Основные причины августовского (1998г.) кризиса и его влияние на развитие отечественной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:52, реферат

Описание работы

Целью работы является показать объективную закономерность возникновения и нарастания кризиса в экономике России в конце 90 – х годов, а также субъективный фактор, вызвавший с одной стороны усиление кризиса, а с другой - быстрое преодоление последствий кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Характеристика экономики России в 1993-1998 годах…………………
4
Последствия кризиса августа 1998 года в России………………………
9
Заключение………………………………………………………………………. 14
Список использованной литературы…………………………………………... 15

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………. 3
    1. Характеристика экономики России в 1993-1998 годах…………………
4
  1. Последствия кризиса августа 1998 года в России………………………
9
Заключение………………………………………………………………………. 14
Список  использованной литературы…………………………………………... 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Конец 90-х годов отмечен серьезными сбоями в  функционировании  мирового хозяйства: 1998 год ознаменовался  двукратным  падением  темпа  общемирового прироста  валового  продукта  и  международной  торговли.  Не   обошли   эти тенденции и Россию.

    Российская  Федерация относится к типу   стран   с   так   называемым

«зарождающимся» рынком, что явилось причиной ее высокой  уязвимости  в  ходе мирового кризиса.  Исследование  причин  и  последствий  кризиса  1998  года является актуальным для сложившейся в России  обстановки  ввиду  зависимости социально-политических   явлений   от   курса   экономических    реформ    и преобразований.

    Данная работа представляет собой анализ кризиса августа 1998, его причин и последствий.

    Целью работы является показать объективную закономерность  возникновения и нарастания кризиса в экономике России в конце 90  – х годов,  а также субъективный фактор, вызвавший с одной стороны усиление кризиса, а с другой - быстрое преодоление последствий кризиса.

    Работа состоит из нескольких частей, в  первой  части  рассмотрены общеэкономические тенденции, а также выявлены основные  факторы, явившиеся причинами углубления  кризиса.  Вторая  часть  представляет  собой хронологию кризиса, начиная с  его  ранних  истоков.  Далее  речь  идет  о  последствиях  кризиса,  как отрицательных, так и положительных.   
 
 
 
 
 
 
 

  1. Характеристика  экономики России в 1993-1998 годах
 

     Накопление  кризисного  потенциала  в  российской  экономике  происходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации.  Экономический  кризис  был фактически подготовлен рядом объективных и субъективных факторов. Рассмотрим каждый фактор более детально.

    В начале 1995  года  было  принято  политическое  решение  об  изменении бюджетной политики: отказ от инфляционного финансирования (печатания  денег) и поиск не инфляционного источника развития. В  итоге  все  это  вылилось  в создание системы государственного  заимствования  на  внутреннем  и  внешнем рынке (ГКО). Борьба с инфляцией путем ограничения  роста  денежной  массы  привела  к недостатку  наличных  денежных  средств  для   обслуживания   товарооборота: монеторизация экономики составила всего 10% против 70-75% ВВП, как  во  всех развитых  странах.  Снижение  текущей инфляции  компенсировалось  за   счет сокращения социальных расходов и роста "отсроченной инфляции"  (девальвации, неплатежей, внутреннего и внешнего государственного долга и т.д.).

    Все это время баланс бюджетных  расходов  поддерживался  за  счет  роста "отсроченной инфляции". Общий объем неплатежей в 1998 г. составил более  1,4 трлн. руб. Государственный внешний долг, несмотря  на  относительно  небольшую  его величину и неплохую структуру, вследствие накопления краткосрочных  валютных обязательств коммерческих банков (19 млрд. долл.), внешних займов  субъектов Федерации, падения цен на нефть и газ,  неблагоприятных  внутренних  условий стал представлять серьезную угрозу для финансовой системы страны. Если в 1993 г. величина "отсроченной  инфляции"  составляла  всего  доли процента текущей, то в 1998 г. она уже в десять раз превышала  текущую. 

    На  протяжение  ряда  предкризисных лет   траты государства превышали доходы. Неоправданные ожидания быстрого саморазвития  экономики,  на  основе рыночных  отношений,    помощи   экономически   развитых   стран,   вызывали благодушное  настроение  у  президента   и   правительства.   Все   это   не способствовало принятию кардинальных и непопулярных решений  по  структурной перестройке экономики. В тоже время политическая нестабильность в  обществе, нарастающее  недовольство  населения,  заставляло  правительство   проводить популистскую политику, щедро обещать повышение зарплат,  пенсий,  социальных пособий.  Сокращение   государственных   расходов   в   этих   условиях   не представлялось возможным. В результате  нарастал  разрыв  между  доходами  и расходами  государства,  увеличивался  дефицит  бюджета,  который  погашался кредитами. Исторический шанс провести структурную  перестройку  экономики  и общества был упущен.

     Важной  причиной  финансового  кризиса  стало  неоправданно   быстрое

увеличение  государственного долга по ГКО - ОФЗ, достигшего  за  4  года  436

млрд. рублей (на 1 июля 1998 года). Столь масштабное наращивание  внутренних займов не может быть объяснено необходимостью неэмиссионного  финансирования дефицита федерального бюджета, выдвигающегося  обычно  в  качестве  главного  аргумента.

     Искусственно  поддерживаемый  курс  рубля   способствовал   установлению неадекватного соотношения цен на экспортные  и  импортные  товары.  Цены  на экспорт оказались завышены, что сокращало поступление  валюты  в  страну,  а цены на импорт,  наоборот,  занижены,  что  подрывало  конкурентоспособность отечественных  товаров.  В  результате  до  60%   продовольственного   рынка обеспечивается  за  счет   импорта.   Большинство   видов   промышленной   и сельскохозяйственной продукции просто невыгодно стало производить. В подобных условиях  могли  развиваться  лишь  экспортно-ориентированные сырьевые отрасли промышленности и  теневые  предприятия  малого  и  среднего бизнеса,  тогда  как  российская  индустрия  в  целом,  особенно  наукоемкие отрасли промышленности, была обречена на вымирание. В России рост "отсроченной  инфляции"  происходил  на  фоне  постоянного повышения реальных  ставок  налогов  и  снижения  объемов  их  собираемости. Вследствие данной фискальной политики  все  большее  количество  предприятий уходило   в    теневую    экономику.    Объективно    происходило    сужение налогооблагаемой базы.

   Активно работали "обналичивающие фирмы",  только в 1997 г. они вынуждены были  перейти  на  нелегальное  положение,  однако  стоимость  данных  услуг практически  не  возросла.  До  40%  экономики  функционировало  в   теневом секторе. Вывоз капитала за границу достигал 10-12 млрд. долларов ежегодно.

     Роль "азиатского", а в действительности мирового финансового кризиса, его влияние на  Россию  нельзя  недооценивать. Характерно,  что  удары  кризиса  обрушились  на  развивающиеся  страны, структура экономики которых  страдает  существенными  ограничениями  свободы конкуренции в пользу привилегированных агентов  на  основе  связи  власти  с крупным капиталом,  где  велико  вмешательство  государства  в  экономику  в интересах определенных групп. Итог - резкое сокращение потоков капиталов  на эти рынки, кризис доверия. По оценкам экспертов МВФ, чистый приток  капитала на развивающиеся рынки, включая страны с переходной экономикой,  снизился  с 215 млрд. долл. в 1996 г. до 123,5 млрд. в 1997 г. и до 56,7 млрд.  долл.  В 1998 г. Произошло общее снижение уровня доверия к развивающимся рынкам,  в том числе российскому. Процентные ставки пошли вверх.

Экономика России всегда была тесно связано  с экспортом  энергоносителей. Формирование  бюджета,  обслуживание  внешнего  долга  напрямую  связано   с поступлением валюты от продажи нефти и газа. В 1998  году  цена  за  баррель нефти снизилась до 10 долларов США, экспорт нефти стал убыточным,  поскольку цена упала ниже себестоимости добычи  нефти в Сибири.  Отсутствие  притока “нефтедолларов”   объективно   снизило    возможности    правительства    по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. 

     Противостояние  “левой” государственной думы и  “правого”  правительства, поддерживаемого  президентом,  ускорило  развитие   кризисной   ситуации   и усугубило последствия  кризиса.  Привлечение  Б.Н.Ельцином  в  правительство “молодых реформаторов”: А.Б.Чубайса, Б.Е.Немцова  и  других,  и  последующая замена В.С.Черномырдина на  С.В.Кириенко,  было  попыткой  административными мерами  переломить  нарастающую   кризисную   ситуацию. “Левая”  дума  последовательно   и   принципиально “торпедировала”  все  законопроекты  по   структурной   реформе   экономики, налогообложению, сокращению государственных расходов.

    Разногласия между правительством и думой привели в частности, к задержке выделения транша МВФ весной 1998 года,  в  тот  момент,  когда  он  еще  мог оказать стабилизирующий эффект.

     О  неизбежности  краха  финансовой   “пирамиды”   ГКО - ОФЗ   специалисты предупреждали с момента ее зарождения в  1994 - 1995  годах.  В  1996  году, когда облигации государственного  долга  стали  размещаться  более  чем  под 100 процентов годовых в реальном  выражении,  неизбежность  надвигающегося краха стала очевидной. С середины 1997 года, когда  ежемесячные  расходы  на обслуживание государственного долга более чем вдвое превышали все  налоговые доходы федерального бюджета, уже не  только  ученые,  но  и  политики  стали предупреждать об угрозе финансового краха.

     Правительство Российской Федерации, и Центральный  банк Российской  Федерации отказались от реализации рекомендаций  по  реструктуризации,  находящихся  в собственности  последнего,  государственных  обязательств,   мотивируя   это имевшимися будто бы возможностями обслуживания государственного  внутреннего долга и отсутствием угрозы неплатежеспособности государства.

    До   самого   последнего   момента   правительство    игнорировало    все

предупреждения  о надвигающейся катастрофе, проводило  “страусиную”  политику, не предпринимая никаких шагов, тем самым не исполняло своих  государственных обязанностей. Так продолжалось до того момента, пока не осталось средств  на счетах правительства и ЦБ для выполнения текущих платежей. С  этого  момента правительство  развернуло  активную  деятельность,  принимая  непродуманные, неадекватные решения, явно превышая свои полномочия.

    Таким  образом, проекты государственных решений, таящие огромные негативные последствия  для участников  рынка,  келейно  обсуждались   с   представителями   иностранных финансовых  институтов,  а  российские  инвесторы,  представительные  органы государственной власти,  субъекты  Российской  Федерации  дезинформировались руководителями  Правительства  Российской  Федерации  и  Центрального  банка Российской Федерации в отношении  проводимой  ими  политики  и  устойчивости финансового  рынка.  То  есть   при   подготовке   решений   было   допущено сознательное   раскрытие   конфиденциальной    информации    узкой    группе заинтересованных  лиц,  включавшей  руководителей   некоторых   коммерческих банков и представителей иностранных  финансовых  институтов,  которые  могли использовать эту информацию в коммерческих целях в ущерб  другим  участникам рынка и государственным интересам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Последствия кризиса августа 1998 года в России
 

    Из  большого  числа  экономических  и  политических  последствий  кризиса августа 1998 года, можно выделить следующее:

  •    Утрачено    доверие    инвесторов    к     платежеспособности     и конкурентоспособности экономической системы  России,  следствием  чего стало резкое снижение кредитного рейтинга  России  и  всех  российских организаций.  Также  были  снижены  рейтинги  российских  коммерческих банков, что привело  к  серьезным  затруднениям  в  сфере  привлечения иностранных инвестиций и предоставления зарубежных кредитов.  Усилился отток капитала из России.  Закрытие  как  внешних,  так  и  внутренних источников финансирования дефицита государственного  бюджета  означало переход к инфляционному характеру финансирования. Это, в свою очередь, повысило  темпы  роста  денежной   массы,   и   сказалось   на   росте потребительских цен и  общем  ослаблении  жесткости  денежно-кредитной политики.
  • Произошли  серьезные   нарушения   в   работе   банковской   системы, осуществлении платежно-расчетных отношений. Прямые потери коммерческих банков  вследствие  отказа  Правительства  Российской   Федерации   от обслуживания своих долговых обязательств оцениваются в сумме 45  млрд. рублей. К  этому  следует  добавить  косвенные  потери,  обусловленные неожиданной девальвацией рубля и  исполнением форвардных контрактов на приобретение иностранной валюты,  заключенных  исходя  из  официальных обязательств ЦБ РФ по поддержанию обменного курса рубля в заданных пределах (от 5,25 рубля до 7,15 рубля за 1 доллар США на период с 1998 по 2000 год), эти потери  могут  быть  оценены  в  несколько  десятков миллиардов рублей. Общая величина потерь российской банковской системы из-за решений от 17 августа оценивается в 100 - 150  млрд.  рублей.  В результате  многие,  в  том  числе  структурообразующие,  банки  стали неплатежеспособными. Значительная  часть  (по  некоторым  оценкам,  до половины)  коммерческих  банков  разорилась.  По  данным  Департамента пруденциального надзора Центрального банка Российской  Федерации,  для восстановления банковской системы  страны  потребуется  не  менее  100 млрд. рублей. Вследствие отказа многих крупных  банков  под  предлогом форс-мажорных обстоятельств от  выполнения  своих  обязательств  перед клиентами, банковская система страны утратила доверие  населения,  что имеет  крайне  негативные  долгосрочные  последствия  не  только   для отечественных банков, но и для экономической системы страны в целом.
  • Сократился объем ВВП и инвестиций. По сравнению с ожидавшимися итогами года, по состоянию  на  1  августа  1998  года,  согласно  официальным

Информация о работе Основные причины августовского (1998г.) кризиса и его влияние на развитие отечественной экономики