Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:08, лекция
Социально-трудовые отношения составляют объективно существующее взаимодействие участников этих отношений в сфере труда, они регулируют качество трудовой жизни, отражают определенные намерения и действия участников этих отношений.
3
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ
ОТНОШЕНИЯ КАК
СИСТЕМА
3.1
Особенности социально-
Социально-трудовые отношения составляют объективно существующее взаимодействие участников этих отношений в сфере труда, они регулируют качество трудовой жизни, отражают определенные намерения и действия участников этих отношений.
Социальные
отношения возникают в
Отдельные участники трудовых коллективов, живя в обществе, не могут быть свободными от него. Ни один член трудовой организации не может существовать вне таких отношений, взаимных обязанностей относительно друг друга, взаимодействий.
В то же время социально-трудовые отношения, определяемые различными социально-экономическими условиями общества, представляют не сумму отношений отдельно взятых групп или индивидуумов, а стройную систему.
Наиболее важными субъектами социально-трудовых отношений являются:
- государство;
- работодатель (индивидуальный и коллективный);
- наемный работник (индивидуальный и коллективный).
Государство выполняет сложную роль в социально-трудовых отношениях, а именно законодателя, защищает права субъектов отношений, работодателя. Характер функций государства определяется экономическими, политическими и историческими условиями развития общества.
Работодатель, независимо от того, является он отдельным лицом, группой лиц, предприятием и др., должен быть собственником средств производства или уполномоченным собственника.
Наемный работник может быть отдельным лицом, заключившим с работодателем трудовой договор (письменный или устный). Наемный работник должен обладать определенным уровнем качеств и различий: образование, здоровье, специальность, опыт работы, навыки, пол, социально-психологические параметры, готовность к участию в определенном трудовом процессе.
Защита интересов наемного работника перед работодателем возложена на профсоюзы. Задачей профсоюзов является обеспечение занятости, условия и оплата труда.
Трудовые отношения классифицируется по их типам в зависимости от способа их регулирования, методов решения проблем. тип определяется характером взаимоотношений и принципов субъектов социально-трудовых отношений. Каково сочетание принципов, таков и тип. Известны следующие принципы:
1 Принцип солидарности предполагает совместную ответственность людей, основанную на личной ответственности и согласии, единодушии и общности интересов.
2 Принцип субсидиарности основан на личной ответственности каждого, предпочтения «самозащиты», а при возможности перенесения социальной ответственности на государство.
3 Принцип партнерства предполагает защиту своих интересов субъектами социально-трудовых отношений на основе партнерства с государством.
4 Принцип всеобщности предполагает распространение социальной защиты на всех лиц: работающих, безработных, нетрудоспособных, независимо от социального статуса.
5 Принцип адресности имеет значение при реализации социальной защиты, когда необходимы механизмы и адресные программы их реализации.
6 Принцип интегрированности включает взаимодействие всех форм, элементов и методов социальной защиты, цель которой заключается в обеспечении стабильности функционирования социально-трудовой сферы.
К типу социально-трудовых отношений может быть отнесен трудовой конфликт. Конфликт признается решающим фактором социального развития, ибо открывает дорогу инновациям, способствует формированию нового уровня взаимопонимания и сотрудничества. Но он может стать и фактором разрушения социально-трудовых отношений.
Дискриминация как тип социально-трудовых отношений представляет необоснованное ущемление прав. Выделяют дискриминацию по полу, национальности, расе, возрасту и т.п.
Вышеназванные
типы социально-трудовых отношений
не существуют в чистом виде, а являются
результатом сочетания
уровни
социально-трудовых отношений представляют
собой взаимосвязи между
На уровень социально-трудовых отношений влияет качество трудовой жизни людей.
Качеством трудовой жизни людей можно считать удовлетворенность достигнутыми результатами в сфере труда и соответствие их уровня поставленным целям в определенный период жизнедеятельности. Понятие трудовой жизни людей отличается от понятия качества жизни.
Качество
трудовой жизни является интегральным
показателем, отражающим уровень социально-трудовых
отношений. На его уровень влияют
экономические, социальные, демографические,
географические, экологические и другие
условия, обеспечивающие рациональное
использование трудового потенциала.
Повышению качества трудовой жизни способствует
справедливая система мотивации труда.
3.2
Трудовые конфликты
и методы их
решения
Во взаимоотношениях собственников и наемных работников возникают противоречия, которые проявляются в виде трудовых конфликтов.
Трудовой конфликт (или спор) – это разногласие по вопросам применения трудового законодательства, закона Украины «Об оплате труда», правил внутреннего трудового распорядка и др.
Конфликты в организациях можно классифицировать по критериям их возникновения (по поводу целей и средств) по конфликтующим сторонам (внутриличностные и межличностные, межгрупповые, конфликты между индивидом и группой).
Забастовка – крайняя форма правления трудового конфликта, чрезвычайное средство улучшения условий труда, используемое в случае провала переговоров.
Забастовка – это прекращение работы, предпринятое достаточно большим числом наемных работников коллективно и по намеченному плану, как следствие в случае не разрешения коллективного трудового спора.
Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
Внутриличностный конфликт возникает, когда одному человеку даются противоречивые задания и от него требуются взаимоисключающие результаты.
Межличностный конфликт в организациях является самым распространенным. Например, как борьба руководителей различных структурных и функциональных подразделений за ограниченные ресурсы, рабочую силу, капиталовложения и инвестиции и т.п. или конфликт между двумя кандидатами на повышение в должности при наличии одной вакансии.
Конфликт между двумя личностью и группой. Конфликт возникает, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности.
Межгрупповой конфликт возникает в организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп.
Причины конфликтов. Причины организационных конфликтов можно классифицировать следующим образом: а) распределение ресурсов; б) взаимозависимость задач; в) различия в целях; г) различия в представлениях и ценностях; д) различия в манере поведения и жизненном опыте; е) неудовлетворенные коммуникации.
Управление конфликтной ситуацией может осуществляться следующими методами:
1 Разъяснение требований к работе.
2 Координированные и интегрированные механизмы. Один из самых распространенных координационных механизмов – установление иерархии полномочий, что упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации.
3 Общеорганизационные комплексные цели. Установление таких целей различными структурными подразделениями или группами сотрудников позволяет скоординировать действия для достижения общей цели.
4 Структура системы вознаграждений.
Выделяется пять способов регулирования конфликтов:
1) конкуренция (соревнование) как стремление, активно и индивидуально действуя, добиться удовлетворения интересов одной стороны в ущерб интересам другой стороны;
2) приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов другой стороны;
3) компромисс как метод взаимных уступок;
4) уклонение (избегание), для которого характерно отсутствие как стремления к операции, так и тенденции к достижению собственных целей;
5)
сотрудничество, когда принимаются
решения, полностью удовлетворяющие интересы
обеих сторон.
Контрольные вопросы
1.
В чем состоит сущность
2. Определите основные элементы системы социально-трудовых отношений.
3.
Сформулируйте принципы, определяющие
тип социально-трудовых
4.
Охарактеризуйте уровни
5.
В чем заключается смысл
6. Какие известны типы трудовых конфликтов?
7.
Сформулируйте известные
8.
Какие известны методы
9.
Какие известны методы
10.
Какие известны способы
Информация о работе Особенности социально-трудовых отношений