Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:56, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей российского рынка труда и мер по его регулированию.
Объектом исследования является рынок труда и проблемы занятости. Предмет исследования – особенности рынка труда и занятости в России.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие рынка труда;
2. Исследовать проблемы рынка труда;
3. Рассмотреть структуру и сущность рынка труда;
4. Выявить особенности рынка труда в России;
5. Проанализировать состояние рынка труда в современных условиях.
Введение 3
Глава 1. Рынок труда, его структура и
механизм регулирования 5
1.1. Понятие рынка труда и его основные характеристики 5
1.2 Заработная плата. Понятие и формы 7
1.3 Механизм регулирования рынка труда 11
Глава 2 . Проблемы занятости и безработицы. 14
2.1. Понятие безработицы, ее виды 14
2.2. Экономические и социальные последствия
безработицы 16
2.3. Методы борьбы с безработицей 18
Глава 3. Особенности рынка труда и проблемы занятости в России 21
3.1. Особенности рынка труда и занятости в России 21
3.2 Причины безработицы в современной России 23
3.3 Механизм регулирования проблем занятости в современной России 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы.
Естественный уровень безработицы - это совокупность фрикционной и структурной безработицы или уровень безработицы, связанный со стабильной экономикой, когда реальный национальный продукт находится на естественном уровне, и отсутствуют как замедляющаяся, так и ускоряющаяся инфляции или, когда ожидаемый уровень инфляции равен действительному уровню инфляции.
Проблемы, связанные с оценкой уровня безработицы и определением уровня безработицы при полной занятости, не должны мешать пониманию важной истины: чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.
Экономические издержки безработицы, выраженные в отставании объема ВНП, - это товары и услуги, которые общество теряет, когда его ресурсы находятся в вынужденном простое. Закон Оукена устанавливает, что один процент прироста безработицы сверх естественного уровня приводит к 2.5 %-ному увеличению отставания ВНП.
2.2 .Экономические и социальные последствия безработицы
2.3. Методы борьбы с безработицей.
Государственное
регулирование рынка труда осуществляется
по трем направлениям:
- трудоустройство незанятого населения
и оказание помощи по профподготовке (биржи
труда);
-стимулирование образования гибкого рынка труда;
-социальная защита от безработицы.
Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости: 1.активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях); 2. пассивный (выплата пособий безработным).
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и мн. др). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.
Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».
Значительна и посредническо- вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.
Кроме
того, в правовом государстве на сегодняшний
день действует система социальных защитных
устройств, которые применяются для обеспечения
экономической безопасности трудящихся.
Первым элементом такой системы является
регулирование занятости. Многие государства
предпринимают следующие действия:
- сокращают законодательно установленную
продолжительность рабочего времени в
период массовой безработицы;
- рекомендуют осуществлять на предприятиях « разделение рабочих мест» между тружениками (для увеличения занятости);
- досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
- создают новые рабочие места и организуют общественные работы ( в области инфраструктуры- для постройки высококачественных дорог и т.п.) особенно для хронически безработных и молодежи;
- сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др.
Государственная служба занятости населения существует в стране уже в течение 15 лет, ее первоначальной задачей является оказание содействия занятости граждан. Государство реализует конституционные права граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, что, безусловно, важно для большинства из них, работающих по найму (95%). Ведь по результатам последней Всероссийской переписи населения для 48 миллионов человек доходы от трудовой деятельности являются единственным источником средств к существованию.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Информация о работе Особенности рынка труда и проблемы занятости в России