Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:52, реферат
Современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – “высшая и последняя инстанция” рыночной экономики, поскольку он только, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, голосуя “за” или “против” выпущенных товаров.
ВВЕДЕНИЕ
1. Модель поведения потребителя.
2. Особенности потребительского спроса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕР:
В наше время «олигархи»
и «золотая молодежь» весьма подвержены
эффекту Веблена. К примеру, покупка фирменной
одежды за «заоблачные» цены в бутике,
хотя на рынке продается то же самое намного
дешевле.
Наряду с социальными эффектами, связанными с внешними воздействиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп, X. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.
Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
ПРИМЕР:
Спекулятивный спрос активно используется в рекламе. Например, когда продавцы заявляют: «Только в этом месяце в нашем магазине 30% скидки на все товары, а дальше будет повышение цен», то это попытка сформировать спекулятивный потребительский спрос. Или, к примеру, скачок цен на нефть на недавних торгах может уменьшить негативный эффект от снижения американского рынка и способствовать росту спекулятивного спроса на акции российских нефтяных компаний.
Нерациональный спрос — это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя. Следует, однако, заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.
ПРИМЕР:
Примером нерационального спроса может послужить спрос на продукты, вредные для здоровья или нерациональные с общественной точки зрения (наркотики, порнография, сигареты).
Закон спроса может быть объяснен на основе эффекта замещения и эффекта дохода, имеющих место в связи с изменением цен.
Эффект субституции (замещения) — результат воздействия изменения цены блага на его относительную дороговизну и соответственно на количество товара, которое потребитель купит при условии, что его доход останется неизменным.
Эффект замещения измеряется той частью прироста величины спроса на подешевевшее благо, которая образовалась вследствие замены этим товаром других благ.
Допустим, что цена блага В уменьшилась с 2 до 1 денежной единицы. При цене, равной 2 денежным единицам, потребитель покупал 4 ед. блага В. При новой цене и неизменном доходе он готов купить 6 ед. данного блага. Благо В после снижения цены стало для него более привлекательным. Он стремится заменить этим благом другие товары, на которые цены не изменились. Уменьшение цены на благо В в нашем примере дало эффект замещения, равный 2 ед. блага В.
Эффект дохода — результат воздействия изменения цены на реальный доход потребителя и соответственно на количество покупаемых благ. Эффект дохода показывает влияние изменения цены на благо на общий спрос потребителя.
При
уменьшении цены блага реальный доход,
или покупательная способность того, кто покупает
благо, увеличивается при неизменном номинальном
доходе. Покажем это на примере. Так, покупая
4 ед. блага В по цене, равной 2 денежным
единицам, потребитель расходует на покупку
8 денежных единиц. Если цена уменьшается
до 1 денежной единицы, то эти 4 ед. блага
он купит уже за 4 денежные единицы, а оставшиеся
4 денежные единицы у него высвободятся,
что позволит потребителю приобрести
дополнительное количество
этого или других товаров. Эффект дохода
в данном примере равен 4 денежным единицам.
Эффект замены при снижении цены товара всегда будет выражаться в росте объема спроса на этот товар. Аналогично воздействует на изменение спроса эффект дохода: с ростом реального дохода в результате снижения цены увеличивается объем потребительского спроса. Это дает основание сделать вывод о том, что величина спроса находится в обратной зависимости от цены, а следовательно, кривая спроса имеет отрицательный наклон. Этот вывод объясняет большинство ситуаций, имеющих место на рынке.
Однако
спрос потребителей на некоторые товары,
получившие название "товары низкой
категории", в отличие от "нормальных
товаров", может не соответствовать
данному правилу. Повышение цены на "товар
низкой категории" (к ним относят товары
первой необходимости) может вызвать реакцию
малообеспеченного потребителя, которая
противоречит закону спроса. Если при
повышении цены на какой-либо товар первой
необходимости трудно будет найти товар-заменитель
с таким же полезным эффектом на одну денежную
единицу, затрачиваемую на его покупку,
то можно ожидать, что потребитель с низким
уровнем дохода вынужден, будет увеличить
потребление данного товара. Это означает,
что в данном случае с ростом цены растет
спрос, т.е. кривая спроса имеет положительный
наклон. Возможность возникновения такой
ситуации впервые отметил английский
ученый Р.Гиффен (1837—1910), изучая
объем спроса на картофель в Ирландии
в период голода, в связи с чем товар, имеющий
кривую спроса с положительным наклоном,
называют "товаром Гиффена".
Теоретически
такое положение можно
Объем и структура спроса на блага личного потребления имеют важное значение не только для их производителей, но и для всех остальных субъектов хозяйствования. Растущий спрос на потребительские товары ведет к увеличению спроса на факторы производства, что, в свою очередь, приводит к росту доходов их владельцев и соответственно происходит новый виток роста спроса на товары потребительского назначения. Уменьшение спроса на данные блага приведет в ближайшем будущем к падению темпов экономического развития и в лучшем случае к замедлению темпов роста доходов населения, в худшем — к их абсолютному снижению. Поэтому в условиях рыночной экономики получили развитие различные способы воздействия на спрос покупателей с целью его расширения.
Увеличению потребительского спроса содействует широко развитая система потребительского кредита. Потребительский кредит предоставляется путем продажи товаров и услуг в рассрочку или в виде ссуды на покупки. Продажу дорогостоящих товаров в кредит осуществляют компании розничной торговли, ссуды на покупки предоставляют банки, сберегательные и кредитные учреждения.
Потребители могут получить
ссуду целевого назначения (например, на
покупку дома или квартиры, автомобиля)
или взять возобновляемый кредит. К возобновляемому кредиту
относятся чековый кредит и кредитные
карточки. В одних случаях чековый кредит
предоставляется владельцам текущих счетов
в банке автоматически в моменты, когда
остатки на их счетах исчерпаны; в других
владелец текущего счета делает ежемесячные
отчисления на специальный
счет, с которого он может в любой момент
взять сумму, в несколько раз большую ежемесячного
взноса.
Кредитные карточки выпускают не только банки, но и универсальные магазины, туристические фирмы и другие фирмы-продавцы. Они являются самым распространенным видом потребительского кредита на Западе. Карточки последнего поколения со встроенной микросхемой позволяют их владельцам покупать товары и оплачивать услуги, не выходя из дому. В большинстве случаев в зависимости от дохода владельца карточки устанавливается предельная сумма, на которую по карточке можно сделать покупки.
В странах с развитой рыночной экономикой в качестве средства воздействия на потребителя широко используется реклама. Обеспечивая потребителя информацией о новых товарах и услугах, об их ценах и качестве, реклама стимулирует потребительский спрос.
В развитых странах действуют законы,
защищающие права потребителей.Созданы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение потребительского поведения – сложная наука.
Подводя черту, хотелось бы остановиться на основных выводах, сделанных в ходе выполнения данной контрольной работы:
- выбирая блага для потребления,
- поведение потребителя
- потребитель стремится
- на выбор потребителя и его
субъективные оценки
- при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.
-
наряду с общими принципами
выбора рационального
-
потребительский выбор представляет собой
такой набор благ, который приносит потребителю
максимум совокупной полезности в условиях
бюджетного ограничения.
Таким
образом, область потребления - это та
сфера, в которой мы наиболее быстро вливаемся
в общую капиталистическую цивилизацию.
В России много всякого рода проблем, связанных
с демографией, законами и т.д. Но в области
потребления Россия мало, чем отличается
от западного потребительского рынка,
в общемировой рынок мы вливаемся гладко.
У нас разве что чуть меньше денег. Основная
разница в потреблении заключается, в
основном, в его объемах. Труднее поддается
изменению сервис, но и в этом направлении
Россия сделала гигантский скачок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ