В феврале 2012 г. на транспорте
и в связи средняя заработная
плата составила 3 491,9 тыс. рублей, в
промышленности - 3 349,5 тыс., в строительстве
– 2 951,1 тыс., в образовании – 2 577,7 тыс.,
в том числе учителей – 3 095,8 тыс., профессорско-преподавательского
состава – 4 331,5 тыс., в сельском хозяйстве,
охоте и лесном хозяйстве – 1 995,5 тыс. рублей.
Заработная плата работников здравоохранения
и предоставления социальных услуг в феврале
2012 года сложилась в размере 2 626,5 тыс. рублей,
в том числе в области здравоохранения
– 2 683,5 тыс. рублей. Средняя заработная
плата врачей составила 4 484,4 тыс. рублей,
среднего медицинского персонала – 2 612,9
тыс. рублей.
Отмеченные факторы формирования
цены труда на рынке Республики Беларусь
не соответствует стандартной модели
конкурентного рынка труда, согласно
которой величина заработной платы
не должна зависеть от финансово-экономического
состояния конкретной организации.
Это положение – одно из основных
в классической экономике труда[6,С.
25; С. 364] «На нем (конкурентном рынке
труда) вознаграждение работников, выполняющих
одинаковую работу, осуществляющих трудовую
деятельность в одинаковых условиях
и обладающих одинаковым запасом
человеческого капитала, не будет
различаться в зависимости от
того, где он занят» [4,С. 25]. Закон
экономики труда гласит, что цена
труда работников, выполняющих одинаковую
работу с одинаковым уровнем квалификации
в одинаковых условиях, не должна различаться.
Возникновение таких различий конкурентный
рынок труда сглаживает – на нем цена
труда устанавливается не инсайдерами,
а внешними рыночными условиями. Белорусская
модель зарплатообразования, как следует
из изложенного выше, является нестандартной.
В неё тарифная часть заработной платы
( до 40% в структуре среднемесячной заработной
платы) определена внешними по отношению
к работодателю и наемному работнику факторами.
Но в их числе не пересечение кривых совокупного
спроса и предложения труда, а результат
административных решений и ЕТС. Исследование
методологических основ формирования
оплаты труда в рыночной экономике и ее
роли в модели рынка труда трансформационной
экономике позволило сделать следующие
выводы:
- в модели рынка труда в период экономической трансформации заработная плата выполняет роль не столько ценовой детерминанты, сколько институциональных факторов;
- несмотря на специфику сегментации рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе, можно отметить снижение тарифной части в оплате труда высококвалифицированных работников и увеличение надтарифной части, что является инструментом регулирования соотношения «заработная плата – численность»;
- в модели рынка труда Беларуси присутствует эффект запаздывания реакции заработной платы на действие как рыночных, так и не рыночных факторов;
- в целом белорусский рынок труда использует механизмы численной и финансовой адаптации;
- уровень, структура и существующая дифференциация заработной платы слабо заинтересовывают в инвестициях в численный капитал, а безусловное требование ее роста создает мягкие бюджетные ограничения для предприятий, обусловливает их медленное обновление и реструктуризацию.
Обозначенные закономерности
следует учесть при формировании
перспективной модели развития рынка
труда в Республике Беларусь. Развитие
инновационной экономики актуализирует
необходимость адекватных изменений
в оплате труда, поскольку экономика
этого типа формирует принципиально
иную экономическую и институциональную
среду зарплатообразования – заинтересовывающую
в инвестициях в человеческий капитал,
увеличивающую отдачу от образования
и квалификации и т.д.
3. Государственное регулирование
рынка труда в Республике Беларусь
Достижение высокого уровня занятости
- одна из основных целей политики государства.
В Республике Беларусь создана
Государственная служба занятости.
Систему государственной службы занятости
населения образуют Комитет по занятости
населения при Министерстве труда Республики
Беларусь, а также подчиненные ему управления
областных служб занятости населения
(Минское городское управление занятости
населения), региональные, городские, районные
центры занятости, районные отделения
городских центров занятости, информационные
центры, центры профессиональной подготовки,
повышения квалификации и переподготовки
безработных и их филиалы и отделения.
Государственная политика в
области занятости основывается
на принципах обеспечения равных
возможностей всем трудоспособным гражданам
в реализации права на труд, предоставлении
социальных гарантий и компенсаций
безработным, обеспечении мер, направленных
на предотвращение безработицы и
т.д. Она должна решать две основные задачи:
- удержание безработицы на докритическом уровне;
- разработка и осуществление мероприятий по социальной защите безработных граждан.
Для реализации политики занятости
и обеспечения гражданам соответствующих
гарантий на всей территории Республики
Беларусь создана государственная
служба занятости, основными задачами
которой являются:
- учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы;
- регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице;
- организация профессионального обучения и переобучения безработных;
- регулирование процессов трудовой миграции
Так как государственная
служба занятости является посредником
между безработными и работодателями,
то правоотношения по трудоустройству
устанавливаются между государственной
службой занятости и безработным;
между государственной службой
занятости и работодателем; между
работодателем и безработным, который
имеет направление службы занятости.
Основанием возникновения
правоотношений между государственной
службой занятости и безработным
является решение службы занятости
о признании гражданина безработным.
В обязанности службы занятости
по отношению к безработному входит:
- регистрация его в качестве безработного при наличии на то оснований;
- оказание бесплатного посредничества в подборе подходящей работы;
- помощь в выборе такой работы, в профессиональной ориентации и трудоустройстве, а также выплата в необходимых случаях пособий и стипендий, оказание материальной помощи.
К правам государственной
службы занятости в отношении
лица, признанного безработным, относится
право требовать от него исполнения
обязанностей безработного, предусмотренных
Законом о занятости.
Государственная служба занятости
обладает следующими правами в отношении
работодателей:
- требовать предоставления информации о предстоящих массовых увольнениях, о вакантных рабочих местах на предприятии, перечисления в Государственный фонд содействия занятости необходимых денежных сумм;
- требовать принятия на работу граждан, направляемых государственной службой занятости в счет брони, установленной ст. 6 Закона о занятости; взыскания с работодателя средств на обучение высвобожденного работника, если в течение двух лет, предшествовавших высвобождению, работник (за исключением отдельных случаев) по последнему месту работы не прошел профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки [7,С. 14].
Главной целью деятельности
государственной службы занятости
является аккумуляция сведений о
вакантных рабочих местах и предложение
безработным подходящей им работы.
Важное значение имеет четкое определение
понятие подходящей работы, ибо с наличием
или отсутствием подходящей работы законодатель
связывает определенные правовые последствия
для безработного. Так, например, если
безработный дважды отказался от предложенной
ему центром занятости подходящей работы,
то выплата ему пособия может быть приостановлена
на срок до трех месяцев либо размер пособия
может быть сокращен [7, С. 18]
Подходящей считается
работа, соответствующая профессиональной
подготовке безработного, учитывающая
его возраст, состояние здоровья,
трудовой стаж и опыт работы по прежней
специальности, транспортную доступность
нового места работы.
Подходящей не может считаться
работа, если:
- Она предоставляется в другом населенном пункте по административно-территориальному делению, в районе, где жилищные и иные существенные условия проживания менее благоприятные, чем те, которые безработный имел до обращения в службу занятости;
- Заработная плата более чем на 10% ниже заработка по последнему месту работы;
- Отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами.
Если в течение шести
месяцев не было возможности предоставить
безработному работу по профессии (специальности),
то подходящей может считаться работа,
требующая изменения профессии (специальности),
но с обязательным учетом способностей
безработного, его здоровья, прошлого
опыта и доступных для него
средств обучения.
Для безработных, впервые
ищущих работу, не имеющих профессии
(специальности), а также для безработных,
не работающих более одного года, в
качестве подходящей может считаться
работа, требующая предварительной
профессиональной подготовки, а в
случае невозможности ее предоставления
– другая оплачиваемая работа (включая
работу временного характера), с учетом
возрастных и иных особенностей безработных
и требований законодательства о труде.
Государственная служба занятости
населения представляет собой разветвленную
систему специальных государственных
органов и организаций, осуществляющих
реализацию политики занятости населения
и социальной защиты временно незанятых
граждан. В эту систему входят
Главное управление Государственной
службы занятости Министерства труда
Республики Беларусь, управления областных
служб занятости, городские, районные
(региональные) центры занятости населения,
информационные центры, центры по профессиональной
подготовке, повышению квалификации и
переподготовке безработных, их филиалы
и отделения.
Основным звеном государственной
службы занятости являются районные
и городские центры занятости. Финансирование
государственной службы занятости
осуществляется Государственным фондом
содействия занятости, который создается
за счет: обязательных отчислений работодателей
независимо от форм собственности и
хозяйствования; ассигнований из республиканского
и местного бюджетов; добровольных
пожертвований и иных поступлений
(Положение о Государственном
фонде содействия занятости Республики
Беларусь от 11 октября 1995 года).
Государственная служба занятости
может предоставить финансовую помощь
нанимателям для создания новых
рабочих мест в виде беспроцентной
ссуды, как правило, на срок не более
1 года. Правом на получение финансовой
помощи обладают наниматели, создающие
дополнительные рабочие места в
соответствии с решениями местных
исполнительных и распорядительных
органов для трудоустройства
безработных, не способных на равных
условиях конкурировать на рынке
труда.
Также существуют различные
виды компенсаций и гарантий безработным.
Государство обеспечивает безработным
следующие виды гарантий и компенсаций:
- выплату в установленном порядке пособия по безработице;
- оказание в некоторых случаях материальной помощи безработному и членам его семьи;
- выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;
- возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности.
Правом на получение пособия
по безработице обладают безработные,
не получающие пенсий, пособий (за исключением
пособий семьям, воспитывающим детей)
либо компенсаций за ущерб, нанесенный
здоровью увечьем или иным повреждением,
связанным с выполнением трудовых
обязанностей, в размере, превышающем
размер пособия по безработице, установленный
законодательством о занятости.
Решение о назначении пособий
по безработице либо отказе в их
назначении принимается государственной
службой занятости в течение 10
дней с момента регистрации безработного.
Выплата пособий по безработице
производится со дня регистрации
безработного в центре занятости
и сохраняется в период выполнения
безработным временной работы, о
которой он обязан уведомить центр
занятости, а также во время выполнения
оплачиваемой общественной работы по
направлению центра занятости.
Срок выплаты пособия
по безработице не может превышать
26 календарных недель в течение
каждого 12-месячного периода, исчисленного
со дня регистрации в государственной
службе занятости.Безработным, стаж работы
которых составляет более 25 лет для мужчин
и 20 лет для женщин, срок выплаты пособия
по безработице увеличивается за каждый
год работы, превышающий указанный срок,
на две календарные недели.Безработным,
имеющим на иждивении детей до 14 лет (инвалида
– до 16 лет), размер пособия увеличивается
на 10%, а при наличии двоих детей и более
– на 20%[7,C.19].