Особенности функционирования рынка коммунальных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:31, реферат

Описание работы

Под системой коммунальной инфраструктуры в законодательстве понимается совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Работа содержит 1 файл

Особенности функционирования рынка коммунальных услуг).docx

— 18.06 Кб (Скачать)
 
 

Особенности функционирования рынка коммунальных услуг

Опубликовано: Актуальные вопросы экономики и управления: Сборник материалов международной  научно-практической конференции. (20-25 декабря 2008 года). -Димитровград: ДИТУД, 2008. - 178 с. 
 

Существенные  особенности функционирования присущи  рынку коммунальных услуг как  одному из специфических сегментов  рынка жилищно-коммунальных услуг. В соответствии и Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» [1] под организацией коммунального комплекса понимается  юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. 

Под системой коммунальной инфраструктуры в законодательстве понимается совокупность производственных и имущественных объектов, в том  числе трубопроводов, линий электропередачи  и иных объектов, используемых в  сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований. 

Важнейшими  признаками услуг данной группы являются:

- индивидуальный  характер потребления;

- неограниченность  доступа к ним со стороны  потребителей, что является одним  из показателей уровня качества  жизни населения;

- всеобщности  и обязательности их  потребления,  а, соответственно, и предоставления  со стороны поставщиков;

- неотложный  характер услуг инженерно-коммунального  обеспечения, так как процессы  предоставления и потребления  этих услуг должны абсолютно  совпадать между собой как  по времени, так и по объему;

- индивидуальная  форма потребления, проявляющаяся  в регулярности, периодичности и  неравномерности их востребования  со стороны потребителей. 

Все эти  отличительные признаки услуг инженерно-коммунального  обеспечения создают объективные  условия для формирования такого специфического признака рынка этих услуг каковым является централизация систем инженерно-коммунального обслуживания. В качестве вытекающих из этих предпосылок объективных признаков тенденций централизации на рынке услуг инженерно-коммунального обеспечения можно выделить:

- необходимость  обеспечения бесперебойного и  непрерывного характера производства  и предоставления этих услуг  потребителям;

- необходимость  обеспечения полноценного удовлетворения  потребностей в этих услугах  в любой момент их возникновения,  что требует адекватных производственных  мощностей системы инженерно-коммунального  обслуживания с целью гарантирования  удовлетворения максимального уровня  потребностей в соответствующей  услуге. 

Эти два  признака вступают в противоречие с  требованиями принципов эффективности, заключающихся в получении максимального  полезного эффекта при минимизации  затрат на его получение. Содержание данного противоречия заключается  в необходимости поддержания  системы инженерно-коммунального  обслуживания, располагающей мощностью  «пиковых» характеристик, необходимость  в которых возникает на непродолжительные  периоды, остальное же время эти  мощности практически не используются. Иначе говоря, причиной возникновения  данного противоречия является неравномерность  характера потребления услуг  инженерно-коммунального обеспечения. 

Однако минимизировать отрицательные последствия данного  противоречия можно за счет использования  «эффекта масштаба», достигаемого именно за счет централизации системы инженерно-коммунального  обслуживания. Иначе говоря, чем  большее количество потребителей объединяются системой инженерно-коммунального  обслуживания, тем меньше их совмещенный  максимум потребления. 

Таким образом, «эффект масштаба», проявляющийся  при объединении потребителей в  единую для всех систему обслуживания, является основополагающим фактором, определяющим направление развития рынка услуг инженерно-коммунального  обеспечения в форме централизованных систем. Наибольшие преимущества централизованных систем инженерно-коммунального обслуживания наиболее ярко проявляются, как правило, при формировании концепции крупных  градостроительных комплексов. Они  способствуют рациональному использованию  территориальных и географических особенностей при планировке, застройке, реконструкции и освоении новых  пригородных территорий. Так, уровень  централизации снабжения жилищного  фонда в г. Казани водой составляет 80,1%, отоплением – 91,5%, горячей водой – 66,3%, газом – 98,5%, канализацией – 73,2% [2]. 

Однако по данным Министерства регионального  развития РФ в общем числе отопительных котельных страны преобладают мелкие, малоэффективные, оснащенные котельным  оборудованием устаревших моделей, коэффициент полезного действия которых составляет не более 50%. В  среднем же по России физический износ  котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации  и тепловых сетей - 63%, электрических  сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54% и канализации - 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ инженерно - коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Сегодня около 30% основных фондов системы инженерно-коммунального обслуживания уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий [3]. 

При этом необходимо отметить, что обеспеченность населения  России услугами инженерно-коммунального  обслуживания оставляет желать лучшего. Так, в одном из самых благополучных  и развитых регионах страны, каковым  является Республика Татарстан, жилищный фонд оборудован водоснабжением на 48,3%, канализацией – на 28,7%, центральным  отоплением – на 77,7%, а горячим  водоснабжением – всего на 14,1% [2] 

На выбор  формы централизации тепловых источников и тепловых сетей определяющее влияние  оказывает характер и плотность  городской и поселковой застройки, величина «эффекта масштаба» тепловых нагрузок жилых районов. Именно по этой причине в небольших городах  и поселках городского типа тепловыми  источниками преимущественно являются децентрализованные установки, домовые  котельные, местные тепловые приборы  для отопления и горячего водоснабжения. 

Именно эта  тенденция децентрализации тепловых источников и тепловых сетей в  системе инженерно-коммунального  комплекса, а также в малой  энергетике сформировала необходимые  объективные условия возникновения  частных структур на данном сегменте рынка услуг инженерно-коммунального  обеспечения. Так, например, в области  тепло-электро-водоснабжения уже появились первые частные предприятия. В теплоснабжении, по данным статистики, их насчитывается почти 30%, предприятий совместной формы собственности с участием иностранного капитала почти 1%, 13% тепловых сетей и тепло источников принадлежит частным компаниям. Более четверти отпускаемого тепла приходится на частные предприятия различных форм собственности. В городском электро- и водоснабжении эти показатели составляют соответственно 37% и 17%. Сегодня достаточно успешно развиваются на рынке производства и предоставления услуг жилищно-коммунального обеспечения ОАО «Российские коммунальные системы», «Межрегионгаз», компании финансово-промышленной группы «Ренова, «Интеррос», ОАО «Региональные коммунальные инвестиции», ЗАО «Комплексные энергосистемы», ООО «Межрегионтеплоэнерго», ООО «Альфа-Эко» и другие. 

Развитие  централизованных систем инженерно-коммунального  обслуживания городов способствует формированию территориальных комплексов инженерных систем, таких как региональные системы  снабжения газом, электроэнергией, систем водоотвода и водоочистки, которые делают доступными для городов крупные природные источники топлива, воды и энергии. Все это в значительной степени способствует повышению надежности и бесперебойного функционирования городских систем инженерно-коммунального обслуживания. 

Все это  придает предприятиям системы инженерно-коммунального  обслуживания характер естественных монополий, с ярко выраженными властными  полномочиями и сильной зависимостью от внешних обстоятельств [4]. 

Раскрытые особенности функционирования рынка  инженерно-коммунальных услуг лежат  в основе внутренних противоречий этого  рынка и накладывают существенный отпечаток  на сами процессы приватизации в сфере жилищно-коммунальных услуг. В экономической литературе сегодня  приватизацию трактуют как процесс, включающий в себя приватизацию  функций, приватизацию процесса исполнения функций без приватизации собственности, а также создание хозяйствующих  субъектов смешанной (частной и  муниципальной) формы собственности. 

Данная позиция  нам представляется вполне оправданной, так как обоснованный и взвешенный процесс приватизации может стать  необходимым условием совершенствования  коммунальной сферы. В результате в  сфере коммунального обеспечения  населения предполагается использование  всех трех видов приватизации (рисунок 1):

- приватизации  функций органов местного самоуправления  в сфере предоставления коммунальных  услуг;

- приватизации  самого процесса исполнения функций органов местного самоуправления в сфере предоставления коммунальных услуг

- приватизации  непосредственной приватизации  имущества муниципальных предприятий  и учреждений. 
 
 

Рисунок 1. Виды приватизации в сфере жилищно-коммунального  хозяйства   

  

Приватизация  имущества предприятий жилищно-коммунальной сферы только тогда эффективна, когда  достигаемые в результате передачи объектов в частные руки преимущества преобладают над недостатками, связанными с их нахождением в муниципальной  собственности. Так, частичная приватизация может иметь место, как правило, в отношении хозяйствующих субъектов  муниципальной формы собственности, предоставляющих муниципальные  услуги в секторах с неразвитой конкуренцией или в связи с объективной  невозможностью ее развития, требующих  сохранения участия муниципалитета в непосредственном управлении и  контроле. 
 
 

Рассмотрение  проблем процедуры приватизации и ее форм и видов в жилищно-коммунальном хозяйстве связано с проблемой привлечения инвестиций в систему инженерно-коммунального обеспечения. Как мы уже отмечали, степень износа основных фондов в сетях инженерно-коммунального обслуживания достигла в подавляющем большинстве муниципальных образований критического уровня, за порогом которого в геометрической прогрессии возрастает опасность аварий и техногенных катастроф. 
 
 

Подобная  модернизация и замена устаревшего  оборудования в инженерно-коммунальной сфере возможна при условии привлечения  значительных частных инвестиций на рассмотренных выше условиях. При  этом текущая модернизация должна и  может осуществляться за счет средств  самого собственника, каковым является, как правило, муниципалитет и  предприятий, непосредственных производителей услуг. 
 
 

Таким образом, можно сделать вывод, что основные особенности функционирования рынка  жилищно-коммунальных услуг связаны  с процессами централизации и  децентрализации. Эти процессы, происходящие одновременно в системе инженерно-коммунального обслуживания, порождают множество противоречий, связанных с приданием предприятиям системы инженерно-коммунального обслуживания характера естественных монополий с ярко выраженными властными полномочиями и сильной зависимостью от внешних обстоятельств, что существенно тормозит внедрение рыночных механизмов хозяйствования в этой сфере и привлечение частного капитала как главного источника инвестиционных ресурсов отрасли.

Информация о работе Особенности функционирования рынка коммунальных услуг