Особенности и источники формирования товарных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 05:20, реферат

Описание работы

К главным источникам формирования товарных ресурсов относятся : производство товаров; ввоз товаров из-за пределов страны; поступление продуктов из домашних хозяйств.
Ориентир рыночной экономики на потребителя, ее восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса требует от предприятий гибкой научно обоснованной системы формирования товарных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Источники формирования товарных ресурсов.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

Особенности и источники формирования товарных ресурсов

 
Товарные ресурсы - это продукция промышленности и сельского хозяйства, которая используется для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, а также идет на экспорт.

К главным источникам формирования товарных ресурсов относятся : производство товаров; ввоз товаров из-за пределов страны; поступление продуктов из домашних хозяйств.                
Ориентир рыночной экономики на потребителя, ее восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса требует от предприятий гибкой научно обоснованной системы формирования товарных ресурсов.

Процесс формирования товарных ресурсов предполагает комплекс решений и мер по: формированию и управлению ассортиментом, определению  его структуры; формированию товарных запасов и поиску их источников; изучению рынков и сервисного обслуживания товаров. Отсутствие такой системы ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия

случайных или  текущих факторов, снижению конкурентоспособности  и эффективности деятельности предприятия.

Хорошо продуманная  система формирования товарных ресурсов не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия  указателем общей направленности действий, обеспечивающих принятие обоснованных управленческих решений.

Процесс формирования товарных ресурсов является ядром маркетинговых  решений, вокруг которых формируются  другие решения, связанные с условиями  приобретения товара и методами его  продвижения от производителя к конкретному покупателю.

Деятельность  по формированию товарных ресурсов связана  с планированием и осуществлением совокупности мероприятий по созданию таких характеристик товарного  предложения предприятий, которые  максимально удовлетворяют ту или иную потребность клиента, обеспечивая прибыль предприятию.

Формирование  товарных ресурсов охватывает отношения  между всеми хозяйствующими субъектами на пути продвижения товара к потребителю.

Процесс формирования товарных ресурсов требует соблюдения как минимум следующих условий:

  1. четкого представления о целях предприятия на перспективу;
  2. наличия стратегии сбытовой деятельности предприятия;
  3. хорошего знания рынка и характера его требований;
  4. ясного представления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе.

Необходимо продуманное  на длительную перспективу решение  таких  
проблем, как: оптимизация ассортимента (номенклатуры) предлагаемых товаров с учетом их потребительских характеристик: темпы обновления продукции в целом и по отдельным ее видам с учетом жизненного цикла; соотношение новых и освоенных рынков сбыта. Эти вопросы решаются в тесной привязке к рынку, его требованиям, к поведению конкурентов.  
Вообще, целью формирования товарных ресурсов является максимально полное удовлетворение нужд и потребностей клиентов, охват новых рынков или рыночных сегментов, получение экономического эффекта от деятельности предприятия, что в конечном итоге приводит к повышению его конкурентоспособности.
 

Процесс формирования товарных ресурсов состоит из следующих этапов: 

  1. Изучение  товарных ресурсов и источников их формирования.
  2. Анализ источников формирования товарных ресурсов.
  3. Планирование объёмов и структуры закупок.
  4. Выбор источников закупок товарных ресурсов.
  5. Согласование условий закупки товарных ресурсов.
  6. Контроль за выполнением планов закупки.
 

Процесс формирования товарных ресурсов в условиях свободного рынка также должен включать в себя следующие аспекты: 

1.Исследование  рынка (изучение рынка способствует  снижению 

коммерческого риска, связанного с принятием решений по формированию ассортимента и выбору каналов продвижения товарных ресурсов на рынок)

2.Формирование  ассортиментной политики 

3.Сегментация  рынка 

4.Изучение спроса  обслуживаемого населения 

5.Формирование  ассортимента на основе спроса обслуживаемого

населения, а  также с учетом принципов функционирования

потребительской кооперации

6.Управление  товарными запасами для сохранения  и поддержания 

структуры ассортимента с целью максимально полного 

удовлетворения  спроса.

Для эффективного формирования товарных ресурсов предприятия торговли должны исследовать рынок по следующим основным направлениям:

- изучение товара:

- определение  емкости рынка; 

- анализ конъюнктуры  рынка; 

- изучение потребителей  и стимулирование сбыта: 

- анализ деятельности конкурентов:

- изучение основных  форм и методов сбыта. 

Главной задачей  изучения товара является торговля предприятием теми товарами, которые максимально  удовлетворяли бы запросы потребителей и приносили высокие прибыли. В основе решения -этой задачи находятся:

соответствие  продукции вкусам и требованиям  покупателей; выявление

недостатков и  достоинств продукции; сравнение качеств  и свойств товаров 

одного предприятия  с соответствующими характеристиками товаров других к предприятий; прогнозирование  перспектив изменения требований рынка  к 

характеристикам и качеству предлагаемых предприятием товаров.

Емкость рынка  отражает потенциальный объем сбыта  товаров в течение определенного  времени. На показатель емкости товарного  рынка оказывают влияние следующие  факторы:

- изменение цен  на товары;

- денежные доходы  населения:

- предложение  новых товаров: 

- организация  послепродажного обслуживания, обеспечение  клиента большим набором услуг; 

- улучшение организации  продаж:

- уровень подготовки  персонала: 

- правильный  выбор каналов товародвижения;

- грамотная реклама:

- стимулирование  сбыта. 

Определение емкости  рынка позволит установить, какую  долю рынка может завоевать данное предприятие, выявить потребность  в товарных ресурсах. При исследовании емкости рынка большое значение имеет анализ тенденций его развития.

Анализ конъюнктуры рынка необходим, т.к. его результаты дают возможность предприятию продавать товары по более выгодным ценам, а также увеличивать или сокращать объемы товарных ресурсов в соответствии с ожидаемыми рыночными условиями. Конъюнктура товарного рынка - это сложившаяся экономическая ситуация, характеризующая соотношение между спросом и предложением, а также уровень цен и товарных запасов. Анализ конъюнктуры рынка включает анализ факторов, оказывающих влияние на спрос, предложение и уровень цен.

Большое значение имеет прогнозирование рынка, то есть выработка научно-обоснованного суждения о перспективах его развития для обеспечения наилучшей тактики поведения предприятия на рынке.

Исследование  рынка включает также всесторонний анализ потребителей, их потребностей и мотиваций. Товарный рынок состоит из большого количества различных потребителей и товаров. Анализ потребителей является основой для сегментирования рынка.

Сегментирование рынка - это классификация потребителей товаров на группы, одинаково реагирующие на один и тот же набор побудительных к покупке признаков.

Особое значение при изучении рынка имеет исследование деятельности конкурентов по следующим  направлениям:

- доля рынка,  которая приходится на конкурентов  по отдельным видам товаров; 

- объем реализации  товаров у конкурентов; 

- численность  сотрудников у конкурентов; 

- основные цели  конкурентов в политике цен; 

- виды и средства  рекламы, которые используют конкуренты;

- условия и  сроки поставки товаров у конкурентов; 

- уровень обслуживания у конкурентов.

На основе изучения товарного рынка предприятию  необходимо формировать ассортиментную политику.

Ассортиментная  политика предприятия - система мер  стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной  модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли.

Главной ее целью  в современных условиях хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемых  сегментов (сегмента) рынка.

Ассортиментная политика должна быть взвешенной и учитывать изменения факторов внутренней и внешней среды, ее суть заключается в предложении населению устойчивого ассортимента товаров.

Предприятия розничной  торговли в современных условиях должны проводить ассортиментную политику с учетом индивидуальных предпочтений. Знание об особенностях различных групп потребителей могут быть получены на основе сегментации рынка.

Основными критериями сегментации рынка являются; географические (регион, страна, город, район); демографические (пол. возраст, образование, место работы, должность, профессия, уровень доходов); психологические (национальность, характер личности); разновидности и характеристики покупателей; стиль жизни потребителей; уровень инфляции и др.

После определения сегмента, на котором организация предполагает осуществлять хозяйственную деятельность, необходимо проводить изучение покупательского спроса.

 При изучении  спроса следует учитывать некоторые  его особенности. Так. спрос  на продовольственные товары  обладает более высокой степенью устойчивости по сравнению со спросом на непродовольственные товары. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов, поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу.

Информация о работе Особенности и источники формирования товарных ресурсов