Особенности современной миграции капитала и проблемы ее регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:04, контрольная работа

Описание работы

Содержание и основные особенности усиления мобильности капитала. Основные направления государственного воздействия: иностранные инвестиции в национальной экономике и инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения), их детальные характеристики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Причины и основные черты усиления мобильности капитала
2 Государственное и международное регулирование движения капитала
3 Тесты
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

kontrosha.doc

— 132.50 Кб (Скачать)
 

     2 Государственное  и международное  регулирование движения  капитала

 

      Важным  направлением внешнеэкономических  отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

      С точки зрения регулирования можно  выделить два направления государственного воздействия:

1. иностранные инвестиции в национальной экономике;

2. инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).

     Первое  направление связано с созданием  определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях  на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике.

     Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.

     Несмотря  на общую тенденцию к либерализации  режима приема иностранных инвестиций, практически все страны в той или иной мере регулируют этот процесс. Так как с одной стороны, импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).

      Вместе  с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу  воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов [Игонина А. Международный рынок инвестиций: современные тенденции развития // Финансы.- 2002.- №9.]:

1) работающие на привлечения иностранных инвестиций;

  1. работающие на ограничение иностранных инвестиций.

К первой группе относятся следующие меры:

- налоговые и таможенные льготы;

- гарантии против национализации иностранной собственности;

- возможность репатриации прибыли;

- предоставление концессий.

Ко второй:

- ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;

- определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;

- применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями;

-применение  ограничений в части репатриации  прибыли и капиталов; 

- установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.

     В практической деятельности государства используется обычно совокупность мер из той и другой группы. В зависимости от текущих задач и целей национальной экономики, акцент может делаться или на привлечение иностранных инвестиций (при этом используется большинство мер первой группы с отдельными включениями ограничительных мер, позволяющих регулировать некоторые стороны деятельности иностранных инвесторов), или на ограничение их притока. В последнем случае ставка делается в основном на меры второй группы, в реальной практике это встречается достаточно редко.

      С целью создания благоприятного инвестиционного  климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При  этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:

  • Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы.
  • Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально-экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).
  • Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

      Вторым  направлением государственного воздействия  является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами  за рубеж. Официально капитал может  вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной  форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов - содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

     Иногда  капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его  путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о "бегстве" или "утечке" капитала за границу, Основная причина "бегства капитала" - отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.

     Помимо  официальных каналов, капитал может  вывозиться за границу и неофициально. К последней форме относится  вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.

     Незаконные  методы перевода капитала за рубеж  связаны с особенностями национального  законодательства и государственного регулирования данной сферы. В России, например, к ним можно отнести  депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта, занижение экспортных цен и завышение импортных, что особенно активно используется в бартерных операциях, авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара, зачисление валюты на зарубежные счета российских резидентов, возможен также вывоз капитала в виде наличной иностранной валюте.

     Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов  незаконного вывоза капиталов, для  чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране.

     В России государственная политика в  сфере вывоза капитала до сих пор  не сложилась, не выработана даже ее концепция. Поэтому отсутствует и система  государственного регулирования вывоза капитала (есть лишь отдельные ее элементы).

     Сложность регулирования процесса вывоза капитала связана с невысокой степенью эффективности действия ограничительных  и запретительных мер. Наиболее эффективными являются меры, влияющие на улучшение  инвестиционного климата - стабилизация политической обстановки, снижение налогового бремени, недопущение высоких темпов инфляции, соблюдение законодательных норм, уменьшение криминализации экономики и т.д. Изменение ситуации с инвестиционным климатом могло бы позитивно влиять и на ввоз капитала. Реализация данных мер связана с преодолением основных препятствия на пути иностранных инвестиций в Россию.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Тесты

 

     1) Приток иностранных инвестиций в страну обеспечивается созданием  следующих условий для их реализации (выберите верные ответы):

а) необходимо предоставить дополнительные льготы и привилегии;

б) необходимо защитить их от «некоммерческих» (политических) рисков;

в) достаточно предоставить иностранному инвестору  стандартный, минимальный набор  международных правил инвестирования;

г) для  иностранного инвестора вполне достаточен  национальный режим инвестирования.

      Ответ: Г. Это включает:

- налоговые и таможенные льготы;

- гарантии против национализации иностранной собственности;

- возможность репатриации прибыли;

- предоставление концессий.

      Также с целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. Но это не обязательно.

     2) Предоставление иностранному  инвестору национального режима принимающей страны означает (укажите верные ответы):

а) предоставление дополнительных льгот и привилегий;

б) недискриминация  иностранных инвесторов по сравнению  с местными;

в) иностранные  инвестиции органически входят в  экономическую и правовую систему принимающего государства;

г) предоставление дополнительных гарантий.

      Ответ: Б.

     При предоставлении национального режима иностранным инвестициям национальные и иностранные предприниматели  выступают на рынке равноправными субъектами, что не ущемляет интересов иностранных инвесторов. Из этого следует, что «национальный режим» означает такой режим, при котором права иностранцев на территории принимающего государства определяются в основном местными (национальными) законами, а не законами страны происхождения капитала. При этом режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый национальным юридическим лицам (национальному капиталу).

     3) Вопросами международного  регулирования финансовых  потоков занимаются  следующие организации  (отметьте верные  ответы):

а) МВФ;

б) МОТ;

в) НАФТА;

г) ЕС;

д) Всемирный  банк.

      Ответ: А, Д.

     МВФ - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

     Всемирный банк- Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) - международная кредитная организация, представляющая специализированное финансовое учреждение Организации Объединенных Наций; неофициально называется Всемирным банком. Основными задачами являются: стимулирование экономического развития стран-членов, содействие развитию международной торговли, поддержание платежных балансов.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Пузакова  Е.П. Международные экономические  отношения. Ростов н/Д.: изд. Центр «Март», 2000.
  2. Международные экономические отношения /Под ред. В.Е. Рыбалкина.- М.: Юнити-Дана, 2001.
  3. Международные экономические отношения  /Под ред И.П. Фаминского.- М.: Юристъ, 2001, Гл. 13, 15.

Информация о работе Особенности современной миграции капитала и проблемы ее регулирования