Основные показатели экономического развития Нидерландов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:30, доклад

Описание работы

Важнейшее место в экономике занимает внешняя торговля. Именно благодаря ей это небольшое европейское государство имеет очень высокий уровень жизни. Одной из особенностей Нидерландов является развитая сеть водного транспорта, обеспечивающая быструю доставку грузов как внутри страны, так и за её пределы. Что касается развития промышленности, то эта отрасль экономики данной страны по большей части ориентирована на работу на иностранном сырье. Хорошо развиты и отличаются высокой специализацией машиностроение, электротехническая, химическая (особенно очистка и переработка нефти), а также пищевая промышленность. Машиностроение, электротехническая промышленность и транспортное машиностроение имеют преимущественно экспортную ориентацию.
Членство Нидерландов в таких организациях, как НАТО и ЕС, даёт право говорить о влиянии страны на международное экономическое сообщество. Нидерланды принимают участие во многих международных конференциях и саммитах, что говорит об их стремлении участвовать в решении глобальных проблем в области экономики, политики, экологии и не только.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Основные показатели экономического развития Нидерландов
1.1 Внешняя торговля
1.2 Инвестиции
1.3 Транспорт
1.4 Агропромышленный комплекс
1.5 Энергетика
1.6 Машиностроение
РАЗДЕЛ 2. Некоторые проблемы экономики Нидерландов
РАЗДЕЛ 3. Международная экономическая деятельность с Украиной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

referat ТАСЯ.docx

— 130.69 Кб (Скачать)

Важным условием субсидирования, которое следует учитывать иностранным  инвесторам, является то, что заявки на получение почти всех видов финансовой поддержки должны быть поданы до того, как будут выполнены какие-либо обязательства в отношении планируемых инвестиций. В противном случае такие заявки не рассматриваются.

 

        1.3  Транспорт

Нидерланды являются очень  значимой страной в плане транспортных перевозок, которая соединяет межконтинентальные транспортные потоки, идущие в районы и из районов, расположенных в  глубине, т.е. вдали от прибрежной границы  европейского континента. Государство  Нидерланды не зря называют  "воротами Европы". С 1965 Роттердам стал крупнейшим мировым портом, а сейчас по грузообороту (303 млн. тонн) находится на втором месте  среди крупнейших мировых портов. Благодаря выгодному положению  на перекрестке торговых путей Европы Нидерланды являются важным рынком сбыта  промышленных товаров из многих западноевропейских стран.

При перевозке грузов в  Нидерландах используется сложная  система искусственно созданных  водных путей трех основных категорий: двух огромных портов Роттердама и  Амстердама, каналов, связывающих эти  порты с Северным морем, и каналов, соединяющих разные районы страны. Примерно 6 тыс. нидерландских речных судов (этот показатель самый высокий  в мире) перевозят не менее 2/3 всего  водного фрахта стран ЕС.  Причиной этому является удобное географическое положение страны в Европе - в  устье реки Рейн. Что касается социального  капиталовложения, то в 2002 г. были возобновлены работы на маршруте Бетуверут, 160-километровой грузовой железной дороге, напрямую соединяющей порт Роттердам с центральными районами европейского континента.                                     

Еще до создания единого  таможенного пространства ЕС голландские  «профессионалы транзита» сделали  всё возможное для безболезненного  преодоления национальных границ и  своевременной доставки грузов своим  клиентам. Нидерландские автотранспортные компании осуществляют более четверти (27-28%) всех европейских международных  перевозок. Ежегодно 6 тыс. голландских  фирм доставляют около 100 млн. тонн морских  грузов в течение одних суток. Столь же солидны позиции нидерландских  компаний и в перевозках грузов речным транспортом. Они владеют самым  крупным европейским речным флотом (около 5,5 тыс. судов), который ежегодно транспортирует около 130 млн. тонн.

Нидерланды также заключили  соглашение об осуществлении крупного проекта по мелиорации земельных  угодий в районе Северного моря. Результатом данного проекта  будут дополнительные 1000 га земли  в распоряжении порта Роттердам  для расширения объемов и создания новых промышленных предприятий, а  также осуществления операций по обращению с контейнерами в открытом море. На долю голландских   морских  портов приходится около 40 % западноевропейского  рынка. По внутренним водам Западной Европы  Нидерландами осуществляется также 40 % транспортных перевозок. Центральное  место в стране по грузообороту  занимает  водный  и автомобильный  транспорт. Вследствие благоприятного налогового законодательства количество судов под нидерландским флагом увеличилось  в последние годы примерно в шесть раз, а Роттердам  продолжает оставаться вторым портом в мире по переработке сырой нефти, а также основным европейским  распределительным центром.  И  на внутренних водах голландский  флот – крупнейший в Европе. Говоря о мероприятиях на международном  уровне, можно отметить, что Нидерланды усиленно продвигают идею либерализации рынка железнодорожных грузовых перевозок, так как  посредством гармонизации правил и процедур Европейского Союза можно реализовать потенциал рынка в полной степени. В 2002 г. Нидерланды не только поддержали проект Европейской комиссии о втором пакете железнодорожных услуг, но и подписали соглашение с Германией, Швейцарией и Италией, заключающееся в координации железнодорожной политики в рамках коридора Роттердам - Милан. Нидерланды приветствуют попытки российской железной дороги повысить конкурентоспособность железнодорожного коридора Восток - Запад, соединяющего Дальний Восток с Западной Европой. Значимость евроазиатского транзита очевидна: увеличивая альтернативные наземные виды транспорта и транзитные маршруты, обеспечивая тем самым нужду в росте транспортных потоков между Европой и Азией, можно внести серьезный вклад в повышение эффективности рынка международного транспортного сообщения и стимулировать экономическое развитие и торговлю. Вместе со смещением промышленного производства на восток в Европе и на запад в Китае появится потребность в новых видах транспорта и маршрутах. Увеличение темпов экономического слияния и либерализации рынков грузового транспортного сообщения в Европе, вкупе с развитием трансъевропейских сетей, в конце концов, станет причиной бума экономической активности и интенсификации транспортных потоков на восток. Потенциал евроазиатского транзита предоставляет многообещающие возможности для Нидерландов. Россия превратилась в важный пункт назначения и страну происхождения грузовых перевозок в Нидерланды и из Нидерландов. Ожидается, что морские порты России, а именно Санкт-Петербургский порт, будут играть все более и более важную роль в грузопотоках между Нидерландами, Востоком и Дальним Востоком. Текущая политика Нидерландов заключается в стимулировании использования морских транспортных каналов между Голландией и российскими портами, равно как и в развитии железнодорожных коридоров внутри Европы. Евроазиатский транзит имеет огромный неизведанный потенциал. Для того чтобы исследовать этот потенциал, необходимо иметь эффективный рынок транспортного сообщения, в котором частные компании имели бы возможность увеличивать эффективность через введение инновационных решений и активно инвестировать капитал в развитие транспортной инфраструктуры. Международные правительственные конференции, к которым относится Евроазиатская конференция, могут способствовать созданию благоприятных условий и устранить практические помехи, которые затрудняют развитие и либерализацию рынка международного транспортного сообщения.

 

   1.4  Агропромышленный  комплекс

Несмотря на индустриализацию Нидерландов,  важную  роль  в  экономике государства продолжает играть агропромышленный комплекс.

До второй мировой войны  Нидерланды даже часто называли "огородом Европы", так как главной отраслью экономики страны было высокоразвитое сельское хозяйство. И сейчас здесь  получают высокие урожаи сельскохозяйственных культур и занимаются селекцией  высокопродуктивного молочного  скота.

Из-за низкого плодородия почв и неблагоприятного климата  в Нидерландах невыгодно выращивать традиционные для Западной Европы сельскохозяйственные культуры, и поэтому нидерландские  фермеры специализируются на производстве дорогостоящих культур. Площадь  посевов ржи, овса и кормовой свеклы сократилась на 90% в период между 1960 и 1990. Сейчас эти культуры выращивают на фураж на юго-западе и юго-востоке  страны. Пшеницу и ячмень возделывают  на глинистых почвах в северных и западных районах. В этих же районах и на юге Лимбурга сосредоточены посевы сахарной свеклы. С 1960-х годов сбор пшеницы и сахарной свеклы резко вырос. В 2000г. было собрано 1,27 млн. тонн пшеницы, 235 тыс. тонн ячменя, 38 тыс. тонн ржи, 11 тыс. тонн овса и 6,4 млн. тонн сахарной свеклы. На всей территории Нидерландов выращивают пищевой картофель, кормовые культуры для скота, и их урожаи, а также производство крахмала (8 млн. тонн в 1996) возрастают. Урожайность многих сельскохозяйственных культур в Нидерландах достигает рекордных мировых показателей. Из технических культур выращивают лен на волокно, рапс на семя и цикорий.

Основные отрасли сельского  хозяйства Нидерландов – молочное и племенное животноводство, а  также специализированное растениеводство. Эти отрасли хорошо приспособлены  к почвенно-климатическим условиям и дают ценную экспортную продукцию.

Большая доля доходов от сельского хозяйства приходится на такие продукты, как фрукты, овощи, цветы, а также семена и саженцы  кустов и деревьев. Продукция садоводства  – важная статья экспорта. Существуют два типа садоводства – естественный (в открытом грунте) и искусственный (в теплицах). Овощи, выращиваемые в  условиях  теплиц, составляют 7,5%  от общей продукции  сельскохозяйственного  сектора. Три четверти этой продукции  экспортируется по всему миру. Широкий  ассортимент овощей выращивается в  теплицах в соответствии  со спросом. При этом используются экологически чистые методы выращивания при сохранении высокого качества и низкой цены. Такие  результаты были достигнуты благодаря  многовековому опыту голландских  производителей тепличных культур.   Также большое внимание уделяется  эффективной доставке, благодаря  которой потребители в любой  части мира могут наслаждаться изобилием  свежих овощей,  выращенных в теплицах Нидерландов.

Наиболее известно производство луковиц и тюльпанов, которые  еще в 17 в. выращивали в окрестностях Харлема, а теперь и в районе между  Харлемом, Лейденом и Гаагой. В теплицах Голландии снимают большие урожаи винограда и томатов, а также  разводят цветы, главным образом  гвоздики, азалии и орхидеи.

Специализированные птицеводческие хозяйства начали развиваться  в  Нидерландах в 50-60-х годах. Снятие ограничений со стороны правительства  на количество животных, которое может  содержать фермер, а также ведомственная  свобода привели к значительным успехам птицеводства как специализированного  сектора сельского хозяйства. Выведение  новых пород, новых методов ведения  хозяйства, механизация и компьютеризация  позволяют увеличить эффективность  птицеводческих хозяйств.

Сельскохозяйственная отрасль  в Нидерландах имеет четкую  международную ориентацию. Министерство сельского хозяйства, природопользования и рыболовства    Нидерландов  ставит перед собой задачу повысить конкурентоспособность на международной  арене агробизнеса для того, чтобы  сектор мог вносить максимальный вклад в национальную экономику. Сельское хозяйство в Голландии  представляет собой замкнутый производственный цикл. В рамках производственной цепи существует связь между основным сектором и промышленностью по производству   продуктов питания, напитков и табачных изделий. Для улучшения качества  конечного  продукта и эффективности  производства сектор разрабатывает  новые виды кооперации между различными звеньями цепочки.

Объемы  экспорта сельхозпродукции и продуктов питания Нидерландов  значительно превышают объемы импорта. Среди экспорта наряду с земледельческой  продукцией большую долю имеют растениеводство  и животноводство. В последнее  время активно  развивается сотрудничество Голландии и России в агропромышленном комплексе.  Нидерланды планируют расширить свои инвестиции  в российский агробизнес. Это   связано с перспективностью российского рынка и значительным потенциалом сельского хозяйства в России. И, несмотря на значительные различия в законодательствах России и Нидерландов и большие трудности, возникающие в процессе таможенного оформления при ввозе, голландские компании намерены расширить свои представительства в России.

Нидерланды входят в десятку  стран-лидеров по наибольшему использованию  минеральных удобрений, а также  находятся на первом месте по урожайности  зерновых культур (7472 кг/га – 2002 г.).

 Мясная и молочная  отрасли промышленности являются  одними их основных секторов  сельскохозяйственного комплекса.  Нидерландские фермеры постоянно

стремятся оптимизировать продуктивность и здоровье своего скота. В данное время  значительную долю в голландский  экспорт вносит интенсивное животноводство, но в последнее время наметилась тенденция к переходу к менее  интенсивным, или альтернативным, системам.

 

1.5 Энергетика

Нидерланды обладают развитой энергетической отраслью.  В стране весьма развиты энергоемкие производства в промышленности, а также в  сельском хозяйстве (тепличные комплексы). Энергетика Голландии наряду с производством  электроэнергии специализируется на добыче нефти и природного газа, переработке  сырой нефти и производстве сжиженного газа. Голландия ежегодно добывает свыше 80 млрд. м3 природного газа, причем более половины его экспортируется.

В течение многих лет осуществляемые под правительственным контролем  экспортные поставки газа остаются одним  из главных источников поступления  средств в государственную казну - они дают 20% всех бюджетных поступлений. Значительные энергетические резервы в виде запасов природного газа, которыми располагает Голландия, остаются важным фактором обеспечения стабильности национальной экономики. Суммарные запасы природного газа в Нидерландах оцениваются в 1615 млрд. м3, в том числе 258 млрд. м3 составляют месторождения на континентальном шельфе. Благодаря развитой газовой промышленности Нидерланды вносят весомый вклад в энергетическое обеспечение Европы.

Основными потребителями  голландского газа являются Германия, Бельгия, Франция, Италия и Швейцария. Общий стоимостной объем газа, поставленного на экспорт из Нидерландов в 2004г., составил 7078 млн. евро, что на 15% больше, чем в 2003г. (6155,1 млн. евро). Однако, следуя государственной политике по экономии национальных энергетических ресурсов, Нидерланды активно развивают импорт природного газа. В 2004г. общий стоимостной объем импортного газа составил 3058 млн. евро.

37,8% энергетического баланса  страны формируют нефть и нефтепродукты.  Запасы нефти в Нидерландах  - 97 млн. тонн. Только 20% потребностей  в нефти покрывается за счет  внутренних ресурсов, остальное  ввозится из России, Великобритании, Ирана, Ливии, Нигерии, Алжира, Саудовской Аравии, Кувейта и  стран СНГ.

Нидерланды обладают крупнейшим северо-западным нефтяным портом Европы в Роттердаме, в районе которого корпорации «Shell», «Esso», «Нерефко», «Кувейт Петролеум», «Total» имеют свои нефтеперегонные заводы. В течение одного десятилетия (70-е годы) в районе Роттердама возник крупнейший европейский нефтеперерабатывающий комплекс. Он включил в себя 5 мощных предприятий по нефтепереработке и четыре крупных производственных объекта по выпуску нефтехимической продукции. В его создании приняли участие ведущие национальные корпорации и прежде всего европейский нефтегазовый лидер «Royal Dutch/Shell».

В 2005г. Нидерланды импортировали  более 50 млн. тонн сырой нефти на сумму почти 10 млн. евро, при этом более 20% импортированной нефти поступило  в Нидерланды из России (12 млн. тонн российской нефти на сумму 2 млн. евро). По итогам 2003 и 2004 гг. Россия стала самым  крупным поставщиком нефти в  Нидерланды, обогнав по этому показателю Саудовскую Аравию и Великобританию.

Россия вошла в число  крупных поставщиков газа в Нидерланды после подписания долгосрочного  контракта между компанией Gasunie и ООО «Газэкспорт», который предусматривает поставку в течение 20 лет 80 млрд. м3 общей стоимостью 10 млрд. $. Транспортировка газа в Нидерланды была начата 1 октября 2001г. по газопроводу «Ямал – Европа». В 2004г. объем поставок газа составил 2,35 млрд. м3. Согласно долгосрочному контракту, ежегодные объемы поставок газа должны возрасти до 4 млрд. м3. Общий объем продаж в Нидерланды с начала поставок превысил 5,4 млрд. м3. После истечения срока действия контракта в 2021г. Gasunie может воспользоваться своим правом на его продление еще на 10 лет.

 

        1.6 Машиностроение

Машиностроительная и  электронная отрасли Голландии  сконцентрированы на международных  операциях, в особенности в соседних странах. Нидерланды имеют относительно небольшой, но высокоразвитый промышленный сектор. По объему производства машиностроение составляет 12,4%.

Масштабными можно считать  структурные сдвиги, происходящие в  голландском машиностроении. Голландское  машиностроение стало постепенно смещаться  в сторону выпуска специализированного  оборудования  для быстрорастущих отраслей (нефтехимия, электроника, пищевая  и пр.). На первый план выходят фирмы  по производству сложных систем для  управления автоматизированным производством, энергосберегающей и экологически чистой технологии.

Многие ведущие международные  корпорации, действующие в этой сфере (IBM, “Hewlett-Packard”, “Xerox”, “Sony”, “Canon” и др.) стали активно создавать свои производственные и маркетинговые мощности в Нидерландах, которые были выбраны в качестве европейского рынка для освоения всего рынка ЕС. В окрестностях голландских морских портов (Роттердам, Амстердам и др.) появилось множество принадлежащих им складских помещений, с которых готовая продукция (импортной и местной сборки) отправляется по всему европейскому континенту.

Современное нидерландское  специализированное машиностроение (производственное и транспортное оборудование) обеспечивает свыше одной четверти (в 2002г. – 26,7%) всей стоимости национального экспорта. К тому же некоторая часть его  изделий включена в показатели другой важной группы экспортных товаров: «готовая промышленная продукция» (в т.ч. бытовая  техника), на которую приходится около 22,9%.

Информация о работе Основные показатели экономического развития Нидерландов