Особенности денежного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить особенностей функционирования денег и денежного рынка РФ.

Для решения поставленной цели, решаются следующие задачи:
рассмотреть определения категории «денежного рынка»;
рассмотреть структуру денежного рынка, его основные элементы;
проанализировать роль государства на денежном рынке;

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА 4
1.1 Сущность денежного рынка. Денежное равновесие 4
1.2. Структура, участники и инструменты денежного рынка 12
2 ИНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА 20
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Эконом.теория.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

            Оглавление  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    • Введение
     
     

         Деньги  часто называют языком рынка, т. к. именно с их помощью совершается кругооборот  товаров и ресурсов. Потребители покупают на рынке товары, продаваемые производителями, которые в свою очередь платят деньги за ресурсы, полученные ими от населения. Правильно организованный и четко функционирующий денежный рынок играет важную роль в обеспечении стабильности национального производства, полной занятости и устойчивости цен.

         Денежный  рынок – это рынок, на котором  в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливаются  равновесная ставка процента, представляющая собой «цену» денег.

         Кризис  плановой хозяйственной системы  в нашей стране, проявившийся в  спаде производства, несбалансированности, диспропорциональности экономики, низком уровне производительности труда  и качества продукции, привел к необходимости  перехода к новым экономическим отношениям – рыночной экономике.

         Переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики  привели к глубокому экономическому кризису – падению производства, росту цен и развертыванию  инфляции.

         Актуальность  курсовой работы заключается в том, что в последствии финансового кризиса, разразившегося в 2008 г. в мире, и в частности в России, возник ряд новых проблем в финансовой сфере. Поэтому среди проблем, требующих немедленного решения в период перехода к рынку, одно из важнейших мест занимает задача стабилизации денежного обращения.

         Цель  курсовой работы состоит в том, чтобы  изучить особенностей функционирования денег и денежного рынка РФ.

         Объектом  исследования является денежный рынок  Российской Федерации.

         Предметом исследования является экономические отношения, складывающиеся в рамках взаимодействия субъектов финансовых сфер.

         Для решения поставленной цели, решаются следующие задачи:

    • рассмотреть определения категории «денежного рынка»;
    • рассмотреть структуру денежного рынка, его основные элементы;
    • проанализировать роль государства на денежном рынке;

         Теоретической основой написания курсовой работы послужили работы таких авторов  как Камалеева Л.Ю., Игнатьев П.Н., Панов С.С., Махмутова А.Н. и других. Также в работе использованы периодические издания, и ресурсы сети интернет. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ДЕНЕЖНОГО РЫНКА

      • 1.1 Сущность денежного  рынка. Денежное  равновесие
       

            Денежный  рынок представляет собой экономические  отношения, связанные с перераспределением временно свободных денежных средств общества для авансирования расширенного воспроизводства. В качестве системы экономических отношений создается хозяйственными и банковскими структурами в целях удовлетворения общественных потребностей в денежных средствах.

            Как система денежных отношений, регулирующих предпринимательскую деятельность, рынок денежных средств основывается на соответствующих функциях хозяйственных  структур и банков. Это наглядно подтверждается практикой целевых  товарных рынков, где главная функция реализация цены товаров в деньгах выполняются продавцами этих товаров. Наряду с этим денежный рынок выступает в роли главного регулятора расширенного воспроизводства и выполняет ряд внутренне присущих ему функций [12, с. 136].

            Первая  функция этого рынка организация свободной конкуренции производителей и продавцов товаров. Ее выполнение основывается на свободном удовлетворении спроса на денежный товар рыночных хозяйственных структур, в результате чего создается возможность для технического обновления производства, расширения номенклатуры вырабатываемых изделий и масштабов хозяйственно-финансовой деятельности.

            Вторая  функция рынка – образование  ниш и сегментов предпринимательской  деятельности хозяйственных структур и банков. Данная функция связана  с выявлением их экономического потенциала и реализацией возможностей по наполнению соответствующих рынков товарами и услугами на основе конкуренции.

            Третья  функция рынка – регулирование пропорций воспроизводства общественного продукта на основе спроса и предложения на денежные средства. Выполнение этой функции обусловлено тем, что деньги являются высшей формой выражения стоимости товаров и реализация цены товарных масс осуществляется в денежной форме [10, с. 265].

            Современные денежные рынки индустриальных стран  состоят из двух органически связанных между собой сфер:

        • рынка ссудных капиталов для функционирующих предпринимателей;
        • рынка денежных средств для населения.

            По  линии предложения денежных средств  решающая роль принадлежит такому субъекту рынка, как денежно-кредитная система.

            Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Нормальное функционирование рынка обеспечивается, когда предложение денег Мs соответствует спросу на них. Любое отклонение от равновесия дестабилизирует не только сам денежный рынок, но и все национальное хозяйство в целом.

            Предположим, что спрос на деньги не удовлетворяется, т.е. спрос на деньги Мd превышает предложение денег Мs (Мd >Мs). В этом случае сокращается кредитование, уменьшаются покупки, т.к. владельцы дохода не получают своих ликвидных средств. Последующее сокращение объема реализации ведет к падению производства и сокращению ВНП. При другой ситуации, когда Мs превышает Мd, избыток денег попадает на рынок, увеличивается спрос и соответственно цены: в стране начинается инфляция.

            Столь серьезные болезни макроэкономики, возникшие в результате неравновесия денежного рынка, вызывают настоятельную  потребность обеспечить сбалансированность рынка, при которой предложение денег строго уравновешено спросом на них. Решение этой сложной задачи потребовало от экономической науки выявить количество денег, необходимое для обращения, и тем самым – требуемую величину объема предложения денег.

            В экономической литературе данная проблема рассматривалась в количественной теории денег, корни которой уходили в XVII век. Ее сутью было обоснование зависимости покупательной способности денег от количества обращающихся. Яркий представитель ранней теории денег Давид Юм (1711-1776) опроверг рецепт меркантилистов по стимулированию экономики через увеличение притока денег в страну. Опираясь на опыт ввоза в страну дешевого американского золота и серебра, Юм показал, что подобная ситуация способна лишь поднять уровень цен. Он доказал, что цены изменяются пропорционально количеству денег. В сегодняшних условиях подобный подход не потерял актуальности, особенности в условиях высокой инфляции, когда в краткосрочном периоде невозможно резко увеличить предложение товаров. При эластичном товарном предложении подобная пропорциональность будет существенно скорректирована. Во всяком случае, темп роста цен станет несколько отставать от темпов роста денежной массы. К. Маркс в «Капитале» определил простейшую формулу количества денег, необходимых для обращения [6, с. 361]:

            M=P*Q/О,

            где М – денежная масса; Р – цены;Q – количество товаров;

            О – количество оборотов, совершаемых денежной единицей (или скорость оборота денежной массы).

            Формула опирается на предположение, что  количество денег, необходимых для нормального функционирования экономики, должно соответствовать сумме цен произведенных товаров. Подобная формула применима при анализе оптимальной величины агрегата М1, обслуживающего товарные сделки.

            Однако  в мировой истории эта формула, получившая название уравнение обмена, связывается с именем И. Фишера и имеет вид:

            M*V = Р*Q, где V – среднее число оборотов одной денежной единицы.

            Для периода, когда возникла количественная теория денег, она не являлась достаточно корректной, поскольку не учитывала того, что и деньги имеют собственную реальную ценность. Парадоксом этой теории является нарастание ее актуальности в наши дни, когда деньги потеряли прямую связь с золотом, ушел в прошлое «золотой стандарт» денежного обращения и отменены обязательства государства по обмену банкнот на золото.

            В уравнении И. Фишера активная переменная – М. К ее изменениям приспосабливается  уровень цен Р. В сегодняшней жизни просматривается и другая ситуация, когда монополистические рынки повышают цены, и для обслуживания товарооборота Центральному банку приходится увеличивать денежную массу. Модель Фишера можно использовать только при функционировании денежного агрегата М1. Она является неполной и должна быть расширена через включение финансовых активов, которые 
      ждут превращения в инвестиции и потому хранятся в ликвидной форме. Экономисты кембриджской школы (А.Маршалл, А.Пигу) поставили перед собой задачу определить сумму ликвидных средств, включающую, кроме наличности, активы, способные превращаться в деньги и выполнять их функции.

            Последняя четверть XX в. дала новые аспекты исследования оптимальной величины предложения денежной массы. Они связаны с достижением чикагской школы. Ее лидер М.Фридмен на основе количественной теории денег вывел неукоснительное правило, по которому денежная масса и ВНП должны расти одинаковыми темпами. Это правило должно соблюдаться в любой фазе, как во время подъема, так и кризиса.

            Подобному требованию обязано появление термина  «железное» правило М. Фридмена. М. Фридмен в формуле Фишера обратил внимание на то, что ценовое выражение проданных товаров (р*Q) есть не что иное, как созданный в обществе доход У, или ВНП. При допущении, что скорость оборота денежной единицы V в краткосрочном периоде мало меняется, денежная масса должна строго соответствовать ВНП.

            В странах с рыночной экономикой доходы ежегодно индексируются, поэтому формула  Фридмена приобретает следующий  вид:

            М= р'У, где р – индекс цен

            Согласно  железному правилу Фридмена, если ВНП дал рост 3%, то денежная масса М может возрасти только на 3%. Если же темп прироста денежной массы превысит этот ограничитель, то страна погрузится в инфляцию. Анализ предложения денег предполагает не только выявление величины денежной массы, которая должна быть на денежном рынке. Необходимо выяснить, как она должна там появиться, т.е. определить механизм предложения денег.

            Ориентируясь  на определяемую необходимую денежную массу, Центральный банк эмитирует  деньги. Это его монопольное право. Однако он имеет и иные возможности  увеличить предложение денег, не прибегая к печатному станку. К ним относятся:

        • предоставление части своих резервов коммерческим банкам, которые получают дополнительные кредитные ресурсы, а затем используют их для предоставления ссуд;
        • покупка у бизнеса ранее приобретенных государственных долговых обязательств: обменивая ценные бумаги на деньги, бизнес пополняет свои ликвидные средства;
        • уменьшение нормы обязательного резервирования, которое автоматически увеличивает кредитные ресурсы, так как они уменьшают долю средств, передаваемых центральному банку [15, с. 102].

            Увеличение  предложения денежной массы необходимо только в рамках соответствия его  спросу на деньги. Однако определить такой  спрос весьма сложно, особенно из-за спекулятивных сделок, которые подвержены воздействию непредвиденных ситуаций, поэтому выпуск денег Центральным банком как единовременная мера не может раз и навсегда обеспечить равенство спроса и предложения на денежном рынке. Требуется постоянная коррекция денежной массы. При избытке денег необходимо сжать денежную массу, не прибегая к насильственному изъятию сбережений. При нехватке денег нужно расширить денежную массу. Подобное регулирование получило название денежно-кредитной политики.

            Одним из показателей, от которого может зависеть количество денег в обращении, является норма обязательных банковских резервов. Дело в том, что в настоящее время основное количество денег, необходимое для обращения, т.е. для удовлетворения спроса, находится не в наличных деньгах на руках у населения, а на банковских счетах. Предположим, что в одном из банков размер вкладов составляет 100 000 руб. По нормам, определенным Центральным банком страны, обязательные резервы составляют 10% суммы вкладов (фактически процент в развитых странах составляет от 3 до 15%). Это означает, что банк имеет право предоставить кредит на сумму, превышающую резерв, т.е. на 90 000 руб.

            Тот субъект, который взял эту ссуду, тратит ее на покупку необходимых  товаров, а их продавцы, получив деньги в сумме 90 000 руб., кладут их в банк. Из суммы 90 000 руб. вычтут обязательный резерв в 9000 руб., а оставшиеся деньги отдадут кому-го в виде кредита. 81 000 руб. уже в виде дохода поставщиков товаров вновь поступит в банк, и все повторится снова, пока вся сумма первоначального вклада не будет использована в качестве резервов.

            Таким образом, банки в процессе функционирования как бы создают новые денежные массы, обслуживающие спрос на деньги, в результате возникновения эффекта мультипликатора. Он является величиной, обратной норме обязательных резервов, и рассчитывается по формуле: МДП=1/Доля резервов.

            В нашем примере, когда удельный вес  резервов составляет 0,1, каждый рубль  будет создавать 10 новых рублей.

              Изменение  предложения в соответствии со  спросом на деньги позволяет  поддерживать денежный рынок  в равновесии.

            Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят следующие:

            1) Агрегат M-1 – («деньги для сделок») – это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает банкноты и монеты в обороте, дорожные чеки небанковских эмитентов, депозиты до востребования (за исключением межбанковских депозитов, депозитов правительства, депозитов иностранных банков и официальных учреждений) и другие депозиты, которые можно изымать с помощью чеков. «Другие депозиты, которые можно изымать с помощью чеков» включают счета NOW, ATS в депозитарных учреждениях и паевые счета с правом выписки приказов, подобных чекам, кредитных союзов. Таким образом, компоненты М1 являются финансовыми активами, которые принимаются как средства платежа и хранятся с целью осуществления платежей. По этой причине вклады М1 часто рассматривают, как «трансакционные денежные остатки».

            2) Агрегат М-2 равен М1 плюс срочные  вклады в банках и сберегательные депозиты.

            3) Агрегат М-3 равен М-2 плюс депозитные  сертификаты и государственные  долговые обязательства. 

            4) Наиболее полные агрегаты денежного  предложения – L и D. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легко реализуемые) активы, такие, как ценные краткосрочные государственные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты [3, с. 215].

            Агрегаты  М-3, L и D более четко отражают тенденции  в развитии экономики, чем М-I: резкие изменения в этих агрегатах часто  сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. В дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1.

            М1 – показатель денег, обычно определяемых как средство платежа, используемое при выполнении операций. Использование других денежных показателей, помимо М1, (М2, М3 и L) отражает тот факт, что потребительские единицы в экономике сохраняют большие количества ликвидных активов - «почти денег», которые можно быстро преобразовать в М1, а затем использовать для платежей. В действительности, запас ликвидных активов часто представляет собой временно «помещенные» деньги, которые в настоящее время не требуются для платежей, но которые скоро надо будет вернуть в поток расходов. Определённые пункты ликвидных активов объединяют с М1 для создания более широких денежных агрегатов. Особенностью, отличающей М2, М3 и L друг от друга, является то, что каждый последующий показатель включает менее ликвидные активы, компоненты прироста М3 менее ликвидны, чем компоненты прироста М2. Принцип, по которому разграничивают эти показатели, заключается в том, что М2 больше «почти денег», чем М3, а М3 ближе к тому, чтобы быть деньгами, чем L. Мотивами для создания таких показателей денежных агрегатов явились попытки измерять деньги в целом, обусловленные тем, что количество денег (и особенно измерение денежной массы) имеет огромное экономическое значение. В силу экономической значимости денег центральные правительства пытаются управлять денежной массой, преследуя цели экономической политики. Следовательно, количеством «денег» необходимо управлять, и денежные агрегаты, подлежащие измерению и управлению, – это то, что наиболее соответствует таким переменным экономической политики, как изменение уровня цен, объёма производства, занятости и уровня процентных ставок.  

        • 1.2. Структура, участники  и инструменты  денежного рынка
         

              Задачи  денежных рынков состоят в том, чтобы  переправлять сбережения из рук тех экономических единиц, которые зарабатывают больше, чем тратят, в руки единиц которые тратят больше, чем зарабатывают. На этих рынках функционируют прямые каналы финансирования, по которым средства переходят непосредственно к заемщикам в обмен на акции и долговые обязательства, или косвенные, где средства проходят через финансовых посредников – банки, взаимные фонды, страховые компании.

              Объектом  купли-продажи на рынке денег  являются временно свободные денежные средства. Ценой «товара» (денег), который  продается и покупается на рынке, является ссудный процент. Уровень процента на рынке денег является базовым для определения процента на всем рынке ссудных капиталов.

              На  денежный рынок поступают: денежный капитал, временно свободный денежный капитал, сбережения населения, эмиссия денег. С денежного рынка деньги используются в форме государственного кредита, кредита на формирование оборотного капитала, кредитов основного капитала, потребительского кредита, акционерного финансирования. Отличительной особенностью рынка денег является то, что на нем продаются и покупаются краткосрочные денежные средства.

              Основными участниками рынка выступают коммерческие банки, правительства, корпорации, совместные фонды денежного рынка, фьючерсные биржи, брокеры и дилеры; а также непосредственно Федеральная резервная система [12, с. 152].

              Нефинансовые и небанковские финансовые компании привлекают средства на денежном рынке в основном путем выпуска коммерческой бумаги, являющейся краткосрочным необеспеченным простым векселем. В последние годы на этом рынке стало появляться все большее число фирм. Компании, занятые преимущественно международной торговлей, привлекают средства денежного рынка с помощью банковских акцептов. Банковский акцепт – это срочная тратта, акцептованная банком. Тратта в этом случае становится безусловным обязательством банка. В соответствии с условиями типичного банковского акцепта банк акцептует срочную тратту импортера и затем дисконтирует ее, т.е. выплачивает импортеру чуть меньше, чем это предусмотрено по номиналу тратты. Полученные средства импортер использует для платежа экспортеру. Банк, в свою очередь, сохраняет акцепт у себя либо редисконтирует (продает) его на вторичном рынке.

              Существуют также пулы краткосрочного инвестирования. Это высоко специализированная группа действующих на денежном рынке посредников, в число которых входят совместные фонды денежного рынка, инвестиционные пулы местной власти, краткосрочные инвестиционные фонды трастовых отделов банков. Указанные посредники формируют крупные пулы инструментов денежного рынка. Затем они продают часть имеющихся у них инструментов другим инвесторам. Тем самым они дают возможность заработка физическим лицам и другим мелким инвесторам на инструментах денежного рынка. Подобных пулов не существовало до середины 70-х годов прошлого столетия.

              Фьючерсные  контракты и опционы денежного рынка торгуются на биржах. Фьючерсный контракт денежного рынка представляет собой стандартизированное соглашение о покупке или продаже ценной бумаги денежного рынка по оговоренной цене при наступлении определенной даты.

              Опцион  денежного рынка предоставляет  его держателю право (но не обязательстве) купить или продать фьючерсный контракт денежного рынка по установленной  цене при или до наступления оговоренной  даты.

              Нормальное функционирование денежного рынка в значительной степени зависит от деятельности брокеров и дилеров, играющих ключевую роль в продвижении новых выпусков инструментов денежного рынка, а также на вторичном рынке, где возможна продажа нереализованных инструментов до наступления срока платежа по ним. В работе с ценными бумагами дилеры используют соглашения о вторичной покупке. Также они выступают посредниками между участниками рынка вторичной покупки, предоставляя займы тем, кто в них заинтересован, и, заимствуя средства у тех, кто готов их предоставить.

              Брокеры работают с покупателями и продавцами инструментов денежного рынка на комиссионной основе. Они выполняют также ключевую роль в связывании заемщиков и кредиторов на рынке краткосрочных кредитов. Кроме того, они выступают посредниками между дилерами в целом ряде других секторов денежного рынка.

              Главным участником денежного рынка выступает  Федеральная резервная система. Она контролирует предоставление имеющихся резервных средств банкам и другим депозитным институтам. При этом торговля ведется либо непосредственно на рынке облигаций, либо на временной основе на рынке вторичной покупки. Таким образом, Федеральная резервная система в состоянии воздействовать на процентную ставку по краткосрочным кредитам. Изменения ставки, в свою очередь, по подобию цепной реакции оказывают влияние на другие ставки денежного рынкам [15, с. 97].

              Федеральная резервная система может также  влиять на ставки денежного рынка  через механизмы дисконтного окна и учетной ставки. Изменения учетной ставки оказывают непосредственное сильное воздействие на ставки краткосрочного кредитного рынка, а также и на другие ставки денежного рынка.

              Для исследования механизма функционирования денежного рынка большое значение имеет его структуризация. Вычленение отдельно взятых сегментов рынка возможно осуществить по нескольким критериям:

          • по видам инструментов, какие используются для перемещения денег от продавцов к покупателям;
          • по институционным особенностям денежных потоков;
          • по экономическим назначениям денежных средств, какие покупаются на рынке.

              По  первому критерию в денежном рынке  возможно выделить три сегмента: рынок  ссудных обязательств, рынок ценных бумаг, валютный рынок. Хотя в организационно-правовом аспекте данные рынки функционируют  самостоятельно, между ними существует тесная внутренняя связь. Денежные средства могут свободно перемещаться с одного рынка на другого, одни и те же субъекты способны осуществлять операции практически одновременно на каждом из них.

              По  институциональными признакам денежных потоков можно выделить такие секторы денежного рынка: фондовый рынок; рынок банковских кредитов; рынок услуг небанковских финансово-кредитных учреждений [21, с. 174].

              На  фондовом рынке осуществляется перемещение  небанковского ссудного капитала, который  приводится в движение с помощью фондовых ценностей (акций, средне- и долгосрочных облигаций, бондов, других финансовых инструментов продолжительного действия). Значение этого рынка заключается в том, что он открывает широкие возможности для финансирования инвестиций в экономику. В высокоразвитых рыночных экономиках фондовый рынок является основным источником финансирования увеличения основного и оборотного капитала в процессе расширенного воспроизводства.

              Все финансовые инструменты, которые применяются  на фондовом рынке, можно разделить на две группы: 1) акции, которые являются требованиями на долю в чистом доходе и в активах корпорации; 2) долговые обязательства среднего (от одного до 10 лет) и длительного (10 и более лет) сроков действия, которые являются обязательствами эмитентов перед владельцем выплачивать ему согласованную сумму денежного дохода в виде процентов через определенные промежутки времени вплоть до полного погашения. Каждая из этих групп инструментов фондового рынка имеет определенные недостатки и преимущества перед другой. Так, доход по долговым обязательствам фиксированный и имеет высокую степень гарантии его получения. Этого преимущества не имеют акции, зато они дают владельцам прямую выгоду от увеличения прибыльности корпорации, а также от роста номинальной стоимости активов корпорации, так как владельцы акций имеют право собственности на соответствующую их долю. Одновременно с точки зрения корпорации акции имеют и такой существенный недостаток, как необходимость оплаты требований владельцев акций после выплат по требованиям держателей долговых обязательств. Через указанные недостатки акций их рынок в развитых странах, как правило, уже, чем рынок долговых обязательств.

              По  третьему критерию – экономическим  назначением покупки денег –  денежный рынок делят на два сектора: рынок денег и рынок капиталов [21, с. 180].

              На  рынке денег покупаются денежные средства на короткий срок (до одного года). Эти средства используются в обороте  заемщика (покупателя) как деньги, т.е. для приведения в движение уже  накопленного капитала, благодаря чему они быстро с оборота и возвращаются кредитору. Классическими операциями денежного рынка являются операции с межбанковского кредитования, по учету коммерческих векселей, операции на вторичном рынке с краткосрочными государственными обязательствами, краткосрочные вклады финансово-кредитных учреждений в коммерческих банках и кредиты банков этим институтам и т.д. Но и другие – не финансовые субъекты втягиваются на рынок денег, когда свои краткосрочные денежные средства вкладывают в банки или передают в распоряжение других финансово-кредитных институтов, или же получают от них краткосрочные ссуды или другое финансирование.

              Рынок денег характерен тем, что он очень  чувствителен к любым изменениям в экономике и в финансовой сфере. Поэтому спрос и предложение здесь очень переменчивые, а процент как цена денег часто меняется под их воздействием. Поэтому он является наиболее реальным индикатором конъюнктуры денежного рынка вообще и служит базой формирования процентной политики в стране. Это дает основания рассматривать механизм формирования спроса и предложения на денежном рынке только на основании рынка денег.

              На  рынке капиталов покупаются денежные средства на длительный (более одного года) срок. Эти средства используются для увеличения массы основного и оборотного капиталов, занятых в обороте заемщиков.  
        Классическими операциями рынка капиталов являются операции с фондовыми инструментами – акциями, среднее долгосрочными облигациями, купленными для хранения, долгосрочные депозиты и ссуды коммерческих банков, операции специализированных инвестиционных и финансовых компаний и т.п.

              На  рынке капиталов могут работать все субъекты денежного рынка  – кредиторы, заемщики и финансовые посредники. В частности, банки эмитируют  финансовые инструменты (акции, облигации) для наращивания собственного капитала, а также могут покупать чужие фондовые ценности для хранения, инвестируя тем самым своих клиентов.

              Характерной особенностью рынка капиталов является то, что спрос и предложение  здесь является менее подвижными, уровень процентной ставки остается более стабильным, не так чутко  реагирует на изменение конъюнктуры, как на рынке денег. Это должны учитывать банки в своей процентной политике, с тем чтобы создать благоприятные условия для инвестирования экономики.

              Разграничение денежного рынка на рынок денег  и рынок капиталов имеет весьма условный характер. Ведь заимствования  денег на срок до одного года вовсе  не гарантирует того, что имеющийся в обороте заемщика капитал не увеличится в течение этого срока. И наоборот, заимствования на срок более года не гарантирует того, что эти деньги не будут использованы для осуществления коротких платежей и не повлияют на конъюнктуру рынка денег. Однако даже условное разграничение этих рынков имеет важное практическое значение для их функционирования, поскольку дает возможность субъектам осуществлять свою деятельность более целенаправленно и эффективно.

              В последнее время широко начали развиться фонды денежного рынка, очень популярные на Западе, где по размерам активов они занимают второе место после фондов акций. В России же ПИФы денежного рынка появились сравнительно недавно, но уже сейчас они привлекают к себе большое внимание.

              На  денежных рынках продаются и покупаются краткосрочные ценные бумаги. Инструментами  денежного рынка являются: государственные  ценные бумаги, краткосрочные ценные бумаги предприятий (коммерческие бумаги) и банков, соглашения об обратной покупке (REPO), банковские депозиты. Инструменты денежного рынка имеют срок погашения не более года [23, с. 117].

              Таким образом, инвестиции в фонды денежного  рынка являются краткосрочными инвестициями и относятся к вложениям с  наиболее низким уровнем риска. По показателям доходности и риска подобные вложения тяготеют к типу консервативных стратегий и главной целью имеют сохранение имеющегося капитала от инфляции и получение небольшой, но относительно постоянной прибыли. Входя в состав инвестиционного портфеля, такие инвестиции помогают сглаживать колебания более рискованных активов.

              Помимо  частных инвесторов, интерес к  фондам денежного рынка проявляют  и институциональные инвесторы  – НПФ (негосударственные пенсионные фонды), страховые компании и др. Их внимание объясняется с одной стороны потребностью в инвестировании привлеченных средств, а с другой стороны необходимостью быстро превратить инвестиции в деньги в случае, если потребуется произвести выплаты клиентам.

              Иногда  управляющие компании используют фонды  денежного рынка не для извлечения прибыли, а для выхода клиентов в деньги без вывода средств из семейства фондов. Пайщики могут перейти в этот фонд в случае, если ожидают падения рынка и хотят переждать падение в деньгах, чтобы потом опять зайти в паи.

                
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

          2 ИНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА

               

              Чрезвычайно сложная сущность и многоликость существования общественного рынка  существенно затрудняют понимание  механизма его функционирования. Для облегчения этой задачи построим институциональную модель денежного рынка, которая отражает взаимосвязи между субъектами денежного рынка, которые реализуются через потоки денег и инструментов.

              В общем виде институциональную модель денежного рынка можно представить  как схему потоков денег и  инструментов между тремя группами экономических субъектов: теми, которые экономят деньги; теми, что заимствует деньги; финансовыми [12, с. 159].

              Кредиторами могут быть любые экономические  субъекты, которые сэкономили денежные средства. Это, прежде всего, семейные хозяйства (население), а также фирмы, правительственные структуры, включая органы местного самоуправления, иностранные физические и юридические лица. Заемщиками могут быть те же виды экономических субъектов, но на первое место по частоте и объему заимствований следует поставить деловые фирмы, а затем – правительственные структуры, семейные хозяйства, иностранцев.

              По  институциональным критерием денежный рынок можно разделить на два  сектора:

          • сектор прямого финансирования;
          • сектор опосредованного финансирования.

              В секторе прямого финансирования связи между продавцами и покупателями денег осуществляются непосредственно, и все вопросы купли-продажи они решают самостоятельно друг с другом. Функционирующие здесь брокеры и дилеры выполняют скорее техническую роль обычных посредников, помогая им быстрее найти друг друга. В этом секторе выделяют два канала движения денег:

          • канал капитального финансирования, по которому покупатели навсегда привлекают средства в свой оборот, для этого используются как инструмент акции;
          • канал заимствований, по которому покупатели временно привлекают средства в свой оборот, используя для этого как инструмент облигации и другие ценные бумаги.

              Наличие сектора прямого финансирования имеет важное экономическое значение. Для покупателей денег расширяются  возможности выбора наиболее выгодных условий покупки, снижение цены денег и сокращение платы за пользование займами. Продавец денег здесь может знать своего покупателя «в лицо», что дает возможность выбирать наиболее надежных заемщиков, избегать лишних рисков. Благодаря этим преимуществам сектор прямого финансирования развивается достаточно интенсивно в структуре денежного рынка. Кроме того, наличие этого сектора обостряет конкурентную борьбу между финансовыми посредниками на денежном рынке, заставляет их снижать цены и расширять ассортимент своих услуг для субъектов этого рынка.

              В секторе опосредствованного финансирования связи между продавцами и покупателями денег реализуются через финансовых посредников, которые сначала аккумулирующих в себе ресурсы, которые предлагаются на рынке, а затем продают их конечным покупателям от своего имени. Они создают собственные обязательства и требования, которые могут быть самостоятельными инструментами денежного рынка, появление новых денежных потоков. Поэтому финансовые посредники этого сектора существенно отличаются от технических посредников первого сектора как своей ролью в экономике, так и технологическими процессами функционирования. Они активно действуют в направлении мобилизации денежных средств в тех субъектах рынка, которые их сэкономили и целенаправленно размещают их среди тех субъектов, которые нуждаются в дополнительных деньгах, помогая тем самым быстрее, удобнее и выгоднее переместить свободные деньги от кредиторов к заемщиков. Эту свою деятельность, которая еще называется финансовым посредничеством, посредники осуществляют ради получения прибыли, что делает ее важной сферой бизнеса.

              Сектор  опосредованного финансирования является объективно необходимой составляющей денежного рынка. Он не просто дополняет  сектор прямого финансирования, а создает специальный механизм реализации тех связей между кредиторами и заемщиками, которые не могут быть реализованы через сектор прямого финансирования. Прежде всего речь идет о связи, установка которых требует больших затрат денег и времени на поиски и изучение контрагента или реализация которых связана со значительными рисками. Благодаря деятельности финансовых посредников удается наиболее полно реализовать все возможности и выгоды, которые свойственны денежному рынку вообще. Поэтому между секторами прямого и опосредованного финансирования существуют не только конкурентная борьба, но и интеграционные процессы, в частности активное проникновение финансовых посредников в сектор прямого финансирования как технических посредников и кредиторов. По характеру посреднических операций различается много видов финансовых посредников: банки, страховые компании, инвестиционные, финансовые и трастовые компании, пенсионные фонды, кредитные общества и т.п. По месту на денежном рынке их можно разделить на две группы: банки и небанковские финансово-кредитные учреждения [15, с. 139].

              Выделение банков в отдельную группу обусловлено  тем, что они имеют значительно  более широкие возможности оперировать  на денежном рынке, чем другие институты. Поэтому банки занимают ключевое положение в секторе опосредствованного финансирования. Это обусловлено двумя чертами, присущими банкам:

          • они не только могут аккумулировать свободные средства кредиторов, но и сами создавать депозитные денежные средства в процессе кредитной деятельности;
          • они осуществляют расчетно-кассовое обслуживание всех других финансово-кредитных институтов, а потому могут мобилизовать, а следовательно – временно использовать свободные средства последних.

          3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         

              Важную  роль в развитии институциональной  среды выполняет государство. Это  уникальный субъект, участвующий в  создании и развитии банковского  сектора, инфраструктуры денежного  рынка, формирующий законодательные «правила игры» между участниками рынка, регулирующий институты и организации, действующие на рынке, в первую очередь банковскую систему, проводящий надлежащий контроль и надзор за деятельностью субъектов и посредников рынка. Государство выступает как агент на финансовых рынках, участвует в рыночных операциях, принимает решения, влияющие на конъюнктуру денежного рынка, регулирует денежный спрос и предложение. Государство регулирует денежную массу и банковскую ликвидность через разработку и реализацию денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование воздействует на функционирование денежного рынка через достижение намеченных целей, включая разнообразные инструменты воздействия [13, с. 210].

              Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Его статус и значение закреплены законодательно Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная задача ЦБ – это защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие банковской системы и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

              Тем самым ЦБ стремится обеспечить максимально  благоприятные условия для экономического роста, преследует конкретные цели: регулирование  темпов роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

              ЦБ  имеет в своем арсенале ряд  инструментов, которые закреплены законодательно. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка  России являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; эмиссия облигаций от своего имени.

              Перечисленный инструментарий уже известен в мировой  практике, Банк России не изобретает новые  виды, но существуют определенные особенности  и проблемы в их применении, исходя из специфики российского денежного рынка, экономической среды, особенностей становления и формирования рыночной банковской инфраструктуры. Это накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики.

              Рассмотрим  некоторые из основных методов регулирования.

              В 2010 г. на фоне восстановления экономической активности и усиления платежного баланса состояние денежной сферы в целом характеризовалось ростом спроса на национальную валюту, высоким уровнем банковских резервов, снижением процентных ставок и постепенным увеличением кредитования реального сектора экономики [30].

              Денежный  агрегат М2 за 2010 г. увеличился на 28,5%, в том числе за IV квартал – на 12,6% (за 2009 г. – на 16,3%). В реальном выражении, то есть с учетом инфляции на потребительском рынке, денежная масса М2 выросла за рассматриваемый период на 18,1% (в 2009 г. этот показатель составил 6,9%).

              ЦБ  РФ для снижения уровня инфляции регулирует размер денежной массы. Это регулирование  может осуществляться посредством  изменения ставки рефинансирования, операций на открытом рынке и изменении нормы обязательных резервов.

              Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Выступая в качестве кредитора последней  инстанции, Банк России обеспечивает ликвидность  банковской системы [15, с. 190].

              Ставка  рефинансирования оказывает существенное влияние на отечественную экономику  через сигнальный эффект:

          • служит ориентиром для процентных ставок по банковским кредитам частному сектору;
          • влияет на процентные ставки по банковским депозитам.

              Банковская  система рефинансируется в основном через операции с валютой, основной источник рублевой эмиссии – это  продажа валюты. Кроме того, число  механизмов рефинансирования ограничено узким кругом инструментов, принимаемых  в залог. Банк России пытается разнообразить механизмы рефинансирования через предложение рынку аукционов по рефинансированию (в виде аукционов РЕПО на один день, «валютный своп», кредиты «овернайт»), был расширен перечень активов, принимаемых Банком России в обеспечение по кредитам ЦБ РФ и операциям прямого РЕПО. Со стороны ЦБ РФ это была попытка приучить рынок к пониманию процентной ставки. Так как операции проводятся, то можно предположить, что процентная ставка начинает постепенно работать.

              ЦБ  РФ может использовать дифференцированную ставку рефинансирования для оживления кредитования реального сектора экономики, развития рыночной инфраструктуры. Этот способ оживит ценовой механизм рефинансирования для целей инвестирования экономики. Причем данная мера должна быть направлена на поддержку средних по размерам банков и контролем Банка России за выполнением условий, обеспечивающих дифференциацию ставки рефинансирования.

              В России ставка рефинансирования неоднократно менялась. В периоды кризисов и  высокой инфляции она повышалась, в годы экономического роста и укрепления банковского сектора она понижалась [30].

              В 2010 г. в условиях замедления инфляции и умеренных инфляционных ожиданий Банк России проводил стимулирующую денежно-кредитную политику. В первом полугодии Банк России четыре раза снижал ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям денежно-кредитной политики в целях повышения доступности заемных средств для реального сектора экономики и создания условий для восстановления внутреннего спроса. Ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75% годовых. На этом фоне происходило постепенное снижение краткосрочных ставок денежного рынка до уровня, близкого к нижней границе коридора процентных ставок Банка России.

              В июне – ноябре 2010 г. Совет директоров Банка России принимал решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям. В конце декабря 2010 г. Банк России с учетом возросших инфляционных рисков принял решение о повышении процентных ставок по депозитным операциям на 0,25 процентного пункта, оставив при этом без изменения ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям предоставления ликвидности для поддержки экономического роста. Изменение ставки рефинансирования Банка России показаны в Приложении А.

              Общий объем операций по различным видам  кредитования представлен в Таблице 3.1. 

              Таблица 3.1 – Общий объем кредитования Банка России (в млрд.руб.)

        Год Объем предоставленных  внутридневных кредитов Объем предоставленных  кредитов овернайт Объем предоставленных ломбардных кредитов Объем предоставленных  других кредитов
        1 2 3 4 5
        2006 г. 11271,00 47,02 6,12
        2007 г. 13499,63 133,28 24,15 32,76
        2008 г. 17324,35 230,24 212,68 445,53
        2009 г 22800,00 311,40 308,80 5800,00
        2010 г. 28400,00 229,90 75,00 466,30

         

              Из  таблицы мы видим, что объем внутридневных кредитов в 2010 г. составил 28,4 трлн. руб. по сравнению с 22,8 трлн. руб. в 2009 году. Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты «овернайт» для завершения операционного дня. В 2010 г. их объем составил 229,9 млрд. руб., что меньше, чем в 2009 г., на 81,5 млрд. рублей.

              Общий объем предоставленных кредитным  организациям ломбардных кредитов в 2010 г. составил 75,0 млрд. руб. (в 2009 г. – 308,8 млрд. руб.). При этом 20,4% (15,3 млрд. руб.) приходилось на кредиты, предоставленные Банком России через СЭТ ММВБ [30].

              Кроме того, кредитные организации использовали кредиты по фиксированной процентной ставке, обеспеченные активами или поручительствами кредитных организаций. Их объем в 2010 г. составил 334,6 млрд. руб. (из них кредитов, обеспеченных поручительствами кредитных организаций, – 51,7 млрд. руб.), в то время как в 2009 г. – 2,4 трлн. рублей. В IV квартале 2010 г. объем указанных кредитов был равен 13,7 млрд. рублей.

              Общий объем предоставленных кредитным организациям кредитов без обеспечения за 2010 г. составил 131,7 млрд. руб. против 3,4 трлн. руб. за предыдущий год. Задолженность банковского сектора по беззалоговым кредитам в конце ноября 2010 г. снизилась до нулевого уровня. В рамках проводимой работы по постепенному свертыванию использования антикризисных инструментов Совет директоров Банка России 30 июня 2010 г. принял решение о приостановлении с 1 октября 2010 г. проведения аукционов по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения на срок более 5 недель, а с 1 января 2011 г. – на все сроки [30].

              Следующий действенный способ – это изменение  нормы обязательных резервов. Обязательные резервы призваны служить гарантом того, что коммерческий банк расплатится  по своим обязательствам, они призваны обеспечить ликвидность банка в случае его неблагополучного состояния. Эти средства лежат на счетах в ЦБ. Данный регулятор Банк России использует, чтобы усилить результативность своего влияния на управление ликвидностью в банковской системе. Другие регуляторы пока недостаточно сильны, например, ставка рефинансирования (составляет 8% годовых), расширение списка бумаг, под обеспечение которых банки могут получать средства ЦБ (однако не допускается их использование в операциях РЕПО). Поэтому Банк России при обострении проблем на денежном рынке включает нормативы резервирования.

              Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, увеличилась со 151,4 млрд. руб. на 1.01.2010 г. до 188,4 млрд. руб. на 1.01.2011 г [30].

              Кредитные организации активно пользовались усреднением обязательных резервов, то есть частично выполняли резервные  требования путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России. В течение периода усреднения с 10 декабря 2010 г. по 10 января 2011 г. правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 695 кредитных организаций (68,1% от общего числа действующих кредитных организаций).

              Далее рассмотрим операции на открытом рынке. После августовского кризиса 1998 года Банк России пользоваться данным инструментом не мог, так как рынок  ГКО-ОФЗ практически прекратил  свое существование. Современная система  инструментов Банка России на открытом рынке, существует недавно. Многие из них действуют с конца 2002 года, и ЦБ РФ нарабатывает опыт по их использованию. Прямые операции с государственными ценными бумагами являются наиболее действенным инструментом. Хотя каждый регулятор вносит свою лепту в процесс денежно-кредитного регулирования. Операции РЕПО – это наиболее оперативный и гибкий краткосрочный инструмент, он позволяет оперативно регулировать лишь уровень ликвидности. Развитие операций РЕПО позволяет преодолевать одну из наиболее болезненных диспропорций российского финансового рынка – между краткосрочностью свободных финансовых ресурсов и долгосрочностью государственных ценных бумаг.

              Данные  инструменты призваны регулировать денежное обращение внутри страны. При оценке темпов изменения денежной массы используется денежный агрегат М2 и рассчитывая скорость обращения денег. Данный выбор объясняется несовершенством банковской статистики при подсчете других денежных агрегатов, агрегат М2 наиболее тесно связан с инфляцией (по методологии МВФ), его можно построить по любой стране без учета национальных особенностей. Темпы прироста М2 и скорость обращения денег показаны на Рисунках Б.1 и Б.2 в Приложении Б.

              Используя вышеуказанные инструменты ЦБ влияет на денежное обращение, путем изменения величины предложения денег на рынке. Тем самым он активизирует или понижает активность деятельности коммерческих банков. В свою очередь коммерческие банки уже непосредственно работаю с гражданами, предприятиями и фирмами. Состояние финансовой сферы во многом определяет состояние всей макроэкономической ситуации в стране, поэтому государство в лице ЦБ и ряда других организаций должно регулировать денежный рынок, и денежное обращение в стране. Качественная и правильная политика в данном направлении позволит в сегодняшнее время с теми явлениями, который породил финансовый мировой кризис. 
         

          •  
           

            • Заключение
             

                 В данной работе рассмотрены основные понятия, касаемые денежного рынка. В заключении хотелось бы подвести следующие итоги:

                 Во-первых, денежным рынком обычно называют особый сектор рынка, на котором осуществляется купля и продажа денежных средств как специфического товара, формируется спрос, предложение и ценность на данный товар. Денежный рынок формируется и функционирует в связи с денежно-кредитной политикой. Воздействие на денежный рынок представляет иерархию целей, применимых в каждодневных операциях на открытом рынке или более долгосрочные воздействия на такие параметры, как количество денег, находящихся в обращении.

                 Во-вторых, количество денег измеряется с помощью группировки определенных классов ликвидных активов в денежные агрегаты, к которым относится параметр М1 , включающий наличные деньги и трансакционные депозиты, и параметр М2, включающий несколько видов активов, являющихся ликвидными средствами накопления но редко используемых в качестве средств обращения.

                 В-третьих, денежный рынок управляется центральным  финансовым институтом. В РФ таким  институтом является Центральный Банк России. Он осуществляет регулирование  денежного рынка посредством операций на открытом рынке, изменение учетных ставок, уровня обязательных резервов и рядом других инструментов. В современной России денежная политика Центрального Банка формируется под влиянием финансового кризиса, и необходимостью стабилизации экономики.

                 Взаимоотношения государства и денежного рынка  многоплановы. Государство может  выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила  функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить  через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия. Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка, посредством создания в первую очередь «правил игры» на денежных, фондовых и валютных рынках. В первую очередь такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля.

                 Таким образом, можно сказать, что деньги являются одной из важнейших экономических  категорий в современной экономике. Главное их назначение – это обеспечение функционирования всей экономики, всех ее структурных элементов. Денежный рынок необходимо регулировать. Можно сказать, что необходимость государственного контроля и регулирования на денежном рынке вполне очевидна. Особенно актуально это в нынешнее время финансового кризиса. Многие предприятия, банки не могут самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией, снижением спроса и цен. В такой ситуации государство просто вынужденно принимать регулятивные меры с целью недопущения краха всей экономики и созданий условия для ликвидации последствий кризиса и обеспечения последующего экономического роста. 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

                  Библиографический список 

                 
            1. О Центральном  Банке Российской Федерации (Банке  России): закон РФ от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ. – Информ.-правов.система «Гарант».
            2. Абросимов П.Н. Финансовый рынок Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2007. – 356 с.
            3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика / 8-е изд., стереотип. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 448 с. 
            4. Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А. Экономическая теория – СПб.: Питер, 2010. – 528 с.
            5. Белокрылова О.С., Белокрылов К.А. Экономика. Краткий курс. За три дня до экзамена. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. –  192 с.
            6. Белокрылова О.С., Кетова Н.П., Германова О.Е. Экономическая теория – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 448 с.
            7. Бокова, И.В. Финансы и кредит: Краткий курс лекций / И.В. Бокова [и др.]. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2006-185 с.
            8. Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Цыплаков А.А. Микроэкономика –  третий уровень: Учебное пособие. – Новoсибиpск: Издательство CO РAН, 2009. – 702 с.
                    1. Виноградская Н.А., Пятецкая А.В., Райков Ю.Н. Финансы, банки, кредит: Учебное пособие. – М.: МИСиС, 2007. – 190 с.
            1. Воробьев  М.С. Денежный рынок РФ. М.: Инфра-М, 2007. – 280 с.
            2. Гребнев Л.С. Экономика. – М.: Логос, 2010. – 408 с.
            3. Даутов В.Н. Денежный рынок: сущность особенности функционирования. М.: Инфра-М, 2007. – 216 с.
            4. Егоров Н.Г. Денежный рынок и государственное регулирование. М.: Инфра-М, 2007. – 283 с.
            5. Игнатьев П.Н. Деньги и финансы. М.: Инфра-М, 2006. – 382 с.
            6. Камалеева К.Ю. Денежное обращение в России. М.: Инфра-М,2007 – 204с.
            7. Курс экономической теории: учебник / Под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007. – 848 с.
            8. Ларина Л.С., Сергеев С.В. Деньги, кредит, банки: Учебный минимум. –  Москва: Юриспруденция, 2009. –  40 с.
            9. Ларина Л.С., Сергеев С.В. Организация деятельности Центрального банка РФ: Учебный минимум. –  М.: Юриспруденция, 2006. – 32 с.
            10. Лебедева Ш.К. Денежная политика в России. М.: Инфра-М, 2007. – 192 с.
            11. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику / 5-е изд., испр. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с. 
            12. Махмутова А.Н. Денежный рынок в РФ. М.: Инфра-М, 2007. – 216 с.
            13. Очаповская М.В. Финансовый рынок: сущность и классификация. М.:Инфра-М, 2008. – 104 с.
            14. Панов С.С. Денежная политика ЦБ РФ. М.: Инфра-М, 2008. – 225 с.
            15. Скрябин О.О., Менделев А.В., Шмелева Н.В. Макроэкономика: Практикум. – Москва: МИСиС, 2007. – 90 с.
            16. Современная экономика. Лекционный курс: многоуровневое учебное пособие.-Изд.7-е, доп. и перераб.- Ростов н/Д- изд-во «Феникс», 2006.- 416 с.
            17. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика / 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2008. – 654 с. 
            18. Шагас Н.Л, Туманова Е.А. Макроэкономика-2: Учебное пособие. – М.: изд-во МГУ, 2006. – 427 с.
            19. Экономическая теория: учебник/ под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: Инфра-М, 2007. – 714 с.
            20. Яллай В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – Пскoв: ПГПИ, 2009. – 104 с.
            21. Центральный Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru

Информация о работе Особенности денежного рынка