Особенности развития экономики стран Восточной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:27, реферат

Описание работы

В страны Восточной Европы вошли 19 стран, образовавшихся после распада Советского Союза и реформирования бывшего социалистического лагеря. Эти страны прошли короткий, но сложный путь в своем становлении. Как часть Европейской экономической системы эти страны имеют определенные отличия от стран Западной Европы. Для их развития характерны несколько этапов.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 24.15 Кб (Скачать)

  • НОУ ВПО  «Мурманский гуманитарный институт»
  • кафедра: Национальной экономики 
     
     
     

    Реферат 
     

    Особенности развития экономики стран Восточной  Европы 
     
     
     
     

    Дихтяр В.С. 
     
     

    Мурманск

    2011

    В страны Восточной  Европы вошли 19 стран, образовавшихся после распада Советского Союза  и реформирования бывшего социалистического  лагеря. Эти страны прошли короткий, но сложный путь в своем становлении. Как часть Европейской экономической  системы эти страны имеют определенные отличия от стран Западной Европы. Для их развития характерны несколько  этапов.  
    -Первый этап (1945-1980 г) - Это этап социалистического развития, важными особенностями которого были господство общественных форм собственности на основные средства производства и планово-административное регулирование экономики. Экономические формы и методы регулирования экономических отношений были для этих стран второстепенными, вспомогательными, непосредственные производители имели ограниченную самостоятельность в решении экономических вопросов.  
    Практика их развития показала, что концентрация в руках государства ресурсов и централизованное принятие экономических решений могут быть достаточно эффективными при наличии экстенсивных факторов роста и при условии создания основных отраслей промышленности в сжатые сроки. Однако такая система не способна обеспечить интенсивный рост на основе научно-технического прогресса и внедрение его достижений в производство, шо стало особенно проявляться в 70-80-е годы в форме экономического и научно-технического отставания от стран с развитой рыночной экономикой.  
    -Второй этап социально-экономического развития начался с конца 80-х - начале 90-годов. Для второго этапа характерно формирование рыночной экономики, определение ее структуры и совершенствования инфраструктурных элементов рынка. Этот этап в основном характеризуется изменениями, произошедшими благодаря разгосударствлению и приватизации, формированию частного сектора экономики, созданием основ конкуренции, резким ограничением государственного регулирования цен и т.д..  
    В современном мировом хозяйстве восточноевропейские страны принадлежат к государствам со средним уровнем экономического развития. В конце 80-х годов национальный доход на душу населения в этих странах примерно в 2,6 раза превышал среднемировой показатель и в 9 раз - показатель развивающихся стран, и примерно в 2,5 раза был меньше показателя стран с развитой рыночной экономикой. Из восточноевропейских стран по уровню экономического развития и производительности труда ведущие позиции занимают Словения, Эстония, Латвия, Чехия, Словакия, Литва и Хорватия; к менее развитых стран региона относятся Молдова, Румыния, Босния и Герцеговина, Албания.  
    Общая структура экономики позволяет отнести отдельные страны Восточной Европы в индустриальных и индустриально-аграрных стран.  
    На современном этапе на долю промышленности в общей структуре национального дохода стран региона приходится в среднем от 45 до 60%, тогда как до Второй мировой войны национальные экономики этих стран фактически имели аграрный характер.  
    Структурные изменения в национальных экономиках государств региона хотя и уступали показателям стран с развитой рыночной экономикой, однако, в целом в послевоенное время были положительными. Наряду с ростом доли промышленности в национальном доходе сблизились темпы роста производства средств производства и предметов потребления. Постоянно рос удельный вес обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими. Был обеспечен развитие машиностроения как ведущей отрасли промышленности: На нее приходилось 26-33% всего промышленного производства. Вместе с химической промышленностью она начала производить до 40% продукции всего промышленного производства.  
    Но в условиях экономического кризиса, высокого уровня энерго-и материалоемкости национального дохода, деформированный ценовой политики в отдельных странах в начале 90-х годов стали наблюдаться неблагоприятные структурные сдвиги, в том числе рост доли топливно-энергетических отраслей, Черной и цветной металлургии в общем объеме производства при резком спаде производства в машиностроительной, легкой и пищевой промышленностях.  
    В течение почти 30 лет восточноевропейские страны уверенно занимали ведущие места по темпам экономического роста в мировом хозяйстве. В 1951-1983 pp. национальный доход в этих странах возрастал на 6,7% в год, промышленное производство - на 8,3%. Однако в конце 70-х - начале 90-х годов в некоторых странах темпы роста начали замедляться, а в экономиках некоторых стран (Польши, Венгрии, Чехословакии) стали наблюдаться кризисные явления. Темпы ежегодного роста общественного производства стран региона резко упали с 2,9% в 1981-1985 pp. до 1,8% в 1989 г. В конце 80-х - начале 90-х годов все восточноевропейские страны оказались в условиях глубокого социально-экономического кризиса. В отчете Экономической комиссии ООН спад экономики в странах Восточной Европы назван затяжной депрессией, которая по продолжительности и глубине превышает «большой кризис» 1929-1933гг.  
    Несмотря на административное регулирование экономики, восточноевропейские страны сумели, особенно в 50-70-е годы, существенно повысить свою долю в мировых экономических показателях. Так, в конце 80-х годов на них приходилось более 20% мирового национального дохода, 21% мировой промышленной продукции, свыше 13%, мировой сельскохозяйственной продукции и 5% мирового товарообигуу. Однако за последние годы вследствие резкого спада темпов экономического роста и даже уменьшение объемов общественного производства в целом эти позиции значительно пошатнулись.  
    Главными причинами резкого снижения темпов экономического роста, а затем и глубокого экономического кризиса в странах региона стали неэффективность административно-планового развития и использования достижений НТП, нерациональная структура общественного производства, его высокая энерго-и материалоемкость, Низкая производительность труда, исчерпание экстенсивных факторов роста, ухудшение внешнеэкономических условий (в том числе условий торговли, рост внешней задолженности, сокращение и разрыв взаимных экономических отношений), а также изменение общественного строя, переход от плановой к рыночной модели экономики.  
    Важной особенностью хозяйственного развития региона является высокая инфляция. В 1992 г. в странах Восточной Европы он составлял 769,4%, в бывших республиках Советского Союза - 1296%, в частности в России - 2560%, в Украине - 10500%.  
    В постсоциалистических странах и странах бывшего Советского Союза были разработаны национальные программы рыночных преобразований. Однако, не все они отвечали национальным интересам и по-разному воспринимались населением стран.  
    Резкое ухудшение социально-экономического состояния, кризисные явления в национальных экономиках обусловили приход к власти в странах региона общественных сил, стремящихся изменить экономическую модель развития, создать социально ориентированную рыночную экономику.  
    Главным направлением программ и практики рыночных реформ в восточноевропейских странах был процесс разгосударствления и приватизации. В большинстве стран региона преимущество стало отдаваться приватизации как таковой, что приводит к установлению новой системы отношений собственности, основанной на ее разнообразии. Такая система начинает функционировать наряду с государственным на основе частной и смешанной форм собственности. Согласно программ приватизации в Венгрии, Польше, Чехии и Словакии в 1995-1996 pp. в негосударственном секторе мало производиться 40-50% национального дохода. Основными формами приватизации является выкуп, акционирование, бесплатную передачу собственности с применением чеков, ваучеров, специальных приватизационных счетов граждан и др..  
    Несмотря на достаточно высокие темпы приватизации, в частности в Польше, Венгрии, Чехии, можно предположить, что в недалеком будущем государственный сектор все еще будет иметь более весомые позиции в национальных экономиках восточноевропейских стран, чем в государствах с развитой рыночной экономикой.  
    Важным направлением рыночной трансформации экономики стран региона является преодоление монополизма и развитие конкуренции. В начале 90-х годов в Чехословакии 40% объема промышленного производства создавалось минимальным количеством производителей - от одного до четырех. В Венгрии почти 30% продукции обрабатывающей промышленности производили монополисты, в Польше эта величина достигала 70% общего объема промышленной продукции. Уровень монополизации национального производства и рынка существенно вырос в новых восточноевропейских странах как следствие распада СССР, СФРЮ и ЧССР.  
    Второй важной составной частью национальных программ преобразований была политика либерализации цен. Она осуществлялась в различных формах как «шоковая терапия».  
    Демонополизация в сфере производства, отношений собственности и управления способствует развитию конкурентной среды в странах региона. Наряду с этим почти сняты ограничения на частное предпринимательство, отраслевое перелиття капитала, либерализованы условия экономической деятельности, создан законодательные основы борьбы с недобросовестной конкуренцией, начинает формироваться система контроля за деятельностью монополистов.  
    Такие преобразования осуществлялись в Польше, Болгарии, России, Украины и др., как постепенное отпускание цен в течение достаточно длительного времени (Венгрия, Югославия). Ее главными чертами стали: Отказ от административного регулирования цен (за исключением небольшой группы товаров и услуг); контроль за злоупотреблениями монополистов в области ценообразования; сближения мировых внутренних цен.  
    В современных условиях в странах региона кардинально меняется денежная и финансово-кредитная политика. Со второй половины 80-х годов в странах региона начала создаваться двухуровневая банковская система, охватывающая национальные (центральные) и коммерческие банки. Центральные банки при этом все больше концентрировали свою деятельность на формировании общенациональной финансово-кредитной и эмиссионной политики, регулировании процентных ставок, контроле за деятельностью коммерческих банков. Последние непосредственно занимались обслуживанием юридических и физических лиц. Были созданы рынки: Финансовые, кредитные, ценных бумаг, валютный.  
    В начале 90-х годов во всех восточноевропейских странах государственный бюджет формировался со значительным дефицитом. Попытки сбалансировать госбюджет осуществлялись за счет, с одной стороны, сокращение дотаций и субсидий предприятиям, резкого уменьшения государственных капиталовложений в экономику, сокращение военных расходов, ограничение определенных социальных программ и помощи другим странам, с другой - через увеличение доходов государства. Наибольшего успеха в этой сфере достигли Чехия, Венгрия, Польша, где и уровень инфляции был значительно ниже, чем в других странах региона.  
    Налоговые реформы в этих странах были направлены как на стимулирование экономической заинтересованности предпринимателей, несмотря на формы собственности, так и на рост доходов государственного бюджета и решения на этой основе общенациональных задач. Главными видами налогов становятся налоги на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизный сбор.  
    Существенно меняется и политика. Создается новая система социальной защиты, основанная на свободе экономической деятельности, социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем. Государство гарантирует лишь минимальный уровень социальной защиты и все чаще - на адресной основе (семьи с детьми, инвалиды, молодежь, пенсионеры, малообеспеченные). Повышение уровня реального социального обеспечения более минимальный осуществляется уже в основном за счет самого населения. Наравне с сохранением системы бесплатного образования и медицинского обслуживания, предоставления жилья, условий для отдыха значительная часть этих услуг реализуется свой счет граждан. Такие изменения в социальной политике образуют дополнительные стимулы для высокопроизводительной качественного труда.  
    В связи с реформированием экономической и политической системы значительно изменились и внешнеэкономические отношения.  
    Изменение модели социально-экономического развития, существенное преобразование отношений собственности, решительный поворот к формированию рыночных основ экономики обусловили кардинальную трансформацию внешнеэкономической политики стран региона. Главной ее особенностью является отказ от государственной монополии на внешнеэкономические связи, демонтаж планово-административной, жестко централизованной системы управления внешнеэкономической деятельностью. Национальное законодательство, создавшееся в странах Восточной Европы, предусматривало четкое определение принципов внешнеэкономической деятельности и базировалось на:  
    1) демонополизации и приватизации внешнеэкономических предприятий и организаций;  
    2) утверждении права внешнеэкономической деятельности юридическим и физическим лицам;  
    3) разработке принципов стимулирования создания коммерческих посреднических внешнеэкономических фирм;  
    4) отказ от ответственности заоперации любых участников внешнеэкономической деятельности.  
     
    Демонополизация внешнеэкономической деятельности создала новые возможности для производителей в выборе партнеров, форм, мероприятий и сфер внешнеэкономического сотрудничества, главным критерием которого становится экономическая эффективность, соотношение доходов и затрат производителей и потребителей материальных благ и услуг.  
    Второй характерной чертой внешнеэкономических отношений стран региона на современном этапе является переход от планово-административных форм протекционизма к либерализации внешнеэкономической деятельности.  
    Такой переход предполагает:  
    1) отмена или существенное уменьшение количественных ограничений во внешней торговле и переход к преимущественно экономическим методам регулирования внешнеэкономической деятельности;  
    2) сближение структур и уровней внутренних и мировых цен на основе свободного ценообразования почти на все виды продукции и услуг;  
    3) последовательное снижение вАВОК экспортного тарифа и введение унифицированного импортного тарифа;  
    4) переход к конвертируемости национальных валют для резидентов и нерезидентов сначала по текущим, а впоследствии и по капитальным операциям, Установление единого курса национальной валюты;  
    5) поддержка экспорта и расширение рынков сбыта отечественной продукции;  
    6) поощрение импорта капитала, создание совместных предприятий, участие иностранного капитала в процессе приватизации.  
     
    Либерализация внешнеэкономической деятельности является важным направлением экономической политики восточноевропейских стран в целом, поскольку она обеспечивает улучшение их платежного баланса, положения в системе международного разделения труда, способствует открытости национальных экономик, приспосабливает их к условиям конкуренции, Действующих на мировом рынке. Это непосредственно стимулирует развитие и внедрение достижений научно-технического прогресса в экономику. Либерализация внешнеэкономической деятельности неразрывно связано с отказом от государственной монополии в этой сфере.  
     
    Другая характерная особенность современных внешнеэкономических отношений восточноевропейских стран заключается в изменении приоритетов развития внешнеэкономических связей, резком уменьшении роли и значения взаимной торговли и существенном увеличении внешнеторгового обмена, прежде всего с развитыми странами Запада. В начале нового века удельный вес взаимной торговли во внешнеторговом обороте восточноевропейских стран сократилась почти с 60 до менее 20%. Изменение географической структуры внешнеэкономических связей восточноевропейских стран обусловлена ??логикой преобразований, происходящих там. В условиях становления конкурентной рыночной среды производители и потребители начинают непосредственно определять товарную и географическую структуру, динамику внешнеэкономического обмена, развитие новых форм внешнеэкономической деятельности, исходя из соотношения своих доходов и расходов.  
    Экономические преобразования, произошедшие в большинстве стран Восточной Европы свидетельствуют о том, что рыночные преобразования набрали силу, совершенствуются и направлены на коренное изменение места и роли стран региона в общемировом экономическом пространстве.

    Информация о работе Особенности развития экономики стран Восточной Европы