Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 01:11, статья
С распадом СССР каждая бывшая союзная республика, в том числе Беларусь, стала осуществлять поиск путей преодоления распада единого экономического пространства и восстановления хозяйственных связей на новой рыночной основе. Приоритетным направлением деятельности стала разработка программы постепенного перехода от командно-административной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике.
Основные направления
социально-экономического развития Республики
Беларусь в 1990-е гг. – начале XXI в.
С распадом СССР каждая
бывшая союзная республика, в том
числе Беларусь, стала осуществлять
поиск путей преодоления
Однако реформирование
народного хозяйства Беларуси в
1991 – 1994 гг. проводилось медленными
темпами, непоследовательно, недостаточно
эффективно. Выпуск промышленной продукции
в этот период сократился более чем
на 30%. Резко снизились доходы населения.
Главная причина этого
Разработка белорусской модели социально-экономического развития началась в середине 1990-х гг. Была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010г., определены основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 гг. Они утверждены на первом Всебелорусском народном собрании в 1996г. В качестве главных задач определялись рост экспорта белорусских товаров, строительство жилья для городских и сельских жителей, обеспечение населения республики продуктами питания.
В программе деятельности
правительства в качестве национальной
модели развития определена социально
ориентированная рыночная экономика.
Она призвана сочетать преимущества
рыночной конкуренции и эффективной
системы социальной защиты, идеи рыночного
саморегулирования и
Реализация белорусской
модели экономики связана с
Первое пятилетие
XXI в. было важнейшим этапом в достижении
стратегической цели социально-экономического
развития – повышении благосостояния
народа на пути приближения его к
уровню экономически развитых европейских
стран. Выполнение программы вывело
нашу страну на путь устойчивого экономического
роста, темпы которого превышают
показатели многих стран СНГ и
большинства европейских
Важное значение
при реализации белорусской модели экономики
имело государственное финансирование
крупных промышленных предприятий и колхозов,
постепенное превращение строительства
жилья в «локомотив» развития экономики.
Частный сектор экономики
в Беларуси представлен предприятиями
негосударственной формы
Проводится государственная политика, направленная на защиту интересов населения, оказание помощи тем, кому это необходимо, в частности пенсионерам, а также обеспечение охраны здоровья и получения образования.
Разработан курс
на проведение интеграции – сближения
и объединения в единое целое
в экономической сфере со странами
СНГ и в первую очередь с
Россией.
По результатам социально-экономического развития ряд граждан республики были удостоены звания «Герой Беларуси». Среди них – председатель правления Национального банка Республики Беларусь П. Прокопович; генеральный директор производственного объединения «БелАЗ» Мариев; создатель нескольких поколений магистральных автопоездов МАЗ М. Высоцкий и др.
На третьем Всебелорусском народном собрании в 2006г. принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. Она направлена на дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения республики на основе конкурентоспособной экономики и создания государства, удобного для жизни людей.
222222222222222222222222222222
Программа социально-экономического развития Бела¬руси на 2001—2005 гг.:
• создание необходимых макроэкономических условий для обес¬печения устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики, прежде всего на осно¬ве улучшения ее качественных параметров;
• техническое перевооружение и модернизация экономики, рест¬руктуризация предприятий на базе внедрения современных техноло¬гий, машин и оборудования;
• создание необходимых условий для оздоровления населения, по¬вышения уровня его образования и культуры на основе приоритетно¬го развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;
• снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и насе¬ление;
• доведение к концу пятилетия среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долл. США;
• повышение уровня пенсий по возрасту до 48%, стипендий — до 25—30% от средней заработной платы в народном хозяйстве;
• улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий чернобыльской катастрофы;
• обеспечение комплексности социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизации ситуации в проблемных регионах.
Исходя из преемственности направлений экономического разви¬тия и роли важнейших факторов в достижении социально-экономи¬ческих целей на очередное пятилетие определены следующие при¬оритеты:
• формирование эффективной системы здравоохранения;
• активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
• наращивание экспорта товаров и услуг;
• дальнейшее развитие жилищного строительства на без эмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных ис¬точников финансирования;
• развитие агропромышленного
комплекса и сопряженных отрас¬
Главными средствами достижения поставленных целей и реали¬зации приоритетов являются:
• финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния пла¬тежного баланса и увеличение валютных резервов;
• активизация структурной перестройки экономики на основе спе¬циализации, кооперирования и интеграции крупных и небольших пред¬приятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих от¬раслей и производств, сферы услуг;
• государственная
поддержка инноваций и
• внедрение эффективного механизма инвестирования в экономи¬ку, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях;
• дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного раз¬деления труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союз¬ного государства Беларуси и России, СНГ, ТНК и других междуна¬родных интеграционных образований;
• ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирова¬ния жилищного строительства — системы строительных сбереже¬ний и накоплений, ипотечного кредитования;
• расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения част¬ного капитала;
• формирование конкурентной
среды и эффективной
• обеспечение экономической
безопасности страны. Развитие экономики
Республики Беларусь в 2001—2005 гг. будет
проходить под совокупным воздействием
различных внешних и внут¬