Особенности инфляционного процесса в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:09, реферат

Описание работы

Цель: изучить сущность инфляции и пути ее преодоления.
Задачи:
-Дать определение инфляции, ее классификацию и методы измерения
-Выявить основные причины инфляционных процессов
-Изучить социально-экономические последствия инфляции
-Дать анализ антиинфляционным мерам государства
-Исследовать особенности инфляционного процесса в Украине и меры их преодоления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Сущность и причины инфляции………………………………………………………………4
1.1 Понятия, отличительные черты современной инфляции……………………………4
1.2 Причины инфляции…………………………………………………………………….8.
1.3. Виды современной инфляции………………………………………………………..10
2 Социально-экономические последствия инфляции…………………………………………14
3 Антиинфляционная политика………………………………………………………………...18
4 Особенности инфляционного процесса в Украине………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Рисунок. 2.1- Кривая Филипса.

 

-Платежный баланс.

Инфляция способствует ухудшению платежного баланса. Если страна страдает от относительно высокой  инфляции, конкурентоспособность её экспорта снижается и одновременно импортные товары становятся дешевле отечественных. В результате экспорт снизится, а импорт вырастет. Возрастает спрос на более стабильную иностарнную валюту, увеличивается «бегство» капиталов за рубеж.

-Государственный бюджет.

Сокращается реальные доходы государственного и регионального бюджетов. Растут бюджетный дефицит и государственный долг.

Может ли инфляция быть выгодной? Наиболее уязвимыми оказываются получатели низких доходов, поскольку галопирующий рост цен охватывает, прежде всего, товары первой необходимости. У малоимущих слоев населения они поглощают практически 100% реального дохода, остающегося после оплаты коммунальных услуг. А цены на эти продукты растут ускоренным темпом. Социальные меры по поддержке необеспеченных слоев, несомненно, нужны, хотя в условиях форсированной инфляции они не решают проблемы.

От инфляции страдают предприниматели  и работники, занятые в отраслях с медленной оборачиваемостью капитала, сезонным характером производства, специализированной продукцией со слабой эластичностью  предложения.

От инфляции страдают государственные служащие, зарплата которых фиксирована (учителя, медики, работники связи и т.д.). Убытки терпят также кредиторы, предоставившие долго- и среднесрочные ссуды под фиксированные или слабовозрастающие проценты. Терпящей бедствия стороной становятся получатели пенсий, страховок, арендных или коммунальных платежей.

Кому же может «повезти» в  условиях инфляции? Это:

-Посредникам, занятым перепродажей товаров, ценных бумаг, валюты

-Экономическим агентам и физическим лицам, сумевшим получить кредиты

-Лица, вложившим деньги в недвижимость, картины и прочие ценности

В целом, однако, инфляция не создает  благоприятной атмосферы для  проявления предпринимательских талантов. Здесь скорее работают случайные  обстоятельства, далекие от профессионального мастерства и трудолюбия.

Обычными следствиями быстрого роста цен становятся своеобразные инфляционные психозы, потеря доверия к сберегательным учреждениям и банкам, социально-политические кризисы.

 

3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Отдельные предприятия, фирмы, банки, предприниматели не могут бороться с инфляцией. Эта борьба под стать только государству(органам государственной власти).

Итак, антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.

Борьба с инфляцией является проблемой макроэкономической. Перед  правительством всегда стоит задача: или ликвидировать инфляцию, или  приспосабливаться к ней. Поэтому  различают радикальный или адаптационный  характер антиинфляционных мер.

Все страны  решают эту задачу по-своему: США, Великобритания и другие активно борются с инфляцией, что в значительной степени помогает избежать кризисов; другие страны (СНГ, Польша, Венгрия и др.) используют пассивную форму адаптации (приспособления) к росту цен(осуществляют индексацию доходов населения), а к безработице – попытка трудоустройства через бюро, отделы, службы занятости.

Заслуживает особого внимания одна из антиинфляционных мер – адаптационная политика государства, которая осуществляется почти во всех странах. В соответствии с этой политикой, на частном уровне индексация доходов проводится через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельными предпринимателями.

Рост зарплаты ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции.

В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен ещё больше. Государственное вмешательство и контроль индексации гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда(для СНГ –это, например, 90 млн. государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе.

В случае резких и неожиданных скачков скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно.

В мире использовалось множество адаптационной антиинфляционной борьбы.

-Политика доходов. Она водилась к тому, что в 60-70 гг. нашего столетия в Англии и других странах внедрялась политика «стоп - вперед», оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен доставалось ценою снижения производительности труда и жизненного уровня населения.

- Контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды, Финляндия, США – в отдельные периоды). Она эффективна в краткосрочном плане, но в долгосрочном она не приживается.

- Государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример – правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго.

- Наиболее радикальный и пока ещё популярный вариант – минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к «невидимой руке» А.Смита.

Существует множество  видов политики доходов, но экономисты с мировым именем признают, что  до сих пор еще не найден оптимальный, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу. Поиск новых вариантов продолжается. В основе большинства из них лежит так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции, надо увеличить количество безработных. В связи с этим применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы. [3,c.120]

Естественный уровень  безработицы -  тот, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически.

Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется  все больше и больше увольнять, т.е. повышать естественный уровень безработицы. Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена это означает снижение реального валового национального продукта на 4% ниже потенциального. Для СНГ проблема необходимости платить безработицей и недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного продукта.

К радикальным антиинфляционным мерам относятся денежные реформы, которые делятся на три вида.

-Нуллификация. Предполагает прямое аннулирование, т.е. признание недействительными, запрещенными к приему обесценивающиеся знаки. Этот метод применяется при катастрофических размерах инфляции. Примером нуллификации является советская денежная реформа 1922-1924 гг. До этого в стране обращались триллионы совзнаков. В несколько этапов они были «обменены» на казначейские билеты в пропорции 50 млрд. совзнаков на один казначейский билет рублевого достоинства, т.е. практически аннулированы.

-Ревалоризация. Означает возврат к предыдущей покупательной способности денежной единицы. Этого можно достичь путем дефляции, т.е. изъятием лишних денег из обращения. Такой метод применяется при сравнительно невысоких масштабах инфляции. Дефляционную политику проводили правительства Англии и Франции после первой мировой войны.

-Деноминация, при которой старые денежные знаки обмениваются в определенной пропорции на новые, происходит как бы утяжеление денежной единицы. Деньги, не предъявленные к обмену, теряют силу. Соответственно пересчитываются цены, доходы и пр. В чистом виде деноминация проводится для упорядочения денежного обращения и облегчения расчетов. Достаточно часто, однако, потяжелевшая денежная единица снова начинает инфляционный бег и обесценивается.

 На современном  этапе экономического развития  избежать инфляции невозможно, она  стала неотъемлемой чертой рыночной экономики. Задача стоит таким образом, чтобы не допустить высоких темпов инфляции, перерастания ее в гиперинфляцию, способствовать постепенному снижению интенсивности инфляционных процессов.

 

4 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННОГО  ПРОЦЕССА В УКРАИНЕ

 

В первой половине 90-х годов Украина испытала настоящий инфляционный шок. Начало гиперинфляции в нашей стране – 1992 г. В январе этого года Россия, Украина и ряд других стран бывшего СССР провели так называемую «либерализацию  цен». Инициатором этого мероприятия можно считать правительство России. В СССР, в условиях существования централизованно-плановой системы, цены на абсолютное большинство товаров и услуг определялись государством. Трансформация экономики в смешанную систему требовала формирования полноценного рынка. Как известно, большинство цен в смешанной экономике определяются рынком. «Либерализация цен» означала передачу функций ценообразования непосредственно производителю продукции. К проведению такого мероприятия в значительной мере подталкивал и повальный дефицит потребительских товаров: прилавки магазинов в буквальном смысле были почти пусты. Товар не задерживался в магазинах. Дефицит товаров давно был известен потребителям в СССР, но здесь его острота, масштабы достигли невиданного ранее уровня. Опустошение магазинов было проявлением инфляции спроса. Рост денежных поступлений в предшествующие годы явно вошел в противоречие с изменениями в производительности труда, в объемах национального производства. Экономика «накачивалась» деньгами, что вызывало такую своеобразную форму проявления инфляции, как дефицит товаров. Открыто цены расти не могли, так как сдерживались государством.

Денежная и финансовая политика государства не были заблаговременно  направлены на подготовку необходимых  условий для проведения мероприятий по освобождению цен. Вторая причина была связана с проблемой монополизма и доминированием государственного сектора в экономике. Отсутствие должного уровня конкуренции, соответствующих мер ее государственного регулирования во многих случаях приводили к «полурыночным отношениям»: цена устанавливалась производителем продукции, роль в ценообразовании другой стороны – потребителя  - была минимальной. Даже сталкиваясь с проблемой сбыта, многие руководители государственных предприятий совершенно не настроены были решать ее путем снижения цен, ведь та система, в которой они привыкли работать, сформировала у них другие стереотипы экономического мышления и хозяйственного поведения. Кроме того, они не рисковали своим капиталом, ведь управляли государственным имуществом.

После распада СССР на территории Украины осталось около 30% военно-промышленного комплекса  бывшего Союза. Чрезмерные расходы  на военные цели приводят к дефициту государственного бюджета, который, в  свою очередь, обуславливает увеличение внутреннего долга и выпуск в обращение лишней массы денег.

Еще одной причиной инфляции является дотация государством нерентабельных предприятий, колхозов и совхозов, неэффективного капитального строительства.

Специфической для Украины  причиной распространения инфляционных процессов в 1992-1993 гг. стали популистские и экономически недостаточно обоснованные постановления Верховной Рады, которые увеличивали дефицит государственного бюджета. В 1992 г. он был 697 млрд. крб., а ничем не обеспеченная эмиссия денег достигла 1 трлн.325 млрд.крб., что составляло приблизительно 35% валового национального продукта (здоровой финансово-кредитная система считается тогда, когда этот показатель не превышает 5%).

Еще одной причиной быстрого поднятия цен в странах СНГ  является наличие массы посредников между производителями и потребителями. В Украине их нередко бывает до пяти, в результате чего цена товара увеличивается в 4-5 раз.

Все это вместе взятое привело к тому, что «либерализация цен» вылилась в их взвинчивание. В 1992 г. в Украине цены возросли более чем в 20 раз!

Рост цен в 1993 г. оказался еще более значительным (более  чем в 100 раз).

Государственные структуры  не могли нормализовать денежное обращение и 

финансы. Государство  несколько раз прибегало к  инфляционной денежной эмиссии – под закупку сельскохозяйственной продукции, социальную защиту и т.д. В 1994-1997 гг. произошло снижение темпов роста цен, однако в целом они оставались высокими.

Активизировались профсоюзы, особенно профсоюзы горняков, которые  несколько раз проводили массовые акции протеста, требуя, в числе прочего, повышения заработной платы. Государственным структурам было трудно противостоять этим требованиям – ставки заработной платы повышались при сокращении объемов производства.

Свою роль сыграли  и внешние факторы. Серьезные проблемы возникли с обеспечением экономики энергоносителями – прежде всего нефтью и природным газом. Внутренние потребности Украины на год в нефти составляли 40-45 млн. т, в природном газе – 90-100 млрд. м3 . Добыча этих ресурсов внутри страны обеспечивала около 5 млн. т нефти и 20 млрд. м3 газа. Все остальное необходимо было импортировать, преимущественно из России. Российские поставщики приняли решение поэтапно переходить на продажу ресурсов по мировым ценам. В результате цены в Украине резко возросли: например, в 1992 г. цены в топливной промышленности  возросли в 237 раз, что, естественно, дало мощный толчок росту цен во всей экономике.

Информация о работе Особенности инфляционного процесса в переходной экономике