Основы экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

Товарная организация общественного производства порождает соответствующие экономические законы, основным из которых является закон стоимости. Возникновение закона стоимости относится к тому времени, когда продукты человеческого труда начали принимать форму товаров. Так, Ф. Энгельс отмечал, что начало обмена товаров уходит вглубь веков. В Египте это было по меньшей мере за три, а, возможно, и за пять тысяч лет до нашего летоисчисления, в Вавилонии – за четыре-шесть тысяч лет.

Работа содержит 1 файл

Контрольная основы экономики.docx

— 24.27 Кб (Скачать)
  1. Закон стоимости и его  роль в экономической  системе.

     Товарная  организация общественного производства порождает соответствующие экономические  законы, основным из которых является закон стоимости. Возникновение закона стоимости относится к тому времени, когда продукты человеческого труда начали принимать форму товаров. Так, Ф. Энгельс отмечал, что начало обмена товаров уходит вглубь веков. В Египте это было по меньшей мере за три, а, возможно, и за пять тысяч лет до нашего летоисчисления, в Вавилонии – за четыре-шесть тысяч лет.

     Появившись  вместе с возникновением товарного  производства и существуя на протяжении тысячелетий, закон стоимости получает наиболее широкую сферу действия лишь в условиях капитализма, когда  товарное производство принимает всеобщий характер. Возникая на базе товарного  производства, он действует в любом  обществе, где имеют место товарные отношения.

     Суть  закона стоимости заключается в  том, что производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с их общественной стоимостью, на основе общественно необходимых затрат труда. Закон стоимости вынуждает товаропроизводителей следить за тем, чтобы индивидуальные затраты труда на производство товаров не превышали общественно необходимые.

   Закону  стоимости свойственны  следующие черты:

  • в основе стоимости лежит общественно необходимый труд;
  • величина стоимости товара прямо пропорциональна количеству воплощенного в нем общественно необходимого труда и обратно пропорциональна его производительной силе;
  • обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходимого труда;
  • с возникновением денег и цены закон стоимости выступает в качестве регулятора цен, определяя их уровень;
  • через механизм рыночных цен закон стоимости распространяет свою регулирующую роль на процесс производства, способствуя его сокращению или расширению.
 

В товарном производстве закон стоимости  выполняет три  функции.

     Во-первых, закон стоимости является стихийным  регулятором пропорций производства (пропорциональности). Регулирующая функция  закона стоимости заключается в  стихийном колебании рыночных цен, в их отклонении от общественной стоимости  в результате конкурентной борьбы. Цена совпадает со стоимостью товара только при равенстве спроса и  предложения, т.е. когда производство данного товара соответствует платежеспособному  спросу на него. Если же такого равенства  нет, цена товара будет отклоняться  от его стоимости. Отклонение цен  от стоимости соответственно влияет на изменение соотношения спроса и предложения и тем самым  на перераспределение факторов производства между различными отраслями. Превышение рыночной цены над стоимостью стимулирует  рост предложения, увеличение производства товаров. Установление рыночной цены на уровне ниже стоимости вызывает сокращение производства товаров.

     Колебания цен вокруг стоимости обусловливаются  не только стихийными колебаниями в  сфере обращения, на рынке, но и изменениями  в сфере производства (прежде всего, в производительности труда).

     Во-вторых, закон стоимости выступает как  стимул в развитии производительных сил, росте и совершенствовании  производства, повышении производительности труда и снижении стоимости товаров. Его действие побуждает товаропроизводителей к снижению индивидуальных затрат труда по сравнению с общественно необходимыми.

     В-третьих, закон стоимости выступает фактором имущественной, экономической и  социальной дифференциации товаропроизводителей. В силу действия закона стоимости  все производители вынуждены  реализовывать товары по одинаковой рыночной цене, соответствующей общественно  необходимому рабочему времени на изготовление изделий определенного вида. Однако при колебаниях цен вокруг стоимости  все товаропроизводители оказываются  разделены на группы. У одних производителей индивидуальная стоимость товаров  данного вида по своему уровню ниже общественной, т.е. реализация товаров  по рыночной цене позволяет обогащаться; у других – индивидуальная стоимость  совпадает с общественной, чем  подтверждаются общественно нормальные условия производства; у третьих  – уровень индивидуальной стоимости  товаров выше общественной и при  реализации товаров на рынке эти  производители терпят убытки и разоряются

     2. Что такое совокупный  спрос. Какие факторы  воздействуют на  него.

     Совокупный спрос — это потребность в товарах и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных стран. Он представляет собой абстрактную модель соотношения между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Общая характеристика данной модели состоит в том, что, чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели и, наоборот, более высокий уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального продукта. Следовательно, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость. Наиболее наглядно она выражается посредством кривой совокупного спроса.

Нисходящая  форма кривой AD показывает, что при  более низком уровне цен будет  реализовываться больший объем  национального продукта. 
 
 
 
 
 
 

  Кривая совокупного спроса. 

Ценовые факторы совокупного спроса

     К числу ценовых факторов совокупного  спроса следует отнести прежде всего  эффект процентной ставки, эффект материальных ценностей, или реальных кассовых остатков, и эффект импортных закупок.

     Эффект  процентной ставки оказывает воздействие  на характер движения кривой совокупного  спроса таким образом, что от ее уровня зависят, с одной стороны, потребительские  расходы, а с другой – инвестиции. Если выразиться точнее, то проблема в  том, что с повышением уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. Потребителям нужны дополнительные средства для производства покупок, предпринимателям — для закупки сырья, оборудования, выплаты заработной платы и т.д. объем денежной массы не меняется, это взвинчивает цену за пользование деньгами, т.е. процентную ставку, что, в свою очередь, ограничивает расходы и по покупкам, и по инвестициям. Отсюда следует вывод, что повышение уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого национального продукта.

     Эффект  материальных ценностей (эффект богатства) также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность таких финансовых активов, как срочные счета, облигации, снижается, реальные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей. Если же цены снижаются, то покупательная способность возрастает, а расходы увеличиваются.

     Эффект  импортных закупок выражается в  соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастают, то на международном сокращается продажа отечественных товаров, покупатели начинают приобретать более дешевые импортные товары. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Снижение цен на товары усиливает экспортные возможности экономики и увеличивает долю экспорта в совокупном спросе населения. 

Неценовые факторы совокупного спроса

К ним относятся изменения в  потребительских, инвестиционных и  государственных расходах, в расходах на чистый объем экспорта. Действие неценовых факторов сопровождается изменениями величины совокупного спроса. Если они способствует увеличению совокупного спроса, то кривая из положения AD1 смещается к AD2, если неценовые факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к AD3. 
 
 
 
 
 
 
 

       Действия неценовых факторов множество, однако основными являются благосостояние потребителя, задолженность потребителя и налоги.

Если  обратиться к фактору благосостояния потребителей, то можно заметить, что  оно зависит от состояния дел  в сфере финансовых активов (акции, облигации) и положения с недвижимостью (земля, постройки). Так, повышение курса  акций при неизменном уровне цен  на рынке приведет к росту благосостояния и совокупный спрос возрастет. В  то же время падение цен на землю  снизит благосостояние и сократит совокупный спрос.

     Можно также говорить и об ожиданиях  потребителей. Так, если они рассчитывают на увеличение своих доходов в  недалеком будущем, то уже сейчас начнут тратить значительно больше доходов, что будет смещать кривую совокупного спроса вправо. При обратной перспективе покупательские действия будут ограничиваться и кривая совокупного спроса сместится влево. Очень чувствителен сдвиг в совокупном спросе в случае надвигающейся инфляции. Большинство покупателей стремится совершить покупку до повышения цен и воздерживается от нее в первые дни после повышения.

     На  размер совокупного спроса влияет задолженность  потребителей. Если человек приобрел крупную вещь в кредит, то в течение определенного времени он будет ограничивать себя в других покупках, с тем чтобы быстрее рассчитаться с задолженностью. Однако сразу после погашения кредита спрос на покупки быстро возрастет.

     Прямая  связь существует между размером подоходного налога и совокупным спросом. Налог уменьшает доходы семей, поэтому его увеличение сокращает  совокупный спрос, а снижение — увеличивает.

     На  совокупный спрос воздействуют и  изменения в инвестициях. Если предприятия  с целью расширения производства приобретают дополнительные средства, то кривая совокупного спроса сместится  вправо, а при обратной тенденции  — влево. Здесь могут действовать  и оказывать влияние процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности.

     Когда речь идет о процентной ставке, имеется  в виду не ее движение вверх или вниз (это учитывалось в ценовых факторах), а изменение под воздействием колебания объема денежной массы в стране. Рост денежной массы снижает ставку процента и увеличивает капиталовложения, а уменьшение массы денег увеличивает ставку процента и ограничивает инвестиции. Ожидаемые прибыли увеличивают спрос на инвестиционные товары, а налоги с предприятии уменьшают спрос на инвестируемые товары. Новые технологии стимулируют инвестиционные процессы и расширяют совокупный спрос, а наличие избыточных мощностей, наоборот, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары.

     Государственные расходы воздействуют на совокупный спрос следующим образом: при  неизменных налоговых сборах и процентных ставках государственные закупки национального продукта расширяются, увеличивая тем самым потребление товарных ценностей.

     Совокупный  спрос связан и с расходами  на экспорт товаров. Принцип здесь  таков: чем больше товаров будет  поступать на мировой рынок, тем  выше совокупный спрос. Дело в том, что  возрастание национальных доходов  других стран позволяет им расширять  закупку импортных товаров и изделий, что, в свою очередь, расширяет спрос на товары в тех странах, откуда импортируются товарные ценности. Поэтому для развитых государств внешняя торговля выгодна и с развивающимися, и с развитыми странами. В первом случае они имеют возможность продавать продукцию, не пользующуюся спросом на цивилизованных рынках, во втором, наоборот, удовлетворять запросы других государств на современные товары и услуги.

Информация о работе Основы экономики