Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа
Проблемы занятости и трудоустройства находятся в центре внимания любого современного гражданского общества и социально-правового государства. Их решение находится не только в сфере правового регулирования, для этого требуется формирование целостного государственного механизма, объединяющего политику занятости, финансово-экономические, информационные, кадровые и иные компоненты. Отсутствие такого механизма приведет к увеличению скрытых форм занятости, росту социального напряжения, массовому распространению бедности и другим негативным последствиям. В условиях экономического кризиса, сокращения числа рабочих мест, снижения спроса на рабочую силу при одновременном формировании механизмов рынка труда поиск работы становится все более трудной задачей.
Введение 3
I. Теоретические основы исследования политики занятости 5
1.1 Занятость населения как социально-экономическая категория 5
1.2 Роль государства в регулировании экономики и занятости населения Проблемы структурных аспектов занятости в мировой экономике 9
II. Основные направления занятости в развитых странах 18
2.1 Особенности политики занятости населения в развитых странах 18
2.2 Занятость населения и рынок труда в США 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение 36
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I. Теоретические основы исследования политики занятости 5
1.1 Занятость населения как социально-экономическая категория 5
1.2 Роль государства в регулировании экономики и занятости населения Проблемы структурных аспектов занятости в мировой экономике 9
II. Основные направления занятости в развитых странах 18
2.1 Особенности политики занятости населения в развитых странах 18
2.2 Занятость населения и рынок труда в США 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение 36
Проблемы занятости и трудоустройства находятся в центре внимания любого современного гражданского общества и социально-правового государства. Их решение находится не только в сфере правового регулирования, для этого требуется формирование целостного государственного механизма, объединяющего политику занятости, финансово-экономические, информационные, кадровые и иные компоненты. Отсутствие такого механизма приведет к увеличению скрытых форм занятости, росту социального напряжения, массовому распространению бедности и другим негативным последствиям. В условиях экономического кризиса, сокращения числа рабочих мест, снижения спроса на рабочую силу при одновременном формировании механизмов рынка труда поиск работы становится все более трудной задачей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что при благоприятной экономической ситуации на рынке труда существуют категории граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства. Поэтому меры государственной политики, направленные на решение проблем занятости должны состоять не только в улучшении функционирования рынка труда в целом, но и в поддержке граждан с особыми потребностями.
Кроме того, меры по обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы имеют огромное значение, поскольку даже частичное включение этих граждан в число занятых, дает возможность им самим обеспечивать себя материально, соответственно уменьшаются и материальные затраты на них, как на иждивенцев общества.
Исследованию проблем теории, методологии управления занятостью населения посвящены труды отечественных и зарубежных исследователей, в результате исследований которых созданы различные теоретические направления, концепции, научные подходы в области управления трудовыми ресурсами общества.
Современное развитие теории занятости требует внимательного изучения основных идей современных западных экономистов. В качестве важнейших направлений их исследований можно назвать анализ причин, форм и видов безработицы (Я.Адаме, Х.Фриш, А.Филлипс и др.), механизм функционирования рынка труда (А.Акконеро, Э. Аппельбаум, и др.), управление занятостью населения на основе политики государственного регулирования (Дж.М.Кейнс, Дж.Хикс, Я.Адамс, и др.) рынка труда.
Таким образом, влияние отношений занятости практически на все стороны жизни общества, их практическая значимость предопределили выбор темы курсового исследования и обусловили его цель и основные задачи.
Целью курсовой работы является анализ основных направлений занятости населения в развитых странах, а также сущности социально-экономических процессов связанных с занятостью и безработицей на рынке труда.
Реализация поставленных целей потребовала решения следующих задач:
рассмотреть занятость как социально-экономическую категорию;
проанализировать мировые особенности занятости населения в развитых странах, в общем, и более детально рынок труда в США;
раскрыть мировой опыт регулирования процессов занятости в практике развитых стран.
Методологической основой исследования являются методы общенаучного и частно-научного познания: историко-правовой, формально - логический, сравнительно-правовой, статистический, диалектический и системно-структурный и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, и заключения. К ней прилагается список нормативных правовых актов и использованной литературы.
Как экономическая категория занятость выражает производственные отношения по поводу включения работника (отдельной социальной группы) в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу. Она показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.
Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Общественно полезным признается труд не только на государственных предприятиях, но и в личном подсобном, крестьянском и другом трудовом хозяйстве, садоводстве, огородничестве, индивидуальная и другая хозяйственная деятельность, базирующаяся на праве свободного распоряжения своей способностью к труду и праве собственности на средства производства для выполнения этих работ.
Каждому этапу развития экономики, качественно отличному от предшествующих, соответствует определенная модель (концепция) занятости, поскольку ее характеристики раскрывают сущностные процессы функционирования общества.
Концепция занятости — это система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости на определенном этапе социальноэкономического развития общества. Во главу угла такого концептуального понимания ставится формирование занятости с учетом объективных процессов ее развития, характерных для социального рыночного типа государства, и не ограничивается реальными возможностями достижения поставленных целей в тот или иной конкретный период времени. Рассмотрим основные положения концепции.
Принцип исключительного права распоряжаться своими способностями к труду предполагает и право человека работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Каждый самостоятельно может выбрать для себя удобные режимы труда и занятости. Вне зависимости от пола, возраста, национальности и каких-то иных признаков всем доступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Не менее важным является право неограниченного выбора профессии и сферы труда в одном из секторов экономики, различающихся формой собственности (включая сферу индивидуального труда).
Когда речь идет об исключительном праве выбора, неправомерно отождествлять это право с обязательством общества удовлетворить потребности каждого в том или ином виде занятости или профессии. Роль общества заключается в создании для всех равных правовых условий для реализации своих способностей. Например, если человек хочет стать предпринимателем, то общество должно создать ему для этого правовые условия, но станет ли он им, будет зависеть от личных качеств претендента.
Отсюда вытекает второй принцип занятости — ответственность государства за создание условий для реализации права граждан на труд.
Отношения занятости обусловливаются экономическими, демографическими и социальными процессами. Экономическое содержание занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства, социальное — в формировании и развитии личности. Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и др.
В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта: количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный).
По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.
По роду деятельности всех занятых можно классифицировать на три большие группы:
1. Занятые в экономике.
2. Военнослужащие (по мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике).
3. Учащиеся с отрывом от производства.
По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на следующие группы:
наемные работники;
работодатели;
самозанятые (лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, не использующие наемную силу на постоянной основе).
Среди видов занятости населения выделяют полную, эффективную, рациональную и др.
Полную занятость следует рассматривать не как поголовную, а такую, при которой предложение рабочей силы соответствует спросу на нее. Полная занятость связана с созданием материально-технических и социально-экономических условий, при которых каждому желающему трудиться предоставляется возможность участвовать в общественно полезном труде в государственном, частном, кооперативном секторах, личном подсобном хозяйстве, кустарно-ремесленных промыслах и прочих видах индивидуальной трудовой деятельности.
Эффективная занятость предполагает такое распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность в каждый момент времени добиться наибольшего прироста материальных и духовных благ, и следовательно, эффективного использования в трудовом процессе каждого занятого.
При полной и эффективной занятости решаются две задачи: создается достаточное количество рабочих мест и обеспечиваются необходимой рабочей силой предприятия и организации. Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая - интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной занятости - задача хозяйственных единиц, полной - функция государства.
Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости определяет рациональную занятость. Ее критериями служат: оптимальная структура народного хозяйства, необходимое количество производимых благ и услуг, повышение качества жизни, уровень производственного использования достижений НТП, доля информационного типа занятости. Последний показатель характеризует удельный вес работников, занятых производством, обработкой и хранением информации на базе использования компьютерных технологий.
В целях более глубокого изучения процессов занятости используют такие понятия, как виды и формы занятости.
Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, профессиям, специальностям и т.д. Объединение этих видов формирует структуру занятости, имеющую определенную внутреннюю организацию.
Виды занятости выделяют по следующим признакам [4, c. 33]:
1) по характеру деятельности (степени охвата различных сфер деятельности): работа на предприятиях всех видов (государственных, кооперативных, арендных, акционерных) и в общественных организациях, учреждениях и т.д.; работа за рубежом, на совместных предприятиях; исполнение государственных и общественных обязанностей; служба в армии; индивидуальная трудовая деятельность; занятость в личном подсобном хозяйстве.
В качестве альтернативы признаются следующие виды занятости: учеба в общеобразовательных школах, очное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях, другие виды очного обучения; ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, уход за больными, инвалидами, престарелыми; иные виды деятельности, установленные законодательством;
2) по принадлежности занятых к определенному классу или социальному слою - рабочие, инженерно-технические работники и служащие, управленческий персонал, предприниматели (менеджеры, коммерсанты, снабженцы, торговцы, фермеры, кооператоры, арендаторы);
3) по межотраслевым и внутриотраслевым пропорциям в распределении трудовых ресурсов — между численностью занятых в материальном производстве и непроизводственной сфере, в отдельных крупных отраслях народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.); внутри этих крупных отраслей по суботраслям (черная металлургия, машиностроение и др.), внутри суботраслей по отраслям (в машиностроении: приборостроение, станкостроение, тракторостроение и т.д.), внутри отраслей по подотраслям (в текстильной промышленности: хлопчатобумажная, шерстяная, льняная и пр.);
4) по территориальному разрезу (соотношение между численностью занятых по регионам, областям, экономическим районам, административно-хозяйственным единицам, городам разной величины и т.д.);
5) по уровню урбанизации (соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села);
6) по профессионально-
7) по половозрастному признаку (соотношение мужчин и женщин, а также отдельных возрастных групп, характеризующих основные границы трудовой деятельности людей, связанной с возрастом (начало трудовой деятельности, периоды образования семьи, обретение профессии, навыков, время активной трудовой деятельности и т.п.);
8) по формам организации труда (индивидуальная и коллективная);
9) по видам собственности (структура численности работников, занятых на предприятиях и в организациях, относящихся к различным видам собственности).
Формы занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающихся нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня: регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; местом выполнения работы (на предприятиях, на дому), статусом деятельности.
Формы занятости классифицируются с учетом следующих признаков: формы организации рабочего времени и значимости для рабочего (статус деятельности), стабильности, формы правового регулирования рабочей силы.
Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости. Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости [29].
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) — это:
- совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;
- мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;
- обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
- активный поиск и подбор рабочих мест;
- финансирование создания новых рабочих мест;
- организация новых рабочих мест через систему общественных работ.
В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.
Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.
Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.
При регулировании занятости, государство стремится не подавлять положительные функции рынка, применять преимущественно экономические рычаги как наиболее соответствующие природе рыночных отношений. Такими рычагами могут быть налоги, проценты за кредит, установление минимальной заработной платы и др. В итоге рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга, достигая положительных результатов.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется в целях обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы, как по объему, так и по структуре, то есть не только для достижения эффективной сбалансированности спроса и предложения, но и для установления рыночной цены на рабочую силу. Так как сбалансированность понимается как динамичный процесс, то в пределах определенного периода допустимы некоторые отклонения как в сторону дефицита, так и избытка рабочей силы. Критерием допустимости таких отклонений является отсутствие повторяющихся и долговременных значительных отклонений.
Для исключения несбалансированности рынка труда государство должно постоянно контролировать его важнейшие характеристики. Основной пропорцией рынка труда выступает соотношение между спросом и предложением рабочей силы, изменение которых должно приводить к соответствующей динамике заработной платы.
В условиях рыночных отношений любые диспропорции в подготовке и использовании квалифицированных рабочих и специалистов ведут к нарушению макро-, мезо- и микропропорций рынка труда. Поэтому задачей их регулирования является воздействие не только на рыночные отношения, но и на процессы воспроизводства рабочей силы. Такое воздействие предполагает регулирование подготовки и переподготовки кадров, а также территориального, отраслевого и профессионального перераспределения трудовых ресурсов.
Для согласования всех пропорций и сегментов рынка рабочей силы необходима комплексная система регулирования занятости. Она должна обеспечивать регулирование мезо- и микропропорций, а также выполнять маркетинговые функции. К ним относятся стратегическое (индикативное) планирование, информационные маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложения, реклама, стимулирование трудоустройства.
Наиболее важным условием действенного регулирования рынка труда является проведение эффективной политики занятости. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и нормативными актами о занятости населения при осуществлении государственной политики занятости необходимо руководствоваться следующими принципами:
обеспечение равных возможностей всем гражданам страны в реализации права на труд и свободный выбор занятости;
содействие продуктивной занятости. Общественно приемлемой работой может считаться лишь та, которая отвечает двум требованиям: приносит доход, обеспечивающий условия жизни человека; является экономически целесообразной и производительной;
добровольность труда;
содействие трудовой мобильности. Соблюдение этого принципа обусловлено развитием сложившейся системы общеобразовательной и профессиональной подготовки, новыми требованиями к работникам в условиях рыночной экономики, а также формированием в психологии людей ориентации на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, поиск наиболее подходящей сферы для приложения своих способностей, готовностью к переобучению в случае необходимости;
обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции; сочетание самостоятельности местных органов власти в обеспечении занятости с централизованными мероприятиями;
участие профсоюзов и ассоциаций работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране.
При формулировке целей кадровой политики государством рассматриваются различные варианты их достижения:
оптимизация численности и структуры персонала;
структурирование работ, их новая компоновка, формирование нового содержания труда;
улучшение условий труда;
оптимизация структуры рабочего времени;
социальные услуги как средство мотивации, стабилизации коллектива;
подбор необходимой рабочей силы и др.
Осуществляя постоянный мониторинг кадрового обеспечения, корректируя исполнение кадровых программ с учетом внешних и внутренних факторов, субъекты кадровой политики имеют возможность предупреждать кризисные ситуации и разрабатывать антикризисные кадровые программы.
Опыт промышленно развитых стран показывает, что центральным звеном системы регулирования процессов на рынке труда является государственная служба занятости. Она представляет собой структуру специальных органов, создаваемых для постоянного целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и использования рабочей силы. В зависимости от особенностей рыночных отношений во многих странах определяются функции и степень активности государственной службы. Например, в Швеции, Канаде, ФРГ и ряде других стран этой службе отводится роль основного инструмента разработки и воплощения в жизнь политики в области занятости, регулятора между спросом и предложением рабочей силы. В то же время в Великобритании, Австралии и США роль государственной службы занятости менее активна: здесь допускается наличие частных платных бюро по трудоустройству, ответственность же за поиск работы ложится непосредственно на самих безработных.
В различных странах службы занятости имеют различный юридический статус: управления в Министерстве труда или автономного учреждения (ведомства). В большинстве стран служба занятости и ее агентства выступают в качестве представителей государственной администрации со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Финансирование мероприятий по регулированию процессов занятости и трудоустройству граждан, включая и содержание службы занятости, во многих странах осуществляется по-разному. В ФРГ эти мероприятия финансируются за счет налогов с предпринимателей и трудящихся; в Финляндии, Швеции, Франции - из государственного бюджета; в Бельгии, Канаде, США - за счет комбинированных источников (бюджет и фонды страхования на случай потери работы).
Внимание, уделяемое зарубежными странами активным программам на рынке труда, и перераспределение значительной доли их ресурсов в пользу этих программ (от 0,4% ВВП в США и Канаде до 2% в Швеции) вызывается многими причинами. Во-первых, активная позиция не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). Во-вторых, активная позиция увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.
Основными функциями службы занятости, закрепленными законодательно во многих странах, являются: оказание посреднических услуг в трудоустройстве, ориентация в выборе профессии, подготовка и переподготовка с целью трудоустройства, консультации по проблемам размещения производства, международный обмен стажерами, информационная служба, специализированное обслуживание лиц с ограниченной трудоспособностью.
Главной обязанностью бюро по трудоустройству является обеспечение встречи покупателей и продавцов рабочей силы. Предприниматель с вакансией может отправить заявку в агентство, указав сущность работы, необходимую квалификацию и прочее. Безработный или человек, желающий сменить свое рабочее место, имеет право попросить о нем в бюро, для чего он должен заполнить регистрационный лист. Служащие агентства проводят первоначальный отбор, ставя в соответствие запросы и регистрационные листы. Работодатель не обязан нанимать найденную ему кандидатуру; безработный также может отказаться от предложенного ему места. Практически во всех государствах деятельность служб по трудоустройству бесплатна как для трудящихся, так и для предпринимателей. Система сбора и обработки данных построена на единых для всей страны принципах, а информация носит закрытый характер и недоступна даже полиции.
Кроме всего прочего существуют различные социальные программы, направленные на ликвидацию структурного дисбаланса в рабочей силе, вызванную структурными изменениями в экономике. На практике эти программы способствуют переквалификации безработных и их трудоустройству. Необходимо отметить, что социальные программы дорого обходятся государству, однако почти все развитые страны мира выделяют на эти программы значительные суммы, просто потому что, если они окажутся эффективными, то потраченные средства окупятся с лихвой.
Высокие темпы прироста населения развитых стран, при сохранении его «омоложенной» возрастной структуры (около 34% людей в возрасте до 15 лет) ведут к увеличению масштабов трудовых ресурсов. Это приводит к необходимости создания новых рабочих мест с целью ликвидации частичной или полной безработицы. По подсчетам экспертов Международной организации труда (МОТ) для удовлетворения потребности в занятости и ликвидации безработицы до 2025 г. на планете необходимо ежегодно 50 млн. дополнительных рабочих мест, в т.ч. 40 млн. - в развивающихся странах [3, c. 37].
Осуществить это практически невозможно по многим причинам. Одна из них НТР, которая при всех своих положительных результатах имеет и негативные, в том числе - увеличение безработицы в результате вытеснения живого труда.
В соответствии с определением МОТ к безработным относятся лица, не имеющие работы, активно ее ищущие и готовые начать работать в течение определенного периода. Это определение включает не полностью занятых, вынужденную безработицу и тех, кто попадает во временные обстоятельства. Учет безработных ведется путем обследований домашних хозяйств, регистрацией безработных или учета выплат по безработице. В число занятых МОТ включает лиц, которые работают не менее 1 часа в неделю и учитываются в отчетных документах.
Положение с занятостью резко ухудшилось в странах Западной Европы, где уровень безработицы превзошел уровень США на 1/6, т.к. они не смогли обеспечить создание рабочих мест соответствующими темпами [3, c. 38]. Но т.к. США создавало новые рабочие места за счет низкооплачиваемой рабочей силы в сфере услуг, это способствовало замедлению производительности труда по сравнению с Западной Европой.
Обострение проблем занятости, структурные сдвиги в хозяйстве приводят к пересмотру уже сложившихся форм использования рабочей силы и трудовых отношений. Резко возросла роль нетрадиционных форм занятости, в первую очередь, частичной и временной, которые позволяют с наименьшими издержками регулировать уровень занятости на предприятиях в зависимости от спроса. В США, Канаде, доля частично занятых увеличилась до 20%, в странах ЕС - до 15%.
На протяжении XX в. претерпели существенные изменения многие структурные аспекты занятости, и прежде всего соотношение частных и государственных источников финансирования занятости, соотношение между наемными работниками и самозанятыми, формы организации рабочих мест. В настоящее время численность самостоятельных хозяев в общей занятости составляет от 5-8% в Норвегии, Австрии, СШАдо 12-16% в Великобритании, Бельгии, достигая четверти всей рабочей силы в Мексике, Турции и Корее [8, c. 140]. Немаловажную роль сыграла целенаправленная политика правительств западных стран, рассматривающих организацию собственного дела безработными в качестве одного из средств смягчения ситуации на рынке труда.
Таким образом, профессионально-
Несмотря на преобладание общих тенденций, в отдельных странах продолжают сохраняться серьезные различия в структуре занятости. Так, для европейского и японского рынка труда характерен гораздо более высокий удельный вес рабочих профессий, в рядах которых находится от 27-29% всех работающих во Франции и Германии до 31% в Японии. Темпы изменения занятости внутри каждой из основных профессионально-
Конкретные формы занятости на протяжении XX в. также не остались без изменений. В начале века отношения между работодателем и работником строились на основе неформального договора, но уже в 20-е годы под влиянием набиравшего силу профсоюзного движения основой отношений на производстве стало трудовое соглашение, имеющее юридическую силу и закрепляющее права и обязанности сторон. Вплоть до начала 60-х годов превалирующей формой занятости было рабочее место с полным рабочим днем на основе постоянного трудового контракта. В последующие годы под воздействием изменений в структуре экономики, в частности, опережающего развития сферы услуг, обострения проблемы конкурентоспособности и, как следствие, необходимости снижения издержек, в том числе на рабочую силу, а также под воздействием растущей безработицы, появились новые формы занятости, прежде всего рабочие места с неполным рабочим днем и временная занятость.
В конце 90-х годов на условиях временной занятости (под которой подразумевается работа по срочным трудовым договорам и персонал агентств временного найма) работало от 8-13% рабочей силы в Канаде, Ирландии, Португалии, Франции и Германии, до 23,5% в Австралии и 33,7% в Испании [8, c. 141]. Хотя в большинстве промышленно развитых стран действует тенденция к увеличению доли временно занятых, пики этой формы трудоустройства приходятся на периоды массовой безработицы. Таким образом, легализация и широкое применение срочных трудовых договоров рассматривается в качестве одного из средств увеличения найма рабочей силы в условиях высокой напряженности на рынке труда.
В настоящее время наиболее распространенной формой нетрадиционной занятости является работа неполный рабочий день. В 2008 г. в США на условиях сокращенного графика работало 18,3% всех занятых, в странах Западной Европы этот показатель составил 15,6%. При этом в Скандинавских странах на условиях частичной занятости работало в среднем 25% рабочей силы этого региона. В страновом разрезе лидирующие позиции по удельному весу не полностью занятых занимают Нидерланды (30,0%), Австралия (25,9%), Швейцария (24,2%) и Великобритания (23,0%) [8, c. 142].
Причины увеличения неполной занятости лежат как со стороны предложения рабочей силы, так и спроса на нее, причем последний фактор играет гораздо более весомую роль. Требование гибкости рабочего времени вытекает из последних изменений в организации труда. В условиях обострения межфирменной конкуренции индивидуализация выпускаемой продукции и предоставляемых услуг в соответствии с требованиями конкретного заказчика становится основой работы все большего числа компаний, стремящихся сохранить свои позиции на рынке. Новыми составляющими современной организации труда стали требования к совмещению профессий, потребность в гибком подходе к размеру и структуре занятости. Более того, для работодателей использование новых форм занятости означает ощутимую экономию на издержках в силу более низкой заработной платы, а также меньшей социальной защищенности этой категории занятых.
В этот период в отдельных странах Западной Европы увеличение численности работающих по сокращенному графику сопровождалось сокращением рабочих мест с полным рабочим днем. Таким образом, в целом за минувшее десятилетие в промышленно развитых странах «вклад» частичной занятости в общее число работающих составил 50-52% всего прироста, однако если в США, Греции, Великобритании и Испании вклад частичной занятости не превышал 20-35%, то в Австралии, Германии и Ирландии 70-80% всего прироста занятости пришлось на работников с неполным рабочим днем.
Потребность отдельных сфер экономики в работниках с неполным рабочим днем неодинакова. Среди профессионально-квалификацион
Подводя итог первой главы курсовой работы, еще раз отметим, что формы и виды занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающихся нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня: регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; местом выполнения работы (на предприятиях, на дому), статусом деятельности.
Формы занятости классифицируются с учетом следующих признаков: формы организации рабочего времени и значимости для рабочего (статус деятельности), стабильности, формы правового регулирования рабочей силы.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется в целях обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы, как по объему, так и по структуре, то есть не только для достижения эффективной сбалансированности спроса и предложения, но и для установления рыночной цены на рабочую силу.
В мировой практике средствами реализации мер содействия занятости являются законодательные акты, специальный финансовый фонд занятости, государственные службы занятости.
Законоположения о содействии занятости приняты во многих странах сравнительно недавно (в отличие от Законов о безработице и ее предупреждению, которые существуют десятки лет), и их появление связано с тем, что в последние годы в политике занятости этих стран стали преобладать тенденции расширения роли и сферы действия социальной защиты. Главная цель данных преобразований — поддержать здоровый экономический климат в обществе, при этом имеет место отход от прежнего понимания безработицы как главного регулятора рынка труда, на смену ему выдвигаются принципы сохранения полной занятости и исключения массовой безработицы.
Количество и качество трудовых ресурсов в конечном итоге определяют развитие не только национальной, но и мировой экономики. Основную часть трудовых ресурсов составляет экономически активное население, т.е. та часть населения, которая имеет работу или активно занята поиском работы. В 2008 г. экономически активное население мира составляло 47,8% , т.е. менее половины населения мира. Основная доля трудовых ресурсов сосредоточена в странах Восточной, Южной, Юго-Восточной Азии. На развитые страны с рыночной экономикой приходится 16% экономически активного населения мира [16, c. 309].
Качественные характеристики этой части трудовых ресурсов определяют такие показатели, как уровень образования, отраслевая структура занятости, профессионально-
Несмотря на то, что эффективность государственной службы по трудоустройству высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35% ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. Во Франции через государственные агентства трудоустраиваются 750 тыс. чел. в год, или 15% всей потребности в рабочей силе. Даже в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5% лиц получают работу через службу содействия найму.
Дело в том, что целый ряд причин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющие выгодные вакансии, и хорошие работники редко пользуются их услугами, предпочитая искать то, что им нужно, через родственников и знакомых или с помощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что большинство трудящихся (56%) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных. Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытия коммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательно обязывают делать это («Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест» в Швеции). В-третьих, сложности в оценке, как предлагаемых работ, так и рабочих не просто снижают успех деятельности бюро, но и уменьшают их престиж. Во многих случаях частные агентства по трудоустройству оказываются более перспективными.
Еще одна широко распространенная мера государства по усовершенствованию информации о рынке труда - это публикация данных о будущем спросе на различные профессии, что особенно ценно для учащихся, выбирающих, какую карьеру предпочесть.
Однако эти публикации содержат массу возможностей для ошибок: даются средние цифры по стране, тогда как тенденции, существующие на местных рынках, могут различаться; технологические сдвиги, меняющие спрос на труд, почти непредсказуемы; а во многих расчетах не учитывается, что этот спрос зависит и от заработной платы.
Особое внимание в мероприятиях по содействию занятости уделяется вопросам обеспечения занятости молодежи, так как она - одна из самых уязвимых категорий населения на рынке труда.
Чтобы каким-то образом снизить уровень социальной напряженности и разрядить взрывоопасную ситуацию, правительства большинства западных стран разрабатывают специальные социальные программы, ориентированные на молодежь.
Программа занятости для молодежи неразрывно связана с программами профессионального обучения. Во многих промышленно развитых странах действуют меры, направленные на то, чтобы облегчить переход молодых людей от школы к трудовой жизни, в частности: субсидии предпринимателям в промышленности и торговле, которые предоставляют молодым людям возможность по окончании школы проходить полугодовую стажировку, получая одновременно минимальную заработную плату (Австралия); льготы в налогообложении по социальному страхованию предприятиям, предлагающим контракты для производственного обучения, договоры на неполное рабочее время с ограниченной продолжительностью и параллельно — курс профессиональной подготовки непосредственно на предприятии без заключения трудового договора (Италия); программа охвата профессиональной подготовкой всех молодых людей до 18-летнего возраста, которые в 16 и 17 лет закончили школу и не имеют работы (Великобритания) и др.
Их можно условно подразделить на две основные группы: программы обучения, предоставляющие специальные виды трудовых контрактов для молодых людей, и программы, обеспечивающие им профессиональную стажировку и обучение, но не дающие статуса работы по найму.
В первой группе выделяются следующие виды трудовых договоров.
Контракт об адаптации к рабочему месту. Продолжительность контракта - минимум 6 месяцев, заработная плата в рамках контракта - не меньше минимальной по стране. Контракт заключается с молодыми людьми, которые уже имеют определенную квалификацию и могут достаточно быстро занять рабочее место благодаря дополнительной профессиональной подготовке, нацеленной на нужды конкретной фирмы.
Контракт о квалификации. Продолжительность - от полугода до 2 лет. Заработная плата в рамках контракта - не ниже 17-75% минимальной заработной платы, ее размер прямо связывается с возрастом и продолжительностью работы. Этот вид контракта предназначен для молодых людей, не имеющих квалификации.
Контракт о производственном ученичестве. Его продолжительность - от 1 года до 3 лет. По контракту выплачивается заработная плата в размере не менее 17-75% минимальной.
Контракт «занятость - солидарность». Продолжительность контракта - от 3 месяцев до 1 года. Заработная плата по контракту начисляется на базе половинного размера минимальной, 85% этого заработка выплачивается за счет государства. Распространяются только на государственные предприятия, причем на работы так называемой общественной полезности (различные неприбыльные учреждения и ассоциации, органы социального обеспечения и т.д.).
В рамках второй группы программ занятости для молодежи можно выделить следующие: мероприятия чередующегося профессионального обучения (от 2 до 8 месяцев), стажировки приобщения к профессиональной жизни (3-6 месяцев), квалифицирующие мероприятия.
Молодежи предоставляется первоочередное право при приеме на государственные курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Так, в Великобритании в 1983 г. вступила в действие программа профессионального обучения молодых людей, предусматривающая профессиональную подготовку и работу на производстве для выпускников школ. Во Франции для молодежи от 16 лет до 21 года, бросившей учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации недостатков в образовании. Специалисты считают, что весьма эффективно чередование занятий в старших классах и на профессиональных курсах.
Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки, молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места. Так, во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности или квалификации, беря на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20—25%. Аналогично, в Испании предприниматели, нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование. А в Великобритании, Италии, Швеции государство покрывает до 80 процентов издержек фирмы при трудоустройстве молодежи 16-18 лет без среднего образования. Кроме того, в большинстве стран ОЭСР продолжают действовать программы создания дополнительных рабочих мест для молодых людей, финансируемые из государственных источников (общественные работы).
Существуют и некоторые другие программы в рамках политики занятости, которые в значительной степени касаются молодых людей.
Это и программа стимулирования предпринимательской деятельности (существенные субсидии и льготы безработным, решившим открыть собственное дело), и освобождение от социальных взносов тех пожилых людей или инвалидов, которые принимают к себе для работы на дому помощника или сиделку (чаще всего они рекрутируются из числа молодых безработных). Речь в первую очередь идет о действующих сейчас уже в 17 странах ОЭСР программах, допускающих выплату лицам, не имеющим работы, всей суммы пособия по безработице за максимальный срок при условии открытия ими собственного дела. Безработный, желающий начать свой бизнес, подает заявление с необходимыми обоснованиями в агентство по трудоустройству, где его рассматривают специалисты и готовят свое заключение. Около 60% таких просьб удовлетворяется. При этом стартовый капитал нового предприятия может быть обеспечен за счет его владельца лишь на 10%, до 70% государственные субсидии и около 20% кредиты. Фирма, не приносящая прибыли, освобождается на определенный срок от уплаты налогов. Как показывает опыт, именно развитие подобных предприятий позволяет создать значительную часть новых рабочих мест. Так, во Франции 1/4 всех вновь образовавшихся фирм за последние 4 года финансировалась за счет средств государственного страхования по безработице.
Следует сказать и о программах общественных работ. Впервые возникнув в США (30-е гг. ХХ в.), общественные работы в те годы носили общенациональный характер и включали в себя труд, не требующий высокой квалификации. Сейчас они редко охватывают всю страну, чаще имея дело с отдельными категориями населения, районами или периодами времени (межсезонье, спад деловой активности).
Программы общественных работ это, во-первых, трудоемкие общественные работы, которые нацелены на мобилизацию излишней рабочей силы в сельской местности для создания базовой инфраструктуры (дорог, ирригационных сооружений), защиты земель и проведения лесопосадок. В городах к работам такого рода можно отнести прокладку тротуаров, строительство и ремонт общественных зданий и сооружений (школ, больниц, библиотек, музеев, систем канализации и водоснабжения и другое). Во-вторых, существуют также так называемые социальные общественные работы, оплачиваемые муниципальными властями, услуги по уходу за престарелыми, инвалидами, детьми, больными.
Чаще всего общественные работы длятся неполный рабочий день, чтобы трудящиеся могли часть своего времени использовать на профессиональную подготовку или на поиск постоянного места. Участники этих программ обычно получают минимальную заработную плату, позволяя критикам говорить, что такие мероприятия переводят людей из положения безработных в сверхзанятость. Их оппоненты отвечают, что в современных экономических условиях эти программы являются одним из немногих способов создания дополнительных рабочих мест, в то же время давая средства существования беднейшим слоям населения. К тому же психическое состояние занятых гораздо лучше, чем безработных, а деньги здесь, в отличие от пособий по безработице, выплачиваются не безвозмездно. Наконец, согласно расчетам немецких специалистов, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ ведут к возникновению 30-40 рабочих мест в других отраслях.
В деловом мире развитых стран рабочая сила, обладающая мощным творческим потенциалом, стала решающим фактором современной конкурентной экономики. Качество рабочей силы имеет самое прямое отношение к проблеме прибыли товаропроизводителей, ее позициям на мировых рынках. Поэтому крупнейшие корпорации мира не жалеют средств на образование и профессиональный уровень работников. Например, корпорации США ежегодно затрачивают на эти цели не менее 60 млрд. долл. в год. В целом в развитых странах мира на эти цели расходуется 3,4 - 4% ВВП страны [14, c. 309].
Постоянно растут затраты на высшее образование. Особое внимание уделяется индивидуализации обучения. В США и других странах приняты специальные законы, связанные с «инвестициями в человека». Прямая зависимость между уровнем образования и уровнем ВВП в той или иной стране просматривается весьма отчетливо. В США программы повышения образования и квалификации к началу XXI в. имели 93% фирм.
В настоящее время принято различать два типа структур занятости в странах:
1. Информационная модель занятости. Сформировалась главным образом в англоязычных странах. Ключевым моментом в ней является сфера производственных услуг и услуг населению. Именно здесь концентрируется основная масса занятых - 70% рабочей силы в Англии, 73% - в США и Канаде. Высокотехнологические услуги являются гарантией прироста занятых не только сегодня, но и в обозримом будущем [14, c. 311].
2. Информационно-индустриальная модель. Характерна для ряда стран Западной Европы. Уровень занятости в обрабатывающих отраслях промышленности сокращается, а в сфере услуг растет. Новые модели занятости появляются в связи с развитием информационных телекоммуникационных технологий (ИТТ). Эти модели формируются как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельных корпораций.
Благодаря новым сетевым услугам потребители во всем мире получили сегодня гигантские возможности использовать в своих непосредственных интересах самую разнообразную информацию. Только благодаря Интернету уже к началу XXI в. возникло более 400 тыс. новых рабочих мест [14, c. 311]. Информационная сеть приводит к появлению совершенного нового вида высококвалифицированных работ -дистанционного (надомного). Кроме того, ИТТ позволяет шире применять временные, частичные, краткосрочные виды занятости. Развитие компьютерных технологий позволяет сегодня все большему количеству работников умственного труда выполнять свои трудовые функции вне служебного помещения работодателя, позволяя последнему создавать виртуальные организации с принципиально иной (по сравнению с традиционными) структурой издержек. Таким образом на сегодняшний день все больше начинает развиваться виртуальная (дистанционная) занятость.
Применительно к формированию виртуальной занятости значимым свойством виртуальной организации является то, что входящие в нее (или отождествляющие себя с ней) сотрудники работают вне офиса, связываясь с центром посредством телекоммуникационных технологий. Сотрудники, работающие дистанционно, называются дистанционными сотрудниками или телесотрудниками. с каждым годом количество телеработников во всем мире увеличивается примерно на 20 - 30%. Лидерами в этой области являются США, Канада, Финляндия, Дания и Швеция. Например, в Финляндии количество удаленных работников составляет примерно треть всего работающего населения [26].
Стремительно происходит трансформация традиционной профессионально-
Новым явлением в сфере занятости населения является деятельность в неформальном секторе экономики. Международная организация труда к неформальному сектору экономики относит небольшие заведения по производству и продаже товаров и услуг с незначительным капиталом, низким уровнем производительности труда и нестабильной занятостью, обеспечивающей невысокие и нерегулярные доходы. Обычно эти заведения не учитываются статистикой, не поддерживаются правительством, на них не распространены система социальной защиты, часто они не подпадают под нормы трудового законодательства и т.д.
Но самой многочисленной категорией занятых в мире остаются индустриальные рабочие. Если раньше господствовала идеология создания безлюдных технологий (1970-1980-е гг.), то в 1990-е гг. стало очевидным, что социально-экономический прогресс обеспечивается только в том случае, когда сочетаются высокие технологии, передовая техника, высококвалифицированный живой труд. Повсеместно происходит вытеснение малоквалифицированного труда. Утратившие свое значение производства индустриального типа перемещаются из развитых стран на периферию, т.е. в страны «третьего мира». Все это легло в основу формирования современного мирового рынка труда.
В современных условиях человек может родиться в одной стране, получать образование в другой, а работать в третьей. Повышение мобильности населения, интенсификации научно-технических, информационных, культурных межнациональных связей приводит к выравниванию многих параметров личной и производственной жизни. При этом во всем мире наблюдается очевидная ориентация на американскую и западноевропейскую модель жизни.
Хотя не все работники и не во всех странах мира могут достичь желаемых результатов, тем не менее, все стремятся воспроизвести, хотя бы в упрощенном и более дешевом варианте американский или западноевропейский стиль жизни с аналогичным набором материальных и духовных ценностей. Таким образом, происходит формирование общемирового стандарта потребления при общем росте потребностей населения, что, естественно, определяет рост стоимости рабочей силы и ее цены.
Межнациональный обмен кадрами, активность транснациональных корпораций с их многочисленными филиалами и дочерними компаниями, обмен информацией, документацией, опытом и т.д. - все это служит основой появления общемировых стандартов производственной культуры, управленческих систем, межличностных отношений, морально-психологического климата в трудовых коллективах. Все более схожими становятся в разных странах и организационные структуры предприятий и фирм, типы используемых технологий.
Воздействие на мировой рынок труда происходит на корпорационном, государственном, межгосударственном уровнях. На протяжении последних 10-15 лет активно развивалась региональная система высшего образования в масштабах Европейского Союза. Разработаны единые учебные программы обучения студентов, активизировался взаимный обмен между учеными и профессорско- преподавательским составом разных стран.
Таким образом, процессы интернационализации и межгосударственного регулирования уже затрагивают очень многие аспекты воспроизводства современной рабочей силы.
Серьезная проблема с трудоустройством возникла вследствие мирового финансово-экономического кризиса. В 2009-2010 гг. ситуация на рынке труда продолжала стремительно ухудшаться. Международная организация труда (МОТ) сообщала, что финансовый кризис и экономические потрясения привели к тому, что в 2009 году армия безработных увеличилась на 39 до 59 миллионов человек. В странах СНГ и Юго-Восточной Европы уровень безработицы вырос на 35%.
В 2010 году общее число людей, не имеющих работы, составило 210 - 239 миллионов. В 2008 году безработных в мире было 190 миллионов. Уровень безработицы среди молодежи в 2009 году вырос до 14-15% [8, c.281] .
Международная организация труда (МОТ) призывает государства принимать более решительные и скоординированные действия, направленные на борьбу с безработицей и снижением уровня доходов тружеников. Она рекомендует государствам использовать уже проверенный во многих странах подход, связанный с активизацией проектов по строительству дорог и зданий и таким образом создавать рабочие места.
Ссылаясь на опыт предыдущих кризисов, МОТ обратила внимание на тот факт, что восстановление рынка труда в среднем может занять от четырех до пяти лет после начала экономического подъема. МОТ напомнила, что ежегодно рынок труда пополняют 45 миллионов человек, а это означает, что только для их трудоустройства в период с 2009 по 2015 год должно быть создано 300 миллионов новых рабочих мест.
Состояние сферы труда определяется не только политикой государства, но и экономической конъюнктурой, научно-техническим прогрессом, демографическими и миграционными процессами, степенью вовлеченности страны в мировое хозяйство. Действие этих факторов привело к появлению принципиально новых тенденций в области труда и занятости, четко прослеживаемых в США. Роль федеральных органов на рынке ограничена. В каждом штате имеется свое законодательство о занятости и помощи безработным. Предприятия и работники выплачивают отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в федеральный фонд. Для политики занятости на предприятиях характерна ориентация на высокую мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом, сертификат), на признание профессионально-
На сегодня в США сформировалась мобильная и хорошо подготовленная рабочая сила, практически по любому показателю находящаяся на уровне мировых стандартов.
В отраслевой структуре рабочей силы усиливаются сдвиги, выражающиеся, во-первых, в ее дальнейшей урбанизации, во-вторых, в наиболее глобальном структурном сдвиге - из отраслей материального производства в сферу производства нематериальных форм богатства и услуг, в-третьих, во внутренних изменениях в структуре занятости обеих сфер экономики, в пользу быстро растущих наукоемких отраслей.
Переполох на кредитном и финансовом рынках и на рынке жилья ввергли экономику США в рецессию, и это стало тяжелым бременем для рынка труда. Ослабление, которое началось во второй половине 2007 года, серьезно обострилось в период крайней нехватки финансовых средств в 2008 году, и еще до сих пор, рынок труда не восстановился.
Уровень безработицы вырос до 10,1 % в октябре 2009 года (первое двузначное значение этого показателя за 26 лет) и оставался в районе 10 % в ноябре и декабре. В целом, по данным Бюро статистики труда (БСТ), этот показатель увеличился на 5 процентных пунктов с начала рецессии в декабре 2007 года. В декабре в несельскохозяйственной сфере количество рабочих мест сократилось на 85 000, что превысило ожидания аналитиков, хотя ноябрьские значения и были пересмотрены в сторону увеличение на 4 000 рабочих мест. Общие потери рабочих мест в несельскохозяйственном секторе в течение этого спада составляют 7,2 миллиона.
Согласно данным за 2006 год более половины из 229 миллионов граждан США трудоспособного возраста работали полный рабочий день. Еще 11% работали неполный рабочий день, в большинстве случаев, по своему выбору. Средняя продолжительность рабочего дня американцев составляет 7,6 часа [27]. По итогам за 2009 год, среднегодовая численность экономически активного населения США составила примерно 233,8 млн. человек (см. прил. Таблица 1). В течение всего 2009 года численность данной категории населения США постоянно росла. В среднем численность экономически активного населения ежемесячно прирастала на 220 тыс. человек и за весь 2009 год выросла примерно на 2,4 млн. человек [27].
Более точно охарактеризовать рынок труда США можно с помощью таких показателей как численность занятых и численность безработных, а также с помощью такого показателя как уровень безработицы в США. Следует отметить, что численность занятых и численность безработных может значительно изменяться в течение года, при этом данные изменения происходят с определенной периодичностью, т.е. являются сезонными. Следовательно, для правильной интерпретации состояния рынка труда США в 2009 году, более корректно анализировать данные с устранением сезонных колебаний. В дальнейшем, если это не указывается особо, численность безработных в США, уровень безработицы в США и другие данные приводятся с устранением сезонных колебаний.
Постоянный рост численности такой категории, как экономически неактивное население – то есть людей находящихся в экономически активном возрасте, но добровольно отказавшихся от поиска работы – также указывает на ухудшающееся состояние рынка труда США.
В течение 2009 года уровень безработицы в США также постоянно рос. Если в январе уровень безработицы равнялся 4,9%, то в декабре того же года уровень безработицы составлял уже 7,2%, т.е. за год значение данного показателя выросло почти в полтора раза.
Анализ сценариев безработицы. Стремительное ухудшение на рынке труда после октября 2008 привело к страху, что экономика может погрузиться во вторую Великую Депрессию, кошмарный период, когда уровень безработицы возрос с 3,2 % в 1929 году до 20,9% в 1933 году. Однако нынешний экономический спад оказывает не такое серьезное влияние на рынок труда, как это было во времена Великой Депрессии. Хотя сегодняшняя ситуация имеет много общего с послевоенным опытом, она необычна по длительности и глубине воздействия на рынок труда. После октября 2008 года произошло ускорение сокращения занятости, что превратило средненькую рецессию в худший эпизод со времен Второй мировой войны.
Исторические прецеденты показывают, что при исследовании условий рынка труда, приходится изучать широкий спектр данных, чтобы понять источники и то, что они выражают, для получения более полного и ясного понимания цифр. И даже в этом случае, выводы должны приниматься с большой осторожностью.
Стоит также отметить, что в течение спадов большую часть рабочих мест теряют мужчины, т.к. в основном заняты в отраслях, на которые экономические спады влияют больше, нежели на отрасли занятости женщин. На сегодняшний день из всех стран большой семерки США имеет наименьший процент работающих мужчин «среднего возраста»: всего 80% мужчин в возрасте 25-54 лет имеют работу. Для сравнения, в 60-х годах работало 95% мужчин этого возраста [23]. Данная ситуация возникла из-за экономического спада 2008-2009 годов, когда уровень безработицы увеличился почти вдвое. На сегодняшний день он все еще остается довольно высоким – почти 9.3%.Уменьшение количества работающих американцев в большей мере наблюдается среди менее образованных и афроамериканцев. Если к официальным данным прибавить число заключенных мужчин и военных, то примерно 35% мужчин в возрасте 25-54 года без диплома об окончании среднего образования и 25% мужчин без среднеспециального образования не имеют работы. Среди афроамериканцев 30% со среднеспециальным образованием и почти 70% не окончивших школу остаются безработными [23].
Безусловно, с улучшением экономической ситуации данные показатели должны улучшиться, но не на много.
Государственное регулирование рынка рабочей силы в США призвано не допустить роста безработицы до уровня, угрожающего серьезными социальными потрясениями. Кроме того, оно призвано смягчить последствия множества других диспропорций структурного характера. Например, хроническая безработица сопровождается большим количеством незаполненных вакансий, нехваткой целого ряда специалистов, в том числе новейших профессий, порожденных потребностями научно-технического прогресса. В этих условиях, особенно на новом этапе НТР, еще одной важной функцией государства в сфере труда становится профессиональная подготовка и переподготовка рабочей силы, развитие системы образования. Нехватка квалифицированных кадров или нерациональное их использование отражается на экономике, снижает эффективность общественного производства, ухудшает позиции американского капитала на международных рынках.
В настоящее время можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; 2) программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы.
В рамках этих программ в США были созданы сотни рабочих мест, прежде всего, в государственном секторе экономики. А в настоящее время американское правительство делает главный упор на создание рабочих мест не в государственном секторе, а в частном - с помощью различного рода мер косвенного регулирования (налоговых льгот, государственных субсидий и т.д.).
Кредитная политика правительства США направлена на стимулирование мелких и средних предприятий, которые вносят существенный вклад в создание национального дохода, в развитие научно-технического прогресса, расширяют возможности трудоустройства значительной части населения США.
Среди экономических мер представляет интерес предоставления монополистическому капиталу выгодных контрактов при условии соблюдения обязательств по трудоустройству определённых категорий безработных.
Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Так, Служба трудоустройства, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, поиском вакансий для них, тестированием претендентов на работу для определения их квалификации. Характерная особенность государственных агентств содействия найму в последнее десятилетие - оснащение их современной электронно-вычислительной техникой, что позволяет создавать базы данных как об имеющихся вакансиях, так и о претендентах на работу. И в ряде случаев производится автоматизированный подбор претендентов на вакансии.
В конце 2007 году в США действовало более 100 различных, практически не связанных друг с другом государственных программ в области подготовки и переподготовки кадров под эгидой Министерства труда и образования. В настоящее время ведется работа по объединению многих из этих программ и повышению их эффективности. Ключевая задача в данной области - повсеместное создание так называемых центров развития карьеры, где нуждающиеся смогут получать необходимую информацию о вакансиях в конкретном регионе и за его пределами, о существующих программах переподготовки и т.д.
Характеристика состояния занятости в США будет неполной, если не отметить, что образование в "новой экономике" более не является надежной гарантией экономической безопасности. По расчетам американских экономистов, в 2010 году примерно 40 млн. рабочих мест инженеров, компьютерных программистов, лабораторных техников и других специалистов с высшим образованием могут "экспортироваться" из США в Индию и Китай, где имеется возможность найма компетентных профессионалов для выполнения их работы за гораздо меньшую плату. Несмотря на то, что США делают большой упор на развитие в новом веке "экономики, основанной на знании", перспективы создания новых рабочих мест в ней не вызывают оптимизма. Согласно проектам Министерства труда США, из 30 профессий, которые должны будут обеспечивать самый большой рост рабочих мест в следующем десятилетии, 23 не требуют образования в объеме университетского колледжа, а ряд из них не требует даже специальной подготовки. К 2018 году только 22% проектируемых новых рабочих мест будут требовать наличия, по крайней мере, диплома бакалавра; 55% проектируемого прироста рабочих мест относятся к категории оплаты труда на уровне не более 32 380 долл. в год, что весьма скромно по американским меркам, и сделает "американскую мечту" недосягаемой для боль шей части нового пополнения трудовой Америки и американских домохозяйств [27].
Однако можно сказать, что уровень безработицы понемногу начинает уменьшаться. На сегодняшний день уровень безработицы по сравнению с 2010 годом упал с 8.9% до 8.8%. Однако причина, по которой снижается уровень безработицы состоит не в том, что в стране создается большое количество рабочих мест, а в том, что поток людей, желающих устроится на работу уменьшился по сравнению с прошлыми годами [24].
Таким образом, можно констатировать две противоречивые тенденции в характере занятости и организации и стимулирования труда. С одной стороны, в условиях жесткого рынка труда растет спрос на специалистов, особенно в наукоемких отраслях, повышается их зарплата и широко используются другие формы мотивации - владение собственностью, право на опционы, покупку акций и т. п. С другой, под влиянием экономической глобализации и усиления международной конкуренции американские предприниматели ищут возможности сокращать издержки, переводя часть работающих на нетрадиционные графики труда, тем более что это позволяют сделать современные технологии.
Государство и на законодательном уровне способствует преодолению негативных последствий глобализации, связанных с высвобождением работников вследствие роста импорта или перевода предприятий за рубеж. На это направлены, в частности, федеральные законы и соответствующие программы по адаптации экономики к международной торговле и специальная программа аналогичной направленности в рамках НАФТА. Эти программы, управляемые министерством труда, предполагают целый набор мер, включая материальную помощь, переподготовку и содействие занятости лицам, потерявшим работу в результате международной конкуренции.
Сформировавшаяся рабочая сила, обладающая высокими качественными характеристиками, в основном успешно адаптируется к новым условиям. Вместе с тем в сфере труда США сохраняется ряд традиционных и возникает набор новых проблем, требующих активного вмешательства со стороны частного сектора, государства и других общественных институтов.
Глобализация экономики существенно влияет на американский рынок труда и отношения в этой сфере, порождая немало проблем. К некоторым из них экономика успешно приспосабливается, другие требуют более активной и взвешенной реакции государства.
В целом американский опыт функционирования рынка труда показывает, что, основываясь на базисных принципах рыночной экономики, он достаточно эффективно способствует рациональному использованию главного экономического ресурса страны – его трудового потенциала.
В заключение работы сделаем следующие выводы:
1. Как экономическая категория занятость выражает производственные отношения по поводу включения работника (отдельной социальной группы) в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу. Она показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами. Занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, как правило, приносящая доход.
2. Государственное регулирование экономики, в общем, и занятости населения, в частности, - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные.
Проведение эффективной политики занятости является наиболее важным условием действенного регулирования рынка труда. Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.
3. В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет: разработку мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения; разработку и реализацию федеральных и территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения; создание федеральной государственной службы занятости населения; внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально - демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан; оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными
На протяжении XX века под воздействием изменений в структуре экономики, в частности, опережающего развития сферы услуг, обострения проблемы конкурентоспособности и, как следствие, необходимости снижения издержек, в том числе на рабочую силу, а также под воздействием растущей безработицы, появились новые формы занятости, прежде всего рабочие места с неполным рабочим днем и временная занятость.
4. В развитых странах значительное внимание уделяется разработке программ в рамках политики занятости, касающиеся молодых людей. Данные программы включают в себя стимулирование предпринимательской деятельности, программа профессионального обучения с последующей подготовкой и устройством на работу, программы общественных работ.
Большое внимание на сегодняшний день уделяется развитию неформального сектора экономики. Однако, несмотря на предпринимаемые меры по увеличению рабочих мест, последствия мирового финансово-экономического кризиса негативно отразились на показателях на рынке труда.
5. Рынок труда в Соединенных Штатах Америки, как и в других развитых странах, является важнейшей составляющей рыночной системы, которая позволяет эффективно использовать трудовой потенциал страны при высоком уровне оплаты рабочей силы. За последние десятилетия американский рынок труда претерпел существенную эволюцию.
Сегодня на американский рынок труда и отношения в этой сфере существенно влияет глобализация экономики, порождая немало проблем. К некоторым из них экономика успешно приспосабливается, другие требуют более активной и взвешенной реакции государства.
В целом американский опыт функционирования рынка труда показывает, что, основываясь на базисных принципах рыночной экономики, он достаточно эффективно способствует рациональному использованию главного экономического ресурса страны – его трудового потенциала.
1. Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения/ Е.Ф.Авдокушин. - М., Юристъ, 2003 г. -384 с.
2. Бабинцева Н.С., Международные экономические отношения: проблемы и тенденции развития/ Н.С.Бабинцева - С.-Петербург, 2002 г. - 212 с.
3. Бабин Э. и Градобитова Л. Новые тенденции в современных международных экономических отношениях развитых стран/ Э.Бабин, Л.Градобитова - М., 2009. - 198 с.
4. Баровик Л.С. Структура занятости населения: территориальные и отраслевые диспропорции. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики. № 9/ Л.С.Баровик - 2008. С. 74 - 86.
5. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения/ В.Б.Буглай - М., Финансы и статистика, 2003 г. – 378 с.
6. Головачев А.С. Организация, нормирование и оплата труда: Учеб. пособие/ А.С. Головачев, Н.С. Березина, Н.Ч. Бокун и др.; Под общ. ред. А.С. Головачева. — М.: Новое знание, 2004. – 496 c.
7. Антонова Н.Б.Государственное регулирование экономики. Курс лекций. /Под ред. Н. Б Антоновой - Мн., 2002. – 597 c.
8. Королев И.С. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. - М.: Юристъ, 2009. - 604 с.
9. Кричевский С.Ю. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность : учеб, пособие / С.Ю. Кричевский, М.И. Плотницкий, Г.В. Турбан и др. / под общ. ред. М.И. Плотницкого, Г.В. Турбан. - Мн.: ООО «Современная школа», 2006. - 664 с.
10. Булатова А.С. Мировая экономика, учебник под редакцией А.С.Булатова - М., изд. Юристъ, 2005. – 425 c.
11. Механизмы управления развитием региона. М.: 2009. - 336 с.
12. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ К.Р.Макконелл, С.Л.Брю – М.: ИНФРА-М, 2001, 13-ое изд.
13. Носкова И., Максимова Л. Международные экономические отношения/ И.Носкова, Л.Максимова - М., 2001. - 438 с.
14. Олехнович, Г.И. Мировая экономика: учебно-методический комплекс / Г.И. Олехнович. - Мн.: Амалфея, 2010. - 340 с.
15. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХI вв./ Э.С.Нухович, Б.М.Смитенко - М., Инфра-М, 2003 г. - 216 с.
16. Дайнеко А.Е. Экономические факторы мирового развития / А.Е. Дайнеко [и др.]; под ред. А.Е. Дайнеко - Мн : Дикта, 2007 – 316 с.
17. Официальный интернет сайт Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mintrud.gov.by. – Дата доступа: 22.03.2011.
18. Официальный интернет сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа: 22.03.2011.
19. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rokf.ru/carera/2009/05/29/
20. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
21. Рынок труда в США во времена экономических спадов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.analitikaiprognoz.ru/?cat=
22. Супян В. Сфера труда в США: новые тенденции и вызовы XXI в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rhr.ru/index/
23. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economist.com/node/
24. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economist.com/node/
25. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levonevski.net/
26. Труд на длинном поводке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://planetahr.ru. – Дата доступа: 04.05.2011.
27. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.america.gov/st/
Информация о работе Особенности государственной политики занятости в развитых странах