Особенности планирования на предприятиях городского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Реформирование экономики лишило предприятия ведомственной подчиненности и дало возможность самостоятельно планировать свою деятельность. Однако, для эффективного планового процесса в первую очередь необходима четко определенная и научно обоснованная система планирования, адаптированная именно к рыночным отношениям. Отсутствие подобной системы негативным образом отражается на качестве планирования, выражающемся в необоснованности разработанных предприятиями планов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность планирования на предприятии………………………………...4
2. Стратегическое планирование…………………………………………….7
3. Преимущества и недостатки стратегического планирования…………..13
4. Виды стратегии……………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Экономика попова Вика.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

МИНИСТРЕСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА

ФГОУ ВПО Самарская  государственная сельскохозяйственная академия

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И АГРАРНОГО РЫНКА

Кафедра логистики и  экономики

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

 

по дисциплине «Экономика и планирование городского хозяйства»

 

Тема: «Особенности планирования на предприятиях городского хозяйства»

 

 

Работу проверила:

к.ф.н.Доцент.Попов А.А.

 

 

 

 

Работу подготовил

Желанина В.В.

группа ГК1431

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012г

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Сущность планирования на предприятии………………………………...4

2. Стратегическое планирование…………………………………………….7

3. Преимущества и недостатки стратегического планирования…………..13

4. Виды  стратегии……………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………18

Список использованной литературы………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С провозглашением нового экономического курса, определившего  отказ от жесткоцентрализованной командно-административной системы государственного планирования и регулирования экономики и началом реформ, вопросы, касающиеся планирования были оттеснены на второй план.

Причем, помимо вопросов, касающихся непосредственно государственного планирования, были незаслуженно обойдены вниманием вопросы планирования на предприятии.

Реформирование экономики лишило предприятия ведомственной подчиненности и дало возможность самостоятельно планировать свою деятельность. Однако, для эффективного планового процесса в первую очередь необходима четко определенная и научно обоснованная система планирования, адаптированная именно к рыночным отношениям. Отсутствие подобной системы негативным образом отражается на качестве планирования, выражающемся в необоснованности разработанных предприятиями планов.

Объектом контрольной работы является планирование на предприятиях.

Предметом курсовой работы выступает стратегическое планирование на предприятии городского хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность планирования  на предприятии

 

Планирование - это задача в плане показать то, чего нужно  достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

Планирование определяет перспективу развития и будущее  состояние системы производства, как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия  на систему, оно усиливает темпы развития производства, способствует вскрытию дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на весь производственный организм. Для того, чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.

В широком смысле слова планирование - это деятельность по выработке и принятию управленческого решения.

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями:

 

- компетентностью руководства  фирмы на всех уровнях управления;

 

- квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;

 

- наличием информационной  базы и обеспеченностью компьютерной  техники.

 

 

 

Планирование предполагает:

 

- Обосн6ованный набор целей.

 

- Определение политики.

 

- Разработку мер и мероприятий (образа действий).

 

- Методы достижения целей.

 

- Обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

 

Планирование заканчивается  перед началом действий по реализации плана. Планирование направлено на оптимальное  использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности фирмы.

Планирование - это начальный  этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.

 

Планирование включает в себя определение:

- конечных и промежуточных целей;

- задач, решение которых необходимо для достижения целей;

- средств и способов их решения;

- требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

 

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают  три вида планирования:

- стратегическое;

- среднесрочное;

- тактическое или текущее (бюджетное).

 

Далее в работе более  подробно рассмотрим стратегическое планирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Стратегическое планирование

 

Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия  в условиях рыночной экономики. В  современно быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Основная проблема реализации стратегии - осознание управленцами того, что дело не только в качестве стратегии как документа, а в их способности организовать процесс от разработки стратегической концепции до ее внедрения в конкретных программах, планах, проектах, сбалансированных по ресурсам.

В первую очередь рассмотрим само понятие -- «стратегия»

Большой экономический словарь под редакцией Л.Н. Азрилияна (1997) трактует понятие «стратегия» 1) как искусен руководства; 2) общий план ведения этой работы, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития.

Вместе с тем, в Большом  экономическом словаре можно встретить еще несколько понятий, связанные со стратегией.

Речь идет об экономической, инновационной и конкурентной стратегиях.

Экономическая стратегия - долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерен правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходе бюджета, налогов, капитальных вложений, цен, социальной защиты.

Инновационная стратегия - стратегия в менеджменте, представляющая собой набор правил для принятия решений, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Задачи инновационной стратегии:

а) обнаружение самых  ранних признаков технологического старения выпускаемой продукции  и альтернативных возможностей обновления производства;

 

б) определение смены  фаз цикла спроса на рынке с целью пересмотра стратегии в изменяющихся условиях.

Конкурентная стратегия - долгосрочные меры наступательного  или оборонительного характера, призванные укреплять положение  предприятия с учетом факторов интенсивности  конкуренции. Понятие стратегия состоит из пяти взаимосвязанных определений:

1) Стратегия как план - это некий вид сознательно  и намеренно разработанной последовательности  действии, путеводная линия (или  ряд таких линий), которой придерживаются  в конкретной ситуации.

2) Стратегия как ловкий прием - это своею рода «маневр», предпринимаемый с целью перехитрить противника или конкурента.

3) Стратегия как паттерн  (принципы поведения, устойчивая  схема) - это заранее продуманная  и выстраивающаяся по ходу  развития событий некая последовательность в поведении. Такое определение включает в себя результативное поведение. Этим как бы подчеркивается, что понимание стратегии лишь в качестве разработанного плана еще недостаточно - стратегии должны быть не только заранее продуманными, но и реализованными.

4) Стратегия как позиция  - это соотношение организации  с внешней средой. Согласно такому  пониманию стратегия становится  опосредствующей силой между  организацией и внешней средой. Например, определить «нишу» как  позицию, чтобы избежать конкуренции; или определить способы использования ресурсов, которые с наибольшей вероятностью ведут к опережению конкурента; или создание ситуаций различных видов экономической ренты и нахождение путей их сохранения. Таким образом, стратегия - это любая жизнеспособная позиция, вне зависимости от того, является она конкурентной или нет.

5) Стратегия как перспектива  - это виды на будущее, обращенные  внутрь организации.

Стратегическое планирование -- это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

 

В настоящее время  стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию, как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых  разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия.

Логика этого определения  такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей. Процесс стратегического планирования включает четыре вида функции стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.

1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование  распределение ресурсов, таких как  материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

2. Адаптация к внешней  среде. Адаптацию следует понимать  в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.

3. Координация и регулирование.  Данная функция предполагает  согласование усилий структурных  подразделений фирмы (предприятий,  производств, цехов) для достижения  цели, предусмотренной стратегическим  планом.

 

4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Процесс стратегического планирования включает:

1. определение миссии  предприятия, организации;

2. формулирование целей  и задач функционирования предприятия,  организации;

3. оценку и анализ  внешней среды;

4. оценку и анализ  внутренней структуры;

5. разработку и анализ стратегических  альтернатив;

Информация о работе Особенности планирования на предприятиях городского хозяйства