Особенности и управление ВЭД развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:21, доклад

Описание работы

Одна из главных характеристик современных национальных хозяйств развитых стран (РС) - их «открытость» в мировое хозяйство, открытость внешнему миру, прежде всего друг другу. Все развитые страны ведут интенсивную внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), активно используя преимущества международного разделения труда. Господство РС в мировом производстве непрерывно воссоздает условия для их доминирования и в системе международных экономических отношений.

Работа содержит 1 файл

ВЭД развитых стран.docx

— 23.11 Кб (Скачать)

Колесникова Алёна, гр.3072.

Особенности и управление ВЭД  развитых стран.

Направления и характерные черты ВЭД развитых стран.

     Одна  из главных характеристик современных  национальных хозяйств развитых стран (РС) - их «открытость» в мировое хозяйство, открытость внешнему миру, прежде всего друг другу. Все развитые страны ведут интенсивную внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), активно используя преимущества международного разделения труда. Господство РС в мировом производстве непрерывно воссоздает условия для их доминирования и в системе международных экономических отношений. Это же обстоятельство, как и высокая эффективность национальных хозяйств РС, позволяет им проводить либеральную внешнеэкономическую политику. Превалирующая часть внешнеэкономической деятельности развитых стран приходится на экономический обмен друг с другом, осуществляемый в различных формах. Доминирующая роль PC в международном обмене экономической деятельностью прослеживается по всем важнейшим направлениям их внешнеэкономической деятельности.

     Все развитые страны активно участвуют  в мировой торговле. Их экспортная квота (отношение объема экспорта к ВВП) в 2011 году достигла впечатляющих показателей у крупных стран: Япония -18%, Германия-50%, Великобритания-22%, Франция-26%, Италия- 28%. У малых развитых стран Западной Европы: Дания-54%, Бельгия-80%, Нидерланды-82%. Экспортная квота США формально составляла около 10%. Крупнейшими в мире экспортерами и импортерами в последние три десятилетия неизменно выступают США, Германия и Япония.

     Среди различных видов услуг в наибольшей степени традиционно вовлечены в мирохозяйственный оборот транспортные и туристические услуги, а в последние два десятилетия — в растущей мере новые виды услуг, связанные с современным этапом научно-технической революции: информационные, консалтинговые, инжиниринговые.

     Внешнеторговый  режим РС характеризуется наивысшей степенью либерализации, что является закономерным следствием высокой международной конкурентоспособности их национальных экономик. Либерализация отнюдь не означает, что PC пассивны во внешней торговле. Напротив, они всячески поддерживают своих экспортеров, в том числе посредством субсидирования экспорта и особенно гарантирования экспортных кредитов. Если последнее охватывает все отрасли, то субсидирование — ограниченный круг отраслей. К ним традиционно относятся сельское хозяйство, а также структурно-кризисные отрасли (прежде всего судостроение во всех PC и угледобыча в Западной Европе). Кроме того, финансовая помощь оказывается новейшим высокотехнологичным производствам до достижения ими высокой конкурентоспособности и рентабельности.

     Что касается прямых инвестиций, развитые страны доминируют и в области миграции (экспорта и импорта) капитала. При этом первостепенную роль играет их превалирующее положение в сфере прямых инвестиций (в отличие от портфельных инвестиций они обеспечивают не только дивиденд, но и управленческий контроль над инвестиционным объектом за рубежом), которые непосредственно содействуют росту и совершенствованию производства, продвижению научно-технического прогресса, поскольку они сопряжены с передачей соответствующих технологий и ноу-хау.

     Развитые  страны являются не только главными экспортерами капитала в форме прямых инвестиций в мире, но и их импортерами. Главным субъектом экспорта и импорта капитала выступают транснациональные корпорации (ТНК), имеющие местом своего происхождения и основного базирования прежде всего РС. На основе экспансии ТНК в форме прямых инвестиций РС создали за рубежом мощные «вторые экономики».

     Среди экспортеров капитала в форме  прямых инвестиций лидером выступают  США и Франция — соответственно 4 051 и 1 787 млрд долл. на 2011 г., за ними Великобритания и Германия-1 702 и 1486 млрд долл. на 2011 г., среди импортеров— также США и Франция — 2 874 и 1 186 млрд долл. На 2011 г.

     Среди крупнейших (по обороту) ТНК мира лидируют опять же развитые страны, в частности США.

     В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона для большей части иностранных («гостевых») рабочих (значительное число таких наемных работников приходится и на богатые нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока, особенно на Саудовскую Аравию).

     Иностранные рабочие выполняют в PC, как правило, малоквалифицированную или полуквалифицированную работу со сравнительно низкой оплатой, почти или вовсе не конкурируя на рынках труда с местной рабочей силой, ибо граждане PC стремятся к получению более квалифицированной и лучше оплачиваемой работы. В то же время возрастающую роль в международной миграции рабочей силы играет приток в PC из прочих стран ученых и высококвалифицированных специалистов, для которых предусматриваются льготные условия въезда в эти страны.

     Из  рассмотренных выше процессов закономерно  вытекает и доминирующая роль РС в  сфере международных валютно-расчетных отношений, в том числе в соответствующих международных организациях, прежде всего в МВФ и Всемирном банке. В основном все PC обладают первоклассными твердыми валютами, для которых характерна их полная конвертируемость.

     Для всех развитых стран характерна либеральная  валютная политика: какие-либо валютные ограничения, к которым вновь  и вновь вынуждены прибегать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, в РС в настоящее время применяются крайне редко или не используются вообще. Воздействие на курс национальной валюты осуществляется, прежде всего, средствами денежно-кредитной политики (особенно дисконтной) и валютными интервенциями центральных банков, предлагающих дополнительно или  скупающих свои валюты.

     Таким образом, объединяя все вышеперечисленное, можно сделать следующие выводы:

     1.Хозяйственные  механизмы всех развитых стран  характеризуются наличием трехуровневой  («трехслойной») структуры, включающей  три уровня регулирования хозяйственной  жизни — спонтанно-рыночного,  корпоративного и государственного регулирования.

     2.Различия  социально-экономических моделей  развитых стран скорее количественные, чем качественные, модели различаются по относительной роли каждого из указанных трех слоев в хозяйственной жизни и по степени социальной ориентации («социальности») государства.

     3. Экономики развитых стран характеризуются  открытостью мировому хозяйству  (прежде всего друг другу) и  либеральным режимом организации.

     6. Господство развитых стран в  мировом производстве определяет  их доминирующую роль на всех направлениях международных экономических отношений: мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях.

     7. В области международной миграции рабочей силы развитых стран выступают как принимающая сторона. 

2.Управление  и регулирование  ВЭД развитых стран.

     Масштабы, объемы, эффективность внешнеэкономической  деятельности весьма существенно зависят  от уровня и качества организации  большого числа процессов и процедур, регулирующих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство, научное и  техническое сотрудничество и другие формы взаимодействия фирм, организаций, находящихся в разных странах. Поэтому  государственные структуры, правительственные  органы, негосударственные общественные объединения уделяют большое  внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей. На сегодняшний день можно выделить три базовые модели построения системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в промышленно развитых странах.

     Первую  модель можно рассмотреть на примере США, где концепция ВЭД базируется на принадлежности внешней торговли к общей распределительной сети всего хозяйственного комплекса страны. Отсюда внешние связи США можно рассматривать в качестве одного из инструментов правительственной внешней политики.

     В качестве главной задачи Минторг США рассматривает на внешних рынках политику устранения барьеров на экспорт США, расширение экспортной экспансии на зарубежных рынках. Центральным органом, исполняющим эту стратегическую задачу в США, является Администрация внешней торговли (АВТ) в составе Министерства торговли. Президент США наделен правом устанавливать таможенные тарифы, вводить эмбарго (запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров). 

     Вторая  модель характерна для так называемых «Островных государств»: Япония, Великобритания. Основной посылкой данной концепции является обеспечение сбалансированности развития промышленности, внешней и внутренней торговли. При этом приоритет отдается целям внутрихозяйственной стратегии, задачам развития промышленного производства ведущих для этих стран секторов.

     Так, в Японии ВЭД передано в Министерство внешней торговли и промышленности, которое выполняет следующие  функции:

  • контроль за экспортно-импортными операциями; поддержание стабильных закупок топлива и сырья;
  • содействие структурной перестройке промышленных отраслей и их рациональному размещению;
  • помощь малым и средним предприятиям.

 
Японии присущи следующие особенности: формирование стратегии внешней  торговли с участием ведущих крупных  корпораций, которые под своей  торговой маркой и дилерской сетью  осуществляют экспортно-импортные  операции; большая роль отводится  планированию и прогнозированию, в  связи с чем повышается значимость аналитических служб в составе Министерства внешней торговли и промышленности.

     Особенностью  великобританской модели государственного регулирования ВЭД является определение  основных направлений участия правительства  в межправительственных торговых соглашениях, международных организациях (МБРР, ЕБРР, МВФ и др.) 

     Особенности Третьей модели рассмотрены на примере Франции. В этой стране функции государственного регулирования ВЭД возлагаются на три министерства: Министерство внешней торговли, Министерство экономики и Министерство сотрудничества. Кроме того, к этой сфере привлечены МИД, отраслевые министерства и Торгово-промышленные палаты.

     На  МВТ (Министерство внешней торговли) возложены следующие функции:

  • разработка мер по содействию экспорту;
  • участие в разработке программ и принятие решений по вопросам экономического развития внутри страны, если эти аспекты связаны с ВЭД;
  • участие в международных коммерческих переговорах и др.

     Характерным моментом для всех названных моделей  является содействие экспорту, его  диверсификации (расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта) и смещения в сторону  инноваций и промышленной собственности. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть  роль торговых и платежных балансов в разработке стратегии и тактики  ВЭД. Если страна длительное время имеет положительное сальдо торгового и платежного баланса, то она может позволить себе создавать условия по стимулированию импорта в страну. В области государственного содействия развитию экспорта все большее значение приобретает тенденция активизации загранаппарата с использованием передовых технологий с целью повышения информационного обеспечения импортеров, особенно МСП (малое и среднее предпринимательство).


Информация о работе Особенности и управление ВЭД развитых стран