Основные задачи и направления внешнего финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:42, реферат

Описание работы

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения, возникает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Э

Содержание

Введение

1. Сущность и значения финансового контроля………………………..4

2. Формы и виды внешнего финансового контроля……………………6

3. Цели внешнего финансового контроля……………………………….10

4. Органы, осуществляющие финансовый контроль…………………...13

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Контроль и ревизия.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

      Во  всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый  контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью. Такой контроль называется аудитом.

      Следовательно, аудит это независимая экспертиза финансовых отчетов и бухгалтерских  балансов. Его цель – проверить  полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации; проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала; выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заемных источников.

      Основная  цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами анализа правильности начисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

      В ходе аудита проверяется правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки.

      Внешний аудит независим по отношению  к контролируемому предприятию  и несет ответственность перед  внешними потребителями его информации (акционерами, учредителями, кредиторами, банками и др.).

      Использование членами акционерного общества, учредителями, банками, финансовыми органами, другими  юридическими и физическими лицами подтвержденной на достоверность финансовой отчетности и балансов позволяет  дать объективную оценку финансового положения и платежеспособности того или иного предприятия.

      Практически могут возникать конфликтные  ситуации (приукрашивание финансового  положения предприятия) между составителями  информации и ее пользователями, что  также вызывает необходимость независимого контроля (аудита).

      Потребность аудита вызывается еще и следующими факторами. Пользователи информации (учредители, акционеры) часто не имеют доступа  для непосредственной оценки ее качества. Они заинтересованы в проведении независимой экспертизы бухгалтерского баланса, финансовой отчетности для получения объективной оценки реального положения дел на предприятии. Такая оценка достоверности активов и пассивов проводится аудиторами.

      Учетная информация имеет большие экономические  последствия. Для избежания риска и непроизводительных расходов нужно, чтобы информация была реальной и объективной. Независимый аудит позволяет успешно решить и эту задачу.

      Внешний аудит проводится сотрудниками специальных  аудиторских фирм или аудиторами, занимающимися частной предпринимательской деятельностью, имеющими лицензию на право аудиторской деятельности.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Органы, осуществляющие финансовый контроль.

       В зависимости от времени проведения, сферы финансовой деятельности, формы проведения существует также классификация  финансового контроля в зависимости от органов (субъектов) осуществляющих его, выделяется президентский контроль, контроль представительных органов государственной власти и местного самоуправления, исполнительных и финансово-кредитных органов власти, ведомственный и внутрихозяйственный контроль, а также общественный и аудиторский контроль.

     Основы  контроля закреплены в Конституции  Российской Федерации, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах  и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

           Так, для осуществления контроля  за исполнением федерального  бюджета Совет Федерации и  Государственная Дума образует  Счетную палату. Сфера полномочий  Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами.

     В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный  орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.

     Важнейшее место в системе финансового  контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

     Финансовый  контроль осуществляют все структурные  подразделения МФ РФ соответственно их компетенции. Например, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС наделены  широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.

     Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения  соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

     Перестройка банковской системы и возникновение  коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных  органов) в области финансового  контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

     Наряду  со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное управление. С его территориальными органами на местах. В своей деятельности территориальные контрольно-ревизионные органы руководствуются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Министерстве финансов РФ, приказами и инструкциями Министерства финансов РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного управления. 

     Основной  задачей деятельности управления является осуществление в пределах своей  компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего объекта РФ или региона РФ, что включает в себя:

  • усиление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых объектами РФ;
  • осуществление контроля за целевым и рациональным использованием государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
  • проведение ревизий и проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящихся в федеральной собственности;
  • проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов.

     КРУ Министерства финансов России в субъектах  РФ, помимо перечисленных задач, должны также проводить по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления ревизии и финансовые проверки поступлений и расходования средств соответствующих бюджетов и доходов от имущества, находящихся в их собственности.

           Отказ от административно-командных методов управления экономикой повысили роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без участия государственных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относится аудиторский контроль.

     В соответствии с законодательством  РФ подавляющее большинство экономических  субъектов России подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. К таким субъектам относятся: банки и другие кредитные учреждения; открытые акционерные общества; организации, в уставном капитале которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам; страховые организации и общества взаимного страхования;  товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты; внебюджетные фонды; благотворительные и другие неинвестиционные фонды с добровольными отчислениями юридических и физических лиц; другие экономические субъекты, за исключением полностью находящихся на государственной или муниципальной собственности, при определенных критериях (объем выручки от реализации продукции за год, превышающей в 500 тыс. раз МРОТ, или суммы активов баланса, превышающей на конец года в 200 тыс. раз МРОТ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение. 

      Сегодня органы государственной власти уделяют  серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Так как обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.

      В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской Федерации  от 03.03.98 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.

      В настоящее время в Минфине  активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о  государственном контроле в Российской Федерации.

      Однако, на сегодня остается еще целый  ряд проблем, требующий их скорейшего разрешения. Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия.

      Усилия  органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

      Таким образом сегодня, когда вся бюджетная  система России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы финансового контроля, является одним из наиболее важных.

      Список  использованной литературы:

 
  1. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия  и контроль: Учебное пособие. – М., 2007г.;
  2. Пошерстник Н.В., Мейксин М.С., Пошерстник Е.Б. Самоучитель по бухгалтерскому учету.- СПб.:"Издательский дом Герда", 2008 г.;
  3. Информационная справочно-правовая система "Гарант"
  4. Аудит и ревизия. Справ. Пособие/Под ред. И.Н. Белого. Мн.: ООО «Мисанта», 2009г.;
  5. Аудит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И.Подольского.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008г.

Информация о работе Основные задачи и направления внешнего финансового контроля