Особенности правового статуса ЦБ РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:22, реферат

Описание работы

Цели Банка России определяют его структуру и функции. Банк России осуществляет свою деятельность в денежно-кредитной системе, которая соподчинена интересам развития экономики страны. Поэтому нужен системный анализ целей Банка России для того, чтобы определить каким образом они согласуются с общими целями экономики и гражданского общества.

Работа содержит 1 файл

доклад ЦБ РФ2.doc

— 59.50 Кб (Скачать)


Введение

 

Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) – системообразующий и центральный орган управления, контроля и надзора в банковской системе России.

Он занимает особое место в государственном механизме и рыночной экономике нашей страны. Деятельность ЦБ РФ по регулированию банковской и денежной системы направлена на реализацию социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации.

Полномочия ЦБ РФ по развитию денежной системы, защите и обеспечению устойчивости рубля являются ключевыми для формирования экономики государства, а следовательно, для реализации прав граждан Российской Федерации на собственность, занятие предпринимательской деятельностью, социальное обеспечение.

В ЦБ РФ, включая его структурные подразделения и территориальные учреждения, работает свыше 85 тысяч служащих. ЦБ РФ регулирует присущими ему государственно-рыночными методами деятельность более чем 1300 коммерческих банков.

Актуальность темы выражена, неоднозначностью правового статуса ЦБ РФ, а также особой ролью ЦБ РФ в развитии денежно-кредитных отношений в Российской Федерации, в осуществлении банковского регулирования и надзора.

1. Цели деятельности Банка России

 

Цели Банка России определяют его структуру и функции. Банк России осуществляет свою деятельность в денежно-кредитной системе, которая соподчинена интересам развития экономики страны. Поэтому нужен системный анализ целей Банка России для того, чтобы определить каким образом они согласуются с общими целями экономики и гражданского общества.

В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 3) указаны три цели, поставленные перед Банком России:

      защита и обеспечение устойчивости рубля;

      развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

      обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Там же сказано, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Сразу же отметим, что первая из названных целей в Конституции РФ обозначена как функция, а не как цель. В п. 2 ст. 75 Конституции РФ говорится: "Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти". Налицо некоторая несогласованность между Конституцией РФ и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Итак, "защита и обеспечение устойчивости рубля" в Конституции РФ закреплены как функция, т.е. как направленность деятельности Банка России на достижение определенной цели. Но какова эта цель? Быть может, она выходит за рамки денежно-кредитной системы. Как бы предполагается, что Банк России имеет своей целью развитие российской экономики и благосостояния гражданского общества. Однако этого нет в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В нем лишь конституционно закрепленная функция названа как цель.

Если в стране провозглашена идея создания рыночной экономики и правового государства, то все цели должны быть подчинены созданию гражданского общества. Однако Закон не обязывает Банк России заботиться о развитии реальной экономики, о ее кредитовании банками. Ни один закон на Банк России не возлагает конкретные обязанности развития реального сектора экономики. Между тем во многих зарубежных странах такие цели сформулированы, перед центральным банком в определенной мере ставится задача способствовать повышению благосостояния населения. У нас же реальная экономика - сфера Правительства РФ. Этот вывод напрашивается сам собой. Задачи Банка России исчерпываются как бы услугами по проведению государственной денежно-кредитной политики. Как отмечалось ранее, даже цели Государственного банка в российской банковской системе XIX в. были поставлены шире. Он занимался, или, по крайней мере, пытался заниматься, развитием экономики в целом. Поскольку в Конституции РФ закреплено социальное правовое государство, стало быть, все институты власти, в том числе и Банк России, должны это конкретно учитывать в своей деятельности.

 

Особенности правового статуса Центрального банка Российской Федерации.

 

В ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" говорится, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает в качестве субъекта гражданско-правовых отношений.

В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" по отношению к Банку России используется термин "учреждение", а не "организация", в то время как в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" указано, что банк – это разновидность "кредитной организации".

"Следовательно, банк не может быть разновидностью учреждения, а соответственно Банк России – это не банк в том буквальном смысле, который имеется в виду в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности". Кроме того, Банк России не является банком и в том значении, которое содержится в ГК РФ. Ведь он не является ни акционерным обществом, ни обществом с ограниченной ответственностью. Между тем согласно ГК РФ банк должен быть одним из этих обществ"[1].

Специфика Банка России состоит еще и в том, что, как уже говорилось, у него нет учредителей. Этот термин применительно к Банку России не употребляется нигде, ни в одном из законов.

У него нет "законодательного органа", что также отличает его от всех кредитных организаций. Совет директоров – это, скорее, исполнительный орган, так как он назначается Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Отсутствие учредителей, а значит, и репрезентативности по отношению к субъектам денежно-кредитных и финансовых отношений, принижает роль и значение ответственности Банка России за принимаемые его исполнительными органами решения.

Банк России обладает властными полномочиями, что не свойственно гражданскому праву.

Правоотношения между Банком России, коммерческими банками и другими кредитными организациями строятся на принципах власти и подчинения. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон.

Банк России выдает и отзывает соответствующие лицензии, осуществляет банковский надзор. Следовательно, он действует на основе не только частного, но и публичного права. В этом смысле, "он является специальным юридическим лицом, которому закон делегировал властные полномочия регулировать банковскую систему и банковскую деятельность"[2].

Банковская деятельность подпадает под компетенцию Банка России постольку, поскольку она составляет предмет банковского права. Банк России по общему правилу не регулирует гражданско-правовые отношения между кредитными организациями, вкладчиками и всеми остальными лицами, которые пользуются услугами банков. Такое право ему в ГК РФ не предоставлено, так как оно предоставлено только федеральным органам исполнительной власти.

Сущность правового статуса Банка России проявляется в трех субстанциях:

                  независимость,

                  финансовая мощь;

                  правомочия.

Первое – независимость – означает, что рыночные и государственные механизмы построены на принципиально различных основаниях и создают неодинаковую мотивацию.

Финансовая мощь означает, что для того, чтобы Банк России мог оказывать на рыночные отношения достаточное воздействие, он должен этой мощью обладать. Достижения Банка России на поприще сдерживания инфляции – подтверждение этой мысли. Эту финансовую мощь необходимо наращивать в интересах создания эффективной банковской системы.

Правомочия Банка России – это признаваемые и обеспеченные или гарантированные законом возможности осуществления Банком России тех функций, которые вытекают из сущности банковского регулирования и надзора и обусловлены его компетенцией.

Банковская деятельность предполагает определенные возможности, предоставленные правом. Для кредитных организаций такие юридические возможности предоставлены Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ и другими законами. Им должны быть адекватны возможности Банка России. Для того чтобы регулирование и надзор за движением денежных потоков были эффективными, нужно, чтобы эти объективно необходимые возможности стали компетенцией, то есть предметом ведения, а затем и правомочиями Банка России.

Компетенция Банка России включает не только права и обязанности, но и запреты. Так, в частности, Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ст. 49 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривается, что Банк России не имеет права:

1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 48 настоящего Федерального закона;

2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8, 9 и 39 настоящего Федерального закона;

3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;

4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

 

Компетенция включает и ответственность. В статьях 49 и 50 того же Федерального закона говорится, что Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами. В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.

 

Конституция Российской Федерации (статья 75) закрепляет основы денежной системы в Российской Федерации.

Главное, что определяет характер денежной системы, – это эмиссия денег и независимость центрального банка, его независимый конституционный статус и, соответственно, его место, а также и роль в системе разделения властей.

Независимость в проведении эмиссии денег дополняется предусмотренным в Конституции Российской Федерации порядком формирования руководящих органов Банка России и его ответственностью. Эти нормы одновременно являются и основополагающими нормами банковского права.

В Конституции России (ст. 75, п. 2) сказано, что Центральный банк Российской Федерации осуществляет свою основную функцию (защита и обеспечение устойчивости рубля) "независимо от других органов государственной власти".

Упоминание о "других" органах государственной власти может навести на мысль о том, что Центробанк является органом государственной власти.

Однако это не так. В Конституции России (ст. 10) сказано, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную".

Центральный банк не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью, а его служащие не являются государственными служащими.

В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не сказано, кто из высших руководителей Банка России является должностным лицом. Это банк, уполномоченный государством на осуществление функций центрального банка. Государство делегировало ему властные полномочия. Поэтому и все его служащие не являются государственными служащими.

Центральный банк Российской Федерации не осуществляет государственный надзор, поскольку он не является государственным органам. Да и в самом Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" полномочия государственного надзора не предусмотрены. Там говорится о надзоре, который осуществляется в целях регулирования банковской системы. Непонимание этого обстоятельства усматривается в тех случаях, когда Банк России пытаются наделить не свойственными центральному банку функциями. В частности, он не должен подменять деятельность правоохранительных органов

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Центральный банк РФ является главным российским банком. Центральный банк РФ имеет двойственную правовую природу.

Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Осуществление Банком России хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно-контрольных полномочий не происходит независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения прибыли (продажа государственных облигаций, переучет векселей и т.д.), он, прежде всего, оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются Банком России в рамках общей государственной денежно-кредитной политики.

Информация о работе Особенности правового статуса ЦБ РФ