Основные направления политики энергосбережения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:08, доклад

Описание работы

Нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных механизмов повышения эффективности использования ТЭР, и в Республики Беларусь она создана. В её основе лежит Закон Республики Беларусь "Об энергосбережении". В развитие его правительством и другими республиканскими органами управления принято более 35 нормативно- технических документов, регулирующих деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию ТЭР и другим вопросам, связанным с реализацией государственной энергосберегающей политики. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нерациональное использование ТЭР.

Работа содержит 1 файл

Основные направления политики энергосбережения в Республике Беларусь.docx

— 16.05 Кб (Скачать)

Основные  направления политики энергосбережения в  Республике Беларусь 

     Нормативно-правовая база энергосбережения является одним  из основных механизмов повышения эффективности  использования ТЭР, и в Республики Беларусь она создана. В её основе лежит Закон Республики Беларусь "Об энергосбережении". В развитие его правительством и другими  республиканскими органами управления принято более 35 нормативно- технических  документов, регулирующих деятельность юридических и физических лиц  по эффективному использованию ТЭР  и другим вопросам, связанным с  реализацией государственной энергосберегающей  политики.  Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях  предусмотрена административная ответственность  за нерациональное использование ТЭР.  

     Принятым  в 1998 г. Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» (15 июля 1998 г. № 190-3) регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования ТЭР, и установлены правовые основы этих отношений. В нём подчёркнуто, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь, и установлено, что объектами отношений в сфере энергосбережения являются физические и юридические лица (пользователи и производители ТЭР) осуществляющие следующие виды деятельности:

-добычу, переработку,  производство, транспортировку, хранение, использование и утилизацию всех  видов ТЭР;

- производство  и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов и материалов, а также приборов учёта, контроля, регулирования расходов ТЭР.

- проведение  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  работ (НИОКР), экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных,  энергосберегающих и других видов  работ, связанных с повышением  эффективности использования и  экономии ТЭР;

-реализацию  мероприятий, связанных с развитием  и применением не-.   традиционных и возобновляемых источников энергии, использование возобновляемых энергетических ресурсов;

- информационное  обеспечение юридических и физических  лиц, подготовка кадров для  сферы энергосбережения;

- разработку  и внедрение эффективных систем  управления энергосбережением и  средств контроля за эффективным использованием ТЭР.

Законом определены основные принципы государственного управлении в сфере энергосбережения: 

-осуществление  государственного надзора за  рациональным использованием ТЭР;   

-разработка  государственных и межгосударственных  научно-технических, республиканских,  отраслевых и региональных программ  энергосбережения и их финансирование;

-приведение  нормативных документов в соответствии  с требованием снижения энергоёмкости  материального производства, сферы  услуг и быта;

-создание системы  финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании ТЭР, вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;

-повышение уровня  самообеспечения республики местными ТЭР;

-осуществление  государственной экспертизы энергетической  эффективности проектных решений;

- создание и  широкое распространение экологически  чистых и безопасных энергетических  технологий, обеспечение безопасного  для населения состояния окружающей  среды в процессе использования  ТЭР;

-реализация  демонстрационных проектов высокой  энергетической эффективности;

-информационное  обеспечение деятельности по  энергосбережению и пропаганда  передового отечественного и  зарубежного опыта в этой области;

- обучение производственного  персонала и населения методам  экономии топлива и энергии;

-создание других  экономических, информационных, организационных  условий для реализации принципов  энергосбережения.

Законом определено также, что необходимо обеспечить установление технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода  топлива, которые должны в обязательном порядке включатся в технологические  регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические  инструкции по эксплуатации всех видов  энергопотребляющей продукции. Национальная система стандартизации, сертификации обеспечивает контроль за соответствием продукции, работ, услуг, а также ТЭР требованиям эффективного энергопотребления. Кроме того, предусмотрено проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений для определения их соответствия требованиям нормативной документации.

     В целях оценки эффективности использования  ТЭР и обеспечения их экономии предусмотрено проведение энергетических обследований субъектов хозяйствования, расположенных на территории Республики Беларусь, и введена система нормирования расхода топлива и энергии.

     Законом определены источники финансирования мероприятий по энергосбережению. Ими  являются средства:

- республиканского  и местного бюджетов;

- республиканского  фонда энергосбережения;

- юридических  и физических лиц, направленных  на цели энергосбережения;

- инновационного  фонда концерна «Белэнерго»;

- инновационных  фондов министерств и ведомств, а также:

-льготные кредиты;

-инвестиции  по линии Всемирного банка;

-другие источники.

     Для производителей и пользователей  топливно-энергетических ресурсов предусмотрена  система получения льготных кредитов для проведения энергосберегающих  мероприятий, определён порядок  образования и использования  фондов «Ресурсо- и энергосбережение» субъектами хозяйствования. 
 

Литература 

1. Основы энергосбережения: Учебное пособие /Б. И. Врублевский,  С. Н. Лебедева, А. Б. Невзорова и др.; Под ред. Б. И. Врублевского. — Гомель: ЧУП «ЦНТУ «Развитие», 2002.

2. Охрана  труда и основы энергосбережения. Учебное пособие для ВУЗов – Э.М. Кравченя, Р.Н.Козел, И.П. Свирид. Мн. 2004

3. Андрижиевский, А. А. Энергосбережение и энергетический менеджмент: учеб. пособие / А.А. Андрижиевский, В.И. Володин. -2-е изд., испр. - Мн.: Выш. шк., 2005.  

Информация о работе Основные направления политики энергосбережения в Республике Беларусь