Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:08, курсовая работа
Инфляция-это повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы.
Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону повышения последнего, сложившегося одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ресурсов).Этот дисбаланс проявляется в разных формах .В рыночной экономике, т.е. в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышения совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен. Это -открытая форма инфляции.
ВВЕДЕНИЕ
1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИНФЛЯЦИОННОГО ПРОЦЕССА
1.1 Сущность, виды, функции, показатели измерения………………..2
1.2 Формы протекания инфляционных процессов…………………….9
1.3 Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек………………………………………………………………….10
1.4 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
Стагфляция……………………………………………………………….15
2.ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ
2.1 Анализ динамики инфляционных процессов………………………20
2.2 Социально-экономические последствия инфляции и их влияние на
развитие экономики страны…………………………………………….24
3.ОСНОВЫ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ
ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
2.ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ
2.1Анализ динамики инфляционных процессов Инфляционные процессы разнообразны по проявлению и затрагивают многие стороны общественно-экономической жизни. Предприятия, как основные участники рынка, неизбежно оказываются подверженными влиянию инфляции. Оценка эффективности их деятельности может быть существенно искажена инфляционным фоном. Это связано с тем, что статистика показателей хозяйственной деятельности предприятий базируется на их отчетности, оперирующей фактическими данными за прошедшие периоды времени. Каждый из них может иметь свои особенности (колебания цен на рынке; инфляционные ожидания; общее состояние экономики региона и т.д.). Однако, оценка конечных результатов экономической деятельности, как правило, не учитывает этих искажающих факторов и, следовательно, не может рассматриваться как вполне достоверная. Инфляция, в различных формах многократно наблюдалась и продолжает наблюдаться в российской экономике. Так, в статье Б. Плышевского [8,с.4]говорится о том, что в четко выраженных формах инфляция проявляется по крайней мере в третий раз -1914-1924 гг., затем - 1928-1947 гг. и, наконец август 1998 г. Однако, она так или иначе проявляется постоянно. Например, характерным проявлением и официальным признанием инфляции можно считать каждую денежную реформу. А реформы такого рода в нашей стране даже уже перестали "удивлять" население. В январе 1992года правительство России провело реформу цен, и это немедленно спровоцировало гиперинфляцию : в сравнении с 1991г ИПЦ в 1992г. вырос в -16,2 раза, в 1993г-159, в 1994г- в 647, и в 2000г-в 9344 раза.
Все сбережения населения обесценились. Высокая инфляция заставила предприятия повысить номинальную з/плату (чтобы обеспечить выживание рабочих), затем они вынудили коммерческие банки к предоставлению займов в целях финансирования ее неизбежного роста, что предопределило соответственно эмиссионную активность Центробанка; резкое увеличение денежной массы подпитывало гиперинфляцию. При резком повышении в 90-х годах номинальной заработной платы цены росли вдвое быстрее, а реальные доходы сокращались. Соответственно падало производство, и росла безработица. Реальный ВВП в 1998году сократился до 57% к уровню 1990года и до 2006г. этот уровень восстановить не удавалось.[2,с.45]
2.2 Социально-экономические последствия инфляции и их влияние на
развитие экономики страны
Инфляция негативно влияет на благосостояние населения. В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит. В таких обстоятельствах люди предпочитают трансформировать сбережения в ликвидные денежные средства. Невиданное по своим масштабам обесценивание сбережений произошло в России в течении 1992-1993гг. Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной зарплаты от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции. Помимо отрицательного воздействия инфляции на благосостояние населения, она не в меньшей степени оказывает негативное влияние на производство, хозяйственную деятельность в целом. Под воздействием инфляции происходит обесценивание, с одной стороны, амортизационных отчислений, с другой- фонда накопления. В результате и валовые, и чистые инвестиции существенным образом «усыхают» и не позволяют реализовать запланированные проекты и мероприятия., связанные с технической реконструкцией производства, обновлением, модернизацией. Это ведет к ограничению предложения товаров и услуг. Инфляция существенно подрывает мотивацию к активной предпринимательской и трудовой деятельности. Что касается лиц наемного труда, то при высокой инфляции происходит обесценивание их доходов в результате роста цен и сокращение реальных возможностей на приобретение необходимых потребительских благ. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса. Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование. Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения.[7]
3.ОСНОВЫ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ ГОСУДАРСТВА
Таргетирование - это курс центрального банка, вводимый на снижение инфляции. Причем, для снижения инфляции применяется весь арсенал, весь возможный арсенал денежно-кредитной политики. Как правило, за основу берется либо курсовая политика, либо процентная. Как правило, таргетирование инфляции производится путем сжатия денежной массы, путем ограничения темпов роста денежной массы и ограничительной денежно-кредитной политикой, путем ограничения бюджетных расходов. Вот что означает таргетирование.[6].
Современными экономистами и государственными чиновниками предлагаются разнообразные методы и даже программы борьбы с инфляцией, но она требует тщательного подхода к себе. Ведь несколько неверных шагов могут привести к ужасающим последствиям. Не зря, мировой опыт свидетельствует о необходимости теоретического обоснования антиинфляционной стратегии экономического роста. А она требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Общеэкономические меры.
1. Следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем и т. д.) в целях формирования цивилизованных рыночных отношений.
2. Необходима смена целевой ориентации экономической политики - с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем.
3. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах.
4. Традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Во-первых, в мире мало свободных капиталов. Во-вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные.
Сдерживание финансовых факторов инфляции.
1. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России: • неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме; •нецелевое использование бюджетных средств; •финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности; • слабый контроль за исполнением госбюджета.
2. Проблемой остается сокращение бюджетного дефицита. Неинфляционным источником его сокращения должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы.
3. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна затруднять бизнес. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. С 2001г властные органы страны и налоговые службы отменили прогрессивную шкалу налогообложения доходов состоятельных граждан, а ведь ее предназначение – социальное выравнивание бедных и богатых. Обоснованием служили рассуждения о необходимости вывода из тени предпринимательских доходов и их полного декларирования. Первые месяцы подтверждались эти ожидания, но потом все вернулось к старой практике. Хотя богатые многих стран платят налоги, например: США – 33%, Швеция – 72% своего годового дохода. Вероятно, если бы в России использовали опыт Швеции, Норвегии, Франции, США по налогообложению доходов состоятельных лиц и профилактическому воспитанию потенциальных нарушителей налогового законодательства, то страна смогла бы получить средства, необходимые для значительного увеличения заработной платы бюджетников и пенсий.
4. Специфическим для России направлением антиинфляционной политики является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего экономическому подъему. В этой связи актуальной задачей является восстановление платежно-расчетной системы, нормализация денежных расчетов, ликвидация взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету. Регулирование денежных факторов инфляции.
1. Антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения. Однако в России, резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по трем каналам - кредитование государства, хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов. Однако аргентинская модель «валютного управления», поднятая некоторыми российскими экономистами во время резкого усиления инфляции под влиянием валютно-финансового кризиса в августе 1998 г., неприемлема в условиях России. Во-первых, нет надежды на пополнение резко сократившихся официальных золотовалютных резервов за счет масштабного западного кредита. Во-вторых, эмиссия денег только под прирост чистых международных резервов без учета потребностей реального хозяйственного оборота в соответствии с законом денежного обращения приведет к дефляционному сжатию денежной массы в обращении.
2. Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. Снижению потребности оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов и т.д.
3. В антиинфляционных мерах особое место принадлежит регулированию скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.
4. Чтобы взять инфляцию под контроль, необходима реальная статистика и внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков. Регулирование цен и заработной платы - составная часть многофакторной антиинфляционной стратегии. Практика России подтвердила, что рыночное регулирование цен недостаточно в условиях несовершенной конкуренции и однозначной зависимости динамики цен от курса рубля к доллару в связи с высокой долей импорта. Даже при снижении курса доллара к рублю цены не снижаются. Для регулирования инфляционного процесса необходимо нейтрализовать и его внешние факторы, как считает Булатов[12]. И с ним стоит согласиться. Ведь поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной монополии, интеграция России в мировую экономику - это позволило усилить влияние внешних факторов инфляции. Например, снижение курса рубля к доллару стало толчком к инфляционному росту цен, так как импортные товары составляют половину потребительского рынка в России. Механизм «импортируемой» инфляции проявляется также в повышенном спросе на доллары и другие иностранные валюты. Таким образом, составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля. Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии, стратегии внешних заимствований. В частности, целесообразно установить минимум золотовалютных резервов, чтобы противостоять кризисам, присущим рыночной экономике, тем более в условиях так называемого догоняющего развития. Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка - одна из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением. Законодательство, я считаю, должно быть рационально, устойчиво, непротиворечиво и вызывать доверие у предпринимателей и, конечно же, населения. Борьба с теневой экономикой. Любая стабилизационная программа обречена на провал, если власть не в состоянии противостоять «теневой» экономике, которая контролирует примерно половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит крупномасштабное «бегство» капитала, неуплата налогов, таможенных пошлин и т.д. Поэтому необходимо разработать эффективные меры по искоренению криминала в экономике. Таким образом, инфляция - это достаточно контролируемый процесс и требует к себе пристального внимания. Конечно, бороться с ней можно и просто необходимо, но делать это надо тщательно, продумывая каждое действие. Ведь малейший опрометчивый шаг может привести к серьезным последствиям. Кроме того, следует не забывать о мировом опыте, но применять его возможно лишь при непосредственной адаптации к современным условиям России. Возможно, экономисты и государственные чиновники, анализируя все свои промахи и неудачи, в скором будущем смогут поставить под контроль уровень инфляции, а значит, и уровень жизни населения изменится в лучшую сторону.