Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь в 1990-е гг. – начале XXI в

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 01:11, статья

Описание работы

С распадом СССР каждая бывшая союзная республика, в том числе Беларусь, стала осуществлять поиск путей преодоления распада единого экономического пространства и восстановления хозяйственных связей на новой рыночной основе. Приоритетным направлением деятельности стала разработка программы постепенного перехода от командно-административной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике.

Работа содержит 1 файл

Основные направления социально-эконом РБ.docx

— 19.09 Кб (Скачать)

Основные направления  социально-экономического развития Республики Беларусь в 1990-е гг. – начале XXI в. 

С распадом СССР каждая бывшая союзная республика, в том  числе Беларусь, стала осуществлять поиск путей преодоления распада  единого экономического пространства и восстановления хозяйственных  связей на новой рыночной основе. Приоритетным направлением деятельности стала разработка программы постепенного перехода от командно-административной системы  управления народным хозяйством к рыночной экономике. В начале 1990-х гг. проявлениями рынка в республике стали введение рыночных цен на большинство товаров и услуг, разрешение аренды и индивидуальной трудовой деятельности, становление предпринимательских, банковских и коммерческих структур. Началось проведение приватизации – разгосударствления, передачи объектов государственной собственности в частную.

  
 

Однако реформирование народного хозяйства Беларуси в 1991 – 1994 гг. проводилось медленными темпами, непоследовательно, недостаточно эффективно. Выпуск промышленной продукции  в этот период сократился более чем  на 30%. Резко снизились доходы населения. Главная причина этого заключалась  в росте цен на продукты питания, товары первой необходимости и услуги. В 1994г. за пределами прожиточного минимума оказалось более 60% населения республики.  

Разработка белорусской  модели социально-экономического развития началась в середине 1990-х гг. Была разработана Национальная стратегия  устойчивого развития Республики Беларусь до 2010г., определены основные направления  социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 гг. Они утверждены на первом Всебелорусском народном собрании в 1996г. В качестве главных задач  определялись рост экспорта белорусских  товаров, строительство жилья для  городских и сельских жителей, обеспечение  населения республики продуктами питания.

В программе деятельности правительства в качестве национальной модели развития определена социально  ориентированная рыночная экономика. Она призвана сочетать преимущества рыночной конкуренции и эффективной  системы социальной защиты, идеи рыночного  саморегулирования и государственного управления. Социально ориентированная  рыночная экономика имеет характерные  черты. Среди них: существование  государственного и частного секторов экономики; приватизация как средство поиска тех, кто заинтересован в  долговременном развитии предприятий  с социальной защитой их работников; повышение конкурентоспособности  отечественных товаров; повышение  материального благосостояния населения  республики; развитие экономических  связей со странами СНГ и Россией. Основной особенностью белорусской  модели экономического развития стала  сильная государственная власть, которая стимулирует развитие экономики, обеспечивает социальную справедливость и общественный порядок.  

Реализация белорусской  модели экономики связана с выполнением  основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь. Наша республика первой на постсоветском пространстве преодолела кризисные тенденции  в экономике и восстановила в 2000г. уровень производства продукции 1990г. Второе Всебелорусское народное собрание поддержало основные положения программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг.  

Первое пятилетие XXI в. было важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития – повышении благосостояния народа на пути приближения его к  уровню экономически развитых европейских  стран. Выполнение программы вывело нашу страну на путь устойчивого экономического роста, темпы которого превышают  показатели многих стран СНГ и  большинства европейских государств. В 2005г. объемы производства в промышленности увеличились более чем на 50%, в  сельском хозяйстве – более чем  на 25%.  
 

Важное значение при реализации белорусской модели экономики имело государственное финансирование крупных промышленных предприятий и колхозов, постепенное превращение строительства жилья в «локомотив» развития экономики.  

Частный сектор экономики  в Беларуси представлен предприятиями  негосударственной формы собственности  и индивидуальными предпринимателями  и подчинен государственным интересам.

Проводится государственная  политика, направленная на защиту интересов  населения, оказание помощи тем, кому это  необходимо, в частности пенсионерам, а также обеспечение охраны здоровья и получения образования.

Разработан курс на проведение интеграции – сближения  и объединения в единое целое  в экономической сфере со странами СНГ и в первую очередь с  Россией.  

По результатам  социально-экономического развития ряд  граждан республики были удостоены  звания «Герой Беларуси». Среди них  – председатель правления Национального  банка Республики Беларусь П. Прокопович; генеральный директор производственного  объединения «БелАЗ» Мариев; создатель нескольких поколений магистральных автопоездов МАЗ М. Высоцкий и др.

На третьем Всебелорусском народном собрании в 2006г. принята Программа  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. Она направлена на дальнейшее повышение уровня и  качества жизни населения республики на основе конкурентоспособной экономики  и создания государства, удобного для  жизни людей.

22222222222222222222222222222222222222222 катя это старое а вот это новое)) внизу)

Программа социально-экономического развития Бела¬руси на 2001—2005 гг.:

• создание необходимых  макроэкономических условий для  обес¬печения устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики, прежде всего на осно¬ве улучшения ее качественных параметров;

• техническое перевооружение и модернизация экономики, рест¬руктуризация предприятий на базе внедрения современных техноло¬гий, машин и оборудования;

• создание необходимых  условий для оздоровления населения, по¬вышения уровня его образования и культуры на основе приоритетно¬го развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;

• снижение налоговой  нагрузки на товаропроизводителей и  насе¬ление;

• доведение к  концу пятилетия среднемесячной заработной платы работников народного  хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долл. США;

• повышение уровня пенсий по возрасту до 48%, стипендий  — до 25—30% от средней заработной платы в народном хозяйстве;

• улучшение экологической  ситуации, осуществление действенных  мер по преодолению последствий  чернобыльской катастрофы;

• обеспечение комплексности  социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизации ситуации в проблемных регионах.

Исходя из преемственности  направлений экономического разви¬тия и роли важнейших факторов в достижении социально-экономи¬ческих целей на очередное пятилетие определены следующие при¬оритеты:

• формирование эффективной  системы здравоохранения;

• активизация инновационной  и инвестиционной деятельности;

• наращивание экспорта товаров и услуг;

• дальнейшее развитие жилищного строительства на без эмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных ис¬точников финансирования;

• развитие агропромышленного  комплекса и сопряженных отрас¬лей.

Главными средствами достижения поставленных целей и  реали¬зации приоритетов являются:

• финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния  пла¬тежного баланса и увеличение валютных резервов;

• активизация структурной  перестройки экономики на основе спе¬циализации, кооперирования и интеграции крупных и небольших пред¬приятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих от¬раслей и производств, сферы услуг;

• государственная  поддержка инноваций и важнейших  инвестици¬онных проектов, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспо¬собности экономики республики и ее регионов, социальный прогресс;

• внедрение эффективного механизма инвестирования в экономи¬ку, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях;

• дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного раз¬деления труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союз¬ного государства Беларуси и России, СНГ, ТНК и других междуна¬родных интеграционных образований;

• ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирова¬ния жилищного строительства — системы строительных сбереже¬ний и накоплений, ипотечного кредитования;

• расширение государственной  поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий  для привлечения част¬ного капитала;

• формирование конкурентной среды и эффективной институцио¬нальной базы экономической деятельности;

• обеспечение экономической  безопасности страны. Развитие экономики  Республики Беларусь в 2001—2005 гг. будет  проходить под совокупным воздействием различных внешних и внут¬ренних факторов, влияние которых оценить однозначно представля¬ется невозможным.

Информация о работе Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь в 1990-е гг. – начале XXI в