Основы экономики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:01, реферат

Описание работы

Результат труда чаще выступает в материальной форме - в виде продукции. Изготавливаемая на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится в виде незавершенного производства, полуфабриката или готового изделия (продукции).

Работа содержит 1 файл

Экономика Курсовая2011.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Т.В. Яркина 
Основы экономики предприятия
 

5. Результаты и эффективность  деятельности предприятия

5.1. Продукция предприятия,  ее качество

5.1.1. Общая характеристика  продукции

Результат труда  чаще выступает в материальной форме - в виде продукции. Изготавливаемая на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится в виде незавершенного производства, полуфабриката или готового изделия (продукции). 

    Готовая продукция - это изделия  промышленного предприятия, которые завершены производством, соответствуют государственным стандартам или техническим условиям, приняты отделом технического контроля, снабжены документами, удостоверяющими качество и предназначены для реализации на сторону.   

    Полуфабрикаты - это полупродукты, техническая обработка которых закончена в одном из производств (цехов) предприятия, но требует доработки или переработки в смежном производстве (другом цехе) этого же предприятия или, которые могут быть переданы для дальнейшей обработки на другие предприятия.   

    Незавершенное производство - это  продукция, не получившая законченного вида в  пределах производства, а также продукция, не проверенная ОТК  и не сданная на склад готовой  продукции.

Продукты труда  распадаются на средства производства (средства труда и предметы труда) и предметы потребления (продовольственные и непродовольственные товары). 

Планирование  и учет изготовлений продукции осуществляется в натуральных (физических) и стоимостных (денежных) измерителях. Измерителями объема продукции в натуральном выражении являются физические единицы (т, шт, м), условно-натуральные (тысячи условных банок, условные листы шифера и штуки кирпича) и двойные натуральные показатели (производство труб - в т и м, тканей - м и кв.м). 

Степень удовлетворения потребностей рынка характеризует объем товаров определенной номенклатуры и ассортимента. 

    Номенклатура - это укрупненный  перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент - характеризует  ее состав по видам, типам, сортам и др. признакам.

Объем продукции  в стоимостном выражении определяется показателями:  
- товарная продукция - это стоимость продукции, предназначенной для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера);  
- валовая продукция - это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной предприятием и кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы;  
- чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость в результате промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений;  
- реализованная продукция - это стоимость отпущенной на сторону продукции и оплаченной покупателем в отчетном периоде. 

5.1.2. Производственная  программа предприятия

    Производственная  программа - это задание  по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении на определенный период (год, квартал, месяц).

Производственная  программа предопределяет задания  по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности рабочих и др. Она тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности. 

Предприятия промышленности формируют свою производственную программу  самостоятельно на основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса; портфеля заказов (договоров) на продукцию и услуги; государственных заказов и собственных потребностей. 

Производственная  программа состоит из трех разделов:  
- план производства продукции в натуральном выражении - устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в физических единицах измерения (т, м, шт). Он определяется, исходя из полного и лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения максимального использования производственных мощностей;  
- план производства продукции в стоимостном выражении в показателях валовой, товарной и чистой продукции;  
- план реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении. Он составляется, исходя из заключенных договоров на поставку продукции, а также полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиями, а также собственной оценки емкости рынка. Расчет объема реализуемой продукции производится на основе величины товарной продукции с учетом изменения остатков продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной заказчиками, на начало и конец планируемого года. Но объем реализации продукции также влияют изменение качества выпускаемой продукции и действующих на предприятии цен на продукцию и услуги. 

Исходными данными  для определения максимально  возможного выпуска продукции за год служит среднегодовая производственная мощность предприятия и коэффициент  ее использования. Часто обеспечение  потребностей рынка требует введения в действие новых дополнительных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции или расширения предприятия. 

5.1.3. Качество продукции  и его оценка

    Качество  продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих  ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.   

    Показатель  качества продукции  представляет собой  количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую  применительно к  определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

В различных  отраслях промышленности для характеристики качества используются различные показатели. Например, в пищевой промышленности:  
- физико-химические показатели - характеризуют состав пищевых продуктов;  
- органолептические показатели - это внешний вид, цвет, вкус, запах;  
- эстетические показатели - характеризуют художественное оформление пищевой продукции (упаковки);  
- технологические показатели - удельный вес сырья на выработку единицы продукции; коэффициент использования исходного сырья, материалов, энергетических ресурсов и т.д.;  
- патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных при производстве продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за рубежом. К ним относятся показатели патентной чистоты, патентной защиты, территориального распространения;  
- показатели сохраняемости - определяют способность различных видов пищевой продукции сохранять потребительские свойства в течение сроков, предусмотренных соответствующей нормативно-технической документацией;  
- показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обуславливающие ее безопасность для здоровья человека при ее использовании, хранении или транспортировке. 

В машиностроении применяются следующие показатели для оценки качества продукции:  
1) показатели назначения продукции, которые подразделяются на:  
 а) классификационные (грузоподъемность, скороходность, производительность, мощность);  
 б) конструктивные (удобство управления, размещения, обзора);  
 в) эксплуатационные (простота и доступность обслуживания, эффективность работы); 

2) показатели  надежности (безотказность, ремонтнопригодность,  сохраняемость и долговечность)

3) технологичность конструкций (простота собираемости, рациональность схемы, их соединения, материалоемкость изделия и др.); 

4) показатели  стандартизации и унификации (коэффициент  нового уникального конструирования,  коэффициент повторяемости, коэффициент  применяемости, коэффициент серийности и коэффициент экономической эффективности стандартизации); 

5) эргономические  показатели, которые можно разделить  на:  
 а) гигиенические (температура, влажность, давление, освещенность);  
 б) антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей и др.);  
 в) физиологические и психофизиологические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека); 

6) эстетические  показатели включают гармоничность, выразительность, целостность, оригинальность внешнего вида, соответствие окружающей среде, соответствие стилю и др.; 

7) патентно-правовые  показатели характеризуют патентную  чистоту продукции, ее конкурентноспособность  на мировом рынке; 

8) показатели  экономичности изделия определяют  размеры затрат, необходимых для  проведения мероприятий, повышающих  его качество. 

Для определения  качества выпускаемой на предприятии  продукции применяют систему  общих показателей, в которую  входят:  
- доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;  
- коэффициент обновления ассортимента продукции;  
- доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;  
- доля производственного брака;  
- относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др. 

5.1.4. Методы обеспечения  качества

Основными элементами механизма управления качеством  продукции на предприятии являются: стандартизация и сертификация продукции; внутренние системы качества; государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил; внутрипроизводственный и технический контроль качества. 

    Стандартизация - это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной отрасли.

Стандартизация  охватывает установление:  
- единиц измерений, терминов и обозначений;  
- требований к качеству продукции, сырья, материалов и производственных процессов;  
- единой системы показателей качества продукции, методов ее испытания и контроля;  
- требований, обеспечивающих безопасность труда и жизни людей, а также сохранность материальных ценностей;  
- единых систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм и методов организации производства и т.п. 

Основой стандартизацией  являются стандарты и технические  условия. 

    Стандартом  называется нормативно-технический  документ, устанавливающий  требования к группам  однородной продукции, а в необходимых  случаях к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.

В зависимости  от сферы действия, содержания и уровня утверждения нормативно-технические документы подразделяются на: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты научно-технических и инженерных товариществ, стандарты предприятий (СП), а также международные стандарты. 

    Технические условия - нормативно-технический  документ, устанавливающий  требования к конкретной продукции (моделям, маркам).   

    Сертификация - это установление соответствия продукции  конкретным стандартам (в  основном международным - ИСО серии 9000) или техническим условиям и выдача соответствующего документа (сертификата).

Сертификация - важнейший фактор улучшения продукции, действенный механизм управления ее качеством, дающий возможность объективной  оценки ее конкурентоспособности, пригодности, соответствия требованиям экологической чистоты. 

Государственный надзор за качеством осуществляет Государственный  комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации и его  территориальные органы - центры стандартизации, метрологии и сертификации. 

Внутрипроизводственный  технический контроль на предприятии  осуществляет отдел технического контроля (ОТК), главной задачей которого является обеспечение необходимого уровня качества, зафиксированного в нормативно-технических  документах, путем непосредственной проверки каждого изделия и целенаправленного влияния на условия и факторы, формирующие его. 

Основными задачами управления качеством продукции  на предприятии на современном этапе  являются:  
- систематическое приведение уровня качества продукции к существующим, зарождающимся или прогнозируемым потребностям рынка, а также целенаправленное воздействие на развитие потребностей;  
- обеспечение конкурентноспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;  
- определение заданий по модернизации выпускаемой продукции и созданию новых видов продукции;  
- определение состава целевых программ качества и др. 

5.2. Себестоимость продукции

5.2.1. Общая характеристика  себестоимости

    Себестоимость продукции - это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Информация о работе Основы экономики предприятия