Ведущую роль в формировании
мирового спроса на нефть играют
промышленно развитые страны. В
региональном отношении можно
выделить три доминирующих центра
мирового потребления нефти: Северная
Америка, прежде всего США, Западная Европа
и Азиатско-Тихоокеанский регион, прежде
всего Китай и Япония. (см. таблицу 1)
На ведущие промышленно развитые
страны – США, страны ЕС
и Японию – приходится 50% мирового
потребления нефти. В то же время все большую
роль в формировании мирового спроса на
нефть начинают играть азиатские страны,
не входящие в ОЭСР, прежде всего Китай.
Как показывает анализ динамики мирового
потребления нефти, именно эти страны
в последние годы обеспечили большую часть
прироста мирового потребления.
Существенное влияние на мировой
спрос на нефть оказывает энергоемкость
мировой экономики, то есть
потребление энергии на единицу
ВВП. Энергоемкость экономики
зависит от ее структуры и уровня
энергоэффективности. Рост доли неэнергоемких
отраслей и повышение эффективности энергопотребляющих
технологий ведут к снижению энергоемкости
экономики. По мере развития экономики
снижается также ее нефтеемкость, то есть
потребление нефти на единицу ВВП. (см.
график 2)
Потребление нефти на душу
населения определяется уровнем
экономического развития страны,
структурой ее экономики, уровнем
жизни населения, а также наличием
собственных ресурсов нефти. В
развитых странах уровень душевого
потребления нефти значительно выше, чем
в переходных и формирующихся экономиках.
Существенное влияние на мировой
спрос оказывает уровень мировых
цен на нефть. Высокие цены
на нефть сдерживают потребление
и повышают конкурентоспособность
по отношению к нефти других видов топлива,
прежде всего газа, что ведет к замещению
нефти другими видами топлива (например,
природным газом при выработке электрической
и тепловой энергии). В результате происходит
относительное снижение спроса на нефть.
Низкие цены на нефть оказывают противоположный
эффект.
Значительное влияние на спрос
оказывают климатические (погодные)
условия, прежде всего относительная
температура воздуха в отопительный
период в Северном полушарии.
Более низкая температура в
отопительный период по сравнению со
среднемноголетней ведет к относительному
повышению мирового спроса на нефть (за
счет увеличения потребности в нефти на
отопление). В теплые зимы, напротив, спрос
на нефть относительно ниже.
Составным компонентом мирового
спроса на нефть являются промышленные
запасы нефти (запасы нефти в хранилищах),
необходимые для обеспечения нормального
функционирования системы реализации
и переработки нефти. Высокий уровень
данных запасов (обычно относительно диапазона
изменения данного показателя за предыдущие
пять лет) свидетельствует об ослаблении
мирового спроса на нефть и является фактором,
действующим в сторону стабилизации или
снижения мировых цен. Пониженный уровень
запасов, наоборот, свидетельствует о
высоком спросе на нефть (или относительно
недостаточном предложении) и является
индикатором неудовлетворенного спроса
(по крайней мере на данном сегменте рынка)
и возможной положительной динамики мировых
цен на нефть.
Часть произведенной нефти сосредоточивается
в специальных резервах крупных
промышленно развитых стран, предназначенных
для обеспечения стабильности поставок
нефти (и, соответственно, мировых цен
на нефть) в случаях непредвиденного резкого
сокращения данных поставок (например,
в результате военных действий в регионах
добычи нефти или ограничения поставок
нефти странами-экспортерами по политическим
причинам). В связи с этим решения нефтеимпортирующих
государств о пополнении данных резервов
(прежде всего, Стратегического нефтяного
резерва США) относительно повышают мировой
спрос на нефть и могут положительно влиять
на динамику мировых цен. В то же время
реализация государствами в кризисные
периоды части нефтяных резервов на рынке
может увеличить предложение и способствовать
снижению мировых цен.
Определенное влияние на спрос
оказывает и налоговая политика государств,
прежде всего суммарный уровень налогов
на нефтепродукты. Высокий уровень налогов
повышает цену реализации нефтепродуктов,
то есть действует на спрос так же, как
высокие цены на нефть. В некоторых странах
Западной Европы доля налогов, например,
в цене автомобильного бензина достигает
70-75%. В Японии действует девять налогов
на автовладельцев, которые налагаются
на приобретение, владение и эксплуатацию
автомобилей. Эти налоги нацелены на уменьшение
нефтяного импорта и обеспечение государственных
расходов на инфраструктурные проекты,
такие как поддержание и строительство
автодорог. Данные налоги составляют одну
десятую часть всех государственных доходов
в Японии.5
Предложение нефти на мировом
рынке определяется спросом на нефтепродукты
и, соответственно, теми факторами, которые
формируют данный спрос. В то же время
на объемы предложения (добычи) нефти влияют
геолого-технологические факторы, отражающие
размеры и геологические характеристики
разрабатываемых и разведанных месторождений,
государственная политика нефтедобывающих
стран в отношении нефтяного сектора,
прежде всего политика стран – членов
ОПЕК, уровень мировых цен на нефть, а также
ряд факторов случайного характера, таких
как военные действия в регионах добычи
нефти, ураганы, забастовки, международные
санкции и др.
Геолого-технологические факторы
отражают состояние, количественные
и качественные характеристики
располагаемых геологических запасов
нефти и существующие технологические
возможности их извлечения (добычи).
Доказанными считаются геологические
запасы, которые можно извлечь при имеющейся
технологии в данных экономических условиях.
Технический прогресс меняет границы
объективных геологических ограничений,
так как ведет к расширению технологических
возможностей извлечения запасов. Так,
благодаря применению новых технологий,
не использовавшихся ранее в мировой нефтяной
промышленности, были освоены крупные
нефтяные месторождения Северного моря.
Доказанные мировые запасы нефти
в настоящее время составляют 161,9
млрд. т и в целом позволяют обеспечить
как текущий, так и перспективный мировой
спрос на нефть (обеспеченность текущей
мировой добычи нефти доказанными запасами
в настоящее время составляет 40,5 года).
В то же время географическое распределение
запасов нефти крайне неравномерно. Страны
– члены ОПЕК контролируют три четверти
(74,9% в 2004 г.) доказанных мировых запасов
нефти. Более 60% доказанных мировых запасов
нефти (61,7% в 2004 г.) сосредоточена в странах
Среднего Востока (регион Персидского
залива). При этом 22,1% мировых запасов нефти
приходится на Саудовскую Аравию. На страны
ОЭСР приходится лишь 7,0% мировых запасов
нефти. В России, по зарубежным данным,
доказанные запасы нефти составляют 9,9
млрд. тонн, что составляет 60% запасов нефти
стран на территории бывшего СССР и 6,1%
мировых запасов.
Важное значение с точки зрения
возможностей предложения (производства)
нефти имеет качественная неоднородность
мировых нефтяных запасов, обусловливающая
существенные различия в уровне удельных
затрат на добычу нефти. Чрезвычайно низки
затраты на добычу 1 барреля нефти в
большинстве стран ОПЕК, прежде всего
в регионе Персидского залива, и высоки
в США и Западной Европе (на месторождениях
Северного моря).
Соответственно, возможности расширения
предложения (производства) нефти в различных
регионах крайне неодинаковы. Например,
при низком уровне мировых цен на нефть
возможности расширения добычи нефти
в высокозатратных регионах резко сокращаются.
Весьма серьезное влияние на производство
нефти оказывает налоговая политика государства.
С целью привлечения инвестиций и расширения
производства нефти государства совершенствуют
свои налоговые системы применительно
к нефтяному сектору, обеспечивая благоприятные
условия для инвестиций и конкурентоспособность
национальных налоговых режимов на международном
уровне.
На предложение нефти влияют
также многие другие факторы,
прежде всего уровень мировых
цен на нефть, поведение нефтяных
компаний, технологические факторы (появление
и использование новых технологий добычи
нефти), а также ряд факторов случайного
характера, включая военные действия в
регионах добычи нефти.
В странах, в нефтяном секторе
экономики которых преобладают
частные нефтяные компании, текущая
добыча нефти определяется исключительно
решениями самих производителей, действующих
в условиях определенных геотехнологических
и экономических ограничений. Одним из
важных факторов, определяющих уровень
предложения нефти, являются цены. Цены
влияют на добычу через решения предприятий.
Уровень цен на нефть влияет на размер
получаемых предприятием доходов и, соответственно,
на финансовые возможности для осуществления
инвестиций. Снижение цен приводит к снижению
размера инвестиций из-за низкой ожидаемой
их рентабельности, а также из-за бюджетных
ограничений. В то же время более низкие
цены могут стимулировать мероприятия
по снижению производственных затрат
и совершенствованию технологий, в результате
чего инвестиционные возможности и, следовательно,
добыча нефти могут возрасти. Важную роль
при принятии решений об инвестициях играют
геологические условия, налоговая система,
политические факторы.
На уровень предложения нефти
также оказывают влияние различные
факторы случайного характера,
такие как военные действия в регионах
добычи нефти, ураганы, аварии, внезапно
возникающие технические проблемы, забастовки,
политические беспорядки, партизанская
деятельность, международные санкции,
неблагоприятные погодные условия. Некоторые
из перечисленных факторов проявляются
достаточно редко (например, сокращение
поставок в результате военных действий
в регионах добычи нефти), но их воздействие
на мировые цены на нефть может быть чрезвычайно
сильным (например, именно такая ситуация
имела место в 1990 г. после вторжения Ирака
в Кувейт).
2.
Современные проблемы
развития российского
рынка нефти
2.1.
Современное состояние
российского нефтяного
рынка
Россия является одним из крупнейших
мировых производителей и экспортеров
нефти. Вертикально-интегрированные
нефтяные компании (далее – ВИНК) доминируют
(в том числе коллективно) на рынках сырой
нефти и продуктов ее переработки, свободный
рынок нефти практически отсутствует:
более 80% нефти в Российской Федерации
добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть,
Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром),
более 75% российской нефти перерабатывается
на заводах, контролируемых теми же пятью
ВИНК.
Продолжает сокращаться количество
малых независимых добывающих
компаний и объем добываемой
ими нефти (с 1998 г. по 2007 г.
объем добычи малых предприятий снизился
в два раза – с 10% от общего объема до 5%).
Количество независимых АЗС за последние
три года снизилось с 70% до чуть более 50%.
Что касается общей динамики и экспорта
нефти, то за период 2008-н.2010 гг. значительных
изменений не происходило. (см. график
3).
Доминирование ВИНК при крупнооптовой
реализации нефтепродуктов с
НПЗ (межрегиональный рынок) и
наличие в большинстве регионов
сбытов ВИНК, доминирующих на
рынках хранения нефтепродуктов
(региональные рынки), определяют монополизацию
региональных оптовых рынков нефтепродуктов.
Внутренняя цена на российскую
нефть формируется в результате
оценки альтернативы поставки
нефти на экспорт (железнодорожным
транспортом) к продаже ее давальцам
для переработки на указанных
НПЗ. Такая структура предложения нефти
не позволяет говорить о свободной конкурентной
цене нефти на внутреннем рынке России.
Фактически внутренняя цена рассчитывается
методом net-back (вычитание таможенной
пошлины из экспортной цены) и,
несмотря на различия в структуре
рынка и условиях формирования цены на
российском и мировых рынках, зависит
от динамики мировых цен.
ФАС России особенно беспокоит
использование схем передачи
сырья или продукта без оформления
сделки купли-продажи внутри группы
ВИНК. До сих пор некоторые ВИНК перерабатывают
добываемую ими нефть на собственных НПЗ
на условиях процессинга. Эта схема, применяемая
в 90-х годах прошлого века в целях так называемой
«оптимизации налогообложения» не дает
ориентиров для ценообразования на внутрироссийском
рынке нефти, т.к. спрос на нефть, используемую
в этой схеме, не учитывается при формировании
цены на нефть. Не способствует рыночному
ценообразованию применение трансфертных
цен между предприятиями одной ВИНК. Торговля
нефтью между ВИНК, за исключением незначительных
объемов, задействованных в т.н. схемах
«замещения», фактически отсутствует.
При этом существующий порядок
установления таможенной пошлины
на нефть и нефтепродукты не
учитывает сезонность спроса, пошлина
носит фискальный характер и не оказывает
регулирующего воздействия на объемы
экспорта и предложения на внутреннем
рынке.
Отсутствие регулирующей функции
таможенной пошлины приводит
к существенным дисбалансам спроса
и предложения при сезонном
росте потребления, и, в конечном
итоге, к нестабильности цен, что наглядно
отображается на примере внутренних цен
на основной экспортный нефтепродукт
– мазут.