Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:29, реферат
Среди новых и важнейших тенденций общественного развития ХХ века было появление среди развивающихся государств “новых индустриальных стран”. Динамично развиваясь, они смогли обеспечить промышленной продукцией не только внутренние рынки, но и заняли активные позиции в мировом разделении труда.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности экономической модели "новых индустриальных стран"…….5
2. Роль внешнеэкономического фактора в развитии "новых индустриальных стран"…………………………………………………………………..…………..7
3. "Новые индустриальные страны" в системе международного разделения труда……………………………………………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………………….....20
Список литературы………………………………………………………………
Для "новых индустриальных стран" Азии было характерно то, что предпринимательский капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В свою очередь, в латиноамериканских НИС он шел в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Широкая экспансия зарубежного частного капитала привела к тому, что в НИС, фактически, нет ни одной отрасли экономики, где не было бы иностранного капитала.
Доходность инвестиций в азиатские НИС заметно превосходила подобные возможности в латиноамериканских странах. Важную роль в привлечении транснациональных корпораций именно в азиатский регион сыграли следующие обстоятельства:
В
определенной степени эти факторы
оказались решающими в
В чем суть этих моделей? Первая модель предполагает развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок, на экспорт. Вторая - ориентирована на импортозамещение. Первой модели, как указывалось выше, следовали в конце прошлого века США, после 2-ой мировой войны - западноевропейские страны, Япония, а затем и "новые индустриальные страны" Азии. Вторая модель в значительной степени свойственна латиноамериканским "новым индустриальным странам".
Мировой опыт показал, что стратегия развития импортозамещающего производства сыграла важную роль в экономическом прогрессе ряда развивающихся стран.
Стратегии импортозамещения способствовали диверсификации хозяйственной структуры. Во многих развивающихся странах был создан ряд новых и важных для них производств, вырос уровень самообеспеченности по многим ключевым позициям.
Однако динамичная и эффективная стадия импортозамещения не занимает большой отрезок времени. Во всех странах, делающих ставку на развитие импортозамещающего производства как основной линии модернизации экономики, неизбежно наступает серьезный кризис. Дело в том, что "тепличный" режим функционирования национальной экономики, основанный на протекционизме и выражающийся в отсутствии конкуренции со стороны иностранных компаний, дешевизне кредитов не способствует созданию гибкой и эффективной экономической системы. В целом политика импортозамещения не способствует коренному изменению роли развивающихся стран в мировом хозяйстве.
Более того, замещение импорта зачастую не только не снижает зависимости от внешних факторов, но иногда и увеличивает ее. При длительной опоре на принцип импортозамещения происходит консервация отставания, возникают препятствия для появления в экономике отраслей-локомотивов, обеспечивающих достижение прогресса мирового уровня.
Протекционизм как мера защиты внутреннего рынка и бизнеса, ведет к тому, что отечественные предприятия, зачастую работая неэффективно, тем не менее получают прибыли, пользуясь своим монопольным положением и взвинчивая цены.
Стадию импортозамещения прошло большинство из развивающихся стран, в том числе и "новые индустриальные страны". Для латиноамериканских НИС (Бразилия, Аргентина, Мексика) стратегия импортозамещения сыграла свою положительную роль, позволив им создать диверсифицированную национальную экономику и занять видное место в мировом производстве ряда важнейших товаров. Тем не менее эти страны не смогли создать прочных предпосылок для преодоления отставания от промышленно развитых стран, хотя они обладают более мощным экономическим потенциалом, нежели "новые индустриальные страны" Азии. Например, валовой внутренний продукт (ВВП) Бразилии лишь немного меньше, чем совокупный ВВП "новых индустриальных стран" Восточной Азии. Без опережающего роста экспорта латиноамериканские НИС не смогли обеспечить требуемую модернизацию своей экономики. В итоге темпы экономического роста оказались недостаточными для решения внутриэкономических проблем. Одновременно обострились и внешние проблемы, невысокий рост экспорта способствовал увеличению дефицита платежного баланса, потребности во все новых кредитах. Технологическое отставание при такой политике закреплялось, поскольку в эти страны импортировались не самые передовые техника и технология из промышленно развитых стран.
Следует отметить, что к середине 90-х годов некоторые "новые индустриальные страны" Латинской Америки выходят из длительного кризиса 80-х годов. В результате либеральных экономических реформ вновь возрастают темпы экономического роста, появляется положительное сальдо торгового баланса (Бразилия, Чили).
Политика крупнейшей из "новых индустриальных стран" Латинской Америки - Бразилии вновь ориентирована на создание открытой экономики. Для этого создается обстановка конкурентной борьбы на внутреннем рынке, снижаются импортные тарифы. Планируется полная отмена таможенных ограничений между странами МЕРКОСУР - зоны свободной торговли, в которую входят Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай. К концу 90-х годов экспорт продукции стран Латинской Америки вырос в 7 раз по сравнению с тем же показателем 30-летней давности. Латинская Америка и, в первую очередь, тамошние "новые индустриальные страны", становятся важнейшим рынком для экспортной экспансии США. В 1997 г. экспорт США в Латинскую Америку превысил объем экспорта этой страны в Японию и почти сравнялся с поставками в страны ЕС.
"Новые индустриальные страны" Азии реализовывали более эффективную и гибкую модель экспортоориентированной экономики. Эта модель, как свидетельствует опыт НИС Азии, включает в себя одновременно использование импортозамещающей политики в течение определенного периода.
Вступлению в этап экспортоориентированной политики не обязательно должен предшествовать завершенный этап импортозамещающей индустриализации. Политика импортозамещения и экспортной ориентированности могут сбалансированно совмещаться, причем, в отдельные периоды приоритет может получать как та, так и другая политика. Вместе с тем, перед фронтальным переходом к экспортной экспансии, этап импортозамещения, в основном, должен быть все же пройден.
Так, к началу формирования современной структуры производства "новые индустриальные страны" Азии постарались перестроить традиционный сектор народного хозяйства, за счет которого можно было бы произвести индустриализацию. В большинстве стран Восточной Азии, а также Юго-Восточной Азии (Тайвань, Южная Корея - 50-е годы; Малайзия - 60-е годы; Таиланд - 60-е - начало 70-х годов; Филиппины - начало 50-х - конец 60-х годов) преобладала политика импортозамещения. Исключение составили Гонконг и, в определенной степени, Сингапур, вынужденные в силу исторических условий, географического положения и ограниченности внутреннего спроса ориентировать производство главным образом на экспорт. Меры по стимулированию национального производства должны были привести к повышению нормы прибыли в обрабатывающей промышленности, обеспечить постепенный охват импортозамещением отраслей по выпуску потребительской продукции, а затем товаров промежуточного спроса и длительного пользования. Иными словами, стратегия импортозамещения направлялась на развитие производительных сил в тех областях, где страна сравнительных преимуществ не имела.
"Новые
индустриальные страны" Азии, развивая
трудоемкие
Главным
направлением принятой в этих странах
экономической стратегии остается
выпуск наукоемкой продукции. Трудоемкие
и малорентабельные производства "доверяются"
"новым индустриальным странам" "второй
волны", а также Китаю, Вьетнаму и некоторым
другим странам. В результате фактически
повторяется процесс переноса этих производств,
который был в свое время осуществлен
из промышленно развитых стран в НИС первого
поколения.
Экспортную ориентацию "новых индустриальных
стран" Азии нельзя представлять лишь
как работу на внешний рынок. Работающие
на экспорт трудоемкие отрасли послужили
основой для создания базовых отраслей
промышленности, которые обеспечили удовлетворение
внутренних потребностей во многих важных
товарах - машинах, металлах, оборудовании
и т. д.
Бурное развитие базовых отраслей в этих
странах не идет в ущерб, а наоборот дает
новый импульс развитию традиционных
производств (текстильная, швейная промышленность
и др.). Все отрасли активно работают на
внешний рынок, но структура неуклонно
растущего экспорта меняется в пользу
обрабатывающих отраслей.
Таким образом, в "новых индустриальных странах" Азии экспортоориентированная политика сочетается с эффективным импортозамещением, обеспечивая экономический прогресс региона.
Опыт развития НИС Азии свидетельствует об активном использовании ими закона сравнительных преимуществ в системе международного разделения труда. Основные особенности этого опыта можно свести к следующим составляющим:
Для "новых индустриальных стран" Азии является характерным то, что их скачок был совершен в предельно сжатые сроки. Им потребовалось почти вчетверо меньше времени - (25 лет вместо 100), чтобы преодолеть путь, проделанный Японией, и в 8 раз меньше, чем США. Формирование в мировом хозяйстве с конца 80-х годов новых поколений стран с чертами НИС позволяют говорить о "новоиндустриальности" как об объективном и закономерном явлении в развитии международной экономики.
Поднимаясь по ступеням социально-экономического прогресса, НИС начинают играть все более заметную роль в системе международного разделения труда (МРТ). Как известно, МРТ включает многие сферы хозяйственной деятельности. Одной из его важных сфер является международная торговля, которая обеспечивает перемещение преобладающей части всех экономических ресурсов между странами.
Место и роль НИС в международном разделении труда определяется всей совокупностью их реальных возможностей. Ориентация на внешний рынок азиатских НИС способствовала резкому увеличению их доли в мировом экспорте: доля Гонконга в середине 50-х годов составляла 3,7%, Сингапура - 2,3%, Южной Кореи - 2,4%, Тайваня - 2,2%. Характерно, что доля машин и оборудования - наиболее весомой и динамичной группы товаров в международной торговле, в совокупном товарном и всем промышленном экспорте азиатских НИС - особенно быстрыми темпами росла в 80-е - начале 90-х годов.
Дальневосточные "драконы" и члены АСЕАН (за исключением Филиппин) в начале 90-х годов оказались в первой десятке крупнейших экспортеров сколько-нибудь значимых видов машинотехнической продукции. А по отдельным статьям некоторые из них вошли в число мировых лидеров. Так, на долю Сингапура приходилось 10,4% мирового экспорта машин по автоматической переработке данных; 4,2% - телекоммуникационного оборудования; 6,6% - ламп и транзисторов; 8% - телевизоров, 14% - радиоприемников; 7,3% - звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры, которые в общей сложности составили 7,7% их совокупного экспорта в мире. Южная Корея в тот же период поставила на мировой рынок соответственно: 2,9; 3,4; 9,6; 9,3; 11,1 и 9,6% аналогичной продукции. Кроме того, на ее долю пришлось 13,1% мирового экспорта судостроительной промышленности.
Отмечая высокую динамику промышленного экспорта азиатских "новых индустриальных стран", следует указать, что экспорт традиционных товаров по-прежнему занимал важные, а по отдельным товарам, решающие позиции во внешнеторговом обороте. Так, на долю сырья и продовольствия в экспорте Южной Кореи и Тайваня приходилось 7,1 и 7% соответственно. Второе место по стоимости в экспорте Южной Кореи в середине 90-х годов занимала обувь, а Тайваня - игрушки и спорттовары. Четвертое место в экспорте Южной Кореи оставалось за текстильными товарами из синтетики, седьмое место - у Тайваня за обувью.
Информация о работе Особенности развития новых индустриальных стран