Особенности функционирования пенсионной системы в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:45, реферат

Описание работы

Суть накопительной пенсионной системы (НПС) - это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное создание. Механизм ее функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, разные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные скопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов

Содержание

Введение
1. Понятие накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан ее развитие и становление
2. Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов
3 Проблемы накопления и диверсификации активов НПФ
4. Проблемы и перспективы развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат ГРЭ.docx

— 33.94 Кб (Скачать)

Одним из критериев эффективности  пенсионной системы является ее финансовая устойчивость. Наша же пенсионная система  не то, что неустойчивая, она разваливается, судя по динамике коэффициента замещения  и коэффициента финансовой устойчивости. За десять лет реформирования, только в одном из 14 НПФ на один индивидуальный пенсионный счет приходится 300 тыс. тенге.

В теоретико-методологическом аспекте  суть диверсификации заключается во вложении собственного или заемного капитала в определенные виды активов, которые должны обеспечивать в будущем получение прибыли. Обычно различают финансовые инвестиции, состоящие в приобретении ценных бумаг объектов тезаврации, и реальные инвестиции в производственные и непроизводственные объекты.

Диверсификации средств пенсионных активов является актуальным в связи  со следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимость приспособления к  новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения денежных средств  пенсионных фондов. Во-вторых диверсификация средств НПФ является инструментом межотраслевого перелива капитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике. Проблематика формирования диверсификации инвестиций пенсионных активов с целью снижения уровня риска является предметом научных исследований и практических разработок специалистов в области инвестиционного менеджмента пенсионного бизнеса.

Диверсификация - это вложение средств в разные по степени риска активы. Проще говоря, разумный пенсионный фонд не будет «класть все яйца в одну корзину», а постарается сформировать свой портфель из разных видов инвестиционных инструментов. Причем пенсионный фонд может использовать различные подходы с использованием комплексной или простой (линейной) диверсификации.

Суть процесса диверсификации состоит  в объединении ссудной и инвестиционной деятельности целой группы заемщиков. Уменьшение риска в этом случае обеспечивается тем, что риск, который нередко  практически непредсказуем для  одного лица, часто бывает предсказуем для группы лиц. Большую часть диверсификации активов накопительных пенсионных фондов, как показывает мировой опыт, составляют акции и облигации промышленных корпораций. Данный вид вложений подвергается двоякому риску.

 

4. Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы в Казахстане

Сегодняшняя накопительная система  представляет собой лишь сферу действия гражданско-правовых отношений и  не является по своей природе страховой. В пенсионировании известны две системы финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительная (солидарная) и накопительная.

Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсии пожилым людям используется актуарные поступления в фонды пенсионного страхования. Лица, платившие страховые взносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется в свою очередь следующими поколениями плательщиков страховых взносов. В таком случае говорят о так называемом договоре между поколениями.

Если доля низкооплачиваемых работников радикально не сократиться, то число  будущих пенсионеров, не заработавших (не «накопивших») себе пристойную пенсию, будет столь же велико, как число  низкооплачиваемых работников. Бедность работников трансформируется в бедность пенсионеров без остановки. К  тому же, в пенсионном обеспечении  возникает дифференциация, подобная различиям в оплате труда.

Для будущих пенсионеров был  разработан новый механизм пенсионного  обеспечения - «солидарно-индивидуальная пенсия». По обеспеченности пенсия будущих  пенсионеров должна быть трехуровневой: гарантированной социальной, обязательной солидарно-индивидуальной, добровольной.

Первый уровень - это социальная пенсия, которая определяется гарантией  прожиточного минимума пенсионера в  конкретном регионе; её получают все  граждане страны, достигшие пенсионного  возраста, не работавшие или не выработавшие необходимый трудовой стаж. Финансовым источником является бюджет страны.

Второй уровень - это обязательная солидарно-индивидуальная пенсия, которую  получает наемный работник при достижении пенсионного возраста и при наличии  необходимого трудового стажа.

Формирование солидарно-индивидуальной пенсии предлагается из двух финансовых источников: солидарной и индивидуальной. Солидарная пенсия, выплачивается за счет обязательных отчислений работодателям 4% от фонда оплаты труда, которые  регистрируются на солидарном пенсионном счете (СПС) каждого работника. Индивидуальная пенсия выплачивается за счет обязательных отчислений 6% от заработной платы наемного работника, которые регистрируются на его индивидуальном (персональном) пенсионном счете (ИПС).

Финансовыми источниками «солидарно-индивидуальной»  пенсии предусматриваются:

-работодатели;

-наемные работники;

-часть пенсионных взносов, наемных  работников с высокой заработной  платой;

-перераспределение средств между  доживающими наемными работниками  до пенсионного возраста и  не доживающими до него;

-финансовая поддержка из средств  негосударственных пенсионных фондов, за счет инвестиционных средств.

За время функционирования казахстанской  накопительной пенсионной системы  не разработаны конкретные механизмы  и методики пенсионных схем, актуарных расчетов, принципы пенсионного страхования, которые являются основополагающими элементами пенсионного обеспечения.

Идеи по совершенствованию накопительной  пенсионной системы.

1) Казахстану надо набраться  мужества и отказаться от сегодняшней  накопительной пенсионной системы  и внедрить пенсионное страхование;

2) Необходимо разработать концепцию  законопроекта о пенсионном страховании  в Республике Казахстан.

3) Содействовать созданию постоянного  действующего мониторинга принятого  закона о пенсии.

Учитывая, что у подавляющего большинства  казахстанцев только два источника существования - зарплата и пенсия или пособия, вопросы пенсионного обеспечения, как сфера особой государственной важности, должны быть под прямым контролем президента страны и о состоянии пенсионного сектора должностные лица обязаны ежегодно отчитываться перед депутатами и народом.

4) Нужно создать Национальный  совет при президенте Казахстана  по пенсионной реформе, основными  задачами которого должны стать  подготовка предложений президенту  по выработке государственной  политики в области пенсионного  обеспечения и основных направлений  совершенствования пенсионного  законодательства.

Так же целесообразно превратить пенсионную систему Казахстана в самостоятельную (автономную) сферу экономики, с помощью  которой люди в трудоспособном возрасте за счет своих пенсионных взносов  создадут функционирующие отрасли  хозяйства, продукцией которых будут  обеспечиваться в старости.

Заключение

Социальное обеспечение пенсионеров  сопряжено с решением целого комплекса  экономических проблем, среди которых  важнейшая - финансовое обеспечение  полноценной и своевременной  выплаты пенсий.

В условиях рыночных социально-трудовых отношений социальное обеспечение  пенсионеров приобретает ряд  особенностей, главная из которых  заключается в том, что пенсионная система становится финансово независимой  от государственного бюджета. Это достигается  благодаря тому, что финансовые средства Пенсионного фонда формируются  за счет страховых отчислений от заработной платы всех застрахованных наемных  работников.

Для реализации принятой модели социального  обеспечения пенсионеров государству  потребовалось создание целого комплекса  государственных гарантий, направленных на устойчивое функционирование данной системы:

правовая база;

принудительное взимание страховых  платежей;

прямое бюджетное финансирование части пенсий в соответствии с  действующим законодательством  и т.п.

Однако глубокий экономический  кризис и в особенности финансовый кризис, поразивший нашу страну в переходный период не обошел стороной и пенсионную систему. Так со второго квартала 1995 года в пенсионной системе начались кризисные явления, связанные с падением сбора страховых платежей и ростом просроченной задолженности по их уплате. [25]

Финансовый кризис пенсионной системы  свидетельствует о необходимости  проведения очередного радикального реформирования пенсионной системы с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях неустойчивой рыночной экономики.

В связи с этим по инициативе Пенсионного  фонда Российской Федерации начаты эксперименты по реформированию пенсионной системы, создание единых пенсионных служб, которые позволяют значительно  улучшить механизм управления средств  на выплату пенсий. Еще более важное значение приобретает переход на персонифицированный учет плательщиков пенсионных взносов.

Стратегия реформы пенсионной системы  должна базироваться на некоторых исходных предпосылках концептуального характера, а также положениях Конституции  Республики Казахстан:

многоуровневый характер пенсионной системы и возможность ее развития;

в новой системе пенсионирования должны сочетаться распределительный метод со страховым, что автоматически требует одновременного использования принципов солидарности и накопительности пенсионных взносов;

основная исходная предпосылка  состоит в необходимости соответствия между экономической природой формирования источника финансирования пенсии и  экономической природой формирования самой пенсии;

проектируемая система определяет роли, права и обязанности субъектов  пенсионного обеспечения (государства, работодателей и работников), устанавливая на основе социального консенсуса распределение  финансового «бремени».

Сквозным принципом всей системы  пенсионного обеспечения выступает  необходимость закрепления ответственности  по каждой модели пенсионного обеспечения  за конкретной организационной структурой:

· распределительная модель реализуется ведомствами исполнительной власти;

· страховая обязательная модель реализуется  Пенсионным фондом;

· страховая добровольная модель реализуется частным страховщиком.

Все это является составным элементом  реализации реформирования пенсионной системы. Главное при этом, чтобы  конституционные гарантии уровня жизни  пенсионеров не только не снижались, но и укреплялись, а на переходный период государство должно помимо страховой  пенсионной модели предусматривать  комплекс резервных мероприятий, направленных на упреждение социальных и финансовых кризисов пенсионной системы.

разразиться кризису в Казахстане, подомному российскому.

Качественное состояние накопительной  пенсионной системы Казахстана зависит  от наличия в стране не оптимальной  нормативно-правовой и законодательной  базы, регулирующей деятельность и  учитывающей интересы субъектов  рынка пенсионных услуг, от наличия  развитого фондового рынка, особенно его корпоративной (негосударственной) части, от эффективной деятельности компании по управлению пенсионными  активами. В настоящее время появилось  множество проблем, связанных с  инвестированием пенсионных активов, о которых я кратко упомянула  в настоящей дипломной работе.

 

 

Список литературы

1 Э.А. Уткин «Стратегическое  планирование», 

2 К.Б. Бердалиев «Менеджмент», Алматы 2005г.

3 К.Г. Ахметов «Основы менеджмента»

4 Мельников В.Д., Ильясов К.К.  «Финансы», 

5 Омирбаев С.М. «Финансы», Астана

6 Смолкин А.М. «Менеджмент» ,основы организации»,

7.О.И. Лаврушин «Банковское дело», Москва 2008г.


Информация о работе Особенности функционирования пенсионной системы в условиях рынка