Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:37, лекция
1. Экономика как хозяйственная деятельность и наука о такой деятельности
2. Назначение хозяйственной деятельности людей
3. Роль потребностей в развитии реальной экономики
4. Структура экономики в начале ХХ1 столетия
Лекция 1. Основы реальной экономики
1. Экономика как хозяйственная деятельность и наука о такой деятельности
2. Назначение хозяйственной деятельности людей
3. Роль потребностей в развитии реальной экономики
4. Структура экономики в начале ХХ1 столетия
1. Экономика как хоз. деятельность и наука о такой деятельности
Слово «экономика», как и многие другие слова, например, политика, имеет несколько значений. Считается, что этот термин предложил еще в 6 веке до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что можно перевести как искусство ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен древнегреческими философами Ксенофонтом (430-355 гг до н.э.), написавшим труд под названием («Экономикос» или «Домострой») и Аристотелем (384-322 гг до н.э.) («Политика»)
Именно эти мыслители проанализировали основные в то время экономические категории: деньги, труд, товар. Так, Ксенофонт выводит в «Домострое» такие положения, некоторые их которых сохраняют свое содержание и сегодня:
- разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;
- производительно может выполняться «наиболее простая работа» (т.е. уже предполагает разделение и специализацию труда)
- всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость)
- деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.
Аристотель делил всю хозяйственную деятельность людей на два типа:
1. «экономика» (совокупность потребительных стоимостей). Включается в себя деятельность в сфере земледелия, ремесла, мелкой торговли. Ее цель – удовлетворение насущных жизненных потребностей человека. Должна быть объектом заботы государства.
2. «хрематистика» (искусство делать деньги, наживать состояние посредством крупных торговых сделок для перепродажи и ростовщических операций. Ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере – обладание деньгами.
В настоящее время термин «экономика» чаще всего используется в трех значениях:
- Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ или другими словами - это совокупность общественных отношений, связанных с производством, со всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, формам собственности, принципам ведения хозяйства и распределения продуктов различают, например, экономику рабовладельческую и феодальную, капиталистическую и социалистическую, рыночную и административно-командную. По уровням существования различают: микроэкономику (экономика фирм и домохозяйств); экономику отдельных сфер и отраслей народного хозяйства (мезоэкономика); макроэкономику (национальное хозяйство); и супермакроэкономику (мировая экономика)
- национальное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства); Можно говорить, н., об экономике Вологодской области, РФ, европейского мира и т.д.
- и в третьих, экономикой называют научную и учебную дисциплину, изучающую деятельность людей в сфере производства, обмена и потребления материальных благ, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия) или некоторых условий и элементов производства (экономика труда, управления, предприятий, промышленности, торговли...)
Данный теоретический курс как раз имеет дело с экономикой как с экономической наукой. Однако существует целая система экономических наук. В этой системе можно выделить две главные линии, или группы наук:
1 – Экономическая теория. Она является методологической базой для всех экономических наук, так как разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общие направления и методы научных исследований экономики. При этом различают микроэкономику – она освещает хозяйственную деятельность отдельных экономических субъектов (предприятий, фирм, наемных рабочих, предпринимателей...) и макроэкономику – изучает функционирование национальной экономики в целом, на уровне общества (национальный доход, безработица, инфляция) и дает рекомендации, что должно делать государство, чтобы общество развивалось и процветало. Некоторые ученые выделяют и мезоэкономику.
2 – конкретные экономические науки. Они изучают те или иные отдельные области хозяйственной жизни общества и могут быть подразделены как минимум на три группы:
- отраслевые экономические науки (э.промышленности, строительства, банковское дело, э. Труда и проч.)
- функциональные экономические науки – изучают отдельные виды экономической работы (бухгалтер. учет, менеджмент, статистика, финансы…)
- экономические науки на стыке с другими науками (э. География, э. история, э.психология, демография и др.)
Таким образом, если экономическая теория изучает хозяйственные основы общества и общие принципы экономики, то все остальные экономические науки – проявление этих основ и принципов в конкретных сферах экономической деятельности. В нашем учебном курсе представлены лишь наиболее важные темы экономической теории, поэтому он и называется просто «Экономика».
Можно сказать, что экономика как хоз. деятельность и экономическая наука решают три основных вопроса: Что, как и для кого производить.
Что - Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?
Как - Применение каких технологий и производственных ресурсов обеспечит эффективное производство товаров и услуг?
Для кого - Кто будет покупать и оплачивать товары, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества?
В развитии экономики, как деятельности, направленной на производство материальных благ и услуг, принято выделять три стадии производства: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Эти стадии характеризуются изменением способа организации хозяйственной жизни и вызваны резким обострением основного противоречия экономики – невозможностью удовлетворять растущие потребности людей с помощью ставших неэффективными факторов производства. Коренное изменение этих факторов принято называть технической революцией. В таблице представлено основное содержание трех этапов в развитии общественного производства. В учебнике на стр. 42-46 даются пояснения к ней. Подготовьте этот материал к семинару. Кратко можно отметить следующее
а) доиндустриальная стадия производства, или иначе - аграрный тип общества. Такие общества впервые возникли в Древнем Египте примерно 13 тыс. лет назад. Они характеризуются господством сельского натурального хозяйства, базирующегося на физическом – ручном –труде, решающей ролью церкви и армии в социально-политической жизни. В современном понимании АО - это отсталые, примитивные, закрытые общества, которые противопоставляются современным индустриальным и постиндустриальным обществам
б) индустриальное производство стало формироваться с конца 15 века. И к концу 19 века многие европейские страны приобрели черты промышленного общества. В таком обществе преобладает не с.-х., а промышленное производство; решающую роль в социальной жизни играют не священники и феодалы, а промышленники, бизнесмены. Главной целью и ценностью является деньги, богатство. В центре социальной организации находятся корпорации, т.е. организации, занимающиеся производством какого-либо товара или оказания услуги. К числу индустриальных обществ сегодня относятся общества подавляющего большинства промышленно развитых стран, в т.ч. и Россия
в) В 70-е годы 20 века на смену индустриальному обществу приходит постиндустриальное общество. В таком обществе жизнедеятельность людей строится преимущественно на информационных технологиях: широко применяются автоматизированные системы, робототехника и повсеместная компьютеризация. В социально-экономической сфере главную роль играют не промышленность, а информатика и сфера обслуживания, а также наука, знания.
2. Назначение хозяйственной деятельности людей
Практически с первых дней своего разумного существования, человечество, в силу своих биологических особенностей, должно было не только само приспосабливаться к окружающей среде, но и приспосабливать ее для удовлетворения своих насущных потребностей. Как только разрозненные действия по преобразованию окружающей среды стали носить целенаправленный, планомерный и последовательный характер, они превратились в деятельность.
Деятельность - это способ существования человека, проявление его социальной активности; совокупность действий человека, ведущих к достижению целей
Человек осуществляет деятельность во многих сферах, но одной из первых сфер деятельности человека являлась хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилище. В определенной степени удовлетворение этих потребностей осуществлялось с помощью естественных благ, под которыми понимают землю, леса, полезные ископаемые, дары природы (ягоды, орехи, животных). Но уже в первобытном обществе людям не хватало для жизни одних только естественных благ, поэтому пришлось создавать «вторую природу», творцом продуктов которой является человек. Или другими словами – реальную экономику. Значит, главное назначение хозяйственной деятельности – создание экономических благ, необходимых для жизнедеятельности общества. Блага – это средства удовлетворения потребностей людей.
1. По своему содержанию они подразделяются на:
- материальные, включающие естественные дары природы (землю, воздух, воду, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты)
- нематериальные, имеющие форму полезной людям деятельности и воздействующие на развитие способностей человека. К ним относятся внутренние блага, данные человеку природой – способности к науке, голос, музыкальный слух и т.п., а также внешние блага – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, возможность заниматься спортом, поддержание здоровья и внешнего вида.)
2. По затратам труда они подразделяются на:
- экономические (хозяйственные) – имеющиеся в ограниченном количестве. И для того, чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в доступном количестве, необходимы усилия человека, направленные на их добывание, приспособление к потребностям. От обладания этими благами зависит благосостояние людей. Специфической формой экономического блага является товар, т.е. благо, произведенное для обмена.
- неэкономические (или свободные) – это часть материальных благ, которые имеются в изобилии и всегда доступны для людей (воздух, энергия ветра, солнечные лучи)
Можно представить и другую классификацию благ. Так, можно выделить два больших класса, которые, в свою очередь, распадаются на отдельные виды
1 класс образуется в зависимости от формы собственности:
- товары индивидуального потребления. Сюда относятся как предметы потребления, так и средства произвосдтва. Являются товарами и приобретаются субъектами в зависимости от личных возможностей и потребностей
- государственные (общественные) бла’га. Не являются товарами. Ими пользуются все граждане, независимо от социального статуса и материального благополучия (дороги, мосты, защита правопорядка и проч.)
- квазиобщественные продукты. (якобы, будто бы). Могут предоставляться как государством (на бесплатной основе), так и частными фирмами (здравоохранение, образование, культура)
2 класс (в зависимости от характера использования):
- взаимозаменяемые товары. Характеризуются тем, что если растет потребление одного из них, то снижается использование другого. Например, такие пары вещей как маргарин и сливочное масло, кефир и простокваша, пальто и куртка и проч.
- взаимодополняемые продукты сопутствуют друг другу и потребность в них одновременно увеличивается или снижается. Например, фотоаппарат и фотопленка, компьютер и DVD или СD диски.
- и, наконец, независимые (несопряженные) блага никак не связаны между собой, так как удовлетворяют разные потребности. Н., бананы и книги; трикотажные изделия и автомобиль.
Помимо создания благ хозяйственная деятельность может быть направлена на оказание услуг. Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности людей.
Услуги, также как и блага, бывают материальные и нематериальные. К материальным можно отнести транспортные, складские, коммунальные, почтовые и проч., а к нематериальным, н., услуги адвокатов, милиционеров, преподавателей, артистов, врачей и т.п.
Итак, в основе хозяйственной деятельности лежит производство необходимых материальных и нематериальных благ и услуг. Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека, для удовлетворения тех или иных потребностей.
Структура современного производства может быть представлена следующей схемой. В ней выделяют материальное и нематериальное производство. Материальное производит материальные блага и услуги. Нематериальное – соответственно нематериальные блага и услуги.
Кроме того, различают два уровня производства: