Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:44, доклад
Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к РФ переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.
В чем состоят особенности роль государства в переходной экономике России?
Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к РФ переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.
Проблема государственного вмешательства в экономику является основной проблемой для любого государства, независимо от того рыночная это экономика или плановая. Страны с рыночной экономикой, формирующейся уже не одно сто-летие, постоянно ищут оптимальное сочетание рыночного механизма, действующего автоматически, с сознательным государственным регулированием. Та же задача стоит и перед странами, переходящими к ры-ночным отношениям от командно-административной системы. Но если в первом случае в уже существующий отлаженный рыночный механизм постепенно государство встраивается, выбирая в соответствии с возникающими задачами систему регулирующих инструментов, то во втором случае, наоборот, необходимо сократить функции государства и создать возможности для действия рыночного механизма. Этот процесс представляет собой разгосударствление экономики.
Разгосударствление экономики - процесс перехода регулирующих и управляющих функций в экономической сфере от государства к рыноч-ному механизму. Разгосударствление не может быть осуществлено ка-ким-то одноразовым актом, а представляет собой сложный процесс по-этапного преобразования одной экономической системы в другую. Процесс преобразования экономики предполагает активную дея-тельность со стороны государства, которое определяет цели, задачи и инструменты этого преобразования.
Плановая экономика, где государство просто
берёт на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров
и услуг, на деле показала свою неэффективность. Остаётся рыночный путь
развития, где
государству приходиться
всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителя,
так и со стороны производителя.
Однако государственная политика не может не изменяться в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в элемент, тормозящий развитие экономики.
Процесс
преобразования экономики предполагает
активную деятельность со стороны государства,
которое определяет цели, задачи и
инструменты этого
• Ликвидировать товарные дефициты и излишки;
• Рационализировать распределение ресурсов в производстве с ори-ентацией на конечное потребление;
• Повысить гибкость и маневренность экономики, то есть сделать ее более отзывчивой к меняющимся потребностям;
• Усилить конкуренцию;
• Повысить эффективность производства.
Непременным условием решения этих задач является приватизация.
Приватизация – процесс перехода собственности из рук государ-ства в частные руки и формирование многообразных организационных форм собственности: индивидуальной, кооперативной, акционерной и т.п.
Право частной
собственности создает все
Но Существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается общественный товаров. Очевидно, что именно государство должно брать на себя заботу об их производстве.
К числу проблем, которые не решает рыночный механизм, относятся внешние, или
побочные эффекты. Когда производство приводит к загрязнению окружающей среды,
то, как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта,
производство которого повлекло за собой подобные побочные явления, это может
и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые
стали настоящей бедой для человечества.
Вмешательство государства необходимо, оно преследует определённые цели, как правило, для корректировки “несовершенств” рыночного механизма, с которыми сам рынок не в состоянии справиться.
Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий, а также заботиться о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг,удовлетворяющие коллективные потребности людей. Государство должно обеспечивать социально справедливое распределение дохода, заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для предпринимателей это очень рискованно,чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Государство регулирует рынок труда, принимая меры по сокращению безработицы.В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан, активно участвуя в формировании рыночных процессов.
Итак, для системы свободного рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не модет осуществить рынок:
•эмиссия денег и обеспечение экономики необходимым их количеством;
•удовлетворение потребностей общества в “общественных” благах и услугах;
•регулирование так называемых внешних эффектов;
•создание правовой базы рыночной экономики.
Государство воздействует на экономику с помощью целой системы инструментов,
или регуляторов. Обычно выделяют 3 группы регуляторов:
•Правовые регуляторы. О них было сказано выше, можно
лишь отметить особое значение правовой основы предпринимательства как важной
части современной инфраструктуры рынка.
•Административные регуляторы. Их применение в
рыночной экономике необходимо, но они носят подчинённый характер по сравнению с экономическими регуляторами. Административные регуляторы связаны с
принуждением, прямым подчинением хозяйствующих субъектов решениям
государственных органов. Это, например, дирек-тивное регулирование цен,
зарплаты, условий труда, валятное и антимонопольное регулирование. Однако эти
регуляторы такого типа следует употреблять осторожно, так как чрезмерное их
применение опасно перерождением рыночной экономики в командно-
административную.
•Экономические регуляторы. Это основные инструменты
регулирования рыночной экономики. Здесь нет прямого вмешательства государства в деятельность субъектов рынка. Цели, которые ставит перед собой государство,
достигаются не принуждением, а созданием (посредством определённой
экономической политики) такой экономической среды, которая заставляет
предпринимателей действовать в желательном для государства русле.
Необходимость
активного вмешательства
Стабилизация и развитие экономики, успех
осуществляемых реформ во многом зависят
от активной политики государства. Методы
государственного регулирования могут
изменяться, но за государством всегда
сохраняются такие функции, как защита
прав собственника, стимулирование деловой
активности, борьба с монополизацией.
Важную роль играет социальная политика
государства.
На этапе становления рыночных отношений
экономическая роль государства качественно
меняется, появляются такие направления
в его политике как формирование новой
системы собственности, становление бизнеса,
обеспечение социальной стабильности.
В целом можно говорить о формировании
элементов рыночной экономики.
Информация о работе Особенности роли государства в переходной экономике РФ