Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:27, реферат
В страны Восточной Европы вошли 19 стран, образовавшихся после распада Советского Союза и реформирования бывшего социалистического лагеря. Эти страны прошли короткий, но сложный путь в своем становлении. Как часть Европейской экономической системы эти страны имеют определенные отличия от стран Западной Европы. Для их развития характерны несколько этапов.
кафедра: Национальной
экономики
Реферат
Особенности
развития экономики стран Восточной
Европы
Дихтяр
В.С.
Мурманск
2011
В страны Восточной
Европы вошли 19 стран, образовавшихся
после распада Советского Союза
и реформирования бывшего социалистического
лагеря. Эти страны прошли короткий,
но сложный путь в своем становлении.
Как часть Европейской
-Первый этап (1945-1980 г) - Это этап социалистического
развития, важными особенностями которого
были господство общественных форм собственности
на основные средства производства и планово-административное
регулирование экономики. Экономические
формы и методы регулирования экономических
отношений были для этих стран второстепенными,
вспомогательными, непосредственные производители
имели ограниченную самостоятельность
в решении экономических вопросов.
Практика их развития показала, что концентрация
в руках государства ресурсов и централизованное
принятие экономических решений могут
быть достаточно эффективными при наличии
экстенсивных факторов роста и при условии
создания основных отраслей промышленности
в сжатые сроки. Однако такая система не
способна обеспечить интенсивный рост
на основе научно-технического прогресса
и внедрение его достижений в производство,
шо стало особенно проявляться в 70-80-е
годы в форме экономического и научно-технического
отставания от стран с развитой рыночной
экономикой.
-Второй этап социально-экономического
развития начался с конца 80-х - начале 90-годов.
Для второго этапа характерно формирование
рыночной экономики, определение ее структуры
и совершенствования инфраструктурных
элементов рынка. Этот этап в основном
характеризуется изменениями, произошедшими
благодаря разгосударствлению и приватизации,
формированию частного сектора экономики,
созданием основ конкуренции, резким ограничением
государственного регулирования цен и
т.д..
В современном мировом хозяйстве восточноевропейские
страны принадлежат к государствам со
средним уровнем экономического развития.
В конце 80-х годов национальный доход на
душу населения в этих странах примерно
в 2,6 раза превышал среднемировой показатель
и в 9 раз - показатель развивающихся стран,
и примерно в 2,5 раза был меньше показателя
стран с развитой рыночной экономикой.
Из восточноевропейских стран по уровню
экономического развития и производительности
труда ведущие позиции занимают Словения,
Эстония, Латвия, Чехия, Словакия, Литва
и Хорватия; к менее развитых стран региона
относятся Молдова, Румыния, Босния и Герцеговина,
Албания.
Общая структура экономики позволяет
отнести отдельные страны Восточной Европы
в индустриальных и индустриально-аграрных
стран.
На современном этапе на долю промышленности
в общей структуре национального дохода
стран региона приходится в среднем от
45 до 60%, тогда как до Второй мировой войны
национальные экономики этих стран фактически
имели аграрный характер.
Структурные изменения в национальных
экономиках государств региона хотя и
уступали показателям стран с развитой
рыночной экономикой, однако, в целом в
послевоенное время были положительными.
Наряду с ростом доли промышленности в
национальном доходе сблизились темпы
роста производства средств производства
и предметов потребления. Постоянно рос
удельный вес обрабатывающих отраслей
по сравнению с добывающими. Был обеспечен
развитие машиностроения как ведущей
отрасли промышленности: На нее приходилось
26-33% всего промышленного производства.
Вместе с химической промышленностью
она начала производить до 40% продукции
всего промышленного производства.
Но в условиях экономического кризиса,
высокого уровня энерго-и материалоемкости
национального дохода, деформированный
ценовой политики в отдельных странах
в начале 90-х годов стали наблюдаться неблагоприятные
структурные сдвиги, в том числе рост доли
топливно-энергетических отраслей, Черной
и цветной металлургии в общем объеме
производства при резком спаде производства
в машиностроительной, легкой и пищевой
промышленностях.
В течение почти 30 лет восточноевропейские
страны уверенно занимали ведущие места
по темпам экономического роста в мировом
хозяйстве. В 1951-1983 pp. национальный доход
в этих странах возрастал на 6,7% в год, промышленное
производство - на 8,3%. Однако в конце 70-х
- начале 90-х годов в некоторых странах
темпы роста начали замедляться, а в экономиках
некоторых стран (Польши, Венгрии, Чехословакии)
стали наблюдаться кризисные явления.
Темпы ежегодного роста общественного
производства стран региона резко упали
с 2,9% в 1981-1985 pp. до 1,8% в 1989 г. В конце 80-х -
начале 90-х годов все восточноевропейские
страны оказались в условиях глубокого
социально-экономического кризиса. В отчете
Экономической комиссии ООН спад экономики
в странах Восточной Европы назван затяжной
депрессией, которая по продолжительности
и глубине превышает «большой кризис»
1929-1933гг.
Несмотря на административное регулирование
экономики, восточноевропейские страны
сумели, особенно в 50-70-е годы, существенно
повысить свою долю в мировых экономических
показателях. Так, в конце 80-х годов на
них приходилось более 20% мирового национального
дохода, 21% мировой промышленной продукции,
свыше 13%, мировой сельскохозяйственной
продукции и 5% мирового товарообигуу.
Однако за последние годы вследствие резкого
спада темпов экономического роста и даже
уменьшение объемов общественного производства
в целом эти позиции значительно пошатнулись.
Главными причинами резкого снижения
темпов экономического роста, а затем
и глубокого экономического кризиса в
странах региона стали неэффективность
административно-планового развития и
использования достижений НТП, нерациональная
структура общественного производства,
его высокая энерго-и материалоемкость,
Низкая производительность труда, исчерпание
экстенсивных факторов роста, ухудшение
внешнеэкономических условий (в том числе
условий торговли, рост внешней задолженности,
сокращение и разрыв взаимных экономических
отношений), а также изменение общественного
строя, переход от плановой к рыночной
модели экономики.
Важной особенностью хозяйственного развития
региона является высокая инфляция. В
1992 г. в странах Восточной Европы он составлял
769,4%, в бывших республиках Советского
Союза - 1296%, в частности в России - 2560%, в
Украине - 10500%.
В постсоциалистических странах и странах
бывшего Советского Союза были разработаны
национальные программы рыночных преобразований.
Однако, не все они отвечали национальным
интересам и по-разному воспринимались
населением стран.
Резкое ухудшение социально-экономического
состояния, кризисные явления в национальных
экономиках обусловили приход к власти
в странах региона общественных сил, стремящихся
изменить экономическую модель развития,
создать социально ориентированную рыночную
экономику.
Главным направлением программ и практики
рыночных реформ в восточноевропейских
странах был процесс разгосударствления
и приватизации. В большинстве стран региона
преимущество стало отдаваться приватизации
как таковой, что приводит к установлению
новой системы отношений собственности,
основанной на ее разнообразии. Такая
система начинает функционировать наряду
с государственным на основе частной и
смешанной форм собственности. Согласно
программ приватизации в Венгрии, Польше,
Чехии и Словакии в 1995-1996 pp. в негосударственном
секторе мало производиться 40-50% национального
дохода. Основными формами приватизации
является выкуп, акционирование, бесплатную
передачу собственности с применением
чеков, ваучеров, специальных приватизационных
счетов граждан и др..
Несмотря на достаточно высокие темпы
приватизации, в частности в Польше, Венгрии,
Чехии, можно предположить, что в недалеком
будущем государственный сектор все еще
будет иметь более весомые позиции в национальных
экономиках восточноевропейских стран,
чем в государствах с развитой рыночной
экономикой.
Важным направлением рыночной трансформации
экономики стран региона является преодоление
монополизма и развитие конкуренции. В
начале 90-х годов в Чехословакии 40% объема
промышленного производства создавалось
минимальным количеством производителей
- от одного до четырех. В Венгрии почти
30% продукции обрабатывающей промышленности
производили монополисты, в Польше эта
величина достигала 70% общего объема промышленной
продукции. Уровень монополизации национального
производства и рынка существенно вырос
в новых восточноевропейских странах
как следствие распада СССР, СФРЮ и ЧССР.
Второй важной составной частью национальных
программ преобразований была политика
либерализации цен. Она осуществлялась
в различных формах как «шоковая терапия».
Демонополизация в сфере производства,
отношений собственности и управления
способствует развитию конкурентной среды
в странах региона. Наряду с этим почти
сняты ограничения на частное предпринимательство,
отраслевое перелиття капитала, либерализованы
условия экономической деятельности,
создан законодательные основы борьбы
с недобросовестной конкуренцией, начинает
формироваться система контроля за деятельностью
монополистов.
Такие преобразования осуществлялись
в Польше, Болгарии, России, Украины и др.,
как постепенное отпускание цен в течение
достаточно длительного времени (Венгрия,
Югославия). Ее главными чертами стали:
Отказ от административного регулирования
цен (за исключением небольшой группы
товаров и услуг); контроль за злоупотреблениями
монополистов в области ценообразования;
сближения мировых внутренних цен.
В современных условиях в странах региона
кардинально меняется денежная и финансово-кредитная
политика. Со второй половины 80-х годов
в странах региона начала создаваться
двухуровневая банковская система, охватывающая
национальные (центральные) и коммерческие
банки. Центральные банки при этом все
больше концентрировали свою деятельность
на формировании общенациональной финансово-кредитной
и эмиссионной политики, регулировании
процентных ставок, контроле за деятельностью
коммерческих банков. Последние непосредственно
занимались обслуживанием юридических
и физических лиц. Были созданы рынки:
Финансовые, кредитные, ценных бумаг, валютный.
В начале 90-х годов во всех восточноевропейских
странах государственный бюджет формировался
со значительным дефицитом. Попытки сбалансировать
госбюджет осуществлялись за счет, с одной
стороны, сокращение дотаций и субсидий
предприятиям, резкого уменьшения государственных
капиталовложений в экономику, сокращение
военных расходов, ограничение определенных
социальных программ и помощи другим странам,
с другой - через увеличение доходов государства.
Наибольшего успеха в этой сфере достигли
Чехия, Венгрия, Польша, где и уровень инфляции
был значительно ниже, чем в других странах
региона.
Налоговые реформы в этих странах были
направлены как на стимулирование экономической
заинтересованности предпринимателей,
несмотря на формы собственности, так
и на рост доходов государственного бюджета
и решения на этой основе общенациональных
задач. Главными видами налогов становятся
налоги на добавленную стоимость, налог
на прибыль, акцизный сбор.
Существенно меняется и политика. Создается
новая система социальной защиты, основанная
на свободе экономической деятельности,
социальном партнерстве между гражданином
и государством, потребителем и производителем,
работником и работодателем. Государство
гарантирует лишь минимальный уровень
социальной защиты и все чаще - на адресной
основе (семьи с детьми, инвалиды, молодежь,
пенсионеры, малообеспеченные). Повышение
уровня реального социального обеспечения
более минимальный осуществляется уже
в основном за счет самого населения. Наравне
с сохранением системы бесплатного образования
и медицинского обслуживания, предоставления
жилья, условий для отдыха значительная
часть этих услуг реализуется свой счет
граждан. Такие изменения в социальной
политике образуют дополнительные стимулы
для высокопроизводительной качественного
труда.
В связи с реформированием экономической
и политической системы значительно изменились
и внешнеэкономические отношения.
Изменение модели социально-экономического
развития, существенное преобразование
отношений собственности, решительный
поворот к формированию рыночных основ
экономики обусловили кардинальную трансформацию
внешнеэкономической политики стран региона.
Главной ее особенностью является отказ
от государственной монополии на внешнеэкономические
связи, демонтаж планово-административной,
жестко централизованной системы управления
внешнеэкономической деятельностью. Национальное
законодательство, создавшееся в странах
Восточной Европы, предусматривало четкое
определение принципов внешнеэкономической
деятельности и базировалось на:
1) демонополизации и приватизации внешнеэкономических
предприятий и организаций;
2) утверждении права внешнеэкономической
деятельности юридическим и физическим
лицам;
3) разработке принципов стимулирования
создания коммерческих посреднических
внешнеэкономических фирм;
4) отказ от ответственности заоперации
любых участников внешнеэкономической
деятельности.
Демонополизация внешнеэкономической
деятельности создала новые возможности
для производителей в выборе партнеров,
форм, мероприятий и сфер внешнеэкономического
сотрудничества, главным критерием которого
становится экономическая эффективность,
соотношение доходов и затрат производителей
и потребителей материальных благ и услуг.
Второй характерной чертой внешнеэкономических
отношений стран региона на современном
этапе является переход от планово-административных
форм протекционизма к либерализации
внешнеэкономической деятельности.
Такой переход предполагает:
1) отмена или существенное уменьшение
количественных ограничений во внешней
торговле и переход к преимущественно
экономическим методам регулирования
внешнеэкономической деятельности;
2) сближение структур и уровней внутренних
и мировых цен на основе свободного ценообразования
почти на все виды продукции и услуг;
3) последовательное снижение вАВОК экспортного
тарифа и введение унифицированного импортного
тарифа;
4) переход к конвертируемости национальных
валют для резидентов и нерезидентов сначала
по текущим, а впоследствии и по капитальным
операциям, Установление единого курса
национальной валюты;
5) поддержка экспорта и расширение рынков
сбыта отечественной продукции;
6) поощрение импорта капитала, создание
совместных предприятий, участие иностранного
капитала в процессе приватизации.
Либерализация внешнеэкономической деятельности
является важным направлением экономической
политики восточноевропейских стран в
целом, поскольку она обеспечивает улучшение
их платежного баланса, положения в системе
международного разделения труда, способствует
открытости национальных экономик, приспосабливает
их к условиям конкуренции, Действующих
на мировом рынке. Это непосредственно
стимулирует развитие и внедрение достижений
научно-технического прогресса в экономику.
Либерализация внешнеэкономической деятельности
неразрывно связано с отказом от государственной
монополии в этой сфере.
Другая характерная особенность современных
внешнеэкономических отношений восточноевропейских
стран заключается в изменении приоритетов
развития внешнеэкономических связей,
резком уменьшении роли и значения взаимной
торговли и существенном увеличении внешнеторгового
обмена, прежде всего с развитыми странами
Запада. В начале нового века удельный
вес взаимной торговли во внешнеторговом
обороте восточноевропейских стран сократилась
почти с 60 до менее 20%. Изменение географической
структуры внешнеэкономических связей
восточноевропейских стран обусловлена
??логикой преобразований, происходящих
там. В условиях становления конкурентной
рыночной среды производители и потребители
начинают непосредственно определять
товарную и географическую структуру,
динамику внешнеэкономического обмена,
развитие новых форм внешнеэкономической
деятельности, исходя из соотношения своих
доходов и расходов.
Экономические преобразования, произошедшие
в большинстве стран Восточной Европы
свидетельствуют о том, что рыночные преобразования
набрали силу, совершенствуются и направлены
на коренное изменение места и роли стран
региона в общемировом экономическом
пространстве.
Информация о работе Особенности развития экономики стран Восточной Европы