Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:06, доклад
Цена – сложнейший интеграл современной экономики. Только на первый взгляд цена проста. По-прежнему классическими являются следующие определения цены: цена это денежное выражение стоимости; цена это себестоимость плюс прибыль.
Особенности ценообразования на современном этапе
Цена – сложнейший интеграл современной экономики. Только на первый взгляд цена проста. По-прежнему классическими являются следующие определения цены: цена это денежное выражение стоимости; цена это себестоимость плюс прибыль.
Казалось
бы, все просто, однако эта простота
обманчива. По мнению ряда известных
экономистов, реформирование цен является
наиболее сложным и опасным моментом
в экономических
Сложность цены и ценообразования заключается в том, что цена – категория конъюнктурная. А «конъюнктура» происходит от латинского слова «связывать, соединять». Это сцепка, взаимосвязь экономических, политических, психологических, социальных факторов. Влияние этих факторов на развитие рынка различно, оно постоянно меняется. Цена – фокус, в котором сходятся силовые поля конъюнктуры рынка. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Окраска цены, подобно лакмусу, зависит от конъюнктуры, здоровья экономики. В этом заключается феномен цены.
Сложность современного ценообразования состоит в его многомерности. Планетарная система цен включает, по крайней мере, пять блоков.
В современном
ценообразовании наблюдается
Толкование цены как экономической категории тем точнее, чем точнее определены задачи, функции цены и ценообразующие факторы в данных экономических условиях.
Основной перечень задач ценообразования, как показывает экономическая практика, является общим для любого современного государства, но варьирует в зависимости от типов и стадий развития экономики.
Основными
принято считать следующие
покрытие
затрат на производство продукции и
обеспечение прибыли, достаточной
для нормального
учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены;
решение социальных вопросов;
реализация экологической политики;
решение внешнеполитических вопросов.
Покрытие
затрат на производство продукции и
обеспечение прибыли –
Вторая задача – учет взаимозаменяемости продукции – это основное требование потребителя. Его не интересует, каковы затраты на изготовление данного продукта. Если один и тот же продукт предлагается на рынке по разным ценам, потребитель, естественно, предпочтет тот, что предлагается по более низкой цене. Если по одинаковой цене предлагается более качественный и менее качественный продукт, потребитель предпочтет тот продукт, качество которого выше.
Остальные
задачи (с третьей по пятую) возникли
уже на современном этапе
В условиях
развитого рынка
В этих условиях цена является функцией и рынка, и государства. Экологические, политические, социальные вопросы, вопросы стимулирования научно-технического прогресса – это, по сути, общенациональные вопросы. Поэтому при отсутствии органа, представляющего общенациональные интересы, вышеуказанные вопросы, в принципе, решаться не могут.
Основным ценовым рычагом в решении внешнеполитических вопросов является поставка по льготным или покупка по завышенным ценам продукции для стран, в отношении которых проводится политика благоприятствования.
Социальная ценовая политика (третья задача) во всех странах проявляется главным образом в замораживании или относительном снижении (повышении по сравнению с ценами на другие товары в значительно меньшей степени) цен на товары повышенного социального значения (товары детского ассортимента, медикаменты, продукты питания первой необходимости и т.д.).
Для стимулирования выпуска современных (с общенациональных позиций) средств производства государство разрабатывает и внедряет систему поощрительных цен (снятие верхних ценовых ограничений, установление нижних пределов цен для укрепления конкурентоспособности производителей и т.д.). С целью стимулирования скорейшего внедрения прогрессивных средств производства государство разрабатывает льготную систему цен для потребителей. Разница между относительно повышенными ценами производителей и относительно заниженными потребительскими ценами часто дотируется государством.
Примером использования ценовых рычагов в рамках экологической политики (четвертая задача) является разрешение с помощью цен проблемы улучшения переработки сырья, переработки и утилизации отходов. При этом наиболее важны вопросы оценки вторичных ресурсов, отходов и продуктов их переработки.
С задачами ценообразования тесно связаны функции цен. Функции цен – это наиболее общие свойства, которые объективно присущи ценам и характерны для любого вида цен. Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи четыре функции: учетная, перераспределительная, стимулирующая, функция балансирования спроса и предложения.
Ценообразующие факторы – это условия, в которых формируются структура и уровень цены. Все виды и типы ценообразующих факторов, как показывает экономическая практика, можно подразделить на три основные группы:
базовые (неконъюнктурные);
конъюнктурные;
регулирующие, связанные с государственной политикой.
Базовые
(неконъюнктурные) факторы предопределяют
относительно высокую стабильность
развития ценовых показателей. Действие
этой группы факторов различно на рынках
разных типов. Так, в условиях товарного
рынка неконъюнктурные факторы
считаются
Действие конъюнктурных факторов объясняется изменчивостью рынка и зависит от политических условий, влияния моды, предпочтений потребителя и т.д.
Регулирующие
факторы проявляются тем
По
мере развития рынка все большего
насыщения его товарами и услугами
возрастает роль конъюнктурных факторов.
В настоящее время существуют
типы рынков и группы благ (например,
земля и ценные бумаги), в отношении
которых применяют только конъюнктурные
факторы. Они оцениваются опосредованно
через сопоставление с
В современной экономике цены опосредуют все стадии производства, представляя, таким образом, единую систему цен. Соподчиненность стадий общественного воспроизводства является основой внутренней взаимосвязи цен в пределах единой системы.
Система цен – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.
Изменение
уровня, структуры одного вида цен
влечет изменение других видов цен,
что обусловлено взаимосвязью элементов
рыночного механизма и
Существуют различные виды цен и группировки цен по сфере обслуживания национальной экономики, а также по степени жесткости регулирования их государством.
Например,
к группировке цен по сфере
обслуживания национальной экономики
относится такая категория, как
тарифы – цены на товары особого
рода – услуги. Особенность услуги
заключается в том, что она
не имеет конкретной материально-вещественной
формы. В связи с этим у покупателя
на момент приобретения услуги нет
возможности составить полное представление
о ее качестве. Покупатель судит
о приобретаемой услуге по информации
о продавце услуг. При оказании услуги
момент производства, как правило, совпадает
с моментом потребления, то есть, нет
необходимости в посреднике. Это
обусловливает особенности
В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи и других услуг для юридических лиц) и розничные, то есть тарифы на услуги для населения.
В группировке
цен по степени жесткости
Цены
рыночные (свободные) – это цены,
свободные от прямого ценового вмешательства
государства. При этом они не свободны
от действия прочих рычагов, не затрагивающих
непосредственно уровень и
Цены
регулируемые – это цены, изменение
которых допускается в
Информация о работе Особенности ценообразования на современном этапе