Особенности финансирования образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:03, реферат

Описание работы

Место и роль страны в мировой экономике во многом характеризуются

качеством образования. Реализация и развитие интеллектуального потенциала

нации являются одними из главных составляющих устойчивого и динамичного

развития современного общества. Качество же образования непосредственно

зависит от объемов его финансирования.

Работа содержит 1 файл

Ос.фин,обр.РФ.doc

— 117.60 Кб (Скачать)

Особенности финансирования образования в России 

Между образованием и экономическим ростом имеется взаимосвязь, но

этой взаимосвязи не присущ характер причинно-следственных отношений. Ведет

ли экономический рост к увеличению инвестиций в образование, или большие

масштабы и лучший уровень образования стимулируют экономический рост?

Вероятно, в определенной степени  присутствует и то и другое, хотя примеры

таких стран, как Германия, Япония и Республика Корея, в XVIII, XIX и XX веках

соответственно показывают, что образованное население является трамплином

для скачка к высокому уровню.

Место и роль страны в мировой экономике во многом характеризуются

качеством образования. Реализация и развитие интеллектуального потенциала

нации являются одними из главных составляющих устойчивого и динамичного

развития современного общества. Качество же образования непосредственно

зависит  от объемов его финансирования.

Существуют два основных способа финансирования. Это бюджетные и

внебюджетные источники. Самыми весомыми являются, конечно же, 2

бюджетные средства. Так как сфера образования является очень важным

показателем развития общества в целом  – государство проводит активную

политику по данному направлению. В настоящее время на ряду с обычными

методами финансирования используются некоторые нововведения одним, из

примеров является реализация в РФ национального проекта «Образование».

Целями которого являются:

1) продвижение ориентиров государственной образовательной политики;

2) содействие становлению институтов гражданского общества;

3) становление современного менеджмента в системе образования;

4) поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи.

      Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие

инновационные программы и проекты в данной сфере, поощряет лучших

учителей, выплачивает премии талантливой молодежи, то есть делает ставку на

лидеров и содействует распространению их опыта. 

С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение

доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для

всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным

ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставка учебного оборудования и

школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

При этом проект предполагает внедрение новых управленческих

механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов,

привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к

управлению образованием. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные

процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий

национального проекта «Образование».

Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы

финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на

реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в

образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой

самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется

на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных 3

особенностей организации образования для городских и сельских учащихся.

Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное

руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей,

ориентированной на стимулирование качества и результативности

педагогической работы.

Но между тем, реализация этого проекта не решает все проблемы. Все еще

остается вопрос о недостаточности бюджетного финансирования. Эта проблема 

проявляется по следующим направлениям:

1. Характерной особенностью современного состояния бюджетного

финансирования образования является недостаток выделяемых средств для

нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что

финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов

образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы,

которые предусмотрены законами «Об образовании» и «О высшем и

послевузовском профессиональном образовании».

Такая оценка значимости расходов связана с тем, что действующее

законодательство установило достаточно большую зону ответственности

государства за обеспечение определённого уровня финансирования образования:

2. Действующий порядок бюджетного финансирования, установленный БК

РФ, характеризуется наличием противоречий с действующим законодательством

об образовании, а также внутренних противоречий, недостатков и неясностей,

усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность

использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным

издержкам.

3.  Нормативно-методическая база бюджетного финансирования

образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные

для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного

дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает ряд

проблем, решить которые не удаётся.4

4. В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного

финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых

позиций решать возникающие частные вопросы финансирования,

руководствуясь единственным критерием  – целями, на достижение которых

направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в

настоящее время трактовкой определения целевого характера использования

бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его

результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных

сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации.

5. Возможности маневрирования ресурсами носят ограниченный характер,

связанный с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных

процедур.

Таким образом, можно сказать, что бюджетное финансирование не

способно обеспечить полностью ресурсную базу. И нужно выявлять

альтернативные возможности финансирования. К числу основных можно

отнести:

1)  Образовательные сбережения. Поскольку образование

рассматривается как инвестирование в человеческий капитал, идея о

специальных сберегательных программах для образовательных целей вполне

естественна. В Германии на протяжении многих лет были популярны

специальные программы для строительства (Bausparen) и для создания

благосостояния сотрудников (Vermoegenssparen). Существует много

специализированных финансовых учреждений, а также универсальных банков и

страховых компаний, которые предлагают такие программы и имеют на этом

прибыль. Например, идея программы Bausparen состоит в следующем:

государство стимулирует индивидуальные сбережения путем предоставления

ежегодных бонусов для лиц с определенным объемом сбережений и годового

дохода. Финансовые учреждения со своей стороны предлагают гибкие решения:

в большинстве случаев срок сбережений (например, семь лет) не оканчивается с

выплатой вклада, однако продолжается кредитной фазой (соотношение 5

сбереженной суммы и кредита составляет от 40:60 до 50:50). Низкие процентные

ставки на фазе сбережения компенсируются очень выгодными (ниже, чем на

капитальном рынке) процентными ставками на кредитной фазе.

2)  Образовательные кредиты. В большинстве стран мира платное

образование давно стало органической частью национальной образовательной

системы, а оплата обучения, в первую очередь профессионального,

обеспечивается возможностью получить доступный и долгосрочный

образовательный кредит. Система образовательного кредитования в

большинстве стран мира поддерживается государством, что обеспечивает ее

доступность (длительные сроки, низкий процент, гарантии правительства,

погашение только после завершения образования) для большинства граждан

страны.

Образовательные кредиты всех видов выдаются на основании

заключенных договоров на платное обучение между вузом и студентом. На

основании такого договора определяется максимальная сумма кредита, равная

стоимости обучения, хотя возможно получение кредита в меньшем объеме, если

часть суммы студент готов оплачивать из своих средств или если банк

накладывает условие на обязательное софинансирование оплаты заемщиком.

Например, Сбербанк РФ выдает образовательный кредит только в размере 90%

от стоимости обучения. Первоначально это  условие было еще более жестким  –

банк оплачивал 70 % от суммы, указанной в договоре студента с вузом. Кредит

возможно оформлять на весь срок обучения или на часть, начиная с любого

курса. Такая ситуация встречается на практике достаточно часто: студент

поступает на платное отделение, оплачивает обучение из своих средств, но в

какой-то момент собственных денег не хватает. Это часто служило причиной

того, что студенты вынуждены были прерывать обучение. Поэтому

образовательные кредиты окажутся востребованы со второго, третьего или

четвертого курса.

3) Эндаумент. Слово «эндаумент», еще недавно совсем непривычное для

русского уха, сегодня стремительно набирает популярность и, похоже, уже 6

может претендовать на строчку в словаре русского языка. Эндаумент  – это

практика создания специальных фондов, инвестируемых в недвижимость или

ценные бумаги и приносящих стабильный доход, на который и живут в развитых

странах многие университеты, музеи, театры, больницы, общественные

организации.

Эндаумент имеет два несомненных достоинства. Они обеспечивают

повышение финансовой самостоятельности некоммерческих организаций в

результате увеличения доли гарантированного дохода в общем объеме доходов;

и они дают возможность долгосрочного планирования деятельности

Информация о работе Особенности финансирования образования в России