Особенности современной социальной политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:59, реферат

Описание работы

Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод [6, с. 293].
Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и противостоянием, чему мы, россияне, являемся непосредственными свидетелями.

Работа содержит 1 файл

Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области.docx

— 31.71 Кб (Скачать)

Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных  государств в данной области.

Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп  и слоев, их прав и свобод [6, с. 293].

Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и  противостоянием, чему мы, россияне, являемся непосредственными свидетелями.

Особенностью  современного российского государства  является и то, что оно выступает  феноменом процесса, характеризуемого, по большому счету, тем, в каком направлении  пойдет дальнейшее развитие российского  общества.

Нынешнее кризисное, переломное время, существующее состояние  сфер общественной жизни свидетельствуют  о трех возможных тенденциях:

а) возвращение  к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах);

б) окончательный  отказ от социалистического пути развития и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и  на новой основе;

в) развитие, связанное  с нестабильностью, неустойчивостью  сочетающее элементы разных типов общественно-политических систем. Как известно, есть сторонники и противники и у первого, и  у второго путей развития. В  связи с этим возникает закономерный вопрос: не станет ли процесс конвергенции общественно-политических и социально-экономических  систем реальной тенденцией развития не только других цивилизованных обществ  наших дней, но и российского общества? Очевидно, что реализация первого, второго  или третьего пути самым непосредственным образом скажется и на социальной политике окончательно сформировавшегося  государства как политического  института [4, с. 250].

Можно высказать  и такую мысль: особенность современного этапа российского общества состоит  в переходе от более высокой организации  социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом (хотя имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции  по этому вопросу). Во всяком случае, с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) - это именно так [6, с. 239].

Без всякого  преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства  населения. В связи с этим не следует  отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом  и социальную защиту. Сейчас в последней нуждается действительное большинство.

А ведь крайняя  степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому  в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для  удовлетворения хотя бы минимальных  материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем  налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения [3, с. 415].

В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически  нельзя ставить задачу ликвидации неравенства (это - иллюзия). Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. о недопущении  глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание  социального взрыва и нестабильности в обществе [6, с. 43].

Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешнее России, когда в социальной структуре преобладают маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также нельзя признать нормальной ситуацию, когда преобладают маргинальные группы в материальном отношении: свехбедные и сверхбогатые, причем в соотношении (по уровню доходов) 1: 20: 50 и более (по данным разных источников). Хотя в развитых странах это состояние составляет 1: 5: 10 [6, с. 44].

Политики (правящие круги) понимают взрывоопасность такой  ситуации. И поэтому, принимаются  определенные шаги для ее предотвращения. Но они часто непоследовательны, а принимаемые меры оказываются  далеко неполными и, самое главное, плохо реализуются.

Нет сомнения в  том, что сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств, прения об общем, особенном и единичном  в организации социальной защиты населения в разных странах позволят значительно обогатить теорию и  практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного  опыта в сфере социальной поддержки  населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия  и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся  в нашей стране (и имеющую место  в прошлом) систему социального  обеспечения населения (а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского  общества), разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый  период целесообразно сохранение преимущественно  государственной помощи в сфере  здравоохранения, распределения жилья  и т.д. в первую очередь для  неимущих и малообеспеченных слоев  населения.

Известно, что  в разных странах сложилась разная система социальной помощи «слабым» слоям населения. Если, к примеру, в США и Японии делается акцент, в основном, на частный сектор, благотворительные, общественные организации, то в большинстве  европейских стран главную роль в решении этих проблем играет государство. Так, к примеру, для  Германии и Дании характерен широкий  охват социальной сферы государством [15, с. 31].

Показателем развитости системы социального обеспечения, а также типическим признаком  моделей социальной политики являются социальные расходы. Под социальными  расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще [15, с. 12]. Существенным в определении  социальной политики того или иного  государства являются источники  финансирования социальных расходов (бюджетные  и внебюджетные). Бюджетные источники  пополняются за счет налогов, деятельности государства в экономической  сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные - за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей.

Наиболее развитой системой социальной политики на сегодняшний день принято считать систему социальной политики датского государства.

Так, оно через  определенных механизм налогов, сборов и различных денежных платежей, а  также их перераспределения делает возможным осуществление такой  социальной политики, когда в государстве  не существует бедного слоя населения, а уровень социальных противоречий снижен до такой степени, что возникновение  различного рода социальных конфликтов практически невозможно. Именно поэтому, Данию принято называть «государством всеобщего благосостояния» [15, с. 32].

Что же касается России, то здесь в плане проведения социальной политики также следует  отдавать предпочтение государству, и  не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные  структуры до последнего времени  были слабы и неразвиты (сейчас о  них этого не скажешь), но и потому (а возможно, и прежде всего), что  они в значительной своей части  недостаточно цивилизованы, порой, криминальны (скрытие доходов, игнорирование налоговой системы) [1, с. 54 - 55].

Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся  группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В  связи с этим необходимо разработать  базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп  разработчиков.

Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия  массовой безработицы, чреватой социальным взрывом, особенно опасным сегодня  в России. Безусловно, это требует  оптимального подхода к проблеме приватизации, сроков осуществления  разгосударствления, оптимального сочетания  различных форм собственности. Об этом говорят и пишут не только в  стане оппозиции, но и в стенах государственных, официальных структур наиболее дальновидные и «незаангажированные» специалисты.

Как показывает зарубежный (а теперь и отечественный) опыт, одно из наиболее перспективных  направлений в решении проблем  социальной защиты в нынешних условиях России - сбалансированное сочетание  денежных и неденежных видов помощи. Это предопределяется (в том числе) сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствия всеобщего системного кризиса [5, с. 28].

Но сегодня, несмотря на оживление в экономике и  даже небольшой рост, говорить о  долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических  проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том  числе на продукцию инвестиционных отраслей, и тормозящие экономическое  развитие. Решать сугубо экономические  вопросы нужно только в комплексе  с совершенствованием социальной политики.

Главными задачами сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни  и снижение числа бедных. В ближайшие  годы необходимо восстановить размеры  личного потребления на уровне 1991 года, повысив потребительские расходы примерно в 1,8 раза [5, с. 28]. Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и его демонополизация. Одна из главных задач - это необходимость повышения размера оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция «государства благосостояния», которая включает в себя, как программы социального страхования, относящиеся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т.п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем и другие социальные услуги.

Итак, подводя  итоги, можно сказать о том, что  на сегодняшний день в России положение  ее граждан пока оставляет желать лучшего, хотя нельзя отрицать и тот  факт, что государство пытается изменить эту ситуацию посредством различных  мероприятий, проводимых в рамках социальной политики. Главная задача последней  состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и  осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер регулирования общественных отношений. Также, хотелось бы сказать о том, что выработка и претворение этих мер в жизнь должны носить обдуманный характер, т. е. опираться на уже имеющийся свой собственный опыт и опыт иностранных государств в данной сфере, что в свою очередь должно обеспечить эффективность социальной политики, а, значит, и рост благосостояния граждан, социальной справедливости в целом.

3. Главные характеристики  социальной политики  России в прошедшем  и текущем годах

В статье 7 Конституции  РФ предусмотрено, что «Российская  Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека». Сильный характер социальной России выражается в социальных гарантиях  гражданам в сфере трудовой деятельности, образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты на основе формирования социально ориентированной рыночной экономики.

В Российской Федерации  уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и  более эффективное использование  бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения  эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система  оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную  выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его  пенсионными правами. В настоящее  время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит  от результатов труда конкретного  человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и  моложе). По состоянию на 1 марта средний  размер пенсии по старости составляет 5104 рубля, тогда как в 2008 году средний  размер пенсии по старости составлял 4902 рубля (рис. 2).

Информация о работе Особенности современной социальной политики РФ