Основы рыночного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Товарное хозяйство - такие общие организационно-экономические связи, которые могут обслуживать самые различные социально-экономические системы. Однако при этом объем и значение производства товаров и их обмена совсем не одинаковы. В силу этого товарное хозяйство имеет исторический характер: оно существенно изменялось на протяжении всей истории.

Содержание

I. Товарное производство и предпосылки его возникновения.
1.1. Товарное производство.
1.2. Предпосылки возникновения товарного производства.
1.3. Натуральное хозяйство.
II. Товар и деньги.
2.1. Товар.
2.2. Деньги.
2.3. Стоимость. Величина стоимости. Меновая стоимость.

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 22.46 Кб (Скачать)

Содержание:

I. Товарное производство и предпосылки его возникновения.

1.1. Товарное производство.

1.2. Предпосылки возникновения товарного  производства.

1.3. Натуральное хозяйство.

II. Товар и деньги.

2.1. Товар.

2.2. Деньги.

2.3. Стоимость. Величина стоимости.  Меновая стоимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Товарное  производство и предпосылки его возникновения.

1.1Товарное производство - тип организации хозяйства при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному хозяйству присущи следующие основные черты.

Во-первых, это  хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит 'за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок  для удовлетворения спроса покупателей.

Во-вторых, производство товаров основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько  углубляется специализация (обособление) работников, предприятий на выпуске  отдельных видов продуктов или  частей сложных изделий. Такое явление  объективно вызывается техническим  прогрессом, а последний, в свою очередь, получает больший толчок при разделении труда. Отсюда понятно, что - в отличие  от натурального производства - товарное хозяйство открывает широкий  простор действию всеобщего экономического закона разделения труда. В соответствии с этим законом экономика прогрессирует  вследствие все большей качественной дифференциации (расчленения) трудовой деятельности, что ведет к обособлению  и сосуществованию различных  ее видов. В итоге возникает несколько  форм разделения труда: международное (между странами), общее (между крупными отраслями народного хозяйства - земледелием, промышленностью и  т.д.), частное (деление внутри крупных  отраслей на подотрасли, виды производства) и единичное (внутри предприятий - на разные их подразделения). Таким образом, неразрывная связь товарного  производства с разделением труда, а стало быть, с прогрессом техники - одно из его несомненных преимуществ  по сравнению с натуральным хозяйством.

В-третьих, товарному  хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и  потреблением. Они развиваются по формуле "производство - обмен - потребление". Изготовленная продукция сначала  поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и  лишь затем попадает в сферу производительного  и личного потребления. Рынок  подтверждает или не подтверждает необходимость  изготавливать данную продукцию  для продажи. Именно через обмен  устанавливаются экономические  отношения типа "субъект (товаропроизводитель) - товар - деньги - субъект (покупатель)."    

Значит, товарное хозяйство - это система организационно-экономических  отношений, благодаря которой создается  все возрастающее многообразие продуктов, предназначаемых для обмена на рынке  на другие изделия.

Товарное  хозяйство - такие общие организационно-экономические  связи, которые могут обслуживать  самые различные социально-экономические  системы. Однако при этом объем и  значение производства товаров и  их обмена совсем не одинаковы. В силу этого товарное хозяйство имеет  исторический характер: оно существенно  изменялось на протяжении всей истории.

 

1.2 Товарное производство, форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена; возникает на основе общественного разделения труда, ведётся экономически обособленными производителями. Товарное  производство — исторически преходящая форма производства. Простое товарное  производство зарождается в период разложения первобытнообщинного строя. Обмен продуктами труда как товарами, происходивший вначале между отдельными общинами, с развитием производительных сил и появлением возможности индивидуального производства проникает и в общину. В докапиталистических формациях Т. п. хотя и получило известное развитие, но не было основной формой экономических связей между людьми. В тех условиях преобладало натуральное хозяйство.

 

1.3. Натуральное хозяйство - тип хозяйства, при котором производство направлено на удовлетворение собственных потребностей производителя. "При натуральном хозяйстве общество состояло из массы однородных хозяйственных единиц... и каждая такая единица производила все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая окончательной подготовкой их к потреблению" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 21—22). Н. х. возникло в глубокой древности и господствовало на стадии, когда ещё не было общественного разделения труда, обмена и частной собственности. В рабовладельческом обществе и при феодализме Н. х. оставалось господствующим, несмотря на развитие обмена и товарно-денежных отношений. К. Маркс указывал, что Н. х. преобладает на базисе всякой системы личной зависимости, как рабской, так и крепостнической (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 24, с. 544). Для Н. х. характерны замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщённость производства, рутинная техника и медленные темпы развития.

 

Натуральное хозяйство - исторически первый тип  организации хозяйственной деятельности людей. Оно возникло в глубокой древности, в период становления первобытнообщинного  строя, когда началась производственная деятельность человека и появились  первые отрасли хозяйства - земледелие и скотоводство. В чистом виде натуральное  хозяйство существовало только у  первобытных народов, не знавших  разделения труда, обмена и частной  собственности.

Натуральное хозяйство - это такой способ организации  хозяйственной деятельности, при  котором производство направлено непосредственно  на удовлетворение собственных потребностей производителя, т.е. имеет место внутрихозяйственное  потребление.

Натуральному  хозяйству свойственны следующие  основные черты:

- преобладает  ручной универсальный труд, основанный  на примитивной технологической  базе (мотыга, лопата, грабли и т.п.) и исключающий его разделение  на обособленные виды;

- замкнутость  (автаркическая форма хозяйствования), отсутствие связи с другими  хозяйственными единицами (каждая  единица опирается на собственные  ресурсы и обеспечивает себя  всем необходимым для жизни);

- производимый  продукт не принимает форму  товара и образует фонд жизненных  средств для самого производителя;

- наличие  прямых экономических связей  между производством и потреблением: они развиваются по формуле  "производство - распределение - потребление", т.е. созданная продукция распределяется  между участниками производства  и, минуя стадию обмена, используется  в целях личного и производительного  потребления;

- консерватизм, традиционность, ограниченность производства  и потребления, относительно постоянные  масштабы и отраслевые пропорции  производства, обусловливающие медленные  темпы экономического развития.

В докапиталистических  формациях натуральное хозяйство  занимало преобладающее место в  общественном производстве, хотя в  античных рабовладельческих государствах уже имело место довольно развитое товарное производство.

По мере развития производительных сил натуральное  хозяйство вытесняется товарным производством.

Развитие  разделения труда, открытость и рыночный характер хозяйственных связей сняли  те преграды для прогресса экономики, на которые обрекало ее натуральное  хозяйство.

 

II. Товар и деньги.

2.1. Если обратить внимание на окружающий нас мир всевозмож-ных благ и, в частности, на мир вещей, то нетрудно догадаться, что все они являются результатом того или иного вида трудовой дея-тельности, то есть продуктами труда, товарами.

Существует  несколько определений слова  товар. Товар - сложная социально-экономическая  категория; внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет  какие-либо человеческие потребности. Товар - благо (продукция, услуги), которое  удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для  реализации на рынке. Товар - это продукт  труда, удовлетворяющий какую либо человеческую потребность через  обмен, рынок. Товар -- это специфическое  экономическое бла-го, произведенное  для обмена.

В основе первого  свойства товара лежит его полезность или ценность. Без этого свойства всякое передвижение вещи от одних  лиц к другим оказывается бессмысленным. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а  не затраты труда на его производство. Ценность полезного эффекта категория  во многом субъективная, а отсюда ни как не может быть свойством, объективно присущим вещам. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные  материальные и духовные блага и  услуги не в результате того, что  на их производство затрачен общественно  необходимый труд, а потому, что  эти блага имеют полезность. Но каждому отдельному товару разные люди дают разную оценку полезности. Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. По мере удовлетворения потребности "степень насыщения" растет, а величина конкурентной полезности падает. Производителю (продавцу) нужно одно, потребителю (покупателю) другое. Производителем движет мысль, высказанная А. Смитом: включаясь в общественное производство, он (продавец) преследует только свою личную выгоду. Но он получит эту выгоду только в том случае, если на продукцию его труда найдется покупатель (ценитель полезных свойств его товара). Как видно из этого изречения ценность блага также двойственна: производитель (продавец) измеряет его издержками производства (затраченным живым и прошлым трудом), потребитель (покупатель) - степенью полезности. Два начала ценности блага не противостоят друг другу, а сосуществуют, взаимодополняют друг друга. Итак, способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека, быть полезным (ценным), составляет его потребительную стоимость.

Вторая ценность товара заключается в его обмениваемости на другие полезные вещи. Что лежит  в основе приравнивания одного товара к другому? Здесь подход разный. Под благом вообще принято считать способность предметов удовлетворять потребности человека. Сторонники неоклассического направления в экономической теории разграничивают блага на экономические и неэкономические. К последним относят то, что имеется в неограниченном количестве и доступно для каждого человека вне всякого обмена. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар есть продукт труда. Сторонники трудовой теории стоимости, начиная с А. Смита, считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу - труд. При этом необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей товаров. В современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Они высказывали такую мысль, что не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая сто-имость. Но меновую стоимость я рассмотрю чуть позже.

 

2.2.  Деньги - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, форма стоимости всех других товаров. Деньги выполняют функции: меры стоимости, средства обращения, средства образования сокровищ, средства платежа и мировых денег.

Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них. Такая денежная оценка делает разнородные товары легко сопоставимыми при обмене. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представляют собой овеществлённый человеческий труд и, следовательно, сами по себе соизмеримы по количеству затраченного труда, стоимость всех товаров измеряется одним и тем же специфическим товаром, превращая этот последний в общую для них меру стоимости, то есть в деньги.

Обычно, деньгами становится товар с высокой ликвидностью, то есть тот товар, который легче  всего обменять на другой товар. Помимо меры стоимости для других товаров, деньги являются средством обращения (посредником в процессе обмена). Кроме того, роль денег могут исполнять  различные вещи, иные вещные права, обязательства и вещно-обязательственные  комплексы.

 

2.3. Стоимость — основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью и др.

Стоимость в  повседневной речи — цена товара, затраты на приобретение.

Стоимость Товара - количество общественного труда и времени, необходимого для производства данного товара. Стоимость товара состоит из стоимости постоянного капитала, переменного капитала и прибавочной стоимости

 

Величина стоимости товара определяется количеством труда,общественно необходимого для его производства, и измеряется рабочим временем.

Величина  стоимости товаров изменяется в  зависимости от производительности труда, которая определяется  количеством  продуктов, произведенных в единицу  рабочего времени.

 

Меновая стоимость - согласно марксистской экономической доктрине возможность товара быть обмененным на другой товар в определенной пропорции, находящая свое выражение в денежной стоимости, в цене товара.

 Очень часто меновая стоимость выражена в деньгах. Человек пришел в магазин, и на ценнике увидел "меновую" стоимость товара, выраженную в "денежной" стоимости. Когда он его купил, "меновая" стоимость для него превратилась в "потребительскую", причем эта "потребительская" стоимость выше "меновой", иначе, зачем же было покупать. Для хозяина магазина, наоборот, "потребительская" стоимость продаваемого им товара, ниже "меновой", иначе, зачем же продавать.

Информация о работе Основы рыночного хозяйства