Особенности денежно-кредитной политики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:56, реферат

Описание работы

Денежно-кредитная политика – очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

Содержание

Введение…………….……………………………..……….…...……………...… 3
ГЛАВА 1СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ….….………4-15
1. Цели и методы денежно-кредитной политики….……………….…………4-8
2.Роль центральных банков в осуществлении денежно-кредитной политики………………………………………………………………….……9-12
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ……………………………………………………………………………13-18
ГЛАВА 3ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010 -2012 годы……………………….……………………………………...19-24
Заключение….......……………………………………………………………25-26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… …......……………………...………………………. 27

Работа содержит 1 файл

реферат ГРЭ М.doc

— 134.00 Кб (Скачать)
 
 
Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ФИЛИАЛ  В г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД 

кафедра Экономики и маркетинга  
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

ПО КУРСУ: «Государственное регулирование экономики» 

НА ТЕМУ: «Особенности денежно-кредитной политики в России» 
 
 
 
 

РАБОТУ  ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ ГРУППЫ: 
 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: 
 
 
 

Великий Новгород

2010

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………….……………………………..……….…...……………...… 3

ГЛАВА 1СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ….….………4-15

    1. Цели и  методы денежно-кредитной политики….……………….…………4-8

    2.Роль центральных банков в осуществлении денежно-кредитной политики………………………………………………………………….……9-12

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ……………………………………………………………………………13-18

ГЛАВА 3ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ НА  2010 -2012 годы……………………….……………………………………...19-24

Заключение….......……………………………………………………………25-26

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ… …......……………………...………………………. 27 
 

             
 
 
 
 
 

 
 

ВВЕДЕНИЕ

Денежно-кредитная  политика – очень действенный  инструмент воздействия на экономику  страны, не нарушающий суверенитета большинства  субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение  рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость  и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

 

СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

1 Цели и методы  денежно-кредитной  политики

Денежно-кредитная  политика являются частью финансовой политики государства.

Одни  экономисты определяют финансовую политику как «совокупность мероприятий  государства, проявляемых в системе  форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач»1.

Другие  же считают, что «финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации  и методов использования финансов»2.

Третьи  под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности государства в области финансовых отношений, направленную «…на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития»3.

Последнее определение увязывает финансовую политику с реализацией государственных программ, т.е. только затрагивается финансовый механизм, посредством которого государство влияет на социально-экономические процессы в обществе.

Анализ  многих рассмотренных определений  «финансовой политики» показывает, что их авторы не увязывают непосредственно финансовую политику с финансовым механизмом ее реализации.

По существу, все определения финансовой политики в той или иной мере указывают  на ее цель, а именно: на полную мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, увеличение их объема и эффективности использования.

Выделяют  следующие основные составляющие финансовой политики государства:

  • денежно-кредитная политика;
  • налоговая политика;
  • бюджетная политика;
  • политика в области международных финансов.

Конечная  задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте  реального объема производства Денежно-кредитная  политика состоит в изменении  денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Денежно-кредитная политика осуществляется центральным банком.

Методы, используемые в денежно-кредитной  политике, можно условно разделить  на две группы: общие методы и выборочные методы. Общие методы влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом. Выборочные (селективные) методы направлены на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли) и применяться могут как ко всем коммерческим банкам, так и индивидуально.

К общим (основным) методам используемым в  денежно-кредитной политике относят:

  • Изменение ставки учетного процента;
  • Изменение норм обязательных резервов банков;
  • Операции на открытом рынке;
  • Регламентация экономических нормативов для банков.

     Рассмотрим  эти методы поподробнее.

     1. Изменение ставки учетного процента.

Центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков, взимая с них за пользование кредитом так называемую базовую процентную ставку. Коммерческие банки при выдаче кредита наращивают процентную ставку центробанка на некоторую величину. Чем ниже учетная ставка центробанка, тем более дешевые кредиты выдаются коммерческими банками. И наоборот, повышение учетной ставки влечет за собой удорожание кредитов для населения и предприятий.

Так как  доступность кредитов определяет величину инвестиций в производство и, соответственно, уровень экономической активности в государстве, учетная ставка является одним из мощнейших рычагов управления экономикой.

     2. Изменение норм обязательных  резервов банков.

Одним из наиболее мощных средств воздействия  на предложение денег является изменение  центральным банком нормы резервных требований. Величина резервов, то есть часть банковских активов, которую любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка, во многом определяет его кредитные возможности, ведь банк может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только тогда, когда у него есть свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, центральный банк может регулировать кредитную активность банков и, тем самым, контролировать предложение денег.

На изменение  предложения денег, при изменении  нормы резервов, огромное влияние  оказывает банковский мультипликатор. Его сущность рассмотрим на примере, который приводится в учебнике под  редакцией Дробозиной4.

Допустим, у нас есть группа банков, в которых размер обязательных запасов находится на уровне 20%. Теперь представим себе следующую ситуацию: клиент A пришел в банк №1 и положил туда на счет 100 000$. Банк №1 предоставил заемщику B ссуду в размере 80 тысяч долларов, а 20 000$ в соответствии с законом оставил в резерве. Заемщик заплатил за что-то 80 000$ клиенту C, который положил эти деньги в банк №2. Банк №2 выделил ссуду заемщику D в размере 64 000$, оставив 18 000$ в запасе. Заемщик D отдал деньги клиенту E и все повторилось. Согласно этой модели, в обращении реально появится около 500 000$, хотя реально сумма денег составляет 100 000$.

Таким образом, при повышении норм резервирования, количество циркулирующих денег  увеличивается с учетом мультипликационного  эффекта.

     3. Операции на открытом рынке.

При продаже  и покупке ценных бумаг (векселя, государственные облигации и  др.) центральный банк пытается воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществлять управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям.

     4. Регламентация экономических нормативов  для банков.

Центральный банк устанавливает соотношения  между кассовыми резервами и  депозитами, собственным капиталом  и заемным, акционерным капиталом  и заемным, собственным капиталом  и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.

     К выборочным методам относят:

  • Прямое ограничение размеров банковских кредитов;
  • Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов.

     1. Прямое ограничение размеров  банковских кредитов

Центральный банк может ограничить выдачу определенных кредитов в определенных банках, путем установлении нормы кредитования. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Также государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру. Так, к примеру, в случае перегрева рынка недвижимости, центральный банк может ограничить коммерческие банки в выдаче ипотечных кредитов, тем самым уменьшая риск обвала и последующей депрессии на этом рынке.

     2. Регламентация условий выдачи  конкретных видов кредитов.

Путем установления определенных условий  кредитования, центральный банк стремится  избежать перекосов и возникновения  кризисов в конкретных областях экономики  государства. Возвращаясь к примеру  с перегревом рынка недвижимости, можно отметить случаи принудительного повышения центробанком уровня первичных средств заемщика, при наличии которых коммерческие банки могут выдать кредит.

Все инструменты  регулирования можно охарактеризовать также с помощью следующих  критериев:

  • традиционные или нетрадиционные;
  • административные или рыночные;
  • общего действия или селективной направленности;
  • прямого или косвенного воздействия;
  • краткосрочные или долгосрочные.

С помощью  денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Выбор той или  иной стратегии центрального банка  зависит от ориентации экономики  страны. При этом наблюдается следующая тенденция. Центральные банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса. Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, ФРС США. В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты. 
 

Информация о работе Особенности денежно-кредитной политики в России