Основные современные тенденции торговли оружием и военной техникой. Роль России на мировом рынке оружия и военной техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:42, реферат

Описание работы

Целью написания данной работы является исследование современного рынка оружия и военной техники, выявление основных проблем, тенденций торговли. Установление роли России на мировом рынке оружия и военной техники.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Анализ мирового рынка и военной техники………………………………...6
ЦАМТО…………………………………………………………………...................6
Общая характеристика мирового рынка. Географим мирового

производства и потребления ПВН………………………………………………...8

Глава 2. Россия на мировом рынке вооружений…………………………………….10
Экспорт ВВТ……………………………………………………………………….10
Импорт ВВТ………………………………………………………………………..14
Проблемы развития Российского рынка оружия и военной техники. Дальнейшие перспективы…………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………………….21

Список использованных источников………………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

реферат ТЭО.doc

— 108.00 Кб (Скачать)
 
 

     Приблизительная сумма всех заключенных контрактов об экспорте вооружений в 2008 году составлял примерно 55,8 млрд. долл. В 2007 году объем мирового рынка вооружений оценивался в 40,3 млрд. долл. При этом объем рынка развивающихся стран составлял в 2007 году 31,8 млрд. долл., в то время как годом ранее он составлял 28,8 млрд. долл., то есть доля развивающихся стран увеличилась. Общие же расходы стран на оборону по разным оценкам в 2008 году составляли 1,2 трлн. долл.

     Как известно в России производятся множество различных видов вооружений: стрелковое оружие, самолеты, бронетехника, танки, корабли, средства космической защиты, средства ПВО и связи и т.д. По данным за 2007 год, 50% экспорта российского оружия составляла авиатехника различных видов (самолеты МиГ-29, МиГ-31, СУ-33, Су-30, вертолеты, Ка-52, Ми-28 и др.), 17% ракеты и средства ПВО (системы «Град», С-300 «Триумф», ракетные комплексы «Искандер», системы «Панцирь» и др.), 10% бронетехника и танки (БТР-80, танки Т-80 и Т-90, внедорожники «Тигр» и др.), 13% средства связи и космической обороны, 4% стрелковое оружие и артиллерия (автоматы Калашникова, пистолеты-пулеметы и др.), 6% корабли и подводные лодки.

     Россия  является безусловным лидером в  продаже ряда видов вооружений: корабли  и подводные лодки, авиация, стрелковое оружие, танки. В подтверждении этому служат следующие данные. Наиболее крупной поставкой 2006 года стала продажа Китаю семи дизельных подлодок на сумму около $1,5 млрд. В сфере военной авиации завершилась поставка истребителей МиГ-29СМТ в Йемен и началась модернизация ранее проданных в эту страну МиГ-29СЭ. Кроме того, корпорация «Иркут» продолжила поставку комплектов истребителей Су-30МКИ для лицензионной сборки в Индии (контракт на $3,5 млрд. на сборку 140 машин был подписан в декабре 2001 года и начал осуществляться в начале 2006 года). Для войск противовоздушной обороны началась поставка первых дивизионов комплекса С-300 в Китай, а также С-300 во Вьетнам. В 2007 году были осуществлены поставки в Китай двух эсминцев, строящихся на «Северной верфи». Стоимость каждого корабля составляет 700 миллионов долларов. Ведется работа по модернизации индийского авианосца на «Севмашпредприятии» в Архангельской области. Заключен контракт на несколько млрд. долл. с Венесуэлой о строительстве двух подводных лодок.3

     Структура экспорта оружия России соответствует  структуре мирового спроса. Сохраняется  узкий круг покупателей российского  оружия. Географическая структура экспорта российского оружия следующая. Россия имеет сегодня 45 стран-импортеров своего оружия. Главными среди них являются Китай (45%, стрелковое оружие, бронетехника, авиация), Индия (22%, авиация, корабли), Венесуэла (5%, корабли, стрелковое оружие, средства ПВО), Алжир (4%, авиация). Большим спросом пользуется российская военная техника на Ближнем Востоке (Сирия, Иран, Йемен, Ливия, Кувейт), где Россия продает свои танки, самолеты и стрелковое оружие.

     В Азиатско-тихоокеанском регионе  покупателями у России помимо Китая  и Индии являются также Вьетнам, Индонезия, Малайзия. В 2006 году во Вьетнам было поставлено 12 самолетов Су-30МК. В прошлом году ЦМКБ заключило сделку с Вьетнамом на поставку в эту страну ракетных катеров типа «Молния».

     Индонезии поставлено 12 самолётов Су-30КИ. Закупка  этих машин стала политическим шагом  в ответ на отказ США продать партию истребителей F-16, но всё же главную роль сыграли технические характеристики. Крупным успехом России в авиационном сегменте стало заключение в прошлом году контракта на поставку ВВС Малайзии 18 истребителей Су-30МКМ.

     Продолжаются  поставки российского оружия в Латинскую Америку, но с трудом, поскольку США считают этот континент сферой своего влияния. Главный покупатель здесь - Венесуэла. В 2007 году был заключен контракт на $1 млрд. на поставку 30 самолетов Су-30 и неуточненного числа вертолетов «Ка». Как уже сказано выше, для Венесуэлы строятся также 2 подводные лодки, идут переговоры о продаже большой партии автоматов Калашникова и систем С-300.

     Налажены  экспортные связи с Чили. В проработке с Чили находятся проекты по поставке в эту страну вертолетной техники, средств ПВО, стрелкового оружия, автомобильной техники (грузовики «Урал»), амфибийных гусеничных средств, гидроакустики, специального оружия и специальных средств для чилийских карабинеров и др.

     В ноябре 2002 года «Рособоронэкспорт» заключил с ВМС Мексики два контракта. По первому из них ВМС Мексики поставлены пять ПЗРК «Игла» (стоимость одного комплекса «Игла» ориентировочно составляет 100 тыс. дол.) для обеспечения охраны морских нефтепромыслов в Мексиканском заливе. Согласно второму контракту, ВМС Мексики поставлены два военно-транспортных вертолета Ми-17-1В российского производства. Кроме того, подписан контракт на поставку автомобильной техники (автомобили «Урал»). В перспективе Мексика - это большой рынок сбыта российских вооружений.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Импорт 

     В широком историческом контексте  импорт вооружений и военной техники (ВВТ) является для нашей страны скорее нормой, чем исключением из правил. В своей импортной практике России следует применять стандартный  для индустриальных стран набор процедур: 1) тендер между несколькими участниками, 2) обязательные офсетные требования, 3) закупку технологий, 4) трансформацию закупок в совместные промышленные проекты. Наиболее приемлемыми партнерами России для импорта ВВТ сегодня являются Франция, Италия и с некоторой натяжкой Израиль. За счет военного импорта РФ может уменьшить технологическое отставание от западных стран, особенно в области бортовой электроники, беспилотной авиации и экипировки солдат.

     Наиболее  приемлемыми партнерами России для  импорта ВВТ сегодня являются Франция, Италия и с некоторой  натяжкой Израиль. За счет военного импорта  РФ может уменьшить технологическое отставание от западных стран, особенно в области бортовой электроники, беспилотной авиации и экипировки солдат.

     Россия  сегодня представляет собой слишком  маленькую экономику, чтобы позволить  себе иметь полностью автономный оборонно-промышленный комплекс, вследствие чего встраивание в международную специализацию представляется неизбежным императивом. Следует отметить, что импорт ВВТ в целом оказывается дешевле, чем содержание собственного развитого оборонно-промышленного комплекса.

     Закупки за рубежом порождают определенные военные и политические риски, как их порождает вообще любая зависимость от внешней среды. К числу наиболее очевидных из этих рисков относится вероятность введения разного рода запретов и эмбарго, следствием которых может стать непригодность импортированных ВВТ к боевому применению или просто эксплуатации. В России, которая все еще обладает серьезными индустриальными возможностями) , чрезмерное расширение практики импорта ВВТ порождает риск игнорирования интересов национальной оборонной промышленности.

     Принципы, лежащих в основе выработки политики в области импорта вооружений:

     -обязательное проведение конкурса между несколькими участниками

     -передача технологий

     -наличие встречных инвестиций продавца в экономику страны-покупателя.

     Наиболее приемлемым источником вооружений и технологий для нашей страны являются Франция и Италия. Французские и итальянские компании накопили самый богатый на Западе опыт сотрудничества с российскими коллегами из оборонной промышленности. Еще с середины 90-х годов Россия и Франция вместе создавали учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ, а позже французские компании Thales и Sagem поставляли свое бортовое оборудование для экспортных истребителей Су-30МКИ/МКМ. Более того, французские навигационные системы Sagem Sigma 95 стоят сейчас и на истребителях МиГ-29СМТ, полученных уже собственно российскими ВВС после отказа Алжира от этих машин. Итальянцы долгое время были партнерами ОКБ им. Яковлева в программе создания учебно-тренировочного самолета Як-130, а особые политические отношения двух стран позволяют надеяться на минимизацию опасности попасть под эмбарго.

     Еще один перспективный экспортер вооружений в Россию – Израиль обладает очевидными преимуществами. Израильские поставщики имеют даже более сильную коммерческую мотивацию, нежели французы. Кроме того, некоторые интересные для РФ технологии и системы имеются у внеблоковых государств, таких, например, как Швеция, Швейцария или ЮАР. Говоря о возможных закупках ВВТ за рубежом, имеет смысл рассматривать продукцию, приобретение которой отвечает как минимум трем критериям. Во-первых, объекты потенциальных покупок за границей должны быть действительно нужны Вооруженным Силам нашей страны. Во-вторых, их закупка не должна наносить урона промышленности государства. Это означает, что у российских компаний не должно быть конкурентоспособных аналогов закупаемых систем, а их разработка силами отечественных КБ займет слишком много времени и поглотит слишком много ресурсов. В-третьих, это не могут быть слишком чувствительные и наиболее высокотехнологичные системы, экспорт которых с высокой степенью вероятности будет заблокирован нашими партнерами на Западе по политическим причинам.

     Похоже, что значительная часть систем и  технологий, соответствующая указанным  критериям, уже стала предметом либо закупок, либо ярко выраженного интереса военных ВС РФ.

     Первыми иностранными системами, по достоинству  оцененными российскими военнослужащими, возможно, стали высокотехнологичные  снайперские комплексы, закупленные  пару лет назад для ВДВ. Количественные потребности в таких системах невелики и составляют максимум несколько сотен единиц. Поэтому существует возможность не только полностью удовлетворить потребности военных и спецслужб за счет импорта, но и создать запасы снайперских винтовок на случай введения эмбарго, минимизировав таким образом политические и собственно военные риски обращения к нероссийским поставщикам. Кроме того, снайперское вооружение имеет некоторый имидж «контртеррористического» средства и его поставки не вызывают сильного раздражения у бдительно следящей за Россией западной общественности. Что же касается натовских военных, то они понимают: появление у нашей страны нескольких сотен таких винтовок ничего не меняет в балансе сил.

     Очевидно, что и закупка ограниченной партии БПЛА в Израиле в значительной степени оправданна. Российским разработчикам беспилотников, естественно, данный контракт оптимизма не прибавил. Но эта относительно небольшая сделка не закрывает возможности будущих закупок БПЛА у отечественных производителей. Любопытно отметить, что Израиль пока не продал нашим военным наиболее интересующие их БПЛА IAI Heron большой дальности полета, а относительно невраждебная России Франция вообще отказалась обсуждать возможность поставок нашей стране беспилотников. Так что в этом классе пока придется обходиться собственными силами.

     Авиация

     В области авиационной техники  слабые места российских производителей особенно ярко проявились еще при  определении технического облика истребителей марок Су и МиГ, которые предназначены  для поставок на экспорт. Формируя лицо комплексов Су-30МКИ, Су-30МКМ и МиГ-29К, индийские и малайзийские ВВС потребовали интегрировать в состав бортового оборудования ряд систем французского, израильского, индийского и юаровского производства.

     Часть этих требований была мотивирована политически, но большинство запросов имели вполне рациональную техническую природу. Сохранив в основном российские системы (прежде всего радары и бортовые процессоры), индийские ВВС предпочли французские системы навигации и визуализации и израильские оптико-электронные контейнеры и индикаторы на фоне лобового стекла. Позже, заказывая корабельные МиГ-29К, индийские моряки добавили в этот набор французские нашлемные системы целеуказания. Малайзийцы и алжирцы от израильских элементов отказались, заменив их системами «индийского» и французского производств.

     Часть выбранных инозаказчиками французских  систем представляет интерес и для  российских ВВС. Прежде всего это  относится к навигационным системам Sigma 95 компании Sagem и оптико-электронному контейнеру Damocles производства Thales. При этом Sigma 95 уже эксплуатируется нашими пилотами истребителей МиГ-29СМТ, которые первоначально предназначались для Алжира. Что касается контейнера Damocles, то одно время шли разговоры о возможной покупке лицензии на его производство в России, но в последнее время они поутихли. Скорее всего из-за отказа Thales передавать технологию, ибо непохоже, чтобы Уральский оптико-механический завод добился больших успехов в разработке аналогичной российской системы «Сапсан».

     Военно-морская  техника

     Обозначили  свои интересы и российские моряки. Наиболее широкую огласку получили планы по закупке во Франции (или  Испании, Голландии, Южной Корее) универсальных  десантных кораблей (УДК). В России и за рубежом внимание экспертного сообщества приковано главным образом к десантному потенциалу этого корабля. Однако сегодня УДК рассматриваются также как средства управления экспедиционными группировками сил и средств или корабельными соединениями, ввиду чего зачастую располагают повышенными штабными возможностями. Кроме того, в мирное время подобные единицы используются в качестве учебных, в связи с чем оборудованы учебными помещениями для приема курсантов. Для участия в гуманитарных акциях либо в санитарной эвакуации считается необходимым иметь на борту госпитали, а также возможности для быстрого увеличения госпитальной вместимости. Конструкция кораблей предполагает возможность использования малых тральщиков, боевых катеров и т. д. для обеспечения базирования в удаленных водах. Наконец, последним трендом в ряде стран стало стремление придать десантно-транспортным кораблям возможности судов комплексного снабжения корабельных группировок в открытом море, что доводит многоцелевой характер подобных единиц до предела. 
 
 
 
 

Информация о работе Основные современные тенденции торговли оружием и военной техникой. Роль России на мировом рынке оружия и военной техники