Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:00, контрольная работа
Древняя Русь существовала с века. В социально-экономическом и политическом отношениях она представляла собой средневековое феодальное государство, ставшее логическим следствием формирования славянских этносов, одним из которых является русский.
Введение 3
1. Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры. 4
2. Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремеслах. 7
3. Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и историков вв. 9
Заключение 11
Список использованных источников 12
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры.
2. Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремеслах.
3. Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и историков вв. 9
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Древняя Русь существовала с века. В социально-экономическом и политическом отношениях она представляла собой средневековое феодальное государство, ставшее логическим следствием формирования славянских этносов, одним из которых является русский.
Начало становления русского этнос восходит к веку н.э., когда славяне были втянуты в так называемое Великое переселение народов, в ходе которого они, находясь первоначально между Вислой и Тисой, распространились затем на огромные территории. К веку русские славяне имели все необходимые предпосылки для создания государства: большая численность населения, огромная территория, тесные социально-экономические связи и т.д. Инициативу его создания взяли на себя древние русы, которые в 862 г. в Новгороде основали державу и к которой в 882 г. был присоединен Киев.
Так возникла Киевская Русь – первое русское государство, основу которого составлял древнерусский этнос.
К этому времени, наряду с государственностью, Русь имела все статусные элементы древней цивилизации. Основой экономики были земледелие и скотоводство. Благодаря славянским просветителям Кириллу и Мефодию Русь получила письменность. Помимо Киева и Новгорода – главных административных и культурных центров – строились другие города.
До 988 г. Киевская Русь была языческой, а после принятия Православия стала христианской, хотя в западный «христианский мир» полностью не была принята.
1. ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ И ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. НАСЛЕДИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
В своей эволюции культура Древней Руси прошла несколько этапов. Первый из них – языческий, или дохристианский, который приходится на время возникновения и становления Киевской Руси ( века).
Язычество возникло у славян в глубокой древности, в первобытном обществе, задолго до появления древнерусского государства. Основная его черта – многобожие. Как и в других культурах, в славяно-русском язычестве большое значение имеют самые древние формы религии – магия, фетишизм и особенно тотемизм. Наиболее предпочитаемыми у славян тотемами среди птиц были сокол, орел и петух, а среди животных – конь, медведь.
Поклонения и жертвоприношения языческим культурам проходили в специальных культовых святилищах – капищах, которые представляли собой округлые деревянные или земляные сооружения, возведенные на насыпях или холмах. В центре святилища находилось деревянное или каменное изваяние божества – идол, вокруг которого горели жертвенные костры.
Самым знаменитым культовым памятником язычества стал Збручский идол ( века) – четырехгранный каменный столб, установленный на холме над рекой Збруч.
В языческой Руси высокого уровня достигает прикладное искусство. Многие изделия – браслеты, амулеты, обереги, подвески, предметы быта – в руках искусных мастеров становились настоящими произведениями искусства. Успешно развивается также устное народное творчество. Создаются былины – эпические песни, сказки, а также свадебные песни, колядки и т.д.
Большое значение имело проникновение на Русь славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита, хотя на языческом этапе письменность еще не получила широкого распространения.
Начало второго периода совпадает с принятием христианства. Как отмечается в летописи, в 988 г. над Киевом «воссиял свет» Христовой веры, радикально изменившей судьбу Руси.
Князь Владимир и его окружение подвергли критическому изучению и сопоставлению католицизм, ислам и хазарский иудаизм. Владимир также предпринял попытку создания своего варианта монотеизма (единобожия), возвысив культ Перуна над всеми другими. Однако эта попытка потерпела неудачу. Только после этого выбор был сделан в пользу византийского православия. Летопись сообщает, что на решение Владимира заметно повлияли красота и великолепие богослужения в Константинопольском храме св. Софии, а также возможность вести богослужение не на латыни, как того требует католицизм, а на родном славянском языке.
Не менее сложным был процесс становления и развития древнерусской культуры. Она складывалась под влиянием культур Византии, Западной Европы и Востока и при тесном взаимодействии с ними.
Византия сыграла огромную роль в развитии древнерусской культуры. У Византии Русь позаимствовала свой государственный герб – двуглавого орла, взирающего на Запад и Восток. Оттуда же на Русь пришла идея о неразделимости Церкви и царства.
При этом следует иметь в виду, что Византия того времени достигла наивысшего уровня средневековой культуры. Так что ее влияние было самым благотворным. К тому же через нее Русь осваивала богатейшее наследие античной греко-римской культуры. Разумеется, Русь не просто копировала чужую культуру, но творчески преобразовывала ее в соответствии со своими предоставлениями, традициями и вкусами, делая ее своей и неповторимой.
Главным каналом влияния византийской культуры была религия. Принятие православного христианства открыло для Руси доступ к богатейшим и неисчерпаемым духовным ценностям. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык, что сделало идеи и содержание христианства более доступными и понятными простому народу. Огромным было также влияние византийской художественной культуры. Наиболее сильно оно сказалось в архитектуре, мозаике, фреске, иконописи, а также в прикладном искусстве – в ювелирном деле и обработке камня.
В архитектуре византийское воздействие продолжалось главным образом с века до середины века. Именно из Византии в Древнюю Русь пришло строительство величественных по размерам и изящных по красоте каменных зданий с использованием сводчатых и купольных перекрытий.
В живописи византийское влияние было более продолжительным. Наиболее ярко оно проявилось во фреске и особенно в иконографии. Однако, хотя иконопись пришла на Русь из Византии, именно на Руси она достигла наивысшего уровня и непревзойденных форм. В иконописи Древняя Русь не знает себе равных.
2. ФОРМИРОВАНИЕ НА РУСИ ОСОБОГО ТИПА ДУХОВНОСТИ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ, ИКОНОПИСИ, ЛИТЕРАТУРЕ, ФОЛЬКЛОРЕ, НАРОДНЫХ РЕМЕСЛАХ.
Приход христианства вызвал глубокие изменения во всей древнерусской культуре, которые сразу же проявились в архитектуре и градостроительстве.
Первым выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества стала Десятинная Церковь св. Богородицы (989-996 гг.), возведенная Владимиром в Киеве. Она представляла собой величественный трехнефный крестово-купольный храм.
Вершиной древнерусского зодчества стал Киевский храм св. Софии ( век). Он является грандиозным пятинефным крестово-купольным храмом с 13 куполами, гармоничное расположение которых делает се сооружение удивительно стройным и прекрасным.
Принятие христианства способствовало возникновению и быстрому развитию на Руси литературы. Одним из первых литературных памятников стало «Слово о законе и благодати» ( век) митрополита Иллариона, где прославляется Русская земля и проводится мысль о равенстве «всех христианских народов». В начале века монах Нестор написал первую летопись – «Повесть временных лет». Еще одним великим памятником древнерусской литературы стало «Слово о полку Игореве» ( век), повествующее о причинах бед и неудач Руси.
Наряду с архитектурой и литературой не менее успешно развивается изобразительное искусство – монументальная и станковая живопись. Первую из них представляют мозаика и фреска. Наиболее яркие образцы мозаичных и фресковых творений имеются в «Софии Киевской». Ее полы покрыты мозаичной смальтой. Центральный купол и подкупольное пространство собора, центральная часть алтаря, восточные столбы, паруса и подпружные арки украшены драгоценной мозаикой, а все остальные части стен – фресковой росписью.
В веке мозаика н Руси сходит на нет, возможно, из-за слишком сложной и трудоемкой технологии. Зато фреска заметно расширяет свои владения. В ней все меньше ощущается византийское влияние, она все более становится русской по стилю и духу.
Станковую живопись представляет икона. Русская икона преодолевает излишнюю суровость и холодность византийских икон, в ней гораздо больше человеческой жизни, теплоты и грусти. Наиболее почитаемыми в этот период иконами являются византийские, и, прежде всего икона Владимирской Богоматери ( век) которая стала на Руси одной из главных святынь и остается таковой до наших дней.
Ранние формы профессиональной музыки были тесно связаны со словом. Многие вероучители христианства подчеркивали, что самое важное в пении – размышление над смыслом текста, который должен доставлять удовольствие. Важнейшей эстетической основой музыки Древней Руси была теория ее богоданности, дарования свыше вместе с текстами откровений.
3. ПРОБЛЕМА САМОБЫТНОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ОСМЫСЛЕНИИ ФИЛОСОФОВ И ИСТОРИКОВ ВВ.
Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема- человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.
Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, яркими представителями которого были Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) и Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) и др., оказавшие значительное воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания, тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку. Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г. Отстаивая реформы «сверху», славянофилы объективно были выразителями перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.
С.М.Соловьев – ученый-историк, начинал свой творческий путь в 70-е годы века под влиянием Гегеля и его русских учеников – Д.Л.Крюков и Т.Н.Грановского. Но уже в трактате «Философический взгляд на историю России» он исходил из идеализации русской культуры, основа которой (христианство) сохранится, по его мнению, «вечно»: не только в период «юности», когда все народы живут активной религиозной жизнью, но и в «зрелом» возрасте, предполагающем сознательную и разумную жизнь культуры, но без «спасительного влияния религии». Русский народ рассматривается, таким образом, как единственное исключение из общего правила. Россия, ее культура и ее история поставлены Соловьевым в центр мирового развития – в качестве «европейской страны», представляющей «образец христианского государства».