Основные теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Настоящая курсовая работа состоит из трёх глав:

Глава 1. «Международная торговля»

Глава 2 Неотехнологические теории

Глава 3. «Проблемы международной торговли»


Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Основная часть……………………………………………………………….. 5
Глава 1 Международная торговля…………………………………………... 5
1.1 Теории международной торговли..……………………………………… 5
1.2 Теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо…………………….. 6
1.3 Теория Хекшера – Олина………………………………………………… 8
1.4 «Парадокс Леонтьева»…………………………………………………… 9
Глава 2 Неотехнологические теории.……………………………………….. 13
2.1 Теория технологического разрыва……………………………………… 14
2.2 Теория «цикла жизни продукта»………………………………………... 14
2.3 Теория М. Портера: теория конкурентных преимуществ……………... 16
2.4 Теория специализации производства…………………………………… 17
2.5 Теория внешнеторговой деятельности фирм..…………………………. 19
Глава 3 Проблемы международной торговли……………………………… 20
3.1 Последствия колебаний валютных курсов……………………………... 21
3.2 Кредитный риск и время выполнения контракта……………………… 22
3.3 Правительственные постановления…………………………………….. 23
3.4 Основы юридического обеспечения мировой торговли………………. 23
3.5 Перспективы развития…………………………………………………… 24
Заключение…………………………………………………………………… 26
Глоссарий……………………………………………………………………… 28
Список использованной литературы………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 206.50 Кб (Скачать)
  1. факторы производства определенного количества и качества;
  2. условия внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, его количественные и качественные параметры;
  3. наличие родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке;
  4. стратегия и структура фирм, характер конкуренции на внутреннем рынке.

     Названные детерминанты конкурентного преимущества образуют систему, взаимно усиливая, и, обусловливая развитие друг друга. К  ним добавляются еще два фактора, которые могут серьезно влиять на обстановку в стране: действия правительства и случайные события. Все перечисленные характеристики экономической среды, в которой могут формироваться конкурентоспособные отрасли, рассматриваются в динамике, как гибкая развивающая система.

     Важную  роль в процессе формирования конкретных преимуществ отраслей национальной экономики, играет государство, хотя эта роль различна на разных этапах данного процесса. Это могут быть целевые капиталовложения, поощрение экспорта, прямое регулирование потоков капитала, временная защита внутреннего производства и стимулирование конкуренции на первых этапах; косвенное регулирование через налоговую систему, развитие инфраструктуры рынка, информационной базы для бизнеса в целом, финансирование научных исследований, поддержка образовательных учреждений и т.д. Опыт показывает, что ни в одной из стран создание конкурентоспособных отраслей не обходилось без участия государства в той или иной форме. Это тем более актуально для переходных экономических систем, поскольку относительная слабость частного сектора не позволяет ему в короткий срок независимо сформировать необходимые факторы конкурентного преимущества и завоевать место на мировом рынке. 

     2.4 Теория специализации производства 

     В начале 80-х годов XXв. американские экономисты П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение причин международной торговли. В соответствии с их подходом, страны с равной обеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду из торговли друг с другом, если будут специализироваться в разных производствах, характеризующихся эффектом масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

     Для того, чтобы эффект массового производства был реализован, необходим, очевидно, достаточно емкий рынок. Международная  торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

     В отсутствии торговли, пожелай каждая из стран иметь и самолеты, и суда, ей пришлось бы производить их в незначительных количествах в неэффективных точках вроде В (для США) и Е (для Японии). Обе кривые производственных возможностей в этом случае являются вогнутыми, что отражает эффект экономии на масштабах.

     Как следует из графической модели, при  движении по кривой производственных возможностей США из точки В к  точке А (наращивая объемы выпуска  в самолетостроении и сокращая производство судов) издержки на каждый самолет в  пересчете на суда, от выпуска которых приходится отказываться, становятся все меньше (кривая приобретает крутизну). Происходить это (предположительно) может в результате того, что в самолетостроении производство ведется в экономически эффективных масштабах, а в судостроении – наоборот, и что с каждым недостроенным судном высвобождается все большее количество ресурсов. Те же рассуждения справедливы и для кривой производственных возможностей Японии. Здесь, как и в модели Д. Рикардо с не возрастающими издержками, у стран появляется стимул к совершенной специализации: для США – это точка А, для Японии – D.

     Необходимо  также отметить, что реализация эффекта  масштаба, как правило, ведет к  нарушению принципов совершенной  конкуренции, поскольку она связана  с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков. Они становятся либо олигополическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции, с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все большей частью концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций (ТНК), что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципами сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самих фирм – ТНК. 

     2.5 Теория внешнеторговой деятельности фирм 

     В данной теории в качестве объекта анализа выступает не отдельная страна, а международная фирма. Объективной основой такого подхода является общепризнанный экономической наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собой внутрифирменный обмен: на внутрифирменные связи в настоящее время приходится около 70 % всей мировой торговли товарами и услугами, 80-90% продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала.

     Внутрифирменная торговля базируется на обмене полуфабрикатами  и запасными частями, используемыми при компоновке изделия, предназначенного для реализации на мировом рынке. При этом внешнеторговая статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяется между странами, где находятся крупнейшие транснациональные корпорации.

 

       3 Проблемы международной торговли. Перспективы развития 

     Фирмы могут стать  участниками внешнеэкономической  деятельности по разным причинам:

  1. Фирмам может потребоваться закупка сырья, товаров и оказания услуг за рубежом для ведения своего бизнеса, поскольку необходимые материалы, товары или услуги нельзя получить от отечественных производителей. Поэтому они становятся импортерами.
  2. Многие фирмы могут получать прибыль, продавая свои товары или услуги на рынках за рубежом, то есть, становясь экспортерами.
  3. Другие фирмы действуют как экспортные торговые фирмы или импортно-экспортные коммерсанты, то есть, являясь посредниками между покупателями и продавцами в разных странах.

     Посредничество  во внешней торговле представляет собой  процесс, посредством которого коммерсант в стране А покупает товары в стране В и отгружает их непосредственно в страну С без того, чтобы в начале завезти их в страну А. Это известно как "торговля через третью страну", или посредничество.

     Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых затруднений для фирм, участвующих в нем. Нужно понимать характер этих трудностей, а также роль банков и других организаций в обеспечении средств и процедур для их преодоления.

     Наряду  с обычными проблемами торговли и  коммерции, которые возникают в  любых типах бизнеса, в международной  торговле существуют дополнительные проблемы:

  1. время и расстояние — кредитный риск и время выполнения контракта;
  2. изменение курсов иностранных валют — валютный риск;
  3. различия в законах и правилах;
  4. правительственные постановления — валютный контроль, а также суверенный риск и страновой риск.
 

     3.1 Последствия колебаний валютных курсов: валютная экспозиция и валютный риск. 

     Основным  последствием колебания валютных курсов для международной торговли является риск для экспортера или импортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую они применяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую они надеялись и рассчитывали.

     Экспозиция  к иностранной валюте и валютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Однако находиться в экспозиции к валюте - значит полагаться на случай, и большинство бизнесменов предпочитает не допускать, чтобы их компания была чувствительна к внезапным изменениям. Поэтому предприятия отыскивают способы сведения к минимуму или полного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловые операции и более достоверно прогнозировать прибыль.

     Импортеры стремятся минимизировать экспозицию к иностранной валюте по тем же причинам.

     Но, как и в случае с экспортером, большинство бизнесменов предпочитает минимизировать свою экспозицию к иностранной валюте или полностью ее избегать, а импортеры предпочитают точно знать, сколько им придется заплатить в своей валюте, а не принимать участие в азартной игре на изменении валютных курсов. Есть различные способы устранения экспозиции к иностранной валюте. Они осуществляются при помощи банков.

     В международной торговле экспортер должен выставить счет покупателю в иностранной валюте, или Покупатель должен оплатить товары в иностранной валюте.

     Стоимость импортных товаров для покупателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменения валютных курсов. Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный "валютный риск " из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах.

     Всегда  имеется шанс получить прибыль от благоприятных изменений обменных курсов, но существует реальная опасность понести убытки. Постоянные изменения валютных курсов, происходящие на внешних валютных рынках, вызывают серьезный элемент риска, который может оттолкнуть фирмы от участия в международных соглашениях по купле или продаже.

     Валютный  риск не возникает там, где платежи  поступления осуществляются в одной валюте, поскольку платежи в этой валюте могут быть выполнены из поступлений наличными в той же валюте. 

     3.2 Кредитный риск и время выполнения контракта 

     Может пройти много времени между подачей заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть запаздывания между заявкой и доставкой, как правило, связано с продолжительностью периода перевозки. Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документацией для перевозки.

     Время и расстояние создают кредитный риск для экспортеров.

     Экспортер обычно должен предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При наличии немалого числа иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капитала для их финансирования.3

     Контроль  над отдельными дебиторами, инкассирование долга и проведение операций с целью погашения безнадежных долгов усложняется, если клиент находится в другой стране.  
 
 

     3.3 Правительственные постановления 

     Правительственные постановления, касающиеся импорта  и экспорта, могут быть серьезным препятствием в международной торговле. Существуют такие постановления и ограничения:

  1. постановления по валютному регулированию;
  2. лицензирование экспорта;
  3. лицензирование импорта;
  4. торговое эмбарго;
  5. импортные квоты;
  6. правительственные постановления, касающиеся законодательных стандартов безопасности, и качества или спецификаций на все товары, продаваемые внутри этой страны, законодательных стандартов по здравоохранению и гигиене, особенно на пищевые продукты; патентов и торговых марок; упаковки товаров и объема информации, приведенной на упаковках;
  7. документация, необходимая для таможенного клиринга импортируемых товаров, может быть очень объемной. Задержки при таможенном клиринге могут быть существенным фактором в общей проблеме задержек в международной торговле;
  8. пошлины на импорт или другие налоги для оплаты импортных товаров.

Информация о работе Основные теории международной торговли