Особенности реформирования естественных монополий на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности реформирования естественных монополий.
В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрение основных видов монополий;
- изучение понятия естественной монополии и её признаков;
- изучение роли естественных монополий в экономике страны;
-исследование тенденций и задач реформирования естественных монополий в современной России
-изучение особенностей реформирования естественных монополий (ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, ОАО “Российские железные дороги”).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...4
1. Теоретические аспекты исследования естественной монополии …………..6
1.1 Сущность естественной монополии, ее виды и признаки ………..………..7
1.2 Роль естественной монополии в экономике страны…………………….….11
2. Особенности реформирования естественных монополий в современной России…………………………………………………………………………..…14
2.1 Реформа в РАО “ЕЭС России”………………………..………………………19
2.2 Реформирование в ОАО “Газпром”……………………….…………………24
2.3 Реформа в ОАО “Российские железные дороги”…………….……………...27
Заключение …………………………………………………………………………34
Литература ………………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Гусева курсовая микро.docx

— 76.90 Кб (Скачать)

В законе предполагаются следующие  методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

    • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня;(3,278)

Глава Минфина пообещал снизить тарифы естественных монополий. Тарифы естественных монополий к концу 09 г. окажутся на 10-15 процентов ниже, если сравнивать с ранее утвержденными.

Алексей Кудрин сказал что, главным образом будут скорректированы тарифы на услуги РЖД, газ и электроэнергию для населения. Ранее высказывалось предположение, что данные тарифы вырастут на 15-30 процентов. К примеру, стоимость электроэнергии должна была повыситься на четверть.

Он также рассказал о намерении властей направить на поддержание реального сектора около 150 млрд. российских рублей в добавление к 175 миллиардам выделенным ранее. Соответствующее предложение, по его информации, уже отправлено в Госдуму.

Ранее президент России Владимир Путин заявил о том факте, что российское правительство окажет поддержку полутора тысячам системообразующих промышленных предприятий. Примерный их список уже подготовлен Министерством промышленности и обязан быть в правительстве до 17 декабря. (23)

  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, либо установление минимального уровня их обеспечения в случае не возможности удовлетворения в полном объёме потребителей в товаре, производимом субъектом естественной монополии с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.(3, стр.278)

Как уже было указано выше, в  России существует три основных и  главных естественные монополии  – это ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России” и РАО “РЖД”. Теперь мы подробно рассмотрим реформирование каждой из этих естественных монополий.

 

    1. Особенности реформирования ОАО РАО “ЕЭС России”

 

Электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения;(2).

Еще в  80-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии.  

В 90-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.

Общая ситуация в отрасли характеризовалась  следующими показателями:

  • По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.
  • Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
  • В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, Существовала высокая вероятность крупных аварий.
  • Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи.
  • Предприятия отрасли были информационно и финансово "не прозрачными".
  • Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.

Все это  вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали  бы стимулы для повышения эффективности  энергокомпаний и позволили существенно  увеличить объем инвестиций в  отрасли. В противном случае, при  дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия  проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

 

Цели  и задачи реформы

Основной  целью реформирования электроэнергетики России  было повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

В связи  с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется  конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.

В ходе реформы  поменялась структура отрасли: осуществилось разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных(производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создались структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

В естественномонопольных сферах произошло усиление государственного контроля.

Таким образом, создались  условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

Цели  и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О  реформировании электроэнергетики  Российской Федерации".

Формируемые в ходе реформы компании представляли собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности созданные компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.

Так, магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети интегрировались в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений теперь принадлежат общероссийскому Системному оператору.

Активы  генерации также объединились в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна ("ГидроОГК") – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании – ОАО "Калугаэнерго", а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.

В том  же 2004 году началось создание новых  межрегиональных компаний. В последние  месяцы 2004 года созданы (прошли государственную  регистрацию) первые три ОГК и  две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение  об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.

В 2005 году процесс реформирования охватил  большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.

В декабре 2007 – январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК".

Закончен  процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний.

В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).

С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила  работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке  электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к  регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен  спотовый рынок – "рынок на сутки вперед" (РСВ). К 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.

Таким образом, в ходе реформы исчезла прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сошли со сцены, на смену им появились новые компании целевой структуры отрасли.(20)

2.2Особенности  реформирования  ОАО “Газпром”

 

ОАО “Газпром”  - крупнейшая  газовая компания в мире, основными направлениями деятельности которой являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета  акций Газпрома – 50,002%.

Газпром располагает богатыми в мире запасами природного газа: его доля в мировых  запасах составляет 17%, в российских – 60%. Запасы Газпрома оцениваются в 29,85 трлн.м3, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долл.(11)

Реформирование газовой отрасли предполагало выделение естественно монопольной (транспортировка и распределение газа) и потенциально конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным обособлением. Особенности реформирования газовой отрасли:

Во-первых, газ можно накапливать, а потому необходимо обеспечить доступ сторонним производителям к его хранилищам. Во-вторых, структура издержек в газовой отрасли сложнее, а их уровень намного выше, чем, например, в электроэнергетике. Потребность в крупных инвестициях в газодобычу определяет нежелание рисковать в условиях либерализованных оптовых рынков и вынуждает формировать стратегию сбыта на базе долгосрочных контрактов. В результате оценки потенциальных выгод от либерализации в газовой отрасли не так однозначны, как, скажем, в электроэнергетике.

В России нет необходимости специально форсировать разделение добывающего сегмента самого газового монополиста. Активными игроками на рынке газа могут стать нефтяные компании и другие независимые газодобытчики, например, формально независимая от "Газпрома" компания "Итера". При этом для нормального развития конкуренции важно обеспечить для всех субъектов рынка равный доступ к трубопроводам и хранилищам. Одновременно нужно решать и проблему перекрестного субсидирования, которая для газовой отрасли является еще более острой, чем для электроэнергетики.

В рамках ОАО "Газпром" продолжается работа по всей технологической "цепочке" (стадии разведки, добычи, магистрального транспорта и частично распределения  природного газа). Программы реструктуризации "Газпрома" как раз и преследовали цель повышения эффективности системы управления единой корпорацией и существенного улучшения финансовой и маркетинговой деятельности, адаптированной к условиям рыночной экономики. В целом реструктуризация больше напоминала реакцию корпорации на общее ухудшение внешней экономической среды при сохранении в основном сложившейся производственно-технологической системы, чем корректировку естественно монопольного положения. Линия на использование возможностей и преимуществ единой компании остается для "Газпрома" доминирующей. Его руководство и акционеры занимают весьма осторожную позицию, резко противясь любым предложениям о раздроблении компании. В отличие от электроэнергетики для реформирования газовой отрасли первостепенное значение приобретает не столько создание конкурентной среды, сколько достижение необходимой финансово-экономической прозрачности в деятельности газового монополиста.

Реализуемая в настоящее время стратегия  реформирования ОАО "Газпром" характеризуется  определенной спецификой. Прежде всего речь идет о политике консолидации значительных по масштабам энергетических и нефтяных активов. В 2004 - 2005 гг. "Газпром" активизировал скупку акций РАО "ЕЭС России" и его дочерних структур, и теперь ему принадлежат 10,5% акций энергохолдинга. Видимая цель - существенное увеличение размера пакета газового монополиста в капитале энергетических компаний. В этом случае в ходе предстоящего обмена акций оптовых генерирующих компаний (ОГК) на акции РАО ЕЭС "Газпром", по мнению экспертов, сможет реально претендовать по крайней мере на две тепловые ОГК. Возможность поставлять на входящие в ОГК электростанции газ по ценам ниже рыночных обеспечит ему лидирующее положение на энергетическом рынке. Стратегия развития "Газпрома" на период до 2010 г. предусматривает его превращение в крупнейшую газоэнергетическую компанию.

Информация о работе Особенности реформирования естественных монополий на современном этапе