектом валютного регулирования  в соответствии с текстом данного  закона являются валюта и валютные ценности.

 

Под валютой  Российской Федерации понимаются находящиеся  в обращении рубли в виде банкнот  Российской Федерации и монеты, средства в рублях на счетах в банках и  иных кредитных учреждениях в  Российской Федерации, а также за ее пределами на основании соглашений, заключаемых Правительством РФ и  ЦБ РФ с соответствующими органами иностранных государств об использовании  на территории данного государства  валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

 

Под иностранной  валютой понимаются денежные знаки  иностранных государств (банкноты, казначейские билеты и монеты), находящиеся  в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем  иностранном государстве или  группе государств; средства на счетах в денежных единицах иностранных  государств и международных денежных или расчетных единицах.

 

Валютные  ценности включают в себя иностранную  валюту; ценные бумаги в иностранной  валюте; драгоценные металлы в  любом виде и состоянии, за исключением  ювелирных и других бытовых изделий  и их лома; природные драгоценные  камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением  ювелирных и бытовых изделий  и их лома.

 

Правовое  регулирование в Российской Федерации  порядка совершения операций с каждым видом валютных ценностей различно. Так, порядок совершения операций с  драгоценными металлами и камнями  определяется Правительством РФ, в  частности Комитетом РФ по драгметаллам и драгкамням. Порядок обращения  и использования наличной иностранной  валюты и ценных бумаг в иностранной  валюте устанавливает Центральный  банк России. К особенностям валютного  законодательства Российской Федерации  относится необычный перечень документов, относимых к категории ценных бумаг, которые выражены в иностранной  валюте. Помимо традиционных видов (акции, облигации, чеки, векселя и сертификаты) в него включены и платежные поручения, гарантийные письма и аккредитивы, которые по своей природе никогда  не были ценными бумагами.

 

Субъектами  валютных отношений выступают резиденты  и нерезиденты Российской Федерации. В основе деления субъектов валютного  рынка на "резидентов" и "нерезидентов" лежит общепризнанный в международном  частном праве критерий "осед­лости". Резидентами Российской Федерации  признаются юридические лица, созданные  в соответствии с ее законодательством  и имеющие в ней местонахождение. При определении круга физических лиц-резидентов принимается во внимание критерий по­стоянного места жительства, известный в международном частном  праве как критерий "домициляции".

 

По своему содержанию все валютные операции, проводимые на территории Российской Федерации, подразделяются на:

 

1) операции, связанные с переходом права  собственности и иных прав  на валютные ценности;

 

2) ввоз  и пересылку в (из) Российскую  Федерацию валютных ценностей;

 

3) осуществление  международных денежных переводов.  Далее, по порядку осуществления  валютные операции подразделяются  на текущие валютные операции  и операции, связанные с движением  капитала.

 

К текущим  валютным операциям относятся переводы в (из) Российскую Федерацию иностранной  валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и  услуг, а также для осуществления  расчетов, связанных с кредитованием  экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в (из) Российскую Федерацию  процентов, дивидендов и иных доходов  по вкладам, инвестициям, кредитам и  прочим операциям, связанным с движением  капитала; переводы неторгового характера  в (из) Российскую Федерацию, включая  переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства и т.п.

 

Операции, связанные с движением капитала, включают прямые и портфельные инвестиции, предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней и предоставление отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров.

 

Необходимость такой классификации валютных операций объясняется различием правового  режима их осуществления резидентами  в случаях, когда имеет место  вывоз капитала.

 

Банки РФ, осуществляющие операции с валютой, могут иметь три вида лицензий на проведение операций с валютой: внутреннюю, расширенную и генеральную. Внутренняя валютная лицензия позволяет коммерческому  банку открывать валютные счета  только в банках Российской Федерации. Расширенная лицензия дает возможность  открывать до шести счетов в иностранной  валюте за границей. Генеральная лицензия дает право на открытие любого количества корреспондентских счетов за границей и проведение любых операций с  валютой на территории Российской Федерации  и за ее пределами. Из 2543 коммерческих банков, зарегистрированных на территории Российской Федерации по состоянию  на 1 марта 1995 г., 774 банка владели  лицензией на совершение операций в  иностранной валюте, 252 банка имели  генеральную лицензию, 101 банк получил  разрешение на проведение операций с  золотом и серебром.

Информация о работе Особенности валютных операций